Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

26 сентября, вторник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

26.09.2017

Комментарии ( )

Вопросы сентября

В повестку сентябрьского пленарного заседания Магнитогорского городского Собрания вошло двадцать вопросов. Сегодня депутаты рассмотрят их и примут решения.

26.09.2017

Комментарии ( )

Атомоход из металла Магнитки

22 сентября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду первого серийного универсального атомного ледокола "Сибирь".

26.09.2017

Комментарии ( )

Свадеб больше, детей меньше

Количество зарегистрированных браков на Южном Урале по сравнению с прошлым годом увеличилось, а вот рождаемость, напротив, "хромает".

Опрос

Последние статьи рубрики

«Рабочий квартал»

14.09.2017

Комментарии ( )

Выйти из тени?

Выбор неофициальной занятости - это не столько нежелание платить налоги, сколько игнорирование официального оформления как фактора малозначимого.

19.08.2017

Комментарии ( )

см. 8 фото »

Авангард коксового цеха

В соревнованиях на звание лучшего газовщика коксовых печей 2017 года приняли участие 12 работников предприятия. Победители получили денежные премии и были включены в резерв на замещение руководящих должностей.

12.08.2017

Комментарии ( )

Практично и экологично

Модернизация теплотехнических агрегатов позволит улучшить экономические показатели доменного цеха и снизить вредное воздействие на окружающую среду.

10.08.2017

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Мастера больших ремонтов

С 1932 года РСЦ обеспечивает бесперебойную и надёжную работу подразделений ММК, а также участвует во вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов и оборудования комбината.

08.08.2017

Комментарии ( )

Цех пути не подведёт

Накануне профессионального праздника - Дня железнодорожника - ветераны Ремпути попросили начальника цеха Александра Патрикеева рассказать о производственных успехах.

05.08.2017

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Дорогами судьбы

Перед железнодорожниками, обеспечивающими жизнедеятельность производственной цепочки комбината, ежедневно открывается грандиозная панорама промышленного пейзажа. На их глазах градообразующее предприятие с годами становится всё современнее.

05.08.2017

Комментарии ( )

см. 15 фото »

Пути и люди

Профессиональный праздник отмечает сегодня коллектив цеха железнодорожного транспорта ПАО "ММК".

03.08.2017

Комментарии ( )

см. 6 фото »

Энергичная школа

Представителей пяти крупнейших металлургических предприятий России познакомили с эффективными достижениями энергокомплекса ММК.

Рабочий квартал

19.11.2016

Текст: Елена Лещинская

С уральским характером и российской душой

Чем живёт сегодня легендарный прокатный стан, ковавший броневой щит страны против фашизма?

Стан "4500" в ноябре отмечает 75-летие - в начале Великой Отечественной войны он был эвакуирован из Мариуполя, где работал с 1914 года, и в авральном режиме смонтирован на Магнитогорском металлургическом комбинате. Производство броневой стали для СССР было вопросом жизни и смерти.

История об этом, подробно рассказанная на страницах "ММ". 1 ноября в материале "Так ковали броневой щит Родины", казалось бы, изучена вдоль и поперёк. Тем не менее, появляются и новые штрихи к героическому полотну военных лет - драгоценные свидетельства времени, передающиеся из поколения в поколение.

Белые пятна истории

В годы Великой Отечественной войны - об этом каждый магнитогорец знает сызмальства - каждый третий снаряд и броня для каждого второго танка были сделаны на нашем металлургическом комбинате. Однако, изучая систему промышленного производства СССР в сороковые годы ХХ века, некоторые историки приходят к выводам: броня для восьми танков из девяти, то есть подавляющего большинства боевых машин, была сделана на Магнитке. Выводы эти сделаны в связи со спецификой работы предприятий чёрной металлургии - Нижнетагильского и Кузнецкого металлургических заводов, ММК и Амурстали. И вовсе не для того, чтобы умалить чьи-либо заслуги, или кого-то возвысить. Где-то делали не менее необходимые броневые щитки для орудий и пулемётов, на которые шёл лист намного тоньше, а Магнитогорск специализировался на танковой броне. Цифра "каждый второй танк" получена методом усреднённого подсчёта, и с ней можно поспорить.

И это далеко не единственный неожиданный факт из эпохи, вроде бы изученной досконально, но преподносящей всё новые открытия. Порой немало интересного можно узнать из беседы с прокатчиками-стажистами, носителями традиций, переданных старшими товарищами.

- Когда в 1988 году, вскоре после окончания горно-металлургического института, пришёл в листопрокатный цех, ещё застал ветеранов тыла, работавших на стане "4500" в годы войны, - рассказывает заместитель начальника цеха производства толстого листа Вячеслав Азовцев, вся трудовая биография которого связана с суровой романтикой горячего металла. - Старики делились подробностями, не вошедшими в учебники и общеизвестные исследования. До 1943 года над цехом, запущенным 1 ноября 1941-го, не везде была крыша - её возвели, после того как стан начал давать продукцию. Шейки валков смазывали свиным салом, но рабочие, голодавшие на скудном пайке, никогда не использовали этот "продукт" для личных целей - всё шло только для фронта, для победы. Стан был небольшой, и всё его руководство размещалось в крошечном помещении рядом со станом "500" - в 80-е годы оно ещё стояло. Изначально стан "4500" входил в состав сортового цеха, позже стал частью цеха листопрокатного, который появился летом 1942 года, когда был запущен эвакуированный из Запорожья стан "2350". Цеха, работавшего на оборонную промышленность, на общедоступном плане комбината не было - из соображений секретности, ведь он был стратегическим объектом.

Главное богатство - люди

Сегодня цех, возглавляемый профессионалом экстра-класса Сергеем Дубовским, объединяет заслуженные станы "4500", "2350", более современный стан "5000" и носит название ПТЛ - эта аббревиатура означает "производство толстого листа". В цехе работают 650 человек, 70 из них - на стане "4500". Но это далеко не все, кто занят в производстве толстолистового проката. Электрики, механики, энергетики и другие специалисты ООО "Объединённая сервисная компания" также причастны к работе цеха. Текучки кадров практически нет. Ротация сотрудников в основном связана с выходом на пенсию ветеранов цеха и приёмом на их место молодых работников.

Люди держатся за рабочие места не только из-за стабильной заработной платы и социальных гарантий, которые входят в число приоритетов градообразующего предприятия. Прокатчики любят свою работу. Именно они, вместе с доменщиками и сталеварами, составляют костяк, элиту ММК. Да и атмосфера в коллективе такая, что слова о большой дружной семье - не красивый оборот речи, а реальность.

- Несмотря на почтенный возраст стана, средний возраст работающих на нём - 30-40 лет, - говорит Вячеслав Азовцев. - Это грамотные, квалифицированные работники с крепкими, достойными уважения профессиональными и жизненными установками.

С теплом в голосе говорит заместитель начальника ПТЛ о ветеранах цеха:

- По-настоящему крепкая семья - та, где и молодых поддержат, и о старшем поколении позаботятся. Приглашать ветеранов труда на День пожилых людей - традиция. Приходят не только молодые пенсионеры, но и те, кому за 80, в том числе труженики тыла и те, кто возрождал страну в послевоенное время. Они, прошедшие суровые жизненные испытания, как никто другой, умеют от души и работать, и веселиться! Помощник председателя профкома прокатного производства ОАО "ММК" по работе с пенсионерами Надежда Петрунина проявляет поистине материнскую заботу о каждом. Надежда Александровна такой замечательный праздник устроила к 1 октября - приятно вспомнить!

Внимание к ветеранам - неотъемлемая часть социальной политики градообразующего предприятия в целом. Начальник стана "4500" Игорь Брянцев и представители профкома ПТЛ, с которыми также удалось пообщаться, едины в убеждении: главное богатство - люди. И ушедшие на заслуженный отдых, и те, кто ныне каждодневным трудом укрепляет экономическую мощь державы, - они не винтики огромной машины, а ответственные и грамотные специалисты, этой машиной управляющие.

Три прокатных стана, сотни рабочих - всё это слаженная система, работающая чётко, как часовой механизм. Механизм этот нуждается в заботе и бережном отношении. Вспомним, стану "4500" уже 102 года, а работающая на нём паровая машина - и того старше, ей 103. Ежегодно проходит капитальный ремонт, длящийся в среднем 5-10 дней. И проверенная десятилетиями большая и мощная производственная система стабильно даёт качественную продукцию.

Стальное сердце Родины

Проектная мощность стана - 150 тысяч тонн в год. В войну давали 170 тысяч. А пик производства пришёлся на 1989-90 годы, на закате СССР - тогда производительность стана возросла более чем втрое! Сегодня, когда построен мощный современный стан "5000", а экономическая ситуация изменилась, такой предельной загрузки уже нет. Но всё же стан-ветеран востребован и в наши дни. Толстый лист применяется в машиностроительной отрасли, в том числе судостроении, котлостроении и мостостроении. Как недавно посчитали специалисты, за годы работы стана его продукция поставлялась в 56 стран мира. Это и ближнее зарубежье, например Казахстан, и дальнее - Иран, Пакистан, Алжир… И всё же приоритет отдаётся внутреннему рынку. Сегодня много говорят об импортозамещении - если вдуматься, Магнитогорский металлургический комбинат трудится в этом направлении всю свою более чем 80-летнюю историю. Со времён, когда в степи Южного Урала пришёл поезд с первостроителями промышленного гиганта - металлургического комбината у горы Магнитной, призванного вывести экономику державы на новый уровень, и до наших дней, когда ММК обеспечивает качественным металлом, и в том числе толстым горячекатаным листом, внутренний рынок страны.

Немалую роль играет то, что Магнитогорск, с точки зрения внутренних поставок, расположен географически удачно, почти в центре России. Заказы идут с Поволжья и Сибири, Урала и Дальнего Востока.

ММК, разумеется, далеко не единственное металлургическое производство в стране. Почему же толстый лист всё больше предприятий предпочитают заказывать в Магнитогорске? Причина проста: высокое качество и внедрение новых технологий. Так, сегодня, в тренде производство гнутых деталей, активно развивающееся с начала 90-х годов. Необходимость назрела с распадом СССР - расположенный на Украине Азовмаш, который производил гнутые детали, оказался за границей. И ММК был в числе предприятий, взявших на себя задачу наладить такое производство в России. Инициатором стал бывший начальник цеха Эрнест Михайлович Дригун. Сегодня на толстолистовых станах изготавливается широкий ассортимент продукции, обеспечивающий собственные потребности и включающий броню для конвертеров, детали, применяющиеся при ремонте доменных печей.

Если же говорить о заказах промышленных предприятий, то в числе ярких примеров - кузовные детали большегрузных автомобилей, детали атомных реакторов и многое другое. Магнитогорск остаётся стальным сердцем Родины.

Красота горячего металла

В сопровождении мастера Олега Кадошникова, симпатичного парня с открытым лицом, вместе с фотографом Евгением Рухмалёвым отправляемся смотреть на легендарный стан "4500". Стаж работы Олега на стане - десять лет. Он - представитель третьего поколения комбинатской династии Кадошниковых: дед работал на сортовом стане проволочно-штрипсового цеха, отец - в цехе изложниц. Работу в прокатном производстве ценит не только за уверенность в завтрашнем дне, но и за надёжность товарищей по бригаде, где все стеной друг за друга, а в свободное время с удовольствием ездят вместе на природу. В бригаде 15 человек, связанных прочной мужской дружбой.

Во время беседы с нашим экскурсоводом наблюдаем, как по рольгангам идёт сляб. Система реверсивная, и, двигаясь туда и обратно, раскалённый, сияющий ослепительным золотом сляб становится всё шире и тоньше. Из гидросбива подаётся вода, чтобы сбить окалину. Раздаётся шипение, клубится пар. Старший вальцовщик Андрей Кочин замеряет толщину листа и, глядя вверх, подаёт оператору условный знак.

Поднимаемся на пост управления станом "4500" к оператору Валерию Горбашову. С высоты открывается грандиозная панорама. С энтузиазмом принимаем предложение Олега рассмотреть этапы производственного процесса вблизи.

Для начала идём к паровой машине с внушительного размера колесом, выше человеческого роста. Здесь - вотчина машиниста Николая Ишкова, который гордится своей красавицей - почтенный возраст только добавляет ей шарма. Вращение огромного колеса завораживает. Не случайно паровую машину называют сердцем легендарного стана.

Слябы привозят комбинатским железнодорожным транспортом из кислородно-конвертерного и электросталеплавильного цехов.  Открываются ворота, состав заходит под разгрузку. Все погрузочные работы во время производственного цикла производятся мостовым краном с магнитом. Мост плавно движется по горизонтали под крышей цеха. И, захваченные мощным манипулятором, легко, словно пушинки, слябы плывут в воздухе.

Слябы перед прокаткой обязательно проверяют на наличие дефектов. Устранить поверхностные дефекты можно с помощью специального резака, что и делает Семён Толмачёв. Из-под резака сыплются снопы искр.

Следующий этап - слябы отправляются в нагревательные печи с выкатным подом. Таких печей на стане семь. И уже оттуда подаются на рольганги. Печи управляются со специально оборудованного поста - это рабочее место нагревальщика Данияра Туробаева.

- Подождите немного, скоро откроется вон та печь, - показывает он. И через несколько минут из отверстого пылающего зева печи выплывают на поде горящие золотым огнём слитки солнца. Зрелище поистине незабываемое!

Вот и завершился круг. Мы снова у рольганга, где слябы становятся листами. На горячую поверхность Андрей Кочин бросает берёзовые прутья, вымоченные в воде, - ещё дедовский способ снятия окалины, надёжнее и экологичнее которого придумать трудно. Вскоре видим, как на остывающий лист ставит клеймо Тулеген Байялгинов. Его должность так и называется - клеймовщик горячего металла.

Надо сказать, народ на стане дружелюбный. Не отказались пообщаться и сняться для фоторепортажа "ММ" и электрогазосварщик Андрей Григорьев с поднятым надо лбом, на манер забрала, защитным лицевым щитком, и мастер Виталий Никитенко.

Напоследок заглядываем в уютную комнату мастеров, с холодильником, кондиционером и кулером с водой. У компьютерного монитора - бригадир участка стана "4500" Лариса Малинова, улыбчивая и обаятельная, но явно со стальным внутренним стержнем. Единственная женщина в бригаде и одна из трёх на стане, 28 лет назад Лариса Александровна пришла сюда после профессионального училища № 13, где готовили прокатчиков, да так и осталась. Здесь - родные люди, второй дом.

Хочется пожелать этому доброму и тёплому дому - стану "4500" - успехов и процветания. А тем, кто связал с ним свою судьбу, - бережно хранить трудовые традиции дедов и прадедов, твёрдо идти в ногу со временем и уверенно смотреть в будущее.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

26.09.2017

( )

Сделай сам!

Собственники жилищного кооператива-109 похвалились 21 сентября очередными местами для машин, которые они оборудовали собственными руками.

26.09.2017

( )

С заботой о детях

Благодарим депутата Магнитогорского городского Собрания Вадима Иванова за приобретение и установку теневого навеса на игровой площадке детского сада.

26.09.2017

( )

Сказано - сделано!

В одном из недавних выпусков "Автомига" мы рассказывали о том, как автомобилистами был загажен газон, расположенный с западной стороны перекрёстка улиц Завенягина и Ворошилова.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.