Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

13 ноября, среда

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

12.11.2019

Комментарии ( )

"Дорога жизни"

Магнитогорске подвели итоги городского конкурса "Дорога жизни", направленного на профилактику дорожно-транспортного травматизма.

12.11.2019

Комментарии ( )

Вручили паспорта

Полицейские города Магнитогорска стали инициатором торжественного вручения Паспортов граждан Российской Федерации.

12.11.2019

Комментарии ( )

Стартует "Металл-Экспо'2019"

Сегодня в Москве на ВДНХ состоится официальная церемония открытия 25-й Международной промышленной выставки "Металл-Экспо'2019".

Опрос

Последние статьи рубрики

«События и комментарии»

12.11.2019

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Притяжение мечты

В заводоуправлении ПАО "ММК" состоялась презентация утверждённого архитектурного облика ключевых сооружений беспрецедентного для России проекта.

12.11.2019

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Внуков - с бабушкиных плеч

Садик, который пустовал пять лет, возвращают в строй.

09.11.2019

Комментарии ( )

см. 3 фото »

С заботой о будущем

Качество атмосферного воздуха в Магнитогорске за два года улучшилось в два раза.

09.11.2019

Комментарии ( )

см. 14 фото »

Навечно в списке гарнизона

Перед зданием УМВД состоялся траурный митинг, посвящённый памяти солдат правопорядка, погибших при исполнении служебного долга.

09.11.2019

Комментарии ( )

Кадровые новости

Дирекцию по безопасности ПАО "ММК" возглавит новый руководитель.

06.11.2019

Комментарии ( )

см. 17 фото »

Под звон колоколов

В Магнитогорске прошёл крестный ход, посвящённый Дню народного единства и празднованию Казанской иконы Божией Матери.

06.11.2019

Комментарии ( )

см. 28 фото »

Промтуризм в тренде

ММК стал обладателем всероссийской туристской премии "Маршрут года" в номинациях "Лучший детский маршрут" и "Лучший маршрут на действующее производство".

02.11.2019

Комментарии ( )

см. 6 фото »

Горэлектросеть зажигает

Тёмных пятен на карте города стало значительно меньше, а в декабре улицы засияют ещё и праздничной иллюминацией.

События и комментарии

25.07.2013

Текст: Юрий Лукин

Есть прокат - богат комбинат

Окинуть взглядом восьмидесятилетнюю историю прокатного производства не составляет труда.

Летописцы бережно хранили. Как бы не были далеки от нас события, известны год, день и месяц, в который они происходили. Увековечены имена героев, совершавших трудовые подвиги. По-другому и быть не могло. Большое чаще видится на расстоянии, но величавость магнитогорских свершений проявлялась сразу. Первостроители и их потомки творили историю. И как же было ее не запечатлеть?

Даже сотни газетных публикаций и увесистые тома юбилейных книг не в состоянии отразить масштаб сделанного. Выпущенным за все время магнитогорским прокатом в виде горячекатаного листа толщиной пять миллиметров можно покрыть пятнадцать тысяч квадратных километров, то есть половину территории Бельгии. Звучит впечатляюще, но не отражает, сколько пролито пота, потрачено нервов и сил, чтобы задуманное стало былью.

Июль - излюбленный месяц для пуска новых агрегатов на Магнитке. В тридцатые годы профессиональный праздник металлургов еще не вписали в календарь. Но как раз на середину лета пришлись два знаковых события. Сначала первую сталь выдала мартеновская печь, ровно через двадцать дней состоялся пуск блюминга. Волнительный момент наступил 28 июля 1933 года, в восемь вечера. Пультом главного поста управлял заместитель начальника цеха Сергей Волосастов. Высокое доверие он заслужил тем, что стажировался на американском предприятии, где изучал устройство аналогичного стана.

Опытные специалисты были наперечет, многие из приезжих не выдерживали трудностей и увольнялись. Оставшиеся осваивали технические премудрости на ходу. Отправляемые наверх рапорты отражали успехи, а не проблемы. Делать на них скидки - об этом и подумать было нельзя. Индустриализация требовала металла, и нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, лично поздравив прокатчиков с первой победой, пожелал им быстрее закончить строительство непрерывно-заготовочных станов. Года не прошло, как прокатный цех стал подразделением с полным производственным циклом. Спустя еще три была выпущена миллионная тонна проката.

Блюминг-первенец был сделан в Германии, на фирме "Демаг". Его собрат, пущенный в эксплуатацию в марте 1941 года, - творение отечественных инженеров. Созданный на Уралмаше агрегат поступил на ММК своевременно, о чем за три месяца до начала войны никто не догадывался. Мирная жизнь оборвалась в одно мгновение, и даже час на раскачку стал непозволительной роскошью. В первых числах июля директор комбината Григорий Носов получил распоряжение Государственного Комитета Обороны принять у себя толстолистовой стан "4500", который срочно эвакуировали из Мариуполя. Агрегат предназначался для выпуска броневого листа.

По плану пуск должен был состояться в октябре, авария отложила срок до ноября. Но так необходимую для фронта продукцию Магнитка выдала намного раньше. Вот где пригодился уралмашевский блюминг. Сделать немыслимое помогла идея заместителя главного механика Николая Рыженко, руководил процессом прокатки начальник цеха Георгий Савельев. Ключевую роль сыграла решимость Григория Носова, который многим рисковал. Примечательно совпадение: выпуск пробной партии броневого листа состоялся 28 июля - ровно через восемь лет после рождения прокатного производства.

Вклад в победу внес и другой стан, изготовленный на Уралмаше, - среднелистовой "2350". До войны он работал на металлургическом заводе в Запорожье и считался лучшим в Советском Союзе. Оставлять такую ценность врагу было невозможно, и осенью 1941-го в Магнитогорск прибыли составы с вывезенным оборудованием и специалистами. В июле следующего года состоялось второе рождение стана. С первых дней он выполнял военные заказы. Катера, автомобили, штурмовики оказались под надежной защитой магнитогорской брони.

Эхом войны стали правительственные решения о строительстве на ММК двух цехов для выпуска горяче- и холоднокатаного листа. Их основой стало оборудование, вывезенное из Германии по репарации. Его пришлось адаптировать к местным условиям, но строительство продвигалось быстрыми темпами. Первый цех вместо полутора лет возвели за год, второй - за десять месяцев. Впервые был использован метод поточного строительства, который позволил намного сократить сроки. Сортамент отличался разнообразием. ЛПЦ-1 поставлял подкат для оцинковки, жести и кинескопной ленты, штрипсы, рифленый лист, автотракторную, нержавеющую и трансформаторную сталь. ЛПЦ-2 отгружал прокат для производства холодильников и стиральных машин, автомобилей "Волга", "Москвич" и "Победа". Сейчас эти цеха уже не действуют, но след в истории они оставили заметный.

Взятый курс не знает отклонений

Если присмотреться к главным историческим датам, нетрудно заметить, что ни одно десятилетие не обходилось без появления нового цеха.

И не имело значения, плановая на тот момент была экономика или рыночная, выполняла Магнитка решения партии и правительства или воплощала в жизнь собственные проекты. Любой пуск знаменовал очередной этап развития. Середина пятидесятых - открытие листопрокатного цеха с третьим порядковым номером, который закрыл потребности страны в белой и черной полированной жести, а также оцинкованном листе. Не прошло и трех лет, как на ММК появился еще один мощный стан - слябинг "1150". Послевоенный проект столичного Гипромеза улучшили, вдвое увеличив производительность агрегата. На нем катали заготовки для отечественных заводов, Венгрии и Югославии, слябинг обеспечивал металлом и цехи комбината.

Только трест "Магнитострой" сдал первый объект, предусмотренный семилетним планом, как получил новое задание. Страна остро нуждалась в широком стальном листе, из-за чего в быстром темпе был построен стан "2500" горячей прокатки. Для его возведения снесли двадцать тысяч квадратных метров временного жилья, перенесли трамвайную линию, автодорогу, три километра подземных коммуникаций и семь километров железнодорожных путей. Километровый корпус стана "2500" холодной прокатки, ставшего основой ЛПЦ-5, вписался в промплощадку на исходе шестидесятых. На тридцать седьмом году своей истории комбинат стал производителем холоднокатаного стального листа. Второй и третий цехи были ориентированы в основном на выпуск жести. Продукция пятого воплотилась в автомобили, трактора, холодильники, газовые плиты и другие изделия.

Строительством ЛПЦ-6, известного как цех покрытий, Магнитка обязана визиту председателя правительства Алексея Косыгина. Он при посещении третьего листопрокатного цеха остался недоволен большим расходом олова при изготовлении белой жести. Для нового отделения электролужения было решено возвести отдельный корпус, а в перспективе расположить там агрегаты цинкования, алюминирования и полимерных покрытий. Цех гнутых профилей, под седьмым порядковым номером, ознаменовал открытие на комбинате четвертого передела - после доменного, сталеплавильного и прокатного. С конца 2009 года он входит в состав восьмого ЛПЦ, который три десятилетия специализируется на выпуске углеродистой ленты. Она необходима для бытовой техники, применяется в военной промышленности при изготовлении пулеметных гильз, пушек, ракет, танков, самолетов и кораблей. Освоение выпуска монетной ленты позволило чеканить мелкие деньги из магнитогорской стали.

Последние магнитогорские стройки были с непростой судьбой. Оборудование для десятого листопрокатного цеха изначально предназначалось для социалистической Польши, куда его и отправили. Политический кризис в этой стране остановил работы, и широкополосный стан "2000" горячей прокатки решили отдать Магнитке. Помощь оказывали польские строители, прибывшие в наш город. Но постановление Совета министров СССР комбинат выполнял в девяностые, когда ни Союза, ни его правительства уже не было. Не существовало и братской соцстраны, вернувшей домой своих граждан. Комбинат тянул воз в одиночку и на собственные средства.

О том, как в разгар мирового экономического кризиса ММК вытянул строительство стана "5000", написано и сказано много. Комплекс стана "2000" холодной прокатки, запущенный в два приема в 2011-2012 годах, тоже дался нелегко. Задуманную в советские годы стройку не раз замораживали, и получилось, что путь от идеи до воплощения занял четверть века. Но нет, как говорится, худа без добра. С учетом появления в двухтысячные годы еще трех новых сортовых станов прокатное производство стало передовым в техническом оснащении.

- Планка поднята высоко. На старых агрегатах не могли выпускать многие изделия, - подчеркивает главный прокатчик комбината Олег Казаков (на фото внизу). - Современные технологии это позволяют, и совсем не случайно к нам присматриваются многие ведущие автоконцерны. Приоритетом же для комбината остается внутренний рынок, на котором продаем примерно семьдесят процентов металлопроката.

Взятый курс не знает отклонений, и его плюсы очевидны. Продукция ММК находит потребителей по всей территории страны. И не осталось, пожалуй, отраслей, где бы ни был востребован металл Магнитки. Обновление цехов, начатое и запланированное, еще больше улучшит потребительские свойства готовых изделий. В четвертом цехе полным ходом идет замена нагревательных печей на более экономичные и производительные. Две уже введены, пуск третьей, в ноябре этого года, позволит приступить к реконструкции стана "2500" горячей прокатки. Есть планы в отношении ЛПЦ-5. В перспективе - и реконструкция жестяного комплекса.

- Последний из цехов, которые входят в состав прокатного производства, создан в октябре прошлого года, - отмечает Олег Владимирович. - Цех упаковки металлопродукции - это требование времени. Товарный вид имеет большое значение для покупателей. Красивая упаковка означает, что и качество ей соответствует. Она, кроме всего прочего, еще и средство защиты металла - от той же коррозии за время пути к потребителю.

В юбилейные дни, как и в будни, прокатчиков волнуют объемы производства. Всегда хочется полной загрузки агрегатов, но отголоски кризиса сказываются. Однако и сгущать краски повода нет. Резкие падения, как в 2008-м, не предвидятся. Для того, чтоб на высокой ноте отметить круглую дату, есть все основания.

- Желаю ветеранам и тем, кто сейчас трудится, крепкого здоровья, успехов, постоянного развития, позитивных эмоций, семейного благополучия и оптимизма, - заключил Олег Казаков. - Пугаться трудностей не стоит. В любых обстоятельствах надо работать, и все будет хорошо.

Подарком к юбилею прокатчиков стала выпущенная на днях книга "Путь к совершенству", рассказывающая об основных вехах развития ведущего производства, его командирах и лучших работниках.

Главные прокатчики комбината

Валентин КОЖЕВНИКОВ (1939-1962), Георгий САВЕЛЬЕВ (1962-1966), Василий НОСОВ (1966-1968), Дмитрий ГАЛКИН (1969). Леонид РАДЮКЕВИЧ (1970-1972), Александр ЛИТВАК (1972-1976), Алексей ЛИТОВЧЕНКО (1976-1979), Анатолий СТАРИКОВ (1979-1985), Константин РАДЮКЕВИЧ (1985-1990), Андрей МОРОЗОВ (1990-1991), Фагим АХМЕТЗЯНОВ (1991-1992), Сергей ЛЕБЕДЕВ (1998), Анатолий КАРПОВ (1998-1999), Борис ДУБРОВСКИЙ (1999-2000), Алексей КУШНАРЕВ (2000-2002), Василий НОСОВ (2002-2005), Александр ТИТОВ (2005-2009), Дмитрий КУРЯЕВ (2009), Валерий БОЖЕВАЛЕВ (2010-2011), Олег КАЗАКОВ (2011-н.в.).

Прокатчики-директора комбината

Константин ИВАНОВ (1939-1940), Андрей ФИЛАТОВ (1968-1973), Дмитрий ГАЛКИН (1973-1978), Леонид РАДЮКЕВИЧ (1979-1985), Анатолий СТАРИКОВ (1991-1997), Виктор РАШНИКОВ (1997-2005), Геннадий СЕНИЧЕВ (2005-2006), Борис ДУБРОВСКИЙ (2011-н.в.).

Юбилейные тонны проката

1 миллион - июль 1936; 100 миллионов - февраль 1964; 200 миллионов - июль 1974; 300 миллионов - декабрь 1982; 400 миллионов - февраль 1991; 500 миллионов - июль 2003; 600 миллионов - сентябрь 2012.

Пусковые объекты за восемьдесят лет

Июль 1933 - блюминг № 2; декабрь 1933 - стан "630"; апрель 1934 - стан "450"; июль 1934 - стан "500"; май 1935 - стан "300"; август 1935 - стан "250" № 1; июнь 1936 - стан "300" № 2; февраль 1938 - стан "300" № 3; июль 1938 - стан "250" № 2; март 1941 - блюминг № 3 в комплексе с непрерывно-заготовочным станом "720"; ноябрь 1941 - эвакуированный из Мариуполя броневой стан "4500"; июль 1942 - доставленный из Запорожья среднелистовой стан "2350"; январь 1951 - непрерывный стан горячей прокатки "1450" (ЛПЦ № 1); декабрь 1951 - цех холодной прокатки (ЛПЦ № 2) с трехклетевым станом "1450"; октябрь 1956 - цех жести с пятиклетевым станом "1200" (ЛПЦ № 3); март 1959 - слябинг "1150"; ноябрь 1960 - стан "2500" горячей прокатки (ЛПЦ № 4); декабрь 1964 - дрессировочный стан в ЛПЦ № 3; май 1969 - цех холодной прокатки (ЛПЦ № 5) с четырехклетевым станом "2500"; апрель 1973 - цех покрытий (ЛПЦ № 6); май 1974 - цех гнутых профилей (ЛПЦ № 7); декабрь 1976 - стан "530" на втором блюминге; декабрь 1982 - цех углеродистой ленты (ЛПЦ № 8); октябрь 1994 - стан "2000" горячей прокатки (ЛПЦ № 10); июль 2005 - станы "450" и "370" в сортовом цехе; июль 2006 - проволочный стан "170"; июль 2008 - агрегат непрерывного горячего цинкования в цехе покрытий; июль 2009 - толстолистовой стан "5000" (ЛПЦ № 9); июль 2011 - стан "2000" холодной прокатки (ЛПЦ № 11).

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

31.10.2019

( )

Люди интересной судьбы

В ветеранской организации горно-обогатительного производства День пожилых людей один из самых любимых праздников.

29.10.2019

( )

А ты силён в географии?

Как называется самая высокая гора в России и Европе? В каком городе нашей страны находится самая длинная улица?

15.10.2019

( )

Лицеисты дотянулись до Луны

В Магнитогорском городском многопрофильном лицее прошла акция "Дотянись до Луны", посвящённая Всемирному дню астрономии.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2019).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.