Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

18 октября, пятница

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

18.10.2019

Комментарии ( )

Благоустраиваем город вместе!

В Магнитогорске с 2017 по 2022 годы реализуется приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды", в рамках которого проходит благоустройство общественных территорий.

17.10.2019

Комментарии ( )

Кто очевидец?

Госавтоинспекция по городу Магнитогорску обращается к участникам дорожного движения!

17.10.2019

Комментарии ( )

Операция "Автобус" продолжается

Сотрудники ГИБДД УМВД России по г. Магнитогорску продолжают целенаправленные профилактические мероприятия по проверке пассажирских перевозок.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

17.10.2019

Комментарии ( )

см. 8 фото »

Северное сияние

Звучание "Волшебной флейты" покорило сердца магнитогорцев.

15.10.2019

Комментарии ( )

см. 16 фото »

Мастер художественных аллегорий

Персональная выставка Юрия Шумова "Линия жизни" (6+) приурочена к 70-летию художника.

12.10.2019

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Низкий поклон вам, учитель!

15 октября Юрию Георгиевичу Писаренко исполняется 90 лет.

10.10.2019

Комментарии ( )

см. 16 фото »

"Живописный" хроникёр Магнитки

В картинной галерее впервые открыли персональную выставку (6+) одного из первых профессиональных художников города Семёна Каминского.

08.10.2019

Комментарии ( )

см. 25 фото »

Время мастера

Картинная галерея представила юбилейную экспозицию члена Союза художников России Олега Базылева.

26.09.2019

Комментарии ( )

По бродвейской системе

Мюзикл "Дубровский" (6+), к премьере которого готовятся в Магнитогорском театре оперы и балета, получается зрелищным, эффектным, но главное, новаторским.

26.09.2019

Комментарии ( )

Театральные сюрпризы из Нефтеюганска

Северяне покажут магнитогорцам по-южному тёплые спектакли.

24.09.2019

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Приобщаться к высокому всей семьёй

Хоровая капелла предлагает ценителям классики несколько интересных музыкальных проектов.

Культура

31.05.2012

Viva, киноопера! Viva, Болейн!

24, 26 и 27 мая в Магнитогорске состоялись показы оперы "Анна Болейн" ("Anna Bolena") в исполнении Анны Нетребко и Элины Гаранцы.

Кинотеатр Jazz Cinema пригласил ценителей классики на это масштабное мероприятие, чтобы они могли созерцать постановку знаменитого композитора Гаэтано Доницетти на большом экране. Участники киноклуба поделились впечатлениями.

Татьяна Таянова

Лев Толстой, как известно, не любил балеты и оперные спектакли. Разгромно, нещадно, презрительно не любил. С присущей ему резкостью и сарказмом он нападал на эти виды искусства, доказывая их фальшь и противоестественность. Особенно гневался он на оперы за соединение музыки и театра, которые, по выражению Толстого, словно клетки шахматной доски, смешиваться не могут. Ошибка гения была в том, что он воспринимал оперу как старую механическую формулу "музыка плюс драма/театр". А она же, по замечанию многолетнего главрежа Большого театра Бориса Покровского, столетие которого оперный мир отметил в январе этого года, есть "драма, выраженная музыкой", т.е. органическое соединение двух искусств, где драма - цель, а средство - музыка.

Что ж, как бы сильно ни гневался классик, опера жива. И год от года доказывает, что ни в каком другом синтетическом виде искусства нет столь органического слияния музыки и драмы.

Опера в кинозале - это чудо, которое подарил городу мультиплекс "Джаз Синема", еще раз подтвердив статус творческой, просветительской, интеллигентной площадки, где живет, а не продается искусство.

Просмотр кинооперы  - событие в масштабах города грандиозное. Сам Доницетти! Сама "Анна Болейн"! Сама Вена! Да еще и лучший женский дуэт нашего времени - подруги Анна Нетребко (сопрано) и Элина Гаранча (меццо-сопрано).

