Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

16 декабря, суббота

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

16.12.2017

Комментарии ( )

С заботой об экологии

Магнитогорский металлургический комбинат отмечен дипломом Министерства природных ресурсов и экологии России за активную природоохранную деятельность.

16.12.2017

Комментарии ( )

Планку подняли

В 2018 году по сравнению с 2017 годом минимальный размер оплаты труда у работников внебюджетной сферы Челябинской области увеличится до 10500 рублей.

16.12.2017

Комментарии ( )

Недетские игры

Общественная молодёжная палата при городском Собрании депутатов и подразделение по молодёжной политике администрации города в седьмой раз провели техническую игру "Коридоры власти".

Опрос

Последние статьи рубрики

«О ком говорят»

16.12.2017

Комментарии ( )

Хозяйка отделения

В декабре старшая медицинская сестра хирургического стационара городской больницы № 2 Лидия Лукьянова отмечает 70-летие.

16.12.2017

Комментарии ( )

см. 3 фото »

От субботников до театра

Завершился первый год работы VI созыва общественной молодёжной палаты Магнитогорска. Какие цели достигнуты, что было сделано для процветания города?

12.12.2017

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Мастера своего дела

В начале декабря в Москве состоялся III Национальный чемпионат "Абилимпикс" по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью.

12.12.2017

Комментарии ( )

см. 9 фото »

Сёстры по огню

Глянцевый календарь с образами месяцев, созданными работницами ПАО "ММК", послужит благотворительным целям.

05.12.2017

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Отличник своего дела

Подвижник педагогического труда Геннадий Авдошин празднует 75-летие.

05.12.2017

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Неисправимый профессионал

Учителя говорили, что он неисправим. Но через несколько лет Вадим Бельман окончил с красным дипломом медицинский университет в Тель-Авиве.

28.11.2017

Комментарии ( )

Пятнадцатилетний изобретатель

Девятиклассник из Магнитогорска принял участие в научно-технической смене Всероссийского детского центра "Океан".

25.11.2017

Комментарии ( )

Семеро необычных сыновей

Секретами воспитания семерых сотрудников органов внутренних дел, знающих, что такое долг и честь, поделилась Надежда Петровна Коновницына - мать-героиня, удостоенная знака "Материнская слава".

О ком говорят

18.03.2017

Текст: Алла Каньшина

Иванов, родство помнящий

Музейщики - особый тип людей, искренне преданных своей важной и нужной профессии.

- Мы все родом из детства, как ни банально это звучит, - улыбается директор городского историко-краеведческого музея Александр Иванов, на днях отметивший шестидесятилетие. И правда, его трепетное отношение к коллекционированию и глубокий интерес к музеям, экскурсиям, истории - уж точно из детства.

Счастливый человек

Оно прошло в старинном Вышнем Волочке, где в современность вплетались архитектурные и скульптурные отсылки в прошлое, напоминавшие о величии Петровской эпохи, продуктивности инженерной мысли XIX века, творческих силах века ХХ - от художника Константина Коровина до писателя Вячеслава Шишкова. В копилку детской памяти закладывались и впечатления от семейных посещений ленинградских музеев в дни приезда к маминым родственникам-блокадникам, восторг, вызванный монетной коллекцией троюродного брата в обувной коробке, собственные наивные подборки - то спичечные этикетки, то денежки. С того времени осталась устойчивая зрительная память на коллекции: один раз увидит - и помнит каждый её предмет. Но мог ли он тогда мечтать, рассматривая свои сокровища - марки, посвящённые освоению космоса, что через десятилетия познакомится с космонавтом № 4 Павлом Поповичем? Или - что станет официально утверждённым Минкультом РФ экспертом в сфере бонистики и скрипофилии, изучающих вышедшие из употребления дензнаки и ценные бумаги? В музейной деятельности Александру Иванову повезло и на знаковые встречи с яркими личностями - от светила российской исторической науки Владимира Лаврова, докладчика на недавних Петровских чтениях, до Джона Байерли - тогда ещё будущего посла США в Российской Федерации, не раз навещавшего Магнитку, сына единственного американца, служившего в армиях и США, и СССР.

