Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

3 апреля, пятница

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

02.04.2020

Комментарии ( )

Усилены меры безопасности

В связи с действующими режимом повышенной готовности и обязательной самоизоляции на автодорогах региона силами Госавтоинспекции Челябинской области усилены контрольные мероприятия.

02.04.2020

Комментарии ( )

Всемирный день здоровья

7 апреля 2020 года во всем мире отмечается Всемирный день здоровья.

02.04.2020

Комментарии ( )

Коронавирус не передается через воздух. Как происходит заражение?

Всемирная организация здравоохранения опровергла одно из самых расхожих предубеждений по поводу коронавируса.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

02.04.2020

Комментарии ( )

см. 13 фото »

"А зори…" пока уж совсем тихие

В Магнитогорском театре оперы и балета состоялась самая необычная за всё время существования заведения премьера.

31.03.2020

Комментарии ( )

см. 13 фото »

Семьдесят пять - и снова планы

Буквально накануне введения ограничений на массовые мероприятия грандиозный концерт Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы имени Семёна Григорьевича Эйдинова состоялся в большом концертном зале консерватории.

31.03.2020

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Вот такое кино!

Первый сеанс в "Мире" состоялся 30 марта 1960 года.

24.03.2020

Комментарии ( )

см. 23 фото »

Счастье творчества

Участникам выставки самодеятельных художников "Умелые руки" (6+) аплодировали и почитатели творчества, и представители городской власти.

19.03.2020

Комментарии ( )

см. 16 фото »

Песней сердце отзовётся

Хоровое искусство объединяет людей и становится мостиком между поколениями.

17.03.2020

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Микронная палитра шерстяной акварели

Пластичность материала и высокое мастерство позволяют создавать необычные произведения искусства.

17.03.2020

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Ужин - совместный

По приглашению благотворительного фонда "Металлург" многодетные семьи побывали в городском театре оперы и балета.

27.02.2020

Комментарии ( )

см. 34 фото »

И снова праздник красоты

Впервые традиционный Кубок главы города по танцевальному спорту прошёл в статусе официального открытого первенства Магнитогорска.

Культура

07.02.2014

Текст: Татьяна Таянова

"Черный человек, черный, черный…"

15 января на очередном заседании киноклуба P.S. в кинотеатре Jazz Cinema мы посмотрели и обсудили фильм "Грязь" (18+) - четвертую попытку адаптации для киноэкрана творчества 55-летнего шотландского постмодерниста Ирвина Уэлша.

"Filth" - его роман 1998 года, в России известный под названием "Дерьмо", - вещь, безусловно, сложная для перекодировки на язык кино. Однако многим показалось, что у начинающего английского режиссера Джона С. Бейрда все-таки получилось.

Черный человек

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

С. Есенин.

"Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет дьявол; и есть люди, в которых живут только... глисты". Известный афоризм Фаины Раневской, на первый взгляд, об уэлшевской "Грязи", но только на первый. А уж если рассматривать не книгу, а экранизацию, точнее - кровоточащие искренними слезами глаза МакЭвоя, афоризм этот и вовсе не стоит упоминаний. У шотландского актера получилось точно и тонко утеплить героя человечностью. В его актерской интерпретации циничное, вечно пьяное, сквернословящее, бесконечно похотливое и грязное существо Брюс Робертсон - это погибшее, но нежное созданье, которое лишь хочет казаться свирепым эгоистом и жестоким злыднем. Более того, его Брюс, находясь глубоко внизу, служит не грязи, а любви (пусть это всего лишь призрак или бзик памяти).

Думаю, что только очень человеколюбивые режиссер и актер дадут шанс проявить свою бесконечную, абсолютную ценность такой личности, как Брюс. Он же буквально тонет в собственных и чужих нечистотах! Впрочем, "тонет" неподходящее слово. Самое страшное, что происходит с героем, не грязь, в которую он погружается, у нее нет и не может быть глубин, чтоб утонуть; ею можно только захлебнуться, как мелкой вязкой лужей… Самое страшное - это утрата "контакта с собственной глубиной", от которой, по словам митрополита Антония Сурожского, можно спастись лишь покаянной молитвой: "Господи, прости!... Какой позор. Ты меня создал великим, а я измельчал, так постыдно измельчал…" Продолжу цитировать проповедника: "Человек глубок - а так часто он живет поверхностно, только поверхностными чувствами, понятиями, и вместо того, чтобы жить из глубины, действовать из сердцевины своего бытия, он живет отраженной жизнью..." Как тут не вспомнить зеркальное отражение в самоубийственно правдивой поэме Есенина:

Черный человек

Глядит на меня в упор.

И глаза покрываются

Голубой блевотой.

Словно хочет сказать мне,

Что я жулик и вор,

Так бесстыдно и нагло

Обокравший кого-то.

Это же только кажется, что "черный человек" МакЭвой играет не про нас, а "черный человек" Уэлш не про нас написал. Понятно, что искусство имеет право и утрировать, и гиперболизировать, и доводить до абсурда, заостряя всеми возможными способами предмет своей художественной рефлексии, в тонкостях иносказаний пряча очевидное. Многие и многие обворовывают себя… И если убрать все приемы художества, то разве фильм "Грязь" не о том, от чего страдаем все мы, - об утрате собственной глубины, контакта с нею? "Живя на поверхности собственной жизни", каждый становится "подобным древесной стружке, которая свернулась вокруг внутренней своей пустоты. …кто может сказать, что он живет всеми глубинами своей души, своего сердца, своего ума, всем размахом своей воли, всей смелостью, всем благородством, всем величием своим?" (А. Сурожский). А если не всем, то может ли кто-то из нас свысока посмотреть на Брюса Робертсона, валяется ли он в грязи, носит ли женины тряпки, в петле ли болтается?.. Ему, по крайней мере, самоубийственно тошно от собственной зияющей неполноты. От того, что любовь испарилась, душа озлобилась, пустота расширилась до размеров всего мира. Он системно и методично мстит за это не только окружающим, но и себе самому, убивая по капле шансы вернуться в настоящую жизнь, снова стать живым…

Стоя на стуле с головой в петле и видя силуэт, вроде бы, долгожданного счастья в проеме двери (новая жена, новый ребенок, новая жизнь), он идет в смерть, причем с неимоверной легкостью и неимоверной улыбкой. Ведь он умер давно, в тот момент, когда понял, что служил любви пустотой, что искал ее в пустоте, что даже она - пустая...

Дни идут, теряются нити воспоминаний, остается лишь злой вакуум, заполняемый мечтой о карьере - страусовый самообман, попытка спрятаться от катастрофической правды: любовь не вернется. С тоски и горя, как следовало ожидать, герой наркотизирует себя всеми возможными способами, пробует все виды любовного спорта, но все равно возвращаются будни - дни без любви, дни вынужденной дружбы, больного секса, ненавистной работы, а с ними - тоска, что плавает, как муть, в обесцвеченных глазах, в мозге, вгрызается червем в душу.

Фильм - это отнюдь не смешная комедия, смех в нем - не смех, скорее психопатический крик, больная иллюстрация жизни после любви, словно после смерти. Относиться к "Грязи" как к "веселым картинкам" - цинизм, еще более страшный, чем тот, которым щеголяет герой, чтобы больнее наказать себя.

Весь фильм Робертсон добровольно гибнет. И чем это очевиднее, тем стопроцентнее ощущение пробуждения в нем чего-то мягкого, ласкового, словно короста злобности сходит с сердца и начинает сочиться живая кровь. Начинает казаться даже (самообман?), что доходя до самой последней грани, до предела, он тем самым противостоит всему поверхностному и плоскому, лживому, что несет эта жизнь, включая смерть любви.

Русский зритель, воспитанный на "милость к падшим призывал", заметит все до единой искорки, тлеющие в его нутре, испытает искренний катарсис - святое ощущение попранной человечности, святую печаль по оплеванной человеческой душе, по искалеченной жизни, которая, помедли герой минуту, могла б расцвести сказкой…

Уэлш, скорее всего, не предполагал такой жалости, как и онегинско-печоринского флера, явно идеализирующего нашего симпатичного антигероя (черты типичного "лишнего" в нем налицо: "страдающий эгоист", сомневающийся, мятущийся, не подчиненный общим правилам поведения, всеми отверженный). Он писал его во всей чудовищной простоте кошмара, без стыда миксуя психологию и физиологию. Кажется, у фильма вышла не книжная интонация. Я бы охарактеризовала ее так: трогательный церковный реквием в разбитом приемнике паршивого заплеванного ресторана.

P.S. Когда я спросила на обсуждении фильма в клубе "P.S.", сможет ли "Грязь" с течением времени хотя бы отчасти приблизиться к культовым экранизациям книг об антигероях - "Заводному апельсину" и "Бойцовскому клубу", мало кто предположил, что да. Знаете, почему? В нем меньше ярости, чем доброты.

Киноклуб P.S. ВКонтакте:

http://vk.com/ps_cinema

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

26.03.2020

( )

Читайте, дети, о войне!

Детская библиотека № 2 выражает огромную благодарность депутату округа № 7 Вадиму Владиславовичу Иванову за содействие в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

19.03.2020

( )

Праздник в Муравейнике

Благодарим депутата Законодательного собрания Челябинской области Андрея Еремина и его помощника Александра Чечнёва за помощь в проведении Масленицы.

17.03.2020

( )

Песня жить помогает

Юбилейный год Победы для нас, рождённых до войны, особенный.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.