Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

21 октября, суббота

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

21.10.2017

Комментарии ( )

Считать по-новому

В связи с участившимися обращениями граждан, связанными с перерасчётом пенсии по уходу за детьми, управление Пенсионного фонда России в Магнитогорске разъясняет нюансы этой процедуры.

21.10.2017

Комментарии ( )

Своими силами

Бюджет Челябинской области на 2018 год готовят без привлечения коммерческих кредитов.

21.10.2017

Комментарии ( )

Магнитка поздравляет промышленного собрата

Вчера Челябинский трубопрокатный завод - многолетний и надёжный партнёр ПАО "ММК" - отпраздновал 75-летие.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

21.10.2017

Комментарии ( )

см. 40 фото »

Июнь с двойняшками

Работницы ПАО "ММК" и символы будущего года стали фотомоделями фирменного календаря.

19.10.2017

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Хоровик олимпийских амбиций

Возглавить самый "громкий" коллектив города Надежде Артемьевой довелось в двадцать три года.

05.10.2017

Комментарии ( )

см. 8 фото »

Признание - в признательности

Магнитка послушала церковные гласы, исполненные в манере времён крещения Руси.

28.09.2017

Комментарии ( )

см. 13 фото »

Праздник народных умельцев

В картинной галерее открылась городская выставка самодеятельного творчества.

23.09.2017

Комментарии ( )

см. 22 фото »

Йой, и снова карнавал!

В преддверии очередного театрального сезона площадь вокруг драмтеатра имени А. С. Пушкина вновь наполнилась творчеством.

02.09.2017

Комментарии ( )

см. 10 фото »

"Петя и волк"

Режиссёр-постановщик симфонической сказки Сергея Прокофьева "Петя и волк" (6+) Сергей Ягодкин давно мечтал о спектакле по одной из самых популярных детских пьес в мире, и вот она наконец-то предстанет перед зрителем.

29.08.2017

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Мастер индустриального пейзажа

В Магнитогорской картинной галерее открыли выставку "Юбиляр-юбиляру".

24.08.2017

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Они пришли в 90-е…

В числе тех, кого война вынудила переселиться на Урал, были театральные артисты, тележурналисты и сотрудники центрального канала Таджикистана.

Культура

22.07.2017

Текст: Ирина Коротких

Живописная хроника Магнитки

Музейная коллекция работ о городе первых пятилеток насчитывает более 200 произведений.

Картинная галерея внесла свою лепту в праздничные торжества, приуроченные к Дню металлурга. В выставочном зале открыли экспозицию "Тебе, любимая Магнитка!". В живописных полотнах, графике, скульптурных композициях оживает эпохальная история возведения гиганта чёрной металлургии и строительства города, которую запечатлели мастера разных поколений.

Открытие выставки началось с исполнения гимна города. Пели и гости, и художники. В окружении портретов первых металлургов, графики промышленных пейзажей символично звучали слова: "И пришли на свет  костра/ Молодые мастера/ Из далёкой довоенной поры".

Главный хранитель картинной галереи, куратор выставки Марина Абрамова подчеркнула возрастающую ценность музейной коллекции "Художественная летопись Магнитки".

- Собрание насчитывает более 200 произведений живописи, графики и скульптуры, созданных в 30-е и 70-80 годы прошлого века. В экспозиции представлено более 70 работ. Индустриальные пейзажи, виды города, портреты первостроителей и тружеников комбината отражают этапы строительства ММК и легендарной Магнитки, напрямую связанной с эпохой социалистических преобразований.

По заданию партии, стремящейся оставить в мировой истории художественные свидетельства воплощения грандиозной идеи строительства первого в мире социалистического государства, на великие стройки страны отправлялись творческие бригады писателей и художников. С 1929 года в Магнитке работали мастера живописи из Москвы и Ленинграда. Художественной хроникой ушедшей эпохи можно назвать графические листы Николая Аввакумова, Ярослава Титова, Василия Хвостенко, Фёдора Модорова, Бориса Пророкова, Сергея Петрова, Бориса Ефимова, коллектива Кукрыниксы. Репортажи со стройки века воплощались в этюдах, набросках, зарисовках с натуры. Не хватало бумаги - использовали миллиметровку, оборотную сторону афиш и плакатов. Увлечённые великой идеей, художники не только собирали материал для будущих полотен, но и наладили, как бы сейчас сказали, интерактивную связь с героями произведений. Устраивали выставки, оформляли клубы, народные празднества, сотрудничали с газетами, участвовали в субботниках, не гнушаясь работать метлой и лопатой.

Портреты строителей, сталеваров, инженеров, выполненные по канонам соцреализма, объясняют феномен реализации утопической идеи создания страны социального равенства - художественные образы концентрируют мощь, силу, красоту реальных людей. Портреты сталеваров Магнитки, инженера-механика Познанского можно отнести к типичным образам представителей Страны Советов, в которых воплощены высшие проявления духовной и физической красоты человека труда. Член Союза художников России Олег Базылев сравнил графические портреты металлургов с произведениями Эль Греко: "Мощно написано!" 

- В этом и заключается ценность произведений, созданных в 30-е годы, - отмечает Марина Филипповна. - Мастера, отображая действительность, передают достоверность окружающего мира, образов, стремятся выразить всемирно-исторический пафос созидания. Работы отличаются документальностью, искренностью и, несмотря на непритязательность и скромность изобразительного языка, остаются бесценными страницами истории Магнитки. Благодаря художникам той поры, мы имеем возможность сквозь призму времени увидеть начало великой стройки, шаг за шагом проследить её этапы, всмотреться в лица первостроителей, почувствовав дыхание эпохи.

Дух созидательного пафоса не заслоняет индивидуальности человека. Лиричен портрет "Бригадира каменщиков Пузанова", выполненный Николаем Аввакумовым. А в работе 1934 года "Осмотр двигателя" Василий Хвостенко нарочито гипертрофированно изобразил механизм, занявший большую часть листа. Рабочий-наладчик теряется на фоне гигантского стального узла. Но и это произведение - вариация гимна советскому труженику - покорителю техники исполинских размеров.

Тематика работ Бориса Пророкова "Клепальщики" и "Домны" позволила мастеру поэкспериментировать в условиях господства соцреализма. В геометрических ритмах прямоугольных сооружений явно прочитывается подражание аналитическому кубизму Пабло Пикассо. 

Интересна история появления коллекции исторических произведений в МКГ. Поначалу работы, запечатлевшие стройки социализма, были показаны в 1935 году на выставке "Урало-Кузбасс" в Свердловске. Через год произведения были в Челябинске. Успех экспозиции определил дальнейшую судьбу произведений -  они стали основой для создания первой передвижной выставки "Южный Урал в живописи". Маршрут движения охватывал Магнитку, Сатку, Троицк, Златоуст, Кыштым и другие города региона. Многие из работ нынешней экспозиции "Тебе, любимая Магнитка!" были экспонатами передвижной выставки.

В предвоенные годы в Москве и Ленинграде прошли грандиозные выставки "Индустрия социализма", ставшие апофеозом творческих сил и достижений искусства социалистического реализма. В дальнейшем экспонаты распределили между уральскими музеями. Многие произведения 30-х годов, хранившиеся в фондах  Свердловской картинной галереи, Художественного фонда дирекции выставок Союза художников СССР, в 1980 году были переданы Магнитогорской картинной галерее. В 1982 году фонды МКГ пополнились двумя произведениями Кукрыниксов, преподнесёнными в дар творческим коллективом художников.

В год 50-летия ММК в картинной галерее состоялась выставка, отражающая многогранную жизнь страны, Магнитки. Большая часть работ также впоследствии была передана картинной галерее.

- В зале выставлены работы художников "второй волны", произведения магнитогорских авторов, - отмечает Марина Абрамова, - Фёдор Разин, Николай Рябов, Михаил Любельский, Константин Черепанов, Александр Аверин и многие другие. И художники, ушедшие из жизни, и ныне здравствующие мастера  внесли большой вклад в развитие магнитогорской темы. Их повествование о родном городе отличается особой тёплой интонацией.

"Изюминкой" экспозиции стали книжные иллюстрации в стиле народного лубка "Быль и небыль о Магнитке". Одноимённая книга-сувенир, изданная в прошлом месяце, стала ярким событием культурной жизни города. Авторы иллюстраций, выполненных в технике компьютерной графики, члены Союза художников России Татьяна Лихачева и Александр Мельников. В прошлом году листы "лубочного" повествования были отмечены дипломом I степени в номинации "Графика" на II межрегиональном биеннале современного изобразительного искусства Урала "ЛАБИРИНТ". Книжный вариант представляет хронологическое изложение значимых для города событий, стилизованных под мифы и сказы. Лёгкий юмор, доступная форма изложения позволяют назвать книгу новым брендом города.

Произведения, запечатлевшие хронологию города - от первых палаток и домен до модернизированных цехов и многоэтажек,  словно в зеркале отразили историю страны.  Мастера живописи и скульптуры поведали потомкам свой рассказ о городе первых пятилеток.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

19.10.2017

( )

Духовная пища вместо шведского стола

Сохранение и развитие традиционной культуры Южного Урала может стать подспорьем для устойчивого роста туризма в регионе.

19.10.2017

( )

В память о народном директоре

Школьники посмотрели фильм "Памятник Человеку".

17.10.2017

( )

Молодые профессионалы

В Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова прошёл отборочный чемпионат WORLDSKILLS RUSSIA 2017.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.