Предложение возглавить музей в 1999 году для Александра Александровича - в ту пору заведующего научно-методическим отделом Магнитогорской государственной консерватории - было неожиданным. Зная, что в городском отделе культуры рассматривают кандидатуры на должность руководителя музыкальной школы, не раздумывая, согласился на предложение стать директором. Но оказалось - директором музея, а не школы: "Хм-м, надо всё обдумать". Когда согласился, не последнее место в собственных аргументах "за" было: музей - подходящее место, чтобы спокойно дописать музыкальную кандидатскую. Но едва погрузился в работу и задышал атмосферой краеведения - увлёкся музейным делом, а к диссертации потерял интерес.

- Я счастливый человек: в обеих профессиях за всю жизнь ни разу не выпало такого испытания: "ходить на работу", - признаётся Александр Иванов. - Всегда везло работать. А восемнадцать музейных лет - как одно мгновение: словно закрыл и открыл глаза. Очень благодарен коллективу: без поддержки единомышленников не было бы таких плодотворных лет.

Вообще, считает Александр Александрович, музейщики - особый тип людей, искренне преданных своей очень важной и нужной профессии.

Не исключение и коллектив Магнитогорского историко-краеведческого музея, благодаря которому бережно сохраняется история легендарной Магнитки.

Бах и Моцарт

В этом году, с гордостью перечисляет Александр Александрович планы краеведческого, Магнитка увидит выставки, посвящённые родословным и фамилиям южноуральской земли, столетию Октябрьской революции - "без оценочной составляющей", живописи художников Анатолия Заборского и Георгия Соловьёва к его стодвадцатилетию.

От музыкальной практики у Александра Александровича навсегда осталась привычка рифмовать с ней музейную работу. Спросишь: "Какие экспонаты для вас самые значимые?" - "Это как сравнивать Баха с Моцартом: каждый - под своё настроение". Для Александра Иванова в коллекциях нет неинтересных предметов. Вот два чугунных экспоната - бюст Петра I и скульптура старушки: обоих нет в каталогах, и даже столичные специалисты затрудняются уточнить их авторство и историю создания. Известна лишь "магнитогорская" биография царского образа, в точности повторяющего верхнюю часть фигуры Медного всадника: после войны рядовой металлург по собственной инициативе извлёк восьмидесятикилограммовую чугунину из груды металлолома, вместе со списанными танками прибывшую из Германии, и привёз на санках в музей. Была ли это пробная отливка для известного памятника и как попала в центральную Европу - ответа нет. Как нет разгадки для образа старушки с клюкой: полная драматизма, точно проработанная фигурка, возможно, предназначалась для знаменитой бульдозерной выставки. В смутные девяностые едва не стала экспонатом другой выставки - американской, собиравшей символы тогдашней России: была заявлена в этом качестве, но отчего-то не прошла отбор. Однако трагизма не потеряла и в наши дни, подтверждая многозначность ценности экспоната - не только как объекта истории и искусства, но и как символа современности.

- Как, например, рассчитать ценность ордена Ленина - награды легендарного первостроителя Хабибуллы Галиуллина? - делится Александр Иванов отголосками извечных музейных споров. - Если просто как высокую награду, то

обезличиваем экспонат. Если по весу золота, то упускаем историческую ценность. Если по аукционной цене, то разве можно допустить передачу экспоната на аукцион?

В болезненных для музейного дела вопросах утраты ценных предметов, особенно остро стоящих после ряда скандальных происшествий в столичных архивах, Александр Иванович категоричен: на кражу идут не музейщики - пришлые. Сам неоднократно убеждался в бескорыстии коллег. Помнит знакомство с авторитетным экспертом, кандидатом исторических наук Еленой Зотовой в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, куда приехал на платные консультации. Перед первой встречей она сама мыла пол, улыбнулась, услышав свою фамилию: "Сейчас придёт". Закончив уборку, назвала себя. А через несколько регулярных приездов отказалась принимать деньги, понимая, как сложно провинциальному учреждению находить средства на оплату экспертных услуг: "Будете моим послушанием". 

"Берём всё!"

Гордость магнитогорского музея и его директора - коллекция русского медного литья с несколькими уникальными предметами, удостоенная собственного каталога и выведшая магнитогорских музейщиков в эксперты по литью. А предметы быта пятидесятых, собранные в краеведческом, хоть и не являются большой редкостью - подобные пылятся на чердаках почти в каждом садовом домике, зато целому поколению дороги как память о детстве. И директору музея ничто человеческое не чуждо.

- Такую же радиолу, - показывает Александр Александрович, - отец купил в пятьдесят седьмом. На ней проигрывались пластинки на домашних праздниках, а студентом слушал "Голос Америки".  

