Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

19 ноября, воскресенье

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

18.11.2017

Комментарии ( )

Золото и серебро "Металл-Экспо"

Завершение главного металлургического события года традиционно знаменуется вручением отраслевых наград.

18.11.2017

Комментарии ( )

Оценка эффективности

Президент России Владимир Путин утвердил новые показатели для аттестации региональных властей.

18.11.2017

Комментарии ( )

Пенсионный фонд предупреждает

В некоторых средствах массовой информации с завидной регулярностью появляются объявления, предлагающие услуги по "обналичиванию" материнского капитала.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Память»

05.10.2017

Комментарии ( )

см. 15 фото »

Музей четырёх войн

Эта история началась в 1994 году. Загорелся один неравнодушный человек патриотической идеей создать в городе музей боевой техники.

22.08.2017

Комментарии ( )

см. 4 фото »

"Золотая лихорадка" в станице Магнитной

Сегодня трудно себе представить, что всего каких-то сто лет назад станица Магнитная переживала настоящую "золотую лихорадку". Золото здесь добывали и раньше. Но не так много и не так бурно.

22.08.2017

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Уникальный мемориал

Пожалуй, только в Магнитогорске памятник воинам-интернационалистам соседствует с военным кладбищем.

17.08.2017

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Первый автограф первого космонавта

Ещё много лет назад магнитогорцы рассказывали о своих встречах с Юрием ГагаринымСказать, что полёт Юрия Гагарина поразил мир, - значит почти ничего не сказать.

12.08.2017

Комментарии ( )

см. 13 фото »

Мирная профессия

Вчера Магнитка празднично отмечала День строителя, давно ставший таким же общегородским праздником, как День металлурга. Но официально строители празднуют в этом году в воскресенье, 13 августа.

10.08.2017

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Тем, кто голосует за Сталина

Кто голосует за Сталина? - кто не жил в те суровые годы или помнит их избирательно. Многие нюансы жизненных условий забыты, фильмы того времени далеки от правды, газеты строго редактировались, зато приветствовались доносительство и анонимность.

10.08.2017

Комментарии ( )

Аркадий выехал, встречайте

В 1931 году на самую знаменитую стройку первой пятилетки был командирован корреспондент московской радиогазеты "Пролетарий", а в будущем - известный советский писатель Аркадий Гайдар.

10.08.2017

Комментарии ( )

см. 6 фото »

Иваны, родство помнящие

В посёлке Краснинский Верхнеуральского района открыт памятник жертвам политических репрессий 1920-1950 годов. Мероприятие, которое прошло пятого августа, приурочили к юбилейной дате казачьей станицы - исполнилось ей 175 лет.

Память

02.02.2017

Текст: Подготовила Дарья Долинина

Школа Бхилаи

"ММ" продолжает публиковать отрывки из книги Алексея Луковцева, посвящённой работе советских рабочих и инженеров в Индии.

Продолжение. Начало в № 147, № 150, № 8

Как боги захотят…

Главным для советских инженеров было воспитание в индийских специалистах планового начала в работе. Индийцы не могли предложить никакой установившейся системы строительного планирования, не понимали, зачем это нужно.

В механомонтажном департаменте ярым противником планирования был дивизионный инженер по имени Раджан.

- Как я могу планировать то, что от меня не зависит? - спрашивал он. - Вот тут сказано, что нужно смонтировать позиции, а их ещё нет.

- Но они будут, мистер Раджан, - отвечали ему и показывали график поступления оборудования.

- Но ведь их ещё нет, - решительно отодвигал он проект графика. - Я это подписывать не буду!

На предложение советского напарника, прораба Дьяченко, пойти вместе к работникам склада и договориться о первоочередных перевозках Раджан невозмутимо отвечал: "Это не моё дело".

Формула it is not my job вначале казалась непонятной. У наших людей, воспитанных в условиях планового производства, выработалось правило: любому работнику должно быть дело до любого вопроса, если это имеет отношение к выполнению плана. Но индийцы на первых порах не хотели так действовать. Тот же инженер Раджан, когда его спрашивали о предполагаемом сроке окончания работы, поднимал глаза вверх и разводил руками:

- Все мы живём так, как предопределено богами. Когда боги захотят, тогда работа и будет закончена.

В этих рассуждениях не было и тени иронии. Многие индийские инженеры, особенно пожилые, исповедовали какую-нибудь из многочисленных религий. Мы никогда не спорили  с ними на эти темы, но коль религия вторглась в сферу производства, нужно было опровергнуть идею божественного предопределения результатов труда. 

Несмотря на то, что Бхилайский завод создавался в рамках второго пятилетнего плана развития Индии, идея планирования существовала только в правительстве, министерстве и объединении "Хиндустан стайл", которое управляло строительством трёх металлургических заводов.

Вениамин Дымшиц поставил перед советскими специалистами задачу: организовать низовое планирование. В департаментах составлены графики производства работ, перевозки оборудования и металлоконструкций, создан производственный отдел. Низовые подразделения представляли руководителям департамента свои намётки, те их рассматривали, сводили воедино и передавали в производственный отдел. Там их корректировали, увязывали друг с другом, и, наконец, сводный план строительства утверждался двумя главными инженерами - индийским и советским. Графики были обоюдными документами, составленными в тесном сотрудничестве представителями двух дружественных стран.

Никаких секретов

Советские специалисты настойчиво прививали индийцам чувство личной ответственности за план. Учили индийских коллег практическим приёмам борьбы за выполнение плана.

А в это время в департаменте и в производственном отделе кипели страсти. С удивлением обнаружили, что не в традициях индийской субординации подавать предложения начальству. Бывало, в спорах с индийцами рождается хорошая идея. Обсудят её, обговорят. Дальше нужно получить одобрение сверху и действовать. Наши специалисты говорят:

- А теперь пойдите к дивизионному инженеру и расскажите ему об этом.

Индиец мнётся, но идти не спешит:

- Лучше будет, если вы ему сами скажете об этом.

- Но почему, ведь это ваша идея?

- Вас он скорее послушает.

Вначале многие из нас наивно относили эти факты к проявлениям дружеского расположения. Но позднее один из инженеров сказал:

- Вы ещё многого не понимаете. У нас совсем другой строй и общественные отношения. У вас рабочие могут подавать предложения, и им платят деньги, если они приемлемы.  У вас истинно демократическая система. А у нас действует правило: если кто-то на служебной лестнице стоит хотя бы на одну ступеньку выше тебя, то он, соответственно, и умнее. Вот поэтому у нас не принято предлагать что-либо начальству - это может быть расценено как стремление показать вышестоящему лицу, что ты лучше него. Инициатива в рамках моей компетенции - пожалуйста, сколько угодно! Но не принуждайте меня вступать в конфликт с начальством.

Мы это поняли и стали поступать иначе. Скажем, на уровне дивизионного инженера вопрос не решается. Тогда советский специалист докладывает главному советскому специалисту, и тот, на правах советника, решает этот вопрос с зональным инженером, возглавляющим департамент. Бывало иногда, что и зональный инженер не мог решить какую-либо задачу. Тогда главный советский специалист сообщал об этом Дымшицу или его заместителям, и те решали вопрос при очередной встрече с индийскими руководителями стройки. А потом это решение "спускалось" по индийской стороне. Субординация была соблюдена, и все чувствовали себя удовлетворёнными.

Основной задачей стало развить инициативу индийцев. Чертежи завода, а их было более ста тысяч, сосредоточились в центральном архиве. Советские инженеры пользовались чертежами наравне с индийцами, под расписку на абонементной карточке. Это сразу произвело впечатление на индийцев, ничто так не располагает к доверию, как убеждённость, что у твоего партнера нет от тебя секретов. Индийские инженеры сразу оценили такое доверие, много и прилежно работали с чертежами. Им такая система нравилась ещё и потому, что на других заводах ничего подобного не было. В Руркеле, например, немецкие инженеры совсем не допускали индийцев к чертежам, держали их у себя.

Вспоминаю рассказ индийского журналиста Дарсона Сингха из газеты "Нагпур таймс". Он разговаривал с индийскими инженерами, и одному из них, Шейху Ахмету, задал вопрос:

- Скрывают ли от вас что-нибудь советские эксперты?

- Вот, действительно, смешной вопрос! - воскликнул он. - У советских экспертов нет от нас секретов. Вы видите эти разложенные на столе бумаги? - Это чертежи кранов-перегружателей. Это очень подробные чертежи, содержащие мельчайшие детали. С помощью таких чертежей любой сможет смонтировать краны.

Главный специалист по строительству коксохимического цеха

И. Н. Хохлов как-то рассказывал, что при посещении завода в Руркеле они поинтересовались у индийцев чертежами общего вида печей.

- У нас их нет, - последовал ответ.

- А чем же вы пользуетесь во время работы?

- Указаниями немецких инженеров, иногда ходим в контору и смотрим там чертежи. А еще ..,- индийские инженеры переглянулись. - А ещё у нас есть вот это .., - и развернули перед нашими инженерами чертежи коксовой батареи Бхилайского завода.

Даже такой, казалось бы, незначительный факт, как размещение индийских и советских специалистов, играл немаловажную роль. Кабинеты индийского и советского главных инженеров находились рядом. Также рядом размещались конторы советских главных специалистов и зональных инженеров, возглавляющих строительные комитеты или департаменты. Рядом сидели и дивизионные инженеры, и советские специалисты, возглавляющие участки работ. А уж о бригадирах и мастерах и говорить не приходится, они всегда были рядом с индийцами. На всех уровнях ни одна сторона не считала зазорным зайти к другой, чтобы согласовать возникший вопрос.

Когда слышали, что на заводе в Дургапуре, который строили англичане, конторы главных руководителей разделялись милями, мы только удивлялись: ну и сотрудничество!

Спасибо за проект

 Уважаемая редакция!

Хочу выразить глубокую признательность вам и журналисту Дарье Долининой за осуществление проекта "Незабытый Бхилаи". Несмотря на то, что эта работа возвращает нас на полвека назад, к, казалось бы, давно прошедшим событиям, важность её заключается в том, что она даёт вектор в будущее. Это был удачный опыт международного сотрудничества, выгодный и полезный для обеих сторон. Эта совместная масштабная межгосударственная деятельность оставила благотворный след на многие годы.

Первый космический спутник Индии был построен из бхилайской стали в 1975 году, совместный советско-индийский космический экипаж в 1984 году побывал в космосе на корабле "Союз Т-11". Сегодняшние плодотворные связи между современной Россией и Индией базируются в том числе и на этом опыте. Именно тогда, в 50-е и 60-е годы, было заложено взаимное доверие двух народов, которые в совместном труде нашли то лучшее и общее, что объединяет людей разных национальностей. Это был прекрасный опыт организации жизни семей наших специалистов. Дети и взрослые разных национальностей и профессий, приехавшие из самых различных уголков СССР, жили одними делами, заботами, дружно и интересно, и этот импульс ощущался много лет и после возвращения на Родину.

Проект самого Бхилайского комбината и зданий, в которых жили советские специалисты, - замечательное воплощение идей советских архитекторов и проектировщиков. Хотелось бы, чтобы это историческое исследование, которое вызывает большой интерес не только у потомков специалистов, работавших за границей, но и у остальных читателей, было бы наиболее полным. Чтобы этот позитивный опыт был полезен и молодым соотечественникам.

С уважением Ольга Каверзина, Санкт-Петербург.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

16.11.2017

( )

Здоровье улучшилось

По состоянию здоровья нашей маме - ветерану и ударнику коммунистического труда, восьмидесятилетнему инвалиду Нине Александровне Гончаровой - требуются специальный уход и оснащение для ухода за лежачими больными.

16.11.2017

( )

Делать жизнь с кого?

Рядом с профессионалом легче определиться с собственным будущим.

11.11.2017

( )

Движение - жизнь

Принято считать, что пожилым людям необходимо уступать место в общественном транспорте. Но эксперты доказали, что этот жест вежливости вреден для здоровья пожилых.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.