Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

19 октября, четверг

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

19.10.2017

Комментарии ( )

Металл для строительной отрасли

Вчера, 18 октября, в столице Азербайджана Баку открылась 23-я международная выставка WorldBuild Baku-2017, участие в которой принимает Магнитогорский металлургический комбинат.

19.10.2017

Комментарии ( )

ММК обосновался в "Сколково"

ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" и фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий "Сколково" подписали соглашение.

19.10.2017

Комментарии ( )

В едином порыве

Южноуральцы смогут принять участие во всероссийской акции "Я часть единения".

Опрос

Последние статьи рубрики

«Вокруг света»

17.10.2017

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Вояж в страну Магриба

Традиционный способ времяпрепровождения тунисцев - посиделки в кафе.

10.10.2017

Комментарии ( )

см. 25 фото »

Вторая жизнь бункера Жукова

Сам Георгий Константинович здесь никогда не был, так же, как и Сталин не бывал в выстроенном для него убежище.

26.09.2017

Комментарии ( )

см. 21 фото »

"Эльф", "Рапан" и "ласточка"

С Тольятти - автомобильной столицей страны - Магнитку связывают крепкие и долгосрочные отношения.

19.09.2017

Комментарии ( )

см. 21 фото »

Привет из Гренландии

Жительница Магнитки путешествовала на яхте, которую сделали в родном городе.

07.09.2017

Комментарии ( )

см. 23 фото »

Пять тысяч метров по степи

В Тольятти 16 лет назад был создан самый уникальный и масштабный музей в России, который ежедневно привлекает тысячи россиян и иностранцев.

07.09.2017

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Озеро по имени Мартыши

Необыкновенно пестра и сложна топонимика Урала. Коми, ненцы, манты, ханси, русские, башкиры, татары, неизвестные древние племена создавали её в течение многих столетий.

05.09.2017

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Солёный курорт

Отдых и лечение привлекают в Соль-Илецк до двух миллионов россиян в год. Одни разочаровываются, другие ездят каждое лето. Солятся, мажутся грязью и, наверное, возвращаются домой более здоровыми.

26.08.2017

Комментарии ( )

см. 11 фото »

По пути Колумба

Рабочие ММК, студенты, преподаватели прошли десять тысяч миль и стали авторами мировой сенсации, приняв участие в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки.

Вокруг света

03.09.2016

Текст: Рита Давлетшина

Дорогая моя столица

Москва по-прежнему слезам не верит.

Продолжение. Начало в № 85, 88, 91, 94.

Москва сошла с ума - в хорошем смысле слова - по культуре.

В театрах аншлаг, в книжных магазинах снова не протолкнуться. В особом тренде живопись - вспомните хотя бы зимнюю выставку Валентина Серова, в очереди на которую люди выстаивали буквально часами. Они сносили двери Третьяковки, это показывали по телевизору, в результате Путин лично попросил продлить экспозицию, а возле входа в здание на Крымском Валу установили палатку МЧС, где желающих приобщиться к прекрасному поили горячим чаем. Теперь в Третьяковке на проходит выставка, посвящённая 200-летию Ивана Айвазовского, - она продлится аж до ноября.

Я же отправилась в Лаврушинский переулок - именно здесь в старинном особняке когда-то начал собирать свою коллекцию преуспевающий купец Павел Михайлович Третьяков. Сегодня в это верится с трудом, но галерея как собрание русских художников возникла случайно: первыми картинами, купленными Третьяковым, были работы старых голландских мастеров. Правда, через пару дней выяснилось, что "голландцами" оказались русские самородки, которые даже "Мону Лизу" могли скопировать так, что сам Леонардо да Винчи не отличил бы её от своей. Тогда Павел Михайлович и решил: отныне, покупая картину, он должен знать о ней всё - автора, историю создания и героев сюжета.

Годом создания галереи принято считать 1856-й, когда Третьяков приобрёл первые работы русских художников.

В этом году Третьяковка отмечает юбилей - 160 лет

Покупая картины, Третьяков не только собирал национальное достояние, но и помогал своим подопечным - художники жили по большей части беспутно, потому деньги у них водились редко. Национальное же достояние, заняв собою весь особняк, в конце концов выселило из Лаврушинского переулка самих Третьяковых - в 1892 году после смерти младшего брата Сергея, присовокупив его картины к своим, Павел Михайлович отдал коллекцию вместе с особняком в дар Москве.

Ещё при жизни Павла Третьякова почитали как выдающегося общественного деятеля. Зарабатывая довольно много, он имел скромные привычки и детей воспитывал так, чтобы довольствовались лишь необходимым и делились с неимущими. Один из писателей, его современников, вспоминал: "Раз увидел на улице довольно потрёпанную карету, в которой сидел задумчивый человек в давно вышедшем из моды пальто. Люди по обеим сторонам улицы низко кланялись ему. Я спросил: "Кто это?" - "Как, вы не знаете разве? Это Павел Михайлович Третьяков". Тогда и я низко поклонился вслед уходящей карете".

Ещё за квартал до галереи понятно, куда идёшь: во дворике разбит сквер Художественный, а фонтан оформлен в виде картинной рамы. Электронная система контроля в Третьяковке не исключила пока охранников, которые заставляют сдавать большие сумки и проверяют, что в сумочках дамских - говорят, сумасшедшие посетители не раз пытались испортить картины. В каждом зале сидят видавшие виды бабулечки - смотрительницы: они и замечание сделают, и историю той или иной картины расскажут, да и заблудиться не дадут, а в многочисленных залах Третьяковки сделать это нетрудно. Заместители генерального директора галереи - не менеджеры в модных костюмах и галстуках, а тоже пожилые знатоки культуры и живописи в аккуратных кофточках с жабо. Для них Третьяковка - святое, к картинам они относятся, как к людям, а порезы и трещины на полотнах называют травмами. Здесь даже собственная пригалерейная церковь есть, в которой хранится заветная икона Владимирской Божией Матери.