Но как определить момент, когда современные предметы уже пора "запасать" для будущих экспозиций?

- Берём всё! - выдаёт директор стратегический принцип музейной работы. - Всё, что приносят горожане, отдают организации. Берём сегодня, потому что нынче предметы не ценятся - несовременные, а завтра станут антикварными, и заполучить их можно будет только за большие деньги, которых у музея нет. Кстати, вещи зачастую отправляются из дома на помойку только потому, что утрачены декоративные элементы или появились царапины. А для музея эти дефекты не умаляют ценности предмета. Знаете, сколько раз, идя в костюме и галстуке, по дороге подбирал с помойки какую-нибудь расколотую лепнину или швейную машинку в футляре?   

Музейные фонды значительно пополняются в предвыборные периоды. Кто сегодня помнит гремевшие когда-то, но канувшие в лету имена иных кандидатов или, наоборот, воспроизведёт, как начиналась политическая карьера других политиков со знакомыми фамилиями? А в городском краеведческом сохранились их предвыборные агитки на серой бумаге, когда-то расклеенные на каждом подъезде.

Принцип "берём всё" нередко приводит к появлению парных предметов в коллекции, но и это музей оборачивает на пользу работе, делясь экспонатами-близнецами с другими учреждениями. Ведь городской краеведческий курирует районные музеи юга Челябинской области, помог в создании в городе доброго десятка малых музеев профессиональной направленности: в Огнеупоре, Гипромезе, таможне, Теплофикации, политехническом колледже…

Доминанта и храм

Как истинный патриот своего дела, Александр Иванов убеждён и не устаёт доказывать городским властям: краеведческий музей вправе быть культурной доминантой Магнитки. Не всякий приезжий для знакомства с гуманитарной сферой города отправится на спектакль или концерт: это вечернее удовольствие, к тому же зависящее от вкуса и настроения. А музей доступен весь день и не требует подготовки для восприятия.

- И что хотите говорите, но если президент Путин посещает горнолыжку как южноуральский курортный объект, а ММК - как представителя индустриального Урала, то разве музей не самый логичный выбор, если он захочет познакомиться с городом и его историей? 

Для сравнения: Челябинский краеведческий недавно получил площади в десять тысяч квадратных метров, "а нам хотя бы пять - сегодня у нас всего тысяча". Но ни одно из предлагаемых ранее музею зданий, вроде бывшего кинотеатра "Комсомолец", не решает вопросов расширения экспозиций, хранения и изучения коллекций. В конце девяностых решение предоставить краеведческому нынешнее помещение, строившееся как промтоварный магазин, считает директор, было верным. Тем более, что город и его металлургический комплекс немало сделали для реконструкции здания в нулевые. Эти вложения позволили втрое увеличить выставку, посвящённую истории города и сформировать постоянную экспозицию "История Магнитки - история страны" с тематическими разделами, посвящёнными строительству ММК, военному и довоенному периоду, космосу и космонавту № 4. Но здание ветшает, нуждается в ремонте. Вот и в день визита журналистов шла борьба с канализационной протечкой, а весна напомнила о себе капелью сквозь кровлю. Краеведческий нуждается в современном здании с соответствующими времени условиями хранения экспонатов, ведь музей должен быть встроен в программы формирования поколения. А иначе дождёмся, что дети будут уверены: во второй мировой победили американцы.

Памятуя о своей социальной роли, музей начал работу с Госкаталогом - полсотни экспонатов уже выложены в сети в 3D. Нет, магнитогорские музейщики не боятся конкуренции: дескать, кто увидел вещицу в Интернете, удовлетворил интерес - для музея потерян.

- Молиться тоже можно дома, - рассуждает Александр Александрович. - Но для чего-то же люди ходят в церковь.

Вот и поспорь, когда для него музей уже зарифмован с храмом.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

16.12.2017

( )

Опасный забор

Всё больше людей отдают предпочтение здоровому образу жизни. Вот и я решил приобщиться.

15.12.2017

( )

Концерт для австрийской делегации

Магнитогорец Матвей Хорев стал участником концерта, прошедшего в рамках культурного сотрудничества России и Австрии.

15.12.2017

( )

Поздравляем с победой!

13 декабря в Детской школе искусств №4 прошёл XIII Региональный конкурс "Юный гитарист".

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.