Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

19 января, четверг

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

19.01.2017

Комментарии ( )

На лидирующих позициях

ММК занял первое место среди российских производителей оцинкованного и окрашенного проката в рейтинге ведущих производителей и поставщиков продукции черной и цветной металлургии по итогам второго полугодия 2016 года.

19.01.2017

Комментарии ( )

Морозы не страшны

Сегодня, 19 января, христиане отмечают один из самых главных церковных праздников - Крещение Господне.

19.01.2017

Комментарии ( )

Деньги по-быстрому

У семей появится возможность более оперативно распоряжаться средствами материнского капитала. На сайте раскрытия информации госорганами размещён проект постановления правительства, подготовленный Минтруда, которое предусматривает процедуру ускорения выдачи средств маткапитала на нужды семей.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

18.01.2017

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Магнитогорцы увидят уникальные камни

В Магнитогорской картинной галерее состоится открытие выставки, на которой будут представлены удивительные композиции минералов из собрания Александра Маторы.

10.01.2017

Комментарии ( )

см. 11 фото »

Раритеты летоисчисления

В преддверии новогодних празднеств в историко-краеведческом музее открылась выставка "Время в календарях".

30.12.2016

Комментарии ( )

см. 59 фото »

Первая в мире

В следующем году театралы надеются на сценическую постановку большой литературы про Гарри Поттера и продолжение "Больших гастролей".

29.12.2016

Комментарии ( )

см. 11 фото »

Музыкальный серпантин

В театре оперы и балета вовсю идёт новогодняя кампания, которая в этот раз порадует горожан практически всех возрастов.

24.12.2016

Комментарии ( )

см. 17 фото »

Живописный бренд для "картинки"

Магнитогорская картинная галерея выбирает живописное полотно, которое станет визитной карточкой музея. Экспозиция "Шедевры живописи из собрания МКГ" представляет лучшие работы из запасников галереи.

17.12.2016

Комментарии ( )

см. 16 фото »

Картина мира: между чёрным и белым

Автор представил разножанровые полотна: пейзажи, натюрморты, сюжетные композиции. Широким диапазоном отличается изобразительная манера художника - от реализма до различных направлений авангарда.

15.12.2016

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Богатырь подружился с Магниткой

Молодой талантливый певец Бадрал Чулуунбаатар - посланец монгольских степей - покорил местную публику. Роскошный баритон громко заявил о себе четыре года назад.

13.12.2016

Комментарии ( )

см. 27 фото »

Искусства лёгкое касание

В картинной галерее проходит выставка работ неординарной художницы. На торжество по случаю открытия персональной выставки "Одно касание" Надежды Трахтенгерц собрались друзья, коллеги, ученики, собратья по мастеровому цеху.

Культура

22.06.2016

Текст: Татьяна Таянова

"Дни Победы" Максима Кальсина: личное включение в войну

22 июня в России в ознаменование годовщины начала Великой Отечественной войны отмечается День памяти и скорби.

В этот день особенно важно помнить, что мы победили. В мае в Магнитогорском драматическом театре имени А.С. Пушкина  с успехом прошла премьера спектакля "Дни Победы". Режиссер Максим Кальсин утверждает, что, ставя пьесу  драматурга Ксении Степанычевой, прежде всего, имел в виду цену нашей победы, насколько она была чудовищна, непосильна, невероятна...

Спектакль Магнитогорского драматического театра имени А.С. Пушкина "Дни Победы" в первую очередь смел. Смел не меньше, чем пьеса Ксении Степанычевой, по которой он, с некоторыми изъятиями и вставками, поставлен. Смелость эта держится, прежде всего, на искренности и вере в зрителя. Чем и как современный художник может вырвать свой зал из глубокой и непроницаемой, как могила, зоны комфорта? Предъявив то, что так часто и долго развенчивалось и в жизни, и в искусстве, что современная "индустрия восторга", в чьей власти кино, ТВ, газеты, YouTube, Интернет, дать не может, не умеет, не хочет, -  искренность, а с нею вместе "непосредственную чистоту нравственного чувства", которою молодой Чернышевский подметил в прозе начинающего Толстого.

Щемящее послевкусие "Дней Победы" -  удивительное чувство ясности и простоты намерения, очень непривычное на сцене современного театра. Монологи Степанычевой, чистые и прозрачные по смыслам и целям, лишены мучительного подтекста, раздвоенности, второго дна, которые, по обыкновению, скрывают (не важно, с какой целью) истинные чувства и помыслы. Спектакль тоже избавлен от молчаливой тяжести подтекста, зачастую маскирующего собой вынужденную или намеренную неискренность, антикоммуникабельность человеческих отношений. Зритель получает прямой, как документ, стопроцентно честный доступ к истинному человеку, к подлинности жизни и смерти, правде войны и победы. Доступ без дистанции. Текст правдивый, простой, безыскусный, и чтобы включить в него актера и зрителя, нужно оставить без барьеров расстояние между ними.

Да, "Дни Победы" Максима Кальсина - спектакль короткой дистанции, и это не игра в близость. Зритель хочет зрелищ - вроде бы аксиома. Решение режиссера быть близким и искренним, вместо того чтобы развлекать, удивлять, экспериментировать, кажется эгоистичным, может быть, даже наглым. Но, согласитесь, спектакль, где герои стоят на одном месте и произносят довольно будничным тоном довольно длинный монолог (и так 9 раз подряд), спектакль, где будто бы ничего не происходит, - мощнейшая проверка пьесы на силу слова, режиссуры - на силу намерения, актеров - на силу вживания, зрителя - на культуру внимательного, глубокого, целостного реагирования. 

Спектакль Кальсина ищет, требует, создает личное отношение к войне, которое неизбежно выветривается со сменой поколений. Актерское присутствие на сцене продумано таким образом, что не спрячешься и не зацепишься ни за какие приспособления в виде внешних приемов, декораций, эффектов, можно копать лишь внутрь себя, доставать главное только оттуда. Тем же, собственно говоря, приходится заниматься и зрителю.

Фактически в основе монологов пьесы Степанычевой не победа - война. Вполне закономерно, что большая часть воспоминаний героев создает именно ее непривычно живой облик. Вот и спектакль Максима Кальсина - тоже война, бой за достижение нового уровня открытости со своей аудиторией. Режиссером выбран путь только внешне простой, но внутренне требующий скромности и смелости, такта и страсти. Режиссерская аскеза - предельное и принципиальное ущемление себя как художника, ограничение приема - ставят на карту все. И актера, который не защищен и не отгорожен от зала ничем, даже вымыслом (ведь пьеса - документ, реальные воспоминания реальных людей), и собственное "эго" творца, и зрительскую заинтересованность в правде, наше с вами умение помнить, искренность потребности в прошлом.

Как должно быть решено пространство спектакля по пьесе, лишенной подтекста, второго дна, пьесе, которая не ищет тайн существования, не красуется напластованием намеков и настроений, и ни парадных, ни глубоко психологических портретов не создает (скорее лица-летописи, лица-хроники, лица-фотографии былой эпохи)? Взамен угодливых "танцев-песен" и амбициозных побрякушек формы нам доверчиво предложена лишь моноречь, со стеснением, заминками и запинками оживляемая начинающими актерами (ровесниками героев пьесы) лицом к лицу и один на один с залом. Действие происходит в неком условном месте (это могут быть фотостудия, съемочный павильон документального кино или место записи ТВ-программы), отсутствуют декорации и детали быта, можно сказать, что нет и самого действия. Так что искренность, странное дело, не просто часть действа, но его замена. Для нашего времени ребячья радость, милая наивность, спонтанность реагирования, непосредственность поведения - все эти атрибуты искренности - стыдные вещи, возможные разве что в старом добром, наивном кино. Истинный поступок сегодня - говорить с их помощью о событиях великих и чаще воспеваемых, нежели выговариваемых.

Простота сцены, бесхитростность актерского проживания - зеркало речевого оформления пьесы. Монологи героев Степанычевой, которые трудно назвать лирико-исповедальными, состоят из простых и понятных слов, чувств, событий, просты они даже на синтаксическом уровне. Кальсин усиливает простоту, лаконизм, антипафосность похожестью интонаций, по большому счету она общая у всех девяти героев - бесхитростная, наивная, чистая и все время как бы объясняющая, словно кто-то говорит с незнающим, непосвященным. Подвиг интонируется так же, как и быт, ужасы войны - как радости победы. Если бы передо мной стояла задача объяснить речевое поведение героев одним словом, я бы выбрала слово "тишина". Только тихим и может быть голос памяти, прошлое не кричит и о главном всегда умалчивает. Интонационная тишина монологов - синоним молчания и тайны прошлого вообще. Кажется, девять героев про свою жизнь на войне все-все нам рассказали: любовь, дружба, ссоры, учеба, любимая работа, любимые животные, военное дело, политика, репрессии, 58 статья, тушенка, каша с мясом, убийства, смерть, молитва "живые помощи" на листочке…Однако сколько бы мы с вами ни вслушивались, ни всматривались, ни вдумывались, все равно самого главного о прошлом никогда не узнаем.

Воистину странное чувство от статических фигур на сцене. Будто с тобой, постепенно оживая, вдруг заговорила молчаливая фотография, посмотрела живыми глазами. Бывало не раз: мучительно вглядываешься в снимок умершего родственника, которого не знала, а он безмолвствует, и толщу времени и смерти не прорубить никакой мыслью, не оживить фантазией… Статический театр режиссера-"фотографа", режиссера-"документалиста" фиксирует то, что говорит и думает сама жизнь, поэтому при всей внешней статике мизансцен все герои пьесы Кальсина живые. Никакой монументальности, никакого героического пафоса, никакого оголенного нерва трагедии, ничего намеренно приподнятого, но и ничего формального. Девять историй пьесы живы уже потому, что не закованы в "правильную" войну, в привычную трактовку военной темы.

Степанычева предлагает своему читателю выбрать, что перед ним - истории или История. Кальсин такого выбора не оставляет, настойчиво внедряя в действо спорные нарезки кинохроник, которые иллюстрируют каждую из девяти жизней. Правда факта как эстетическая рифма к правде пьесы. Естественность человека, случайно попавшего в кадр документального фильма, как ревизия подлинности актерской игры… Не слишком ли много правды? Фиксируемое и хранимое в личной памяти, как правило, противоречит правоте факта, "правда живой памяти" иногда является ложью с точки зрения истории…За исключением суетливой динамики хроник (на мой взгляд, не очень удачный союз движения и статики) в спектакле все просто: свет, звук, декорации, интерьер (всего-то одна табуретка, да потом еще стол в финале), актерская игра, скупая на интонации, мимику, жесты.

Вызывающий лаконизм сцены, которую словно забыли оформить, очень тревожил в течение всего спектакля. Пустота пространства - знак бесприютности, буквально кожей чувствуется беззащитность, открытость героев всем ветрам и сквознякам времени. Нет ни утвари, ни мебели, ни какой-либо весомой военной атрибутики, ни стен, ни окон, ни дверей. Того и гляди ворвутся беда и смерть, а герой такой маленький и такой одинокий... Беззащитность, фиксируемая сценографией, обнажает мысль, важную для воплощения войны как таковой. Каждый ее "житель", не имея ни нашего с вами комфорта, ни уверенности в завтрашнем дне, тем не менее предельно открыт для жизни, для бесстрашного переживания ее глубин - боли, ужаса, радости и восторга... Вот в чем особая духовная атмосфера тех лет, в которой таится отгадка Дня Победы. Почти тёркинский оптимизм, берущий свои истоки в самом факте жизни, ведь она и на войне жизнью быть не перестает. Пожалуй, если говорить о мессиджах, это самое ценное послание спектакля нашей эпохе, демонстрирующей угасание таланта жить. Кто сейчас так вот запросто отважится сказать "Спасибо, что живой". А из монологов Степанычевой буквально льется "спасибо", и это не вымученная благодарность. Атмосфера ровной доброжелательности к миру, приятия личной и национальной судьбы, истории, времени, да и войны, что уж… Так что монологи получились о войне, а спектакль о жизни, о том, как выжили, почему выжили, в чем цена и основание победы, веками непобедимого народного духа, нашего "везения" (слово из пьесы) и на Куликовом поле, и на Бородинском, и на полях Великой отечественной.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 
 

Фоторепортажи

Новости сайта

15.02.2013

Уменьшены крайние сроки подачи и оплаты объявлений в разделе «Объявления». Теперь подать объявление можно за 14 часов до наступления даты выхода газеты (т.е. до 10:00 накануне выхода газеты), а оплатить за 13 часов (до 11:00 накануне выхода газеты). Подробнее в Соглашении.


Публикации

27.12.2016

( )

"Стихи мои! Свидетели живые…"

В честь 195-летия со дня рождения Николая Некрасова, выдающегося русского поэта, публициста, писателя и драматурга, в филиале № 2 объединения городских библиотек для девятиклас-сников гимназии № 18 была организована литературная гостиная.

22.12.2016

( )

см. 6 фото »

PRОПУСК в светлое будущее

Третий фестиваль молодежного творчества "PROПУСК-2016" состоялся в МГТУ им. Г.И. Носова. Большой актовый зал был переполнен. Насладиться творческим богатством пришли студенты представители ректората, отдела по молодежной политике, первичной профсоюзной организации студентов и аспирантов.

17.12.2016

( )

Слово - золото

В детском саду № 49 прошёл районный этап городского конкурса для малышей "Юный чтец-2016". В нём участвовали 39 детей из 18 дошкольных учреждений.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Долинина Д.А.
Разработка и поддержка – Серебряков С.А.