Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

28 октября, среда

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

27.10.2020

Комментарии ( )

Без маски никуда

Всеобщий масочный режим вводится во всех регионах страны.

27.10.2020

Комментарии ( )

Рейд по контролю за перевозкой детей

ГИБДД УМВД России по городу Магнитогорску информирует.

27.10.2020

Комментарии ( )

Полицейским подарили машину будущего

Сотрудники Госавтоинспекции организовали пешеходную экскурсию для дошколят.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Действующие лица»

20.10.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

В центре орбиты

Сегодня принимает поздравления с восьмидесятилетием ветеран цеха изложниц, бывший руководитель профсоюзной организации Механоремонтного комплекса ПАО "ММК" Геннадий Зеленюк.

20.10.2020

Комментарии ( )

см. 6 фото »

Горячие будни Евгения Ращупкина

Его трудовая биография подтверждает: мечты - серьёзное основание для выбора профессии.

08.10.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

"Мнение ребёнка нельзя ломать, иначе сломаешь личность"

Олегу Моисееву 59 лет, из них 35 с половиной он работает футбольным тренером.

06.10.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Оперативники новой формации

Наступивший век цифровизации создаёт особые реалии работы полиции.

24.09.2020

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Грани характера

Каждый горняк на себе испытал знаменитое притяжение Магнитной горы.

10.09.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Горячие точки миграционной службы

Одиннадцатого сентября профессиональный праздник отмечают подразделения по вопросам миграции системы МВД России.

03.09.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Экипажи экстренной помощи

Второго сентября патрульно-постовая служба отметила 97 лет.

01.09.2020

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Лицейский путь от А до Я

В День знаний академический лицей отмечает 20-летие.

Действующие лица

24.11.2012

Текст: Алла Каньшина

Помним ваши пальчики

Ее легко узнать по росту: маленькая, как Пахмутова.

Александру Грубову легко узнать по росту: маленькая, как Пахмутова. И имя тоже как у Пахмутовой. А воспитанники помнят ее еще и по рукам - вернее, по пальчикам - при ее маленьких кистях по-другому не скажешь. Пластика пальцев - почерк хоровика. А у Александры Федоровны отменный почерк: до сих пор, хоть Грубова давно на пенсии, руководитель коллектива "Мы - уральцы" Елена Воскобоева может попросить ее поработать с вокалистом, на профессиональном языке - "поправить".

Ей посчастливилось учиться, а потом работать под началом Семена Эйдинова. В хоровики попала случайно: мечтала заниматься музыкой, школьницей бегала в хор гортеатра, но опоздала к приемным экзаменам на фортепиано, а на дирижерско-хоровое отделение еще принимали, куда ее и записали после прослушивания. Это был первый послевоенный курс выпускников школ - до них в училище занималась даровитая рабочая молодежь: народ крепкий и в смысле физических нагрузок, и по части "свободы слова". Семен Григорьевич строго запретил им "выражаться" при вчерашних школьниках: следил за нравственной атмосферой в училище. Сам вел русский, литературу, гармонию, сольфеджио.

- Нас буквально наполняли музыкой, - вспоминает Александра Федоровна. - Приглашали на концерты капеллы, привозили московских преподавателей. Во всех творческих делах участвовали вместе с преподавателями, ставили капустники - до сих пор помню забавные рифмы Нины Кондратковской. Она и про меня на ходу сочинила пару строк: "Горлова Шурочка резвая, как курочка". И знаете, весь наш курс не растворился: все определились. Эйдиновская школа - крепкая база.

После окончания училища Семен Григорьевич определил талантливую выпускницу на преподавательскую должность в единственную в городе музыкальную школу. Сначала обучала теоретическим дисциплинам, потом - сольфеджио, затем руководила хором: младшие, старшие дети. Нынешняя руководитель Магнитогорской государственной консерватории Наталья Веремеенко - одна из тех, кто помнит, как взмахивали пальчики Александры Федоровны. А сколько еще воспоминаний в деталях Александра Грубова слышала от выросших детей. А прежде - от их родителей, помнивших выступления детского хора на площадках и городском телевидении.

- Хор - это же семья, - объясняет мастер. - Была такая история. За выступление коллективу подарили… не поверите - торт. В коллективе - полсотни детей. Веду их в класс разрезать угощение, а самой страшно: как на всех разделишь. Досталось каждому с ложечку лакомства. Но никто не ушел - мол, видал я такие крохи. Было весело: главное, что мы - вместе. 

Потом она двенадцать лет руководила хором в клубе ЖДТ - композитор Иван Шустов, автор знаменитой "Урал, Урал, твои просторы...", доверял им исполнение своих песен. В середине шестидесятых ее перетянули во Дворец строителей, а Дворец - это не клуб, база помощней. Александру Федоровну здесь ждали: в молодежном хоре рассчитывали, что Грубова придаст ему звучание русского народного. В самом деле, "народность" в соединении с молодостью коллектива и руководителя сделали свое: в коллективе набралось до сорока исполнителей. И со временем хор русской песни приобрел звание народного коллектива. Почти вся творческая жизнь Александры Грубовой, до середины восьмидесятых, прошла с ним. А на счету хора - победы во всесоюзных конкурсах, медаль ВДНХ.

- Ни один Дворец в городе в ту пору не имел возможности вывозить свои коллективы на юг, - вспоминает Александра Федоровна. - А мы объехали на отдыхе, а заодно с концертами, всю страну.

Она не прослушивала новичков, просто предлагала посидеть, послушать, определиться, как удобно петь - высоко или низко. Устраивала в альтовую, сопрановую партию, наблюдала, быстро ли новенький схватывает материал, есть ли у него навык воспроизведения звука. Если у кого-то не ладилось - не обижала отлучением от пения, а объясняла: эта песня у нас готова, не пой, будешь исполнять другую. К ее манере привыкали. Если уходили - бывало, возвращались: не получалось сжиться с другой техникой работы.

Уйдя на пенсию, она долго отказывалась от всех предложений. И неожиданно для всех откликнулась на просьбу администрации обувной фабрики возглавить фабричный хор.

- Заполучить Грубову? - удивлялись знатоки. - Она всем отказывает.

Ну да. Но такого опыта у нее еще не было: обувщицы собрались на пение прямо на производстве, в междусменок. Подобную тягу к творчеству нельзя было не поддержать.

Затем была творческая семилетка во Дворце культуры металлургов имени Орджоникидзе. Александра Федоровна объединила в его стенах хоры двух Дворцов - влился коллектив Дворца имени Ленинского комсомола. Да еще, прослышав, что она снова работает, присоединились строители. Получился огромный коллектив: "Уралочка". Сложно было с костюмами: время-то перестроечное. Платья вышивали сами, обшивали картонные каркасы - получались кокошники. Но все искупал высокий уровень музыкальной работы, возможность участия в концертах и даже международных фестивалях. Костюмы Дворец позднее пошил: заказали в Москве отличный гардероб "под малахит" по высланным меркам - это сейчас есть свой цех с мастерицами, а тогда ближе чем в Москве не найти было ни материалов, ни выкроек, ни мастеров. Но отдых для всей команды в Абзакове руководитель Дворца Светлана Буданова организовать сумела: однажды после Дня металлургов по путевке выехали всей командой, да еще с детьми и даже с мужьями. Заняли все крыло на этаже: дети вместе, взрослые  распределились - кому обедать, кому завтракать, мужья в город на работу, из города снова к семье курсируют. И много пели: Сергей Маташов с баяном аккомпанировал. Большая семья.

- У них всех дети выросли на репетициях, у меня на глазах, - улыбается. Александра Федоровна. - Зато досмотрены.

 Сама она вырастила себе замену - Сергея Маташова. Светлана Буданова беспокоилась, когда Александра Федоровна окончательно засобиралась на пенсию: после ухода сильного руководителя коллективы часто разваливаются. Но Александра Федоровна знала цену своим воспитанникам: сама порекомендовала Маташова, и он не подвел.

А она благодарна той дворцовой семилетке: были концерты, конкурсы, победы, ответственность - работа! Но когда возраст взял свое, Александра Федоровна даже нотную литературу раздала - чтобы не было соблазна. Теперь, когда предлагают взяться за старое, разводит руками: библиотеки нет. Вырастила внуков. Не всех растила сама - их у нее восемь, а из троих детей двое с семьями в ближнем зарубежье.

- Но расстояния нас не разделяют, - не печалится Александра Федоровна. - Всегда на связи, навещаем друг друга.

Сама она в душе, на слуху и на памяти многих. Ее ученики по школе и хористы поют в "Уральской рябинушке", "Мы - уральцы". Сергей Маташов и Зинаида Булаева из фолк-модерн-группы "Ивана да Марья" - ее воспитанники. На днях худрук театра "Камертон" Сария Малюкова в маршрутке тронула за плечо: "Александра Федоровна, вы?" - "Откуда меня знаете?" - "Занималась в театральной студии у Леонида Голицына во Дворце строителей. В перерывах стояла под дверью хора, слушала. На ваши концерты бегала".  В маленьких пальчиках Александры Федоровны - большая сила.

 Фото к статье

Комментарии к статье


Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

08.10.2020

( )

Из воспоминаний об отце

В годы Великой Отечественной войны Кизильский район отправил на фронт почти пять тысяч человек.

15.09.2020

( )

Это поступок

Пандемия коронавируса нарушила многие планы. С марта я не мог получить лекарство от астмы по льготной региональной программе: поставки прекратились.

27.08.2020

( )

см. 13 фото »

В честь Дня российского флага

За две недели до этой даты в нашей школе для ребят и их родителей был объявлен фотоконкурс.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.