Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

22 июня, пятница

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

21.06.2018

Комментарии ( )

Управление Росреестра ждет звонков

27 июня с 14.00 до 15.00 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области проведет "горячую линию" на тему "Журналисты спрашивают - Росреестр отвечает".

21.06.2018

Комментарии ( )

По поручению президента

В Челябинской области направят более 800 миллионов на строительство новых детсадов.

21.06.2018

Комментарии ( )

Президентское послание

Президент России Владимир Путин до конца 2018 года может ещё раз выступить с посланием Федеральному собранию.

Опрос

Последние статьи рубрики

«О чем говорят»

19.06.2018

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Порядок в делах и документах

Магнитогорский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области отметил двадцатилетие.

16.06.2018

Комментарии ( )

см. 11 фото »

"Ручеёк": всё ещё течёт, но меняется

Слухи о том, что детская дача уйдёт с молотка, не имеют оснований.

14.06.2018

Комментарии ( )

см. 41 фото »

Главный праздник на главной площади

Многочасовым праздничным марафоном Магнитогорск отметил День России.

07.06.2018

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Три века на службе правопорядка

По случаю юбилея МВД у монумента "Тыл-Фронту" состоялся торжественный митинг.

05.06.2018

Комментарии ( )

Платёжки станут содержательнее

С июня жители многоквартирных домов начнут получать новые квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг.

02.06.2018

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Отдых, солнце, песок

Городская межведомственная комиссия провела проверку готовности муниципальных пляжей к купальному сезону.

02.06.2018

Комментарии ( )

Припарковался, как смог

Въехав на клумбу одного из крупных перекрёстков города, автомобилист повредил двести саженцев цветов.

19.05.2018

Комментарии ( )

см. 20 фото »

Работай, и всё будет хорошо!

Студенческие отряды Магнитки будут трудиться во всех уголках страны.

О чем говорят

01.10.2016

Текст: Марина Акулова

Колючие цветы жизни

Как научить детей и подростков вести себя в общественном транспорте?

Тема культуры поведения в маршрутных такси - вернее, её отсутствия - становится всё актуальнее.

В городе получила большой резонанс новость о том, как водитель маршрутки избил 16-летнюю девочку на улице Кирова.

Потом появились публикации в СМИ, где очевидцы происшествия описывают несколько иную картину - девочка сама спровоцировала конфликт. Пока идёт следствие, рано делать однозначные выводы. Но важно понять: чаще всего причина таких конфликтов - бескультурье пассажиров, неумение вести себя в социуме.

Маршрутки - наиболее популярный и в то же время не слишком удобный вид общественного транспорта. Люди оказываются в тесном замкнутом пространстве, и о комфортной дистанции между пассажирами говорить не приходится. Потому и общий фон раздражительности повышенный, пожар конфликта может вспыхнуть от одной искры. Конечно, подавляющее большинство пассажиров в салоне не хотят ни ссориться, ни отвлекать водителя - в конце концов, это вопрос безопасности в пути. Да и нервы портить незачем, несколько минут кошмара - и больше никогда не увидишь неприятного попутчика…

Честно говоря, первое, о чём вспомнила, прочитав новость о конфликте водителя и девочки, - как раздражают чужие телефонные разговоры. Не помогают и размещённые на дверях объявления вроде: "Ваши разговоры о колготках водителю не интересны". Всё чаще мне попадаются попутчики, для которых трёп по мобиле - способ скоротать время в пути. Как правило, это подростки и молодёжь. Однажды с интересом наблюдала за реакцией салона на юношу, двадцать минут переливавшего из пустого в порожнее в беседе с приятелем, да ещё с матом через слово. Никто не сделал замечания - даже родители с маленькими детьми.

Откуда столько невоспитанных подростков? Складывается впечатление, что это выросшие персонажи анекдота, популярного несколько лет назад. Мальчик пытается вытереть ботинки о светлую шубу сидящей рядом женщины. Та взывает к маме ребёнка, но безуспешно:

- Он у нас индиго, мы ему ничего не запрещаем.

Парень, который всё это слышит, вынимает изо рта жвачку и лепит на лоб продвинутой в нестандартной педагогике маме со словами:

- И я тоже индиго!

Это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Сформировалось поколение детей и подростков, родители которых росли в годы перестройки и лихие 90-е, когда советские этические ценности были дискредитированы, а другой сильной идеологии в обществе так и не появилось. Тогда людям казалось, что вседозволенность - прекрасная альтернатива авторитарности семейного и школьного воспитания.

