Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

29 апреля, суббота

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

29.04.2017

Комментарии ( )

Преображая родную Магнитку

Уважаемые магнитогорцы! Поздравляю вас с наступающим Днём Весны и Труда!

29.04.2017

Комментарии ( )

Труд формирует личность

Уважаемые земляки! Поздравляю вас с замечательным Праздником Весны и Труда!

29.04.2017

Комментарии ( )

Символ весны и труда

Уважаемые земляки! На майские дни в нашем календаре приходится два значимых праздника. Один из них - День Весны и Труда.

Опрос

Последние статьи рубрики

«О ком говорят»

27.04.2017

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Низвергнутый кумир

Бывший руководитель Восточной Германии вошёл в историю нашего города. В этом году исполняется 105 лет со дня рождения одной из самых ярких и неоднозначных политических фигур XX века - Эриха Хонеккера.

01.04.2017

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Первая тысяча на Берлин

Магнитогорец Кирилл Фронюк продолжает "Победный" забег от Мамаева кургана до Трептов-парка.

30.03.2017

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Даёшь молодёжь!

Весной на армейскую службу призовут 410 магнитогорцев. А в течение года под ружьё встанут примерно 900 молодых горожан. Всего же за 2017 год Минобороны РФ планирует призвать на срочную службу около 250 тысяч человек.

25.03.2017

Комментарии ( )

см. 1 фото »

С активной жизненной позицией

В марте отмечает 30-летие совет женщин Орджоникидзевского района, который входит в Челябинский совет общественного движения женщин и Союз женщин России.

25.03.2017

Комментарии ( )

см. 18 фото »

Патриотами не рождаются

Любовь к Родине и ответственность за её благополучие прививают детям неустанно. Как называется профессия Вадима Исакова, сказать сложно. Наверное, педагог дополнительного образования, потому что он учит ребят вне школы и не по школьной программе.

21.03.2017

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Голос хоккея

Спортивный эксперт и комментатор Сергей Гимаев скончался на 63-м году жизни. Ещё недавно он комментировал очередной матч КХЛ: как всегда, строго, иной раз даже прямолинейно, но всегда корректно.

18.03.2017

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Иванов, родство помнящий

Музейщики - особый тип людей, искренне преданных своей важной и нужной профессии.

18.03.2017

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Создавая будущее страны

Педагог должен самосовершенствоваться, убеждён Гамат Гасанов. Мы встретились в одном из больших торговых центров, чтобы, попив кофе, поговорить.

О ком говорят

06.08.2016

Текст: Ирина Коротких

Магистрали студенческих отрядов

Журналистка "ММ" в своё время проехала по Транссибу.

В 70-80 годы прошлого века комсомольские отряды  ехали на стройку века - Байкало-Амурскую магистраль.  Посчастливилось и мне в составе студенческого отряда проехать по Транссибу, познав и тяготы, и прелести работы проводника пассажирских вагонов.

 Студенческий отряд формировался на базе горного института, и примкнувшие к "технарям" филологи чувствовали себя не в своей тарелке. Мне повезло: с напарницей Татьяной Вейс мы стали подругами на долгие годы, светлая ей память. В нынешнее время девушки с её внешностью становятся моделями. Высокая, тоненькая, как прутик, с огромными серыми глазами и африканской гривой русых волос, в которых терялись расчёски.

Из всей инструкции, которую прочитала перед отправлением состава,  запомнила три момента: на каждой станции обязательно простукивать буксы, следить, чтобы в вагон закачивали воду. И главное - не забывать поить пассажиров чаем. За время работы повидала множество вагонов - и совершенно "убитых", и вполне приличных, но ни в одном из них треклятый титан не работал исправно.  Топить вагонный самовар надо было как русскую печку, с той разницей, что вместо дров выдавали горючие брикеты. Как только вагон отходил от станции, мы с Татьяной бросались раздавать бельё, зачем-то собирать билеты, так требовала инструкция. Пассажиры гуськом выстраивались у холодного титана. Татьяна колдовала с брикетами, спичками, нажимала на устройстве какие-то ручки. В большинстве случаев находились умельцы-добровольцы, и через час счастливый народ наполнял гранёные стаканы в мельхиоровых подстаканниках тёмным чаем.