Мы увидели настоящий театр, который явил и силу оперного произведения, и истинную драматургию, выраженную нетленной музыкой. Искусство должно быть заразительным, так считал граф Толстой. Что ж, Болейн (А. Нетребко) не удивила, а захватила. И не отпускала до конца, до той самой страшной, и в то же время - прекрасной гильотины, которая стала завершающим и самым пронзительным аккордом спектакля. В центре сцены в момент финальной казни не только Анна и гильотина ее величия, ее надежд, ее преступления и покаяния, но и маленькая светящаяся девочка, ребенок несчастливого союза с Генрихом VIII. Воистину именно так, поникнув, ослабев, может парить душа над телом. Перестрадавшая, все понявшая, во всем себе и людям признавшаяся и почти всех простившая Анна - это невинная девочка, отправляющаяся прямиком в рай. А на земле и дальше будут кипеть страсти, литься слезы и  кровь, гибнуть честь и амбиции, порабощаться корыстными помыслами красота… У нее отнята жизнь, но любовь с ней навеки, как и приобретенная страданиями чистота.

Представителей романтического направления в Италии начала XIX века Беллини и Доницетти (автора "Анны Болейн") принято упрекать в увлечении красивым пением и в некотором пренебрежении к движению собственно драмы, т.е. в ослаблении театральности в угоду музыкальности. Сила современной постановки оперы "Анна Болейн" - в действенной линии драмы. Перед нами сложный процесс, состоящий из множества поступков, конфликтов, смен настроений и атмосферы. Есть и еще один немаловажный момент: часто в операх отрицательное дается как четкий антипод положительному, и опера Доницетти вовсе не исключение. Однако в новой версии Венского оперного театра в каждом из главных героев акцентируется что-то темное и что-то светлое. Как у Достоевского в "Преступлении и наказании", невиновных нет, всё как в жизни. И как в жизни, кто-то, несмотря на пытки совести, муки и смерть, идет к покаянию и очищению, а кто-то гибнет в тине амбиций, в болоте ненависти и мести.

Нетребко играет Анну Болен, строя образ на сложном, напряженном сочетании глубоко затаенных чувств и внешней сдержанности, конфликте лица и маски. Маскировка правды, истинного лица самой настоящей и живой героини  вызывает безусловное сопереживание. Сострадание захватывает нас не потому, что вынуждена притворяться, терпеть плохое обращение и, в конце концов, умереть женщина, а потому, что умирает Болейн - жертва нравственного эгоизма и цинизма жестокой, всё могущей себе позволить, на всё имеющей право власти. В сострадании, которое вызывает у нас образ Анны, и протест против несправедливости, и зов-нравоучение: жизнь - это путь к любви и добру, а не богатству и короне.

В острые моменты сопереживаний мы - зрители - тоже создатели оперного образа. Как сказал режиссер Борис Покровский: "Кто же тот центр, который творчески объединяет действие и музыку и рождает полнокровный оперный образ? Это публика, которая творит (а не бесстрастно наблюдает!) во время спектакля. Она участвует в спектакле, одновременно слыша и видя, создает свой образ, свое впечатление, преобразуя музыку и действие, - музыка становится действенной, а действие музыкальным. Вот тут и возникает специфический оперный синтез".

Как хочется в оперу!

Кристина Головина

Спросите кого-нибудь, что он думает об опере, и в большинстве случаев вы услышите слово - скука. Не слушайте тех, кто так скажет, и лучше войдите в мир современной оперы! И теперь для этого вовсе не надо идти в театр и тратиться на билет, а достаточно прийти в кино и посмотреть спектакль. Мировая практика проведения подобных мероприятий показывает, что опера - жанр, который становится поистине модным, если можно употребить такое слово. Самые крупные постановки мировых театров отныне не проходят без того, чтобы их не транслировали на больших экранах кинотеатров, порой даже не просто в записи, а в прямом эфире! Конечно, не всегда есть возможность посмотреть представление, которое идет именно в этот момент где-нибудь в зале Ла Скала, но теперь магнитогорский зритель может увидеть записи самых известных постановок мировых театров. И первой из них была опера итальянского композитора Гаэтано Доницетти "Анна Болейн", поставленная в стенах знаменитой Венской оперы. История жестокого короля Генриха VIII и трагичная жизнь его второй жены, королевы Анны, представлены на сцене потрясающим актерским составом: Анна Нетребко, Элина Гаранча, Ильдебрандо Д'Арканжело - звезды мировой оперы.

