Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

20 июля, суббота

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

20.07.2019

Комментарии ( )

Уважаемые друзья! Поздравляю вас с профессиональным праздником - Днём металлурга!

Горно-металлургический комплекс всегда играл ключевую роль в развитии нашей страны, в укреплении оборонной промышленности, транспортной инфраструктуры и многих других отраслей.

20.07.2019

Комментарии ( )

Трудовые традиции

Уважаемые друзья! Поздравляю вас с профессиональным праздником - Днём металлурга!

20.07.2019

Комментарии ( )

Символ трудового подвига

Уважаемые земляки! Поздравляю вас с Днём металлурга!

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

20.07.2019

Комментарии ( )

см. 28 фото »

"Юбилейный репортаж"

Одноимённое театрализованное представление, посвящённое Дню металлурга и 90-летию Магнитогорска, прошло в жанре динамичного телесюжета, охватывающего все стороны жизни города и комбината.

16.07.2019

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Наш личный Новый год

Грушинский фестиваль порадовал долгожданными встречами и удивительными открытиями.

27.06.2019

Комментарии ( )

см. 14 фото »

Путеводные нити "Лабиринта"

Открытие III межрегиональной выставки-триеннале стало настоящим праздником для художников и почитателей искусства (6+).

25.06.2019

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Рубежи успеха

В историко-краеведческом музее открыли выставку, приуроченную к юбилею города.

15.06.2019

Комментарии ( )

см. 32 фото »

Итоги подводить рано

Второй конкурс "Профсоюзная молодёжка", организованный первичной профсоюзной организацией Группы ПАО "ММК", стартовал в парке отдыха "Лукоморье".

14.06.2019

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Безопасное лето

В лагерях "Уральские зори" и "Горное ущелье" ребят учат, как вести себя в нестандартных ситуациях.

30.05.2019

Комментарии ( )

см. 11 фото »

Живописно-исторический экскурс

В картинной галерее открыли выставку живописи и графики "Путешествие в город" (6+).

28.05.2019

Комментарии ( )

Особая история Магнитки

В городе 45 музеев, добавляющих свои дополнительные штрихи в историю города.

Культура

24.08.2017

Текст: Ирина Коротких

Посланцы Страны восходящего солнца

Игрушки сближают не только детей, но и народы.

Грядущий год объявлен "перекрёстным годом" России и Японии, целью которого станет расширение экономических и культурных связей двух стран. Выставка "Мир японских кукол Кокэси", открывшаяся в Магнитогорской картинной галерее, - первая ласточка предстоящих культурных мероприятий в регионе. Экспозиция, сформированная японским фондом, начала своё турне по России, и Магнитка стала 11-м городом, куда прибыли "кукольные" посланцы Страны восходящего солнца. 

Хочешь узнать народ, гласит мудрость, узнай его душу. Вековые народные промыслы в полной мере способны выразить культуру, традиции, историю, а значит, и духовную сущность народа. Большая часть экспонатов, выполненных в начале ХХ века, позволяет предположить, что и первые деревянные девчушки, появившиеся в ХVI веке, выглядели столь же забавно, поскольку умельцы строго соблюдали каноны мастеров древности. 

В экспозиции 74 кокэси, которые представляют 11 традиционных японских школ - по числу горячих источников, местные жители которых и по сей день вытачивают из дерева игрушки и сувениры.

- На выставке представлено несколько видов японских кукол, - рассказывает куратор выставки, заведующая выставочным отделом картинной галереи Анастасия Миронова. - Название и особенности кокэси зависят от места изготовления. Тогатту-кокэси отличает удлинённое туловище, у наруко-кокэси вращается голова, и куколка "плачет", как ребёнок.  Ёджико-кокэси держали в доме бездетные пары, а  яркая ядзиро-кокэси приносила радость и благополучие.

Есть мнение, что первые деревянные куклы появились в Японии чуть ли не тысячу лет назад. Одни специалисты считают, что прародителями кокэси стали шаманские обрядовые фигурки. Другие полагают, что деревянные девочки - это поминальные куклы. Так крестьяне, избавившись от лишнего рта, сохраняли образ ребёнка. Эту версию подтверждает и перевод слова "кокэси" - вычеркнутое, забытое дитя, и то, что у куколок девичий облик. В нищих семьях предпочитали иметь сыновей. Есть и жизнеутверждающая теория: целебные горячие источники излечили супругу одного из сёгунов от бесплодия. У знатной пары родилась дочка. Для местных мастеров это стало поводом для увековечивания чудесного исцеления.

Официальные источники утверждают, что первых безруких, безногих кукол изготовили японские ремесленники различных частей региона Тохоку. Мастера создавали посуду и сувениры для богачей, приезжающих на горячие  источники. Росписи и формы кукол отражали не только индивидуальность мастера, но и самобытность местности, где они появились на свет. Владельцы гостиниц дарили куколок постояльцам, совсем как нынешние отельеры раздают визитки туристам.

Со временем кокэси стали наделять свойствами оберегов, амулетов, талисманов. Верили, что расписанные деревянные чурбачки помогут собрать богатый урожай, принесут достаток и удачу. К детям, играющим с кокэси, якобы благосклонны боги. Кукла обрела статус семейной реликвии, которую передавали из поколения в поколение.

Магические свойства приписывают традиционной кукле-неваляшке - даруме - наподобие нашей ваньки-встаньки. В японской мифологии Дарума считается символом национальной культуры, божеством, которое приносит счастье. Делают куклу из дерева, папье-маше или бумаги. Божество мужского пола изображают с бородой и усами, но без зрачков.

- Под Новый год японцы, загадав желание, рисуют в глазу дарумы зрачок, а на подбородке пишут своё имя, - объясняет Анастасия Геннадиевна. - Куклу ставят на самое почётное место в доме. Если в конце года желание исполнилось, хозяин рисует кукле второй зрачок. Если мечта не осуществилась, даруму сжигали в храме, а хозяин выбирал новую куклу... Смещённый центр тяжести неваляшки имеет огромный смысл, доказывая, что в достижении мечты хозяин куклы столь же непреклонен, как и дарума. Японское божество в качестве сувенира добралось до России и, благодаря таланту художника Сергея Малютина и мастерству токаря Василия Звездочкина, превратилось в русскую матрёшку. 

В экспозиции есть куколки, император и императрица, которых "выгуливают" раз в году - 3 марта. В Японии в этот день отмечают праздник девочек - Хина мацури или праздник кукол хина.

На деревянных кимоно нанесены различные рисунки с цветочными и геометрическими мотивами. А халат одной из куколок с яркими продольными полосами очень схож с узбекским национальным одеянием. Есть и неокрашенные образцы. Это погремушки и соски для младенцев. Не обойдены вниманием и дети постарше. На выставке можно увидеть движущиеся деревянные игрушки, которыми в начале прошлого столетия забавлялись японские ребятишки: вертушка, волчок, вагончик, миниатюрный барабанчик, из которого, как чёрт из табакерки, выпрыгивает человечек. А у деревянного лобстера вращаются и колеса, и усы.

До изобретения токарного станка производство кокэси было делом трудоёмким. Сейчас незамысловатые формы столяры, по-японски кидзия, вытачивают за несколько минут. Навыки изготовления доведены до совершенства.

Обычно изготовление кокэси - семейный бизнес. Работают столь виртуозно, что глаз не оторвать. Процесс создания куколок можно увидеть на мониторе телевизора. Готовясь к выставке, Анастасия Миронова нашла видеоролики, запечатлевшие работу кидзия.  Как правило, и мастерская, и сувенирная лавка располагаются в одном павильоне.

Не всякое дерево годится для кокэси. Чаще всего используют вишