Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

22 мая, вторник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

22.05.2018

Комментарии ( )

Работать в комфорте

На Магнитогорском металлургическом комбинате завершился месячник по благоустройству территории.

22.05.2018

Комментарии ( )

Прозрачная победа

В областном конкурсе годовых отчётов первое место занял благотворительный фонд "Металлург".

22.05.2018

Комментарии ( )

Вышли за порог

В РФ стало меньше получателей субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

19.05.2018

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Грязной из рода Германов

Александр Краснов стал одной из самых ярких находок международного фестиваля "Вива опера-2018".

12.05.2018

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Дверь в лето

Уральские барды пакуют рюкзаки - скоро открытие сезона.

08.05.2018

Комментарии ( )

см. 13 фото »

Герои "рельсовой войны"

В историко-краеведческом музее открыта выставка, посвящённая партизанскому движению.

05.05.2018

Комментарии ( )

см. 27 фото »

Оперный бриллиант металлических гор

Феерическими гала-концертами в Магнитогорске и Челябинске завершился XII международный фестиваль оперного искусства "Вива опера!"

04.05.2018

Комментарии ( )

см. 19 фото »

Университетский очаг искусства

Картинная галерея приглашает на выставку "Вдохновение и призвание".

26.04.2018

Комментарии ( )

см. 19 фото »

Экспериментальный "цирюльник"

Очередным спектаклем Barbiere di Siviglia порадовал магнитогорцев международный фестиваль "Вива опера!"

24.04.2018

Комментарии ( )

см. 21 фото »

Находки и казусы "Травиаты"

Премьера оперы великого Верди в Магнитогорске прошла... неожиданно.

19.04.2018

Комментарии ( )

см. 18 фото »

Царский состав "Царской невесты"

Истинно русской оперой Николая Римского-Корсакова в Магнитогорске открылся XII международный фестиваль "Вива опера-2018".

Культура

22.07.2017

Текст: Ирина Коротких

Живописная хроника Магнитки

Музейная коллекция работ о городе первых пятилеток насчитывает более 200 произведений.

Картинная галерея внесла свою лепту в праздничные торжества, приуроченные к Дню металлурга. В выставочном зале открыли экспозицию "Тебе, любимая Магнитка!". В живописных полотнах, графике, скульптурных композициях оживает эпохальная история возведения гиганта чёрной металлургии и строительства города, которую запечатлели мастера разных поколений.

Открытие выставки началось с исполнения гимна города. Пели и гости, и художники. В окружении портретов первых металлургов, графики промышленных пейзажей символично звучали слова: "И пришли на свет  костра/ Молодые мастера/ Из далёкой довоенной поры".

Главный хранитель картинной галереи, куратор выставки Марина Абрамова подчеркнула возрастающую ценность музейной коллекции "Художественная летопись Магнитки".

- Собрание насчитывает более 200 произведений живописи, графики и скульптуры, созданных в 30-е и 70-80 годы прошлого века. В экспозиции представлено более 70 работ. Индустриальные пейзажи, виды города, портреты первостроителей и тружеников комбината отражают этапы строительства ММК и легендарной Магнитки, напрямую связанной с эпохой социалистических преобразований.

По заданию партии, стремящейся оставить в мировой истории художественные свидетельства воплощения грандиозной идеи строительства первого в мире социалистического государства, на великие стройки страны отправлялись творческие бригады писателей и художников. С 1929 года в Магнитке работали мастера живописи из Москвы и Ленинграда. Художественной хроникой ушедшей эпохи можно назвать графические листы Николая Аввакумова, Ярослава Титова, Василия Хвостенко, Фёдора Модорова, Бориса Пророкова, Сергея Петрова, Бориса Ефимова, коллектива Кукрыниксы. Репортажи со стройки века воплощались в этюдах, набросках, зарисовках с натуры. Не хватало бумаги - использовали миллиметровку, оборотную сторону афиш и плакатов. Увлечённые великой идеей, художники не только собирали материал для будущих полотен, но и наладили, как бы сейчас сказали, интерактивную связь с героями произведений. Устраивали выставки, оформляли клубы, народные празднества, сотрудничали с газетами, участвовали в субботниках, не гнушаясь работать метлой и лопатой.

Портреты строителей, сталеваров, инженеров, выполненные по канонам соцреализма, объясняют феномен реализации утопической идеи создания страны социального равенства - художественные образы концентрируют мощь, силу, красоту реальных людей. Портреты сталеваров Магнитки, инженера-механика Познанского можно отнести к типичным образам представителей Страны Советов, в которых воплощены высшие проявления духовной и физической красоты человека труда. Член Союза художников России Олег Базылев сравнил графические портреты металлургов с произведениями Эль Греко: "Мощно написано!" 

- В этом и заключается ценность произведений, созданных в 30-е годы, - отмечает Марина Филипповна. - Мастера, отображая действительность, передают достоверность окружающего мира, образов, стремятся выразить всемирно-исторический пафос созидания. Работы отличаются документальностью, искренностью и, несмотря на непритязательность и скромность изобразительного языка, остаются бесценными страницами истории Магнитки. Благодаря художникам той поры, мы имеем возможность сквозь призму времени увидеть начало великой стройки, шаг за шагом проследить её этапы, всмотреться в лица первостроителей, почувствовав дыхание эпохи.

Дух созидательного пафоса не заслоняет индивидуальности человека. Лиричен портрет "Бригадира каменщиков Пузанова", выполненный Николаем Аввакумовым. А в работе 1934 года "Осмотр двигателя" Василий Хвостенко нарочито гипертрофированно изобразил механизм, занявший большую часть листа. Рабочий-наладчик теряется на фоне гигантского стального узла. Но и это произведение - вариация гимна советскому труженику - покорителю техники исполинских размеров.

Тематика работ Бориса Пророкова "Клепальщики" и "Домны" позволила мастеру поэкспериментировать в условиях господства соцреализма. В геометрических ритмах прямоугольных сооружений явно прочитывается подражание аналитическому кубизму Пабло Пикассо. 

Интересна история появления коллекции исторических произведений в МКГ. Поначалу работы, запечатлевшие стройки социализма, были показаны в 1935 году на выставке "Урало-Кузбасс" в Свердловске. Через год произведения были в Челябинске. Успех экспозиции определил дальнейшую судьбу произведений -  они стали основой для создания первой передвижной выставки "Южный Урал в живописи". Маршрут движения охватывал Магнитку, Сатку, Троицк, Златоуст, Кыштым и другие города региона. Многие из работ нынешней экспозиции "Тебе, любимая Магнитка!" были экспонатами передвижной выставки.

В предвоенные годы в Москве и Ленинграде прошли грандиозные выставки "Индустрия социализма", ставшие апофеозом творческих сил и достижений искусства социалистического реализма. В дальнейшем экспонаты распределили между уральскими музеями. Многие произведения 30-х годов, хранившиеся в фондах  Свердловской картинной галереи, Художественного фонда дирекции выставок Союза художников СССР, в 1980 году были переданы Магнитогорской картинной галерее. В 1982 году фонды МКГ пополнились двумя произведениями Кукрыниксов, преподнесёнными в дар творческим коллективом художников.

В год 50-летия ММК в картинной галерее состоялась выставка, отражающая многогранную жизнь страны, Магнитки. Большая часть работ также впоследствии была передана картинной галерее.

- В зале выставлены работы художников "второй волны", произведения магнитогорских авторов, - отмечает Марина Абрамова, - Фёдор Разин, Николай Рябов, Михаил Любельский, Константин Черепанов, Александр Аверин и многие другие. И художники, ушедшие из жизни, и ныне здравствующие мастера  внесли большой вклад в развитие магнитогорской темы. Их повествование о родном городе отличается особой тёплой интонацией.

"Изюминкой" экспозиции стали книжные иллюстрации в стиле народного лубка "Быль и небыль о Магнитке". Одноимённая книга-сувенир, изданная в прошлом месяце, стала ярким событием культурной жизни города. Авторы иллюстраций, выполненных в технике компьютерной графики, члены Союза художников России Татьяна Лихачева и Александр Мельников. В прошлом году листы "лубочного" повествования были отмечены дипломом I степени в номинации "Графика" на II межрегиональном биеннале современного изобразительного искусства Урала "ЛАБИРИНТ". Книжный вариант представляет хронологическое изложение значимых для города событий, стилизованных под мифы и сказы. Лёгкий юмор, доступная форма изложения позволяют назвать книгу новым брендом города.

Произведения, запечатлевшие хронологию города - от первых палаток и домен до модернизированных цехов и многоэтажек,  словно в зеркале отразили историю страны.  Мастера живописи и скульптуры поведали потомкам свой рассказ о городе первых пятилеток.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

22.05.2018

( )

Скорая психологическая помощь

В жизни каждого человека бывают сложные периоды, когда поддержка просто необходима.

15.05.2018

( )

Отказаться от кустарника?

Узнал из "ММ" о том, что высажены деревья и кустарники у мемориала "Тыл-Фронту". Это и порадовало - "лёгкие города" должны работать, и огорчило - и вот почему.

11.05.2018

( )

Дети войны и дети XXI века

В преддверии Дня Победы воспитанники центра помощи детям "Надежда", возглавляемого Надеждой Митрофановой, пригласили к себе ветеранов.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.