Поначалу на каждой станции честно простукивали буксы, и даже ночная темень не останавливала. Цена безалаберности - жизнь пассажиров, утверждал инструктор, который хвалился, что по звуку может определить степень нагрева буксы. Студенты музыкальным слухом не отличались и температуру важной железяки определяли, как нагрев утюга, - плюнув на палец.

Как праздника ждали поездки в Ленинград. Вся страна ездила в столицы за едой и одеждой. Припасли денег на наряды и косметику и загодя расспросили пассажирку, назвавшуюся коренной ленинградкой, о магазинах, универмагах. Напали на изощрённую модницу, которая посоветовала отправиться за покупками в универмаг Гатчины. Запаковав мешки с грязным бельём и почти вытолкав пассажиров на перрон, бросились на электричку. Путь неблизкий. С учётом обратной дороги времени на изучение универмага оставалось не более получаса. Коварство ленинградки осознали, когда взору предстали такие же, как в Магнитке, полупустые полки.

До отправления поезда оставалось минут 15. Несясь по вокзалу на всех парусах, издалека увидели толпу пассажиров у закрытого вагона.  Крики и возмущения поутихли, когда людей запустили, не проверяя билетов. За опоздание получили выволочку от начальника поезда, нашей ровесницы: она считалась авторитетом - окончила железнодорожный техникум.

Выкроив минутку, сбегали в соседний вагон к девчонкам. С завистью разглядывая невообразимое богатство, приобретённое студентками в "Пассаже": пластиковые баночки с кремом, коробки с французскими духами, заграничную тушь, кофты, юбки и костюмы, осознали, какой радости себя лишили. С красной помадой на губах, благоухая заграничным парфюмом, вернулись в свой вагон и договорились более не попадаться на удочку модных дам из Северной Пальмиры.

С приключениями добирались до Читы. В вагоне преобладал мужской пол. Чуть ли не до утра мужики тарабанили в купе, умоляя продать хотя бы чекушечку, предлагая цену в три, пять раз дороже магазинной. Купеческой жилки у нас не было, тем более зарабатывать на выпивохах считали ниже своего достоинства. Но не все студентки стройотряда были столь щепетильны, однако скандалы, драки, выбитые стёкла перебравших пассажиров отвратили горе-коммерсанток от занятий нелегальным бизнесом.

На станции "Тайга" накупили у аборигена кедровых орешков, запустили пассажиров, готовясь к отбытию состава.  У открытой двери докуривала сигарету милая девушка с закрученной на затылке русой косой. Удивительный контраст - тургеневская девушка с папиросой. Вдруг на подножку вагона ступил пьяный детина. Требование предъявить билет проигнорировал. Огромной ручищей схватил меня за ногу и дёрнул. Я шлёпнулась на железный пол, грозя милицией и начальником поезда. Тургеневская девушка мгновенно схватилась за поручни, подпрыгнула и ударила верзилу ногами в грудь. Сила удара была такая, что хулиган свалился на перрон. Поднялся и, поливая обидчицу непечатными выражениями, ринулся к вагону. Скромница мгновенно подняла верхнюю ступень и захлопнула дверь. Поезд тронулся, а детина всё бежал за вагоном, грозя убить, зарезать, застрелить.

На каждой станции надо обязательно простукивать буксы, следить, чтобы в вагон закачивали воду.

И главное - не забывать поить пассажиров чаем.

Нашу спасительницу пришла благодарить сама начальник поезда. Охраны в пассажирских составах не было, милиции на перронах не видно, трудно представить, чем бы закончился инцидент, если бы не милая пассажирка. Она скромно улыбалась, советовала быть осторожнее, учитывать местный контингент: Сибирь-де - страна суровых людей.  Второй сюрприз ожидал, когда подъехали к станции, где выходила наша спасительница. Мы рты разинули, увидев тургеневскую барышню в синем прокурорском кителе с майорскими звёздами на погонах.

Если в центральные города СССР выделяли относительно приличные вагоны, то по Транссибу ездили развалюхи. Как ни бились над титаном инженеры из числа пассажиров, но раскочегарить вагонный самовар так и не смогли. Ночью стоял такой холод, что, казалось, наутро выпадет снег - это в середине-то августа. На перрон проводницы выходили, закутавшись в казённое одеяло, а то и в два.