Говорят, это древний список с иконы, выполненный самим евангелистом Лукой. Самая известная на Руси Владимирская икона входит в десятку почитаемых образов и не раз являла чудо, избавляя Москву от нашествия врага. Причём это не были ратные победы: дойдя до ворот города, войско неприятеля просто разворачивалось и уходило восвояси. Ещё одно: в разные времена икону реставрировали - на специальном языке это называется "поновляли". Так вот, переписав почти всю площадь иконы, ни разу не коснулись лишь двух её фрагментов - ликов Богоматери и юного Христа, неистребимых со дня создания. В залах Третьяковки ещё много важных для страны икон - чего стоят только работы Андрея Рублёва. Все они закованы в киоты, подключённые к системе увлажнения, очищения и кондиционирования воздуха. Говорят, таких "лёгких", как в подвалах Третьяковской галереи, нет ни в Эрмитаже, ни даже в Лувре. Потому в залах галереи всегда прохладный комфортный климат, а в каждом углу стоят незаметные фильтры и улавливатели температуры и влажности: чуть что не так - подаётся сигнал, и система исправляет ситуацию.

Картины Третьяковской галереи не просто известны - их печатные копии висели почти в каждом доме, их тиражировали на конфетных фантиках, писали по ним сочинения на уроках русского языка. Самый известный портрет А. С. Пушкина работы Ореста Кипренского, о которой сам поэт сказал: "Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит". Вся сказочная серия Виктора Васнецова - "Богатыри", "Алёнушка", "Иван Царевич на сером волке" - написана с реальных людей. Посреди залов скамейки, сидя на которых люди могут часами разглядывать картины - особенно огромные, во всю стену, холсты - суриковскую "Боярыню Морозову", к примеру. Вокруг неё - десятки маленьких портретов, в которых узнаёшь героев полотна. А у ивановского "Явления Христа народу" целых два зала портретных эскизов, и качественная прорисовка каждого героя поражает кропотливостью работы.

У каждой картины тут своя история - и она бережно "раздаётся" посетителям на экскурсиях

Например, всем известное "Утро в сосновом лесу" Ивана Шишкина. В углу, под подписью автора, заметно выбивается бурое пятно. Там стояло ещё одно имя - художника Константина Савицкого, который и подсказал Шишкину внести в пейзаж медведей. Но, приобретая картину, Третьяков был непреклонен: я покупал её у Шишкина, а про вас знать ничего не хочу - и самолично замазал имя Савицкого.

Или легендарная "Тройка" Василия Перова - детки, впряжённые в телегу с огромной тяжеленной бочкой воды. Перов почти дописал её, но всё искал образ центрального мальчика. И нашёл во время крестного хода в столице. Подошёл к матери, долго уговаривал её - писать с ребёнка было плохой приметой. Уговорил. Написал картину, она поразила Третьякова - тот сразу же купил её. Через месяц в дверь Перова позвонили - на пороге стояла заплаканная мать того мальчика: "Васенька мой умер, дайте последний раз посмотреть на него!" Художник повёл горемычную к Третьякову. Она сразу узнала среди картин своего Васеньку - плюхнулась перед "Тройкой" на колени и молилась полтора часа в одиночестве: Третьяков с Перовым оставили её. А потом попросила Перова написать портрет сына - и он исполнил её пожелание. Работницы Третьяковки надеются дожить до того дня, когда этот портрет "дойдёт" до галереи.

А возле "Портрета Струйской" Фёдора Рокотова, у которой "… глаза, как два тумана, полуулыбка, полуплач", небольшой "Портрет неизвестного в треуголке". По-женски красивое лицо героя не раз приводило в смущение работников галереи - и они решились на рентген, который показал, что под треуголкой и глухим камзолом спрятана женская причёска и бальное платье. Так раскрылась ещё одна тайна: Рокотов, написавший оба портрета, был другом Николая Струйского, тоже, кстати, художника. А "Неизвестный" на самом деле был портретом первой жены Струйского, к несчастью, умершей. Женившись второй раз, Струйский, с одной стороны, не хотел ранить чувства молодой жены, с другой - расставаться с портретом покойной - и попросил Рокотова переделать картину.

Таких историй сотни, и нередко среди тишины вдруг раздастся громкий удивлённый или восхищённый возглас. Или кто-то перед тобой, одетый по-творчески небрежно, вдруг "без объявления войны" брякнется на пол, достанет откуда-то из одежды блокнотик - и тут же кинется рисовать, сев удобно по-турецки. Говорят, иностранцы не особо любят Третьяковку - не верят в силу русской живописи, потому в Лаврушинский переулок входят с недоверием в лице. Но выходят из галереи абсолютно потрясённые и счастливые. Как, собственно, и я.

Скоро прощаюсь с Москвой - осталось немного: Ваганьковское кладбище, музей Высоцкого и Театр сатиры. О них - в следующую субботу.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

19.10.2017

( )

Духовная пища вместо шведского стола

Сохранение и развитие традиционной культуры Южного Урала может стать подспорьем для устойчивого роста туризма в регионе.

19.10.2017

( )

В память о народном директоре

Школьники посмотрели фильм "Памятник Человеку".

17.10.2017

( )

Молодые профессионалы

В Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова прошёл отборочный чемпионат WORLDSKILLS RUSSIA 2017.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.