Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

26 сентября, вторник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

26.09.2017

Комментарии ( )

Вопросы сентября

В повестку сентябрьского пленарного заседания Магнитогорского городского Собрания вошло двадцать вопросов. Сегодня депутаты рассмотрят их и примут решения.

26.09.2017

Комментарии ( )

Атомоход из металла Магнитки

22 сентября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду первого серийного универсального атомного ледокола "Сибирь".

26.09.2017

Комментарии ( )

Свадеб больше, детей меньше

Количество зарегистрированных браков на Южном Урале по сравнению с прошлым годом увеличилось, а вот рождаемость, напротив, "хромает".

Опрос

Последние статьи рубрики

«Память»

22.08.2017

Комментарии ( )

см. 4 фото »

"Золотая лихорадка" в станице Магнитной

Сегодня трудно себе представить, что всего каких-то сто лет назад станица Магнитная переживала настоящую "золотую лихорадку". Золото здесь добывали и раньше. Но не так много и не так бурно.

22.08.2017

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Уникальный мемориал

Пожалуй, только в Магнитогорске памятник воинам-интернационалистам соседствует с военным кладбищем.

17.08.2017

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Первый автограф первого космонавта

Ещё много лет назад магнитогорцы рассказывали о своих встречах с Юрием ГагаринымСказать, что полёт Юрия Гагарина поразил мир, - значит почти ничего не сказать.

12.08.2017

Комментарии ( )

см. 13 фото »

Мирная профессия

Вчера Магнитка празднично отмечала День строителя, давно ставший таким же общегородским праздником, как День металлурга. Но официально строители празднуют в этом году в воскресенье, 13 августа.

10.08.2017

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Тем, кто голосует за Сталина

Кто голосует за Сталина? - кто не жил в те суровые годы или помнит их избирательно. Многие нюансы жизненных условий забыты, фильмы того времени далеки от правды, газеты строго редактировались, зато приветствовались доносительство и анонимность.

10.08.2017

Комментарии ( )

Аркадий выехал, встречайте

В 1931 году на самую знаменитую стройку первой пятилетки был командирован корреспондент московской радиогазеты "Пролетарий", а в будущем - известный советский писатель Аркадий Гайдар.

10.08.2017

Комментарии ( )

см. 6 фото »

Иваны, родство помнящие

В посёлке Краснинский Верхнеуральского района открыт памятник жертвам политических репрессий 1920-1950 годов. Мероприятие, которое прошло пятого августа, приурочили к юбилейной дате казачьей станицы - исполнилось ей 175 лет.

08.08.2017

Комментарии ( )

В водовороте времени и судеб

Магнитогорск строила вся страна. Среди рабочих, крестьян, демобилизованных красноармейцев и спецпереселенцев из Поволжья и Украины, Кавказа и Белоруссии, Сибири и Казахстана были представители 36-ти национальностей.

Память

01.07.2017

Текст: Андрей Юрьев

От первых палаток - к городу будущего

В 30-е годы прошлого столетия Магнитогорска на географических картах нашей страны ещё не было.

Агитаторы, зазывая добровольцев на строительство крупнейшего в стране металлургического комбината, обещали им комфортную жизнь в современном красивом городе. Правда, на вопрос: "Где же находится Магнитогорск?" отвечали неопределённо: "Где-то за башкирскими землями".

В декабре 1928 года сессия технического совета Гипромеза рассмотрела несколько предварительных проектов строительства металлургического завода у Магнитной горы. Лучшим признан проект Уралгипромеза. Стоимость работ - 120,4 миллиона рублей. Пятнадцать процентов от этой суммы предусматривалось потратить на строительство рабочего посёлка. Тогда же, зимой 1928 года, выбрали и площадку для будущего завода и посёлка. На местах, где планировалось строительство доменных печей, прямо в сугроб были воткнуты красные флаги. В 1930 году в первоначальный проект внесли изменения. Прежде всего была увеличена проектная мощность предприятия. Кроме того, решено было строить для тружеников будущего комбината не посёлок, а современный социалистический город.

Первый гудок

Днём рождения Магнитогорска считается 30 июня 1929 года. В этот день к Магнитной горе прибыл первый поезд - "ОД 1801". Сохранилась в памяти потомков и фамилия первого машиниста - А. С. Семёнов. Строительство железной дороги "Карталы-Магнитная" имело в тот момент первостепенное значение. До тех пор, пока гора не связана со всей страной железнодорожной магистралью, о масштабном строительстве металлургического комбината и речи идти не могло. Земляное полотно одноколейной 145-километровой железнодорожной линии было отсыпано и подготовлено к укладке путей ещё в 1927 году, но работы поначалу велись медленно, а затем и вовсе остановились. Осенью 1928 года, когда план будущего завода был утверждён, строительство железнодорожной ветки возобновилось. На эти работы мобилизованы колхозники из окрестных деревень и солдаты из воинских частей. Работы велись весь световой день - от восхода до заката, в сутки люди укладывали до четырёх километров железнодорожного полотна. Всё ближе и ближе подходила железная дорога к горе Магнитной. В конце июня на строительной площадке появился дощатый вагон с надписью "Станция Магнитогорская". А на месте прибытия первого паровоза построена резная деревянная арка. Информация об этом быстро разнеслась по ближним и дальним сёлам, казачьим станицам, аулам, и к импровизированному "вокзалу" стали съезжаться люди, чтобы посмотреть на железного "чудо-коня". Уже вечером 29 июня возле вагончика гудел многотысячный табор, горели костры, слышались песни на разных языках. И вот в 12 часов пополудни 30 июня 1929 года в районе горы Ежовка раздался паровозный гудок. Люди и животные, никогда не видевшие техники, бросились в степь. А те, кто ехал в том первом поезде, вспоминали, что двигался он очень медленно. Самые нетерпеливые пассажиры выскакивали из вагонов и бежали по высокой траве, потом снова садились в вагон. И так всю дорогу до Магнит-горы.

Даёшь город-сад!

Ещё в 1925 году в СССР был объявлен курс на индустриализацию. Все ресурсы страны следовало направить на развитие тяжёлой и, в первую очередь, военной промышленности. За пять лет предстояло построить около 1500 тысяч новых предприятий. Обеспечить их рабочими руками, а эти самые "рабочие руки" - жильём и прочими благами цивилизации. В это же время в стране развернулась дискуссия о том, какими должны быть социалистическое жильё и социалистический город. Рассчитывалось всё: количество квадратных метров на человека, количество зелёных насаждений, стоимость жилья. Эти разговоры совпали с дискуссией, которая шла во всём мире: каким должен быть город будущего? Какое место должен занимать в нём человек и как должны располагаться промышленные объекты?

В 1929 году объявлен всероссийский конкурс на лучший проект Магнитогорска. В нём приняли участие 12 любителей. Все они предлагали построить город-сад. Авторы поясняли, что новое жильё должно быть таким же современным, как и рабочие места в цехах будущего завода. Прислали свои проекты и 16 архитектурных мастерских. Дома-коммуны, дороги, уходящие от промышленной зоны и соединяющие города с деревней. Но это направление было подвергнуто общественной критике. Поэтому советское правительство решило обратиться к опыту иностранных специалистов.

Майская история

Из всех западных архитекторов, приехавших в Россию, самой известной, пожалуй, была группа Эрнста Мая, главного архитектора Франкфурта-на-Майне. Когда он получил предложение спроектировать для СССР несколько городов, в Германии был кризис - более 90 процентов архитекторов находились без работы. Из 1400 кандидатур он выбрал 100 самых на его взгляд интересных. Этим людям и предстояло воплотить в жизнь идею Мая о "дешёвом и комфортабельном жилье для рабочих". По замыслам немецких архитекторов, новые города должны были состоять из так называемых бараков с растущим благоустройством. На первой стадии это одноэтажное помещение с нарами на 222 человека. На последней - "законченный культурный барак" с уборными, умывальниками и спальнями на 100 человек. Это предложение было поддержано советским правительством. И вплоть до 50-х годов прошлого века строительство примитивных бараков было единственной в СССР формой обеспечения населения массовым дешёвым жильём. В постановлении Совнаркома Магнитогорск был определён как чисто пролетарский город. То есть город, целиком и полностью приспособленный для нужд металлургического завода. Всего полторы недели потребовалось немецким архитекторам, чтобы разработать проект Новокузнецка на 32 тысячи жителей. После чего группа Мая перебралась в Магнитку. Довольно быстро они подготовили проект капитальной застройки Соцгорода. 10 июня 1930 года началась закладка десяти каменных домов на 32 квартиры каждый на улице Пионерской.

Своеобразное расположение домов - торцами к улице - элемент пропагандируемой Маем строчной застройки. Архитектура зданий была довольно аскетична, но не убога. Проста, но не примитивна. Уютные, солнечные дворы. Небольшие, но вполне благоустроенные квартиры с кухней, ванной и кладовкой. Жильё располагалось чётко по прямым улицам, а все общественные учреждения вынесены в отдельную зону. Капитальными зданиями предполагалось застроить только центр города, а более удалённые районы - деревянными щитовыми домами. При этом, следуя своей идее "кратчайшего расстояния между жильём и промзоной", Май предлагал отказаться от так называемых санитарных разрывов, то есть завод должен был плавно перетекать в город или наоборот город - в завод.

В это время отношение к иностранцам стало меняться. Группа Мая всё больше и больше подвергалась критике. И в советской, и в зарубежной прессе Мая называли "закатившейся звездой России". Окончательным ударом стала статья "Безобразное "наследство" архитектора Э. Мая" в журнале "Архитектура СССР" за 1937 год. Главная претензия заключалась в том, что "строчная застройка с выходящими на улицу глухими торцами домов не позволяет превратить её в место сборов, демонстраций и массовых шествий". Роман Эрнста Мая с Магниткой закончился печально. Научно-технический совет признал его проект несовершенным. И утвердил строительство всего двух кварталов. В 1934 году Май уехал из СССР в Африку. Некоторые его сотрудники перешли работать в другие организации, часть вернулась на родину.

Всё по плану

Левобережный вариант развития города не расценивался как оптимальный с точки зрения организации жилых районов. В связи с этим активно изучалась возможность переноса жилищного строительства на правый берег реки Урал.

Решение об этом было принято в конце 1933 года и ознаменовало новый этап в развитии Магнитогорска. Уже в 1934 году Ленинградское отделение Горстройпроекта представило на рассмотрение проект архитектора Б. Данчича, в котором Магнитогорск рассматривался как система сателлитов, расположенных вокруг металлургического комбината. Правобережная часть города была рассчитана на 300 тысяч жителей и отличалась хорошим расположением и чётким зонированием территории. Жилые районы размещались на пологом плато вдоль водохранилища, береговая полоса отводилась под обширный парк. Жилые районы предполагалось окружить лесопарком, обильно озеленить и раскрыть в сторону широкой акватории и панорамы металлургического комбината. Этот проект лёг в основу первого генерального плана города, утверждённого в 1940 году.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

26.09.2017

( )

Сделай сам!

Собственники жилищного кооператива-109 похвалились 21 сентября очередными местами для машин, которые они оборудовали собственными руками.

26.09.2017

( )

С заботой о детях

Благодарим депутата Магнитогорского городского Собрания Вадима Иванова за приобретение и установку теневого навеса на игровой площадке детского сада.

26.09.2017

( )

Сказано - сделано!

В одном из недавних выпусков "Автомига" мы рассказывали о том, как автомобилистами был загажен газон, расположенный с западной стороны перекрёстка улиц Завенягина и Ворошилова.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.