Личный пример

научит ребёнка лучше,

чем многочисленные нотации

Возвращаясь к теме маршруток и к процитированному выше анекдоту, - несколько моих знакомых рассказывали о похожих случаях. Анекдот-то жизненный оказался. Детей поощряют вытирать ноги о других - и в самом прямом, и в переносном смысле слова.

Мамы и папы, балующие малышей, забывают о том, что чужие дети в радость далеко не всем. Недавно в поездке с одного конца города на другой моими соседями по маршрутке оказались мама с сыном-дошкольником. Мальчик громко вещал без умолку, как говорится, в режиме радио. Минут через десять старушка-попутчица спросила:

- Сколько лет вашему ребёнку?

- Четыре! - охотно вступила в разговор о любимом чаде женщина.

- Какой он у вас разговорчивый…

Судя по всему, мамочка сочла это комплиментом. Наверное, ей казалось: вся маршрутка должна восторгаться милой непосредственностью ребёнка. А тот с энтузиазмом работал на публику, отыгрывая роль обаяшки, - дети моментально чувствуют запросы близких им взрослых. Не знаю, как у других, а у меня разболелась голова.

Буквально в тот же день довелось ехать вместе с другой молодой мамой и её сыном лет трёх, любознательным, как и все нормально развивающиеся дети. С удивлением поняла, что эти двое, в отличие от предыдущих, совсем не раздражают. Прислушалась к разговору - и поняла, почему. Мама отвечала на вопросы малыша подчёркнуто негромко и время от времени напоминала:

- Давай говорить потише, чтобы не мешать другим.

Конечно, дети, даже самые спокойные и воспитанные, временами шалят и капризничают. На то они и дети. Но если им не объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, вырастут инфантилы и эгоцентрики. Они вряд ли задумаются, уместно ли выяснять отношения по телефону в салоне общественного транспорта - напомню, именно с этого начался конфликт магнитогорской девочки-подростка с водителем маршрутки. Посочувствовать можно обоим. И юной девушке, которая может снова попасть в неприятности из-за неумения контролировать эмоции, - увы, пока мама отстаивает правоту дочки, та вряд ли что-то переосмыслит. И шофёру, которому, как и его коллегам, непросто даётся каждая смена, а теперь ещё и по судам затаскают.

Культура поведения, в том числе и в маршрутных такси, формируется обществом, процесс это долгий и постепенный. Болтуны вряд ли задаются целью отравить нам привычные полчаса пути на работу или с работы - им просто не хватает такта. В их оправдание можно сказать: традиции пользования мобильными средствами связи ещё только формируются. Сотовые телефоны появились в широком обиходе относительно недавно, в начале двухтысячных. Наш народ в театрах и на концертах - и то забывает "выключить мобильные средства связи". На киносеансах частенько раздаётся сдавленное: "Я в кино, позже перезвоню!" Так ничего удивительного, что в маршрутках приходится выслушивать истории любовных драм и семейных ссор - вам ещё повезло, если сосед всего лишь обсуждает список продуктов к ужину.

Призвать пассажиров писать смс? Не выход. Уж лучше пусть сосед за минуту всё обсудит, чем всю дорогу будет тыкать вас в бок локтем, набирая текст. Запретить пользоваться смартфонами и прочими гаджетами в салоне? Тоже перебор. Как ни крути, а ответить на звонок в маршрутке и в театре - большая разница. Но хотя бы приучить пассажиров делать срочные звонки до или после того, как сели в машину, - вполне реально. А пока подростки, болтающие по телефону в дороге, берут пример с нас, взрослых.

Если мы не хотим засорять уши чужим трёпом "о колготках", наша с вами общая задача - создать ту среду, в которой будет некомфортно утомлять попутчиков болтовнёй, как некомфортно прийти в театр в трико с растянутыми коленками. Для начала - хорошо бы в каждой вышедшей на маршрут машине разместить табличку с текстом или пиктограммой о нежелательности долгих разговоров в салоне. Чтобы вместо увещеваний пассажиры могли просто показать на неё болтуну.

Интересно было бы услышать мнение читателей "ММ": что можно сделать для того, чтобы сформировать культуру поведения в маршрутных такси? Пишите в редакцию или оставляйте комментарии к этому материалу на сайте газеты.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

21.06.2018

( )

Призвание - быть учителем

Любовь Викторовна - педагог с золотым сердцем.

19.06.2018

( )

Песочек для малышей

Кто из нас в детстве не делал куличики из песка, а став постарше, не строил песочные замки?

14.06.2018

( )

Свадебные юбилеи - благословение Небес

В фойе Магнитогорского Дома дружбы народов состоялось долгожданное событие - юбилеи свадеб, которые провели коллективы отдела татарской культуры.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.