Проблемы могут настигнуть каждого, и все реагируют на них по-разному. Кто-то впадает в депрессию или пускается во все тяжкие, или ищет сочувствия у родственников, или направляется к психологу. Но у ребят, о которых пойдёт речь, несколько иные и довольно оригинальные методы справляться с невзгодами.
– Допустим, что-то случилось, – рассказывает магнитогорский стендап-комик Алексей Лунёв. – К примеру, расстался с девушкой. Я пишу об этом, затем разбавляю шутками, выступаю, и боль уходит, поскольку вижу, как зрители смеются над ситуацией. Так что стендап – это, прежде всего, психотерапия.
Свой путь юмориста Алексей начинал как кавээнщик. Увлёкся на первом курсе, попал в команду университета, ну а дальше закрутилось. Придумывание сценок и шуток, поездки, соревнования, выступления перед огромным количеством людей.
– Стремительное развитие началось, когда попали в официальные лиги, – вспоминает Лунёв. – Одно из самых значимых событий – ежегодный фестиваль КВН в Сочи. Мероприятие собирает до пятисот команд со всей страны, это море людей, находящихся в одной локации, причём близких нам по возрасту и менталитету. Очень здорово.
Сейчас в команде Алексея четверо комиков и звукооператор. По его словам, подготовка к любому КВН-мероприятию начинается примерно за месяц. Ребята собираются, размышляют над тем, что показывать, придумывают шутки. Затем, примерно за неделю, приезжают в город, где будут выступать, и начинается сотрудничество с редактором, который для юмористов одновременно и цензор, и наставник. Часть шуток он может попросить убрать или переделать, объяснит, почему тот или иной номер недостаточно смешной или, наоборот, «зайдёт» всем.
– Это творческие руководители, которые помогают коллективам, – подключается к разговору сокомандник Алексея Дмитрий Назиров. – Бывает, коллектив не понимает, в каком направлении двигаться, почему его творчество не пользуется успехом. Редакторы всегда готовы объяснить, что не так. Например, кому-то нужно сменить форму, сделать её более телевизионной, выбрать другие темы для шуток, повзрослее. Без редакторов многие кавээнщики оказались бы в тупике.
Стендапом ребята увлеклись в 2017 году благодаря творческому руководителю их КВН-команды Николаю Трофимову. В итоге новое направление увлекло обоих, только Алексей стал комиком, а Дмитрий ведущим мероприятий, его задача – «разогреть» зрителей, настроить на весёлый лад.
– Общаюсь с ними, шучу, – рассказывает он. – Выдаю как заготовленные шутки, так и импровизирую. Нужно, чтобы люди расслабились, отвлеклись от проблем. Если этого не происходит, то выступление первого комика провалится, каким бы гениальным он ни был.
Успех, по словам ребят, зависит от многого. Очень важную роль играет заведение, в котором проходит мероприятие. Алексею, Дмитрию и их друзьям доводилось работать в таких местах, которые они сейчас даже вспоминать не хотят. Например, стендап-вечер в каком-нибудь пабе – совершенно не то. Там люди настроены выпить, комиков часто перебивают, кричат из зала, ведут себя грубо. Кафе – тоже не лучший вариант, поскольку большая часть посетителей сосредоточена на еде, а не на выступающих. Вдобавок многие стесняются смеха – как своего, так и чужого.
Отдельная история – корпоративы. Как говорят о таких мероприятиях Алексей и Дмитрий, это лучший вариант в плане заработка, но худший для выступления. Причины всё те же: публика не настроена сидеть и слушать юмор. Им нужно выпить, закусить, потанцевать. Так что здесь куда лучше подойдёт традиционный тамада.
– Приходилось выступать и в довольно-таки странных местах, – добавляет ещё один стендап-комик Искандер Мавлянов. – Например, нас позвали на фестиваль бардовской песни «Бобёр». В лесу, среди палаток, возле костра, где участники жарили шашлыки. Но выступили успешно, хоть и были в недоумении.
Или другой случай – на дне рождения в саду. Пригласившие ребят сидели на скамейке, вокруг бегали дети, и такое выступление Алексей с друзьями характеризуют коротко и ёмко: «Сюр».
– Причём странных мест становится всё больше, – добавляет Лунёв.
Сейчас ребята взялись за ещё один интересный проект: курсы по искусству стендапа для работников ММК.
В роли наставников они были и раньше, только занимались индивидуально.
– Поскольку ошибки всегда одни и те же, решили собрать группу, – объясняет Алексей. – Будет вводная лекция, а потом практика, практика и ещё раз практика. Написание текстов, выступление перед микрофоном, поиск своей подачи. Нюансов много.
Как говорит Лунёв, придумать шутки – самое простое. Куда сложнее найти темы, способные зацепить зрителя, научиться выступать органично. Комику должно быть комфортно перед микрофоном и зрителями.
– В идеале публика должна верить, что комедия зарождается здесь и сейчас, – добавляет Дмитрий. – Комик не выглядит так, будто что-то заучил, он словно вспоминает случай из жизни, смеётся над отдельными моментами, и такая естественность подкупает.
В творческом поиске ребята постоянно. Есть такой термин – «комедия наблюдений», и это как раз про них. Так, Алексей может просто отправиться на долгую прогулку по городу, подмечать происходящее вокруг, записывать на телефон собственные мысли и прийти домой с неплохим материалом. А самый главный источник шуток – личный жизненный опыт самого комика, черты его характера или внешности.
– С нами выступает Айнагуль Мусабаева, многодетная мать, – приводит пример Алексей. – Она шутит на эту тему. Или другой наш комик, Алик Салиев. Пережил инсульт, хромает и часто обыгрывает это в своих выступлениях. Искандер родом из Кыргызстана, у него своя харизма, которая тоже видна, когда он стоит у микрофона. Мой юмор бывает угрюмым и грубым.
– Ну, а я частенько шучу над своими большими ушами, – со смехом вставляет Дмитрий.
Стендап – это не только психотерапия, он также даёт почву для личностного роста. Алексей, к примеру, интроверт, не любит общаться, не является душой компании и приколистом в режиме «нон-стоп». На первом курсе он был довольно зажат, не имел опыта выступлений на публике, но хотел попробовать. И вот результат.
– Тараканы есть в голове у каждого человека, – говорит он. – Просто мы своих выпускаем погулять.