Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

12 июля, воскресенье

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

11.07.2020

Комментарии ( )

Оперативная информация. Коронавирус на 11 июля

Подтверждены 9101 случай заболевания COVID-19 (+138 новых подтверждений ко вчерашнему дню).

11.07.2020

Комментарии ( )

Пандемия в цифрах

По данным оперативного штаба на 10 июля, в Челябинской области подтверждено 8963 случая заболевания COVID-19 (плюс 141 новое подтверждение к предыдущему дню).

11.07.2020

Комментарии ( )

Ориентация на клиента

ПАО "ММК" реализует проект по созданию корпоративного маркетплейса.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

23.06.2020

Комментарии ( )

см. 12 фото »

"Валить нельзя остаться?"

Независимый театральный проект "Театр talk" приглашает жителей и гостей города принять участие в необычном театральном эксперименте.

06.06.2020

Комментарии ( )

Идут, когда лежат, стоят, когда висят

Несмотря на то, что русский язык некоторые называют языком умирающим, поскольку с каждым годом на нём говорят всё меньше людей в мире, лингвисты не унывают: перспектива у "великого и могучего" - о-го-го!

06.06.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

А всё Пушкин и Чехов

Вот уже десять лет мир отмечает День русского языка, праздновать который решено в день рождения Пушкина.

04.06.2020

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Генеалогическое древо поколений

В Магнитогорске на базе историко-краеведческого музея создан клуб родоведов.

26.05.2020

Комментарии ( )

Музейный опыт цифровой "Ночи"

Пандемия проверила на прочность культурную индустрию по всему миру.

19.05.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

"Вдохновение" для драмтеатра

"Мюзикл "Двенадцать стульев" (12+) - смелый и интересный замысел.

13.05.2020

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Деревянный мальчишка в эфире!

"Буратино" продолжает радовать и удивлять зрителей в социальных сетях.

14.04.2020

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Мощный талант рисовальщика

В картинной галерее открыли выставку "Память творческого чувства" (+16).

Культура

27.02.2013

Текст: Татьяна Таянова

Слезы памяти стирают картину жизни

Фильм "Табу", посмотренный нами 20 февраля в киноклубе P.S. кинотеатра Jazz Cinema, - двухчастная история, щедро сдобренная музыкой и тишиной, как правило, нравится кинокритикам больше, чем простым зрителям.

Впрочем, и те и другие сразу видят в нем диагноз режиссера - синефилию. Фильм и впрямь пестрит киноманскими отсылками, однако стоит прислушаться к мнению Бориса Нелепо, который заявляет, что дело не в них, и настаивает: "…волновала Гомеша сама природа кинематографа. Почему мы смотрим фильмы? Зачем интересуемся выдуманными историями из чужой жизни? Как оказалось так, что кино обернулось обителью фантомов, элизиумом теней, где блуждают наши воспоминания и призраки умерших людей?" А фантазийный крокодил льет фантазийные слезы по проглоченному времени…

Кино показывает кино. Так начинается фильм "Табу". И Пилар смотрит и верит, впиваясь глазами и сердцем в призраков на киношном холсте - в любовь, смерть и крокодила.  Она киноман. Она живет посторонними жизнями, придуманными и сочиненными, наполняет свое одиночество чужими судьбами, болями, тайнами, воспоминаниями и не замечает, сторонится своей реальности, в которой могли бы быть привязанность, семья, художник, рисующий только о ней и для нее… Уверена, Пилар - автопортрет киномана и киномага Гомеша, не менее ироничный и не менее человечный и нежный, чем Сесиль (Миа Фэрроу) - автопортрет Вуди Аллена в насквозь киношной "Пурпурной розе Каира".

Гомеш сшивает историю Пилар с полузасвеченной и полунемой пленкой памяти Вентуры, словно терапевтической нитью, и они на редкость быстро и легко срастаются в один фильм. А все дело вот в чем: то, что смотрит она (кинозритель), очень напоминает то, что смотрит он, - зритель воспоминаний, реинкарнирующий пространство прошлого, разведывающий его инобытийные территории силой воображения.

Слезы памяти стирают картину жизни не хуже времени... Ни искусство, ни воспоминание никогда не отразят ее так, как есть, как было. И это не единственное сходство памяти и искусства. Второе - "правда лжи", фантазия, пересоздающая действительность на свой - вожделенный - лад, на свой рай, если быть в контексте фильма Гомеша.