Перед Анной Нетребко стояла серьезная задача - ведь партию королевы Анны исполняла сама Мария Калласс, и эта ее роль была одной из самых лучших. И стоит громко поаплодировать Нетребко, так как она блестяще справилась с этой партией. Совершенно другая в жизни, она сыграла сложнейший драматический образ с блеском, не говоря уже об ее певческих качествах - ведь диапазон исполнения огромный. Необходимо также отметить, что именно в роли Анны Болейн Нетребко открывала сезон в нью-йоркском театре Метрополитен-опера, что считается большим почетом для любого оперного исполнителя. Элина Гаранча - вторая часть звездного женского дуэта. Латвийская меццо-сопрано, уже давно известная многим в мире оперы, наконец-то предстала вместе с Анной Нетребко на одной сцене, прежде радуя зрителей, не имеющих возможности попасть в европейские театры, только аудиозаписями и совместными гала-концертами с русской сопрано. Их дуэт в начале второго акта, столь страстно написанный Доницетти, является одним из ключевых моментов всей оперы. Сопрано и меццо-сопрано, подруги-соперницы на оперной сцене, великолепно справляются со своей задачей, а совместное звучание их голосов превращается в потрясающее сочетание красоты и мастерства. Венская версия "Анны Болейн" - безусловное качество постановки, сохраняющей в себе дух классического театра, великолепные режиссерские решения и лучший состав исполнителей. Стоит также отметить как всегда отменное качество съемки и записи звука, а ведь это живой спектакль!

Опера - это совсем не скучно. Современная опера - это профессиональные и порой очень смелые, где-то даже за гранью, постановки, это динамичное развитие действия, лишенное прежних оперных стереотипов. Современная опера - это исполнители, которые радуют не только своими вокальными данными, но и выразительной красивой внешностью. Современная опера - это целый мир, который скрыт за дверьми театров, куда не каждый имеет возможность попасть, но этот мир открывается теперь специально для нас посредством перемещения в пространство кинозала.

Мария Лебедева

Это, наверно, можно назвать сказкой. Теперь, немного поплутав по тихим дождливым улочкам нашего города, можно неожиданно оказаться в Италии. Из небольшого зрительного зала "Джаз Синема", как только гаснет свет, попадаем в один из красивейших концертных залов Италии. Камера то перемещает нас в оркестровую яму, где музыканты готовятся к выступлению, словно волшебники, погружённые в мысли о предстоящем чуде. То мы оказываемся рядом со зрителями, совсем разными, но уже ставшими частью этого зала и действа, которое здесь будет происходить. А с первыми звуками музыки оказываемся где-то под самым потолком. Здесь, наверно, живут голоса певцов. После опускаемся ближе к сцене, так, чтобы чувствовать даже дыхание актёров, и полностью исчезаем из магнитогорского зала. После начинается сказка, которую невозможно передать словами. Для меня, впервые побывавшей на настоящей итальянской опере, поразила сила эмоций, которые может передать отличная актёрская игра, красивейшие голоса, чудесная музыка, хорошие костюмы. Благодаря субтитрам можно оценить красоту итальянского языка, оставаясь при этом в курсе событий. К тому же, "перемещению" за много сотен километров помогло и замечательное качество звука и изображения. Поэтому три с половиной часа пролетели незаметно.

Кристина Головина

Ее называют самой яркой звездой современной оперной сцены, а она не боится говорить, что с удовольствием ходит на концерты Леди Гага. Именно ей дозволено перед строгой немецкой публикой, скинув с ног туфельки, кружиться на сцене и заигрывать с первой скрипкой оркестра прямо во время исполнения арии. Выступая под открытым небом, она может демонстративно оставить микрофон и спеть так, что услышит самая дальняя часть берлинского театра Вальдбюне и будет аплодировать стоя. Она - Анна Нетребко, признанная дива мировой оперы. Она разрушает все оперные стереотипы, которые так отпугивают рядового слушателя, и делает оперу заманчивым и близким для любого человека видом искусства. Все европейские музыкальные столицы, а также Нью-Йорк и Токио, увешаны афишами с именем российской оперной дивы, а ведь в то время, когда Анна училась в Санкт-Петербургской консерватории, ее однокурсники могли смело заявить ей, что у нее нет голоса. "Одри Хепберн с голосом" - именно так прозвали ее на Западе, восхищаясь не только прелестными вокальными данными Анны, но и яркой внешностью и индивидуальностью. Она именно такая: непосредственная, живая, открытая, без капли звездной болезни и без того, что обычно приписывают оперным примадоннам, ведь в современном крупном театре существует тенденция: или ты не капризничаешь и работаешь, или ты - никто! Анна проделала колоссальную работу, чтобы прорваться вперед, чтобы стать лучшей.

Неоценимая поддержка знаменитого российского дирижера Мариинского театра Валерия Гергиева, когда Анна еще была студенткой, сделала свое дело. Вскоре перед ней открылись двери многих зарубежных театров, подписан контракт с одной из лучших звукозаписывающих компаний в области классической музыки, и в статусе неоспоримой первой дивы ее закрепила постановка Травиаты в 2005 году на Зальцбургском фестивале. Анна является солисткой Мариинского театра, однако там ее не так-то просто застать из-за плотного графика спектаклей и концертов, кроме того, она еще и солистка Венской оперы и на данный момент проживает в Австрии, не забывая, конечно, возвращаться домой. Несмотря на преобладающий итальянский и французский репертуар, Анна всегда помнит о своих корнях, записывая русские арии и романсы и исполняя их на своих концертах, таким образом раскрывая европейским слушателям всю красоту русской музыки и русского языка. Чего стоит серия ее концертов, посвященных исполнению романсов Римского-Корсакова и Чайковского под аккомпанемент знаменитого дирижера и пианиста Даниеля Баренбойма, что считается за честь для оперного певца. Несмотря на свое положение Анна получает достаточно много критики, все гладко не бывает; кто-то злорадствовал насчет того, что ее не приглашают в Ла Скала, но так она уже и там успела выйти на сцену в опере "Дон Жуан" Моцарта. Анна также постепенно расширяет свой набор ролей, ее неповторимое сопрано ныне становится более глубоким и драматичным, и сама Анна говорит, что уже совсем скоро она будет исполнять Тоску и возьмется за вагнеровский репертуар. Ее удивительная способность перевоплощаться на сцене позволяет ей играть серьезные драматические роли, такие как Анна Болейн и Лючия ди Ламмермур из одноименных опер Доницетти, быть легкой, лиричной как Наташа Ростова или Джульетта, и поистине блистать в образе моцартовской Сюзанны, буквально сходить с ума, исполняя хитрую Норину в опере "Дон Паскуале". Громко прозвучит, но Анна Нетребко является символом современной оперной сцены, хотя сама она отказывается от подобного звания, продолжая упорно работать над собой. Но разве не замечателен тот факт, что мировая опера представлена именно русским именем, и это служит неоспоримым доказательством состоятельности нашей российской культуры, на которую так привыкли смотреть с подозрением?

Ближайшие показы оперных постановок в Jazz Cinema:

СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ (Пьетро Масканьи)

ПАЯЦЫ (Руджеро Леонкавалло)

31 мая, начало в 19:45, 2 и 3 июня, начало в 17:40.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

15.10.2019

( )

Лицеисты дотянулись до Луны

В Магнитогорском городском многопрофильном лицее прошла акция "Дотянись до Луны", посвящённая Всемирному дню астрономии.

12.09.2019

( )

Два братца

Я пожилая женщина, но интерес к жизни ещё не потеряла.

10.09.2019

( )

На пульсе времени

От всей души поздравляем начальника отдела по взаимодействию со СМИ Магнитогорского городского Собрания депутатов Анжелику Филипову с юбилейным днём рождения, желаем здоровья, оптимизма, благополучия и успехов в реализации всех намеченных планов!

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2019).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.