Чуть ли не неделю добирались до Читы. Но поездка оставила неизгладимое впечатление… Несколько минут поезд нёсся в темноте тоннеля. Вырвавшись из бетонной пасти, состав оказался на вершине горы. Внизу до горизонта отливала серебром водная гладь Байкала. Дух захватило от красоты, мощи и величия озера. Потом мне говорили, что нет там гор, но почему-то в памяти Байкал остался как бескрайняя замкнутая вершинами водная чаша.

С нетерпением ожидала станцию Петровский Завод. Филологи меня поймут. Историческое место, связанное с именами декабристов: Трубецкого, Бестужева, Кюхельбекера, Муравьёва. Одиннадцать женщин последовали за мужьями на каторгу. В мировой истории немного найдётся героинь, которые бы разделили с мужьями тяготы жизни в остроге.

Станция разочаровала убогостью. Декабристы, как нас учили на лекциях, преобразили Сибирь, привив аборигенам навыки садоводства, огородничества, научили грамоте, музыке, ремёслам. Изменения оценить могло лишь местное население да историки. Нынешние путешественники по Транссибу пишут, что каток "преобразований" перестроечной поры раздавил малые города Сибири. Нам же из вагонного окна виделось, что и на окраинах Страны Советов кипит трудовая жизнь и всё как у людей, если сбросить со счетов адский холод…

А после было путешествие в Симферополь, запомнившееся вёдрами фруктов чуть ли не за три копейки, дынями, арбузами, которыми уральские пассажиры заполняли купе. Потом много раз бывала в Крыму, но в памяти остался незабываемый пейзаж первой встречи с полуостровом - на фоне чёрного бархата неба силуэты пирамидальных тополей.

Последняя поездка была разорительно-убыточна. Процедура сдачи-приёмки вагона требовала скрупулёзности, внимательности и большого опыта. Учёту подлежали подстаканники, ложечки, комплекты постельного белья, одеяла и ещё куча всякого скарба. Иногда ложки пропадали, за что начисляли штраф, в десятки раз превосходящий стоимость пропажи. Приходилось бежать в магазин, покупать 50-копеечную ложку. Студенты особо не заморачивались. Недоставало стакана - отдавали рубль.

Принимая вагон,  особо въедливая проводница со стажем, перебрав одеяла, вдруг заявила, что в стопке не хватает нескольких штук. Нет, успоряла она, когда сызнова всё пересчитали. Вы-де сдаёте байковые, а надо верблюжьи. Доводы, что нам такие передали, не возымели действия. Составили акт и вычли из нашего заработка по сто рублей - половину студенческой зарплаты за всё лето.

Одно утешение - если бы не стройотряд, может, и не удалось бы увидеть Байкал, проехать по Транссибу, хоть одним глазком посмотреть на исторические места и осознать необъятность страны, которую соединяли железнодорожные магистрали.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 
 

Фоторепортажи

Новости сайта

15.02.2013

Уменьшены крайние сроки подачи и оплаты объявлений в разделе «Объявления». Теперь подать объявление можно за 14 часов до наступления даты выхода газеты (т.е. до 10:00 накануне выхода газеты), а оплатить за 13 часов (до 11:00 накануне выхода газеты). Подробнее в Соглашении.


Публикации

06.04.2017

( )

Катер с боевой судьбой

Я, любитель водных просторов, всегда с большим интересом относился к плавсредствам - то ли оттого что в раннем детстве несколько раз тонул, то ли потому что, став взрослым, несколько раз спасал тонущих.

04.04.2017

( )

Работа на благо людей

Мы, пенсионеры, проживающие на улицах 50-летия Магнитки, Жукова, Советская и Зелёный Лог, хотим рассказать о председателе ТОСа нашего 144-го микрорайона Светлане Сваловой, которая трудится в этой должности более 15 лет.

01.04.2017

( )

На прием к депутату

График приёма граждан в депутатских центрах Магнитогорского местного отделения партии "Единая Россия" по адресу: ул. Суворова, 132/3.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Долинина Д.А.
Разработка и поддержка – Серебряков С.А.