Вот почему фильм "Табу" потрясающе "киношный". А еще он откровенно выпячивает факт, что он фильм, выпячивает условность вымышленности и приема, умышленно строит красивые фразы, услаждает взор неприкрытыми цитатами. Чистое кино - "искусство для искусства".  В самом нутре этой киношно-киношной истории как минимум три подводных течения - три болезни - три псевдонима реальности: Память, Любовь, Синефилия. И то, что их почти нельзя разъединить, - первое открытие-послание фильма. И память, и любовь, и киномания имеют устойчивый привкус вымышленности, творчества и самообмана. Они всегда "не от мира сего". Они заглушают абсолютный слух к фальши и правде, уводя за собой в страну (фабрику) грез, где ложь от истины не отличают.

Второе открытие фильма: внутри всех нас - метры полустертой пленки воспоминаний, шепчущей (потому что у памяти шепот немоты вместо голоса) и пульсирующей импрессионизмом восхитивших или убивших нас когда-то минут. Прокручивая эту пленку моторчиком сердца-души, мы видим то, что хотим видеть, что сами себе показываем. Этот опыт ясновидческой слепоты перерастает и превосходит слова, язык тут бессилен.

Гомеш - поэт, т.е. кино-поэт. Он гонится за чем-то неуловимым, как чувство из прошлого, как тень на экране, как образ, мелькнувший во сне. Он влюблен в неуловимое. На беззвучном, на умершем языке немого кино проще поведать не поддающееся пересказу и определению. Неуловимому вольготнее там, где нет красок, где только черное и только белое, неразлучные, как наши вечные спутники - сожаление и надежда.

В поэтичности задачи - выразить неуловимое - секрет воздушности, легкости, и, несмотря на острый треугольник, сдобренный крокодилом, спокойствия и сдержанности этого кино, словно оно получило прививку, притупляющую боль. У Гомеша есть вдохновение, но нет неистовости, ярости, яркости, страсти, мучительного напряжения, гнетущей определенности, все происходящее (а может, мерещащееся) дано словно сквозь флер, полустерто, недосказано. Да и как еще явить послесловие? Послесловие к жизни, любви, прошлому и, наконец, к кино, каким оно было когда-то, каким его любили Чаплин и Мурнау, Феллини и Тати…

Тихое - тише воды - сожаление о несбывшемся прошлом.

P.S. У Пушкина есть стихотворение о памяти. Известное стихотворение. Оно заканчивается так: "И с отвращением читая жизнь мою, // Я трепещу и проклинаю, // И горько жалуюсь, и горько слезы лью, // Но строк печальных не смываю". Толстой, в старости очень любивший "Воспоминание" Пушкина, хотел изменить "строк печальных" на "строк постыдных" (в ритме и стилистике собственной совести). Гомеш, как и Пушкин, настаивает на печали (хоть у него и не строки, а пленочные метры), потому что кровь прошлого и живая вода, воскрешающая его, - именно она.

Киноклуб P.S. Ближайшие премьеры:

27 февраля - "Хичкок", реж. Саша Джерваси (США). Драма, биография

Драма, мелодрама

6 марта - "Эдвард руки-ножницы", реж. Тим Бёртон (США). Фэнтези, драма, мелодрама. Ремастированное изображение. Цифровое качество.

13 марта - Эксперимент "Повиновение", реж. Крэйг Зобель (США). Триллер, драма, криминал

20 марта - "Я нормально супер гуд", реж. Оливер Зигенбальг (Германия). Комедия

27 марта - "Ренуар. Последняя любовь", реж. Жиль Бурдо (Франция). Мелодрама

Киноклуб "P.S." ВКонтакте:                            

http://vk.com/ps_cinema

 Фото к статье

Комментарии к статье


Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

04.07.2020

( )

Подарок для ребятни

В редакцию "ММ" пришла благодарность в адрес депутата Магнитогорского городского Собрания.

16.06.2020

( )

Спасибо за площадку

В редакцию "ММ" пришло письмо от жителей дома № 15/1 по улице Труда.

16.06.2020

( )

см. 5 фото »

Праздник-онлайн в детском саду

Вот пришло долгожданное лето, наполнившее ароматом трав и яркостью красок нашу жизнь, и подошло время прекрасных традиционных праздников.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.