Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

16 декабря, понедельник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

14.12.2019

Комментарии ( )

Цифровые технологии

ПАО "ММК" совместно ООО "ИТЦ "Аусферр" стали победителями ежегодной премии ComNews Awards в номинации "лучшее решение в промышленности - лучший ИТ-проект в металлургии".

14.12.2019

Комментарии ( )

Новогодний бюджет

В среднем россияне в 2019 году собираются потратить на Новый год 19,3 тысячи рублей – на 14 процентов больше, чем в прошлом году, пишет РБК.

14.12.2019

Комментарии ( )

Чистота - залог комфорта

На работах по уборке города в среднем задействованы 154 человека и 138 единиц техники.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

07.12.2019

Комментарии ( )

см. 14 фото »

Культурный код нации

Новая экспозиция "Высокий лик" (6+) приурочена к 220-летию со дня рождения Александра Пушкина.

05.12.2019

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Кроссовер или новое прочтение

В рамках третьего фестиваля "Оперетта, браво!", открывшегося в Магнитогорском театре оперы и балета, с аншлагом выступил солист столичного театра "Геликон-опера" Дмитрий Янковский.

26.11.2019

Комментарии ( )

см. 13 фото »

"Трёхмерная" философия мастера

В картинной галерее торжественно открыли персональную выставку Назира Гайфуллина "Цвет и форма" (6+).

21.11.2019

Комментарии ( )

см. 20 фото »

"Сальто в будущее"

Ноябрь ознаменовался масштабным четырёхдневным состязанием в Магнитогорском цирке.

19.11.2019

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Тёплый декабрь под гитару

Последний месяц года порадует тремя хорошими и разными концертами.

19.11.2019

Комментарии ( )

см. 11 фото »

Рукотворное волшебство "Закулисья"

Магнитогорский театральный музей впечатлил жюри знакового конкурса.

14.11.2019

Комментарии ( )

Поживи в моей шкуре!

Полный зал и полный восторг до слёз в глазах - киноверсия "Тот самый концерт" к юбилею Аллы Пугачёвой (0+) никого не оставила равнодушным.

12.11.2019

Комментарии ( )

см. 13 фото »

Сатира в форме буффонады

Спектакль по рассказам Михаила Зощенко вызвал неоднозначную реакцию публики.

Культура

24.01.2013

Текст: Татьяна Таянова

Постмодернистский плюрализм в кино-театре "Анна Каренина"

16 января в киноклубе P.S. кинотеатра Jazz Cinema смотрели и обсуждали "Анну Каренину" Джо Райта.

Понравилась практически всем. Фильм, который кто-то посмотрел сквозь призму жизни и собственных представлений о любви, семье, счастье, а кто-то - сквозь призму формы, приема, стиля и направления дает повод для очень большой свободы интерпретаций, несмотря на свой театральный футляр и выпяченную условность. Продолжаем рефлексии на тему кино в нашем письменном постскриптуме. Присоединяйтесь.

В творчестве Толстого часто прослеживаются антитезы: естественное - искусственное; театрально-фальшивое - живое; игра, маска - природность, настоящесть. На этой антитезе, а не той, что дала мощь названию, держится его "школьная" книжка "Война и мир". И, кажется, "Анна Каренина" тоже. В советской экранизации "Анны" 1967 года (реж. А. Зархи) Каренин удивительно по-толстовски пойман, хоть и сыгран со слишком большим нажимом на это "толстовское". Он там фанерный, застегнутый на все пуговицы, запакованный всеми мыслимыми и немыслимыми условностями света, залакированный блестящими общественными статусами (образцовый семьянин, значительное лицо, гордость и честь России, патриот, неусыпно блюдущий… и прочее, и прочее).

Жизнь в толстовской книжке "Анна Каренина" распадается на две антагонистичных  линии: антиприродное, организованное, культурное, подчиненное норме, канону существования (свет, который сутью своей сродни балету, опере, театру) и естественное движение жизни и смерти, хаотично-неконтролируемое, "дионисийское", нелогичное (так оно являет себя в Анне, отчасти во Вронском). В романе Толстого светская линия - мертвая, линия Анны - жизнь как она есть, со всеми ее хаосами, нелепостями и ошибками. Когда Каренин только узнает о предполагаемом романе жены, его посещает некое экзистенциальное видение: "…Он чувствовал, что стоит лицом к лицу пред чем-то нелогичным и бестолковым, и не знал, что надо делать. Алексей Александрович стоял лицом к лицу пред жизнью, пред возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме его, и это-то казалось ему очень бестолковым и непонятным, потому что это была сама жизнь. Всю жизнь свою Алексей Александрович прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражениями жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее. Теперь он испытывал чувство, подобное тому, какое испытал бы человек, спокойно прошедший над пропастью по мосту и вдруг увидавший, что этот мост разобран и что там пучина. Пучина эта была - сама жизнь, мост - та искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александрович. Ему в первый раз пришли вопросы о возможности для его жены полюбить кого-нибудь, и он ужаснулся пред этим".

Искусственное (Каренина) и ужасающе естественное (Карениной) Толстой сопроводил линией Левина, его исконной, патриархально-религиозной правдой, его чистой моралью, что вся в делах (не в словах), его верой в разум, который с сердцем и с Богом в ладу, и верой в то, что если сыт, то калач не нужен. Три правды, выходит. И среди них только одна толстовская - левинская (впрочем, возможно, я слишком поверхностно и слишком дроблено понимаю роман).

А что у Джо Райта и Стоппарда?

В их фильме находим полный постмодернистский плюрализм. Свободу выборов и мнений, сродни той, которую объявила Анна (правда, не в фильме, а в книге), сидя (прямо при живом муже) рядом с Вронским в салоне Бетти Тверской. Спасибо ей за этот афоризм: "Сколько голов, столько умов, сколько сердец, столько родов любви". Вот и правд столько же.

И искусственный мост Каренина, построенный из образцов, защит, стандартов и правил и переброшенный над пропастью-пучиной жизни; и пучина-хаос-страсть-водоворот-тупик Анны; и естественная природно-моральная простота жизни Левина, в сомнениях обретенные им тишина и покой - всё в фильме равно. По крайней мере, в авторских оценках. Никаких сеансов разоблачения неверных жизненных выборов и глупых человеческих ошибок авторы фильма не устраивают. Не ищут правых, не видят виноватых. Что лишает фильм поводов для какого-либо морализаторства. Что лишает морализаторства книгу величайшего морализатора  на земле.

Остаются только наше решение и наша мораль. Примем ли мы вольнолюбивую Анну, восхитимся ли "гением самоограничения" Алексеем Александровичем, выберем ли "прекрасную ясность" Левина?..

И все бы хорошо в этой свободе зрительских интерпретаций. Но все равно постоянно думаешь: а на чьей стороне авторы, в ком видя тупик, кого любят, в кого верят … Или верят, не любя? Или любят, не веря? Или вообще никому не верят, раз верят всем?..

А еще голова идет кругом от напластования условностей в этом фильме. И даже когда смотришь на сцену, проросшую жизнью, т.е. травой-цветочками, из головы не уходит подозрение: а не пародия ли это, вещающая о временности и о вымышленности всех вечных ценностей, созданных классической литературой.

И все же, глядя в глаза изнывающему от надобности всегда быть правильным и правым Каренину, глядя на кривящийся болью разрывающих противоречий лик Анны, на честную тоску по простоте, по здравому смыслу чувств Левина, понимаешь: это кино не убиение классики, а отстранение от нее и - с помощью этого отстранения - оживление.

Вот так длинный, толстый, уютный (по сравнению с Достоевским хотя бы) роман, читаемый на кушетке, вырвался на свободу визуального буйства кино-театра Райта и Стоппарда, бешеным ритмом - синкопами, присядками и залихватскими па - прошелся по глазам и нервам. Игрушечным поездом проехался…

Да... Постмодернизм способен увидеть смешное, низкое и игрушечное даже в самом высоком житийном стиле, что уж говорить не о житии, а о жизни влюбленной женщины Анны…

P.S. А еще, мне кажется, "Каренина" Стоппарда-Райта о том, что надо трезво относиться к великим книжкам и к Большой Литературе - красивой (словно платья Анны), стерильной (словно волшебная коробочка Каренина), абстрактной (словно вера Левина в Разум). Как сказал один исследователь постмодернизма, любить хорошие книжки больше хорошей жизни нельзя. Это и есть главная искусственность. И именно с ней (с помощью искусственности же!) борется это кино.

P.S. P.S.  Я назвала Вронского на обсуждении в клубе "блондинкой" (в книге Толстого он брюнет). Сейчас не буду о качестве игры актера. Только о внешнем в его образе. Белокурые волосы, кудри, голубые глаза, красивое личико... Это портрет Сережи (сына Анны) в книге Толстого. Интересно подумать над тем, какими нюансами наполняется чувство Анны в трактовке режиссера Райта…

Киноклуб P.S..  Ближайшие премьеры:

30 января - "Джанго освобожденный", реж. Квентин Тарантино (США). Драма, вестерн

6 февраля - "Антон тут рядом", реж. Любовь Аркус (Россия ). Документальный

13 февраля - "Хичкок", реж. Саша Джерваси (США). Драма, биография

20 февраля - "Табу", реж. Мигель Гомеш (Португалия, Германия, Бразилия, Франция). Драма, мелодрама

27 февраля - "Самая одинокая планета", реж. Джулия Локтев (США, Германия). Триллер.

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

31.10.2019

( )

Люди интересной судьбы

В ветеранской организации горно-обогатительного производства День пожилых людей один из самых любимых праздников.

29.10.2019

( )

А ты силён в географии?

Как называется самая высокая гора в России и Европе? В каком городе нашей страны находится самая длинная улица?

15.10.2019

( )

Лицеисты дотянулись до Луны

В Магнитогорском городском многопрофильном лицее прошла акция "Дотянись до Луны", посвящённая Всемирному дню астрономии.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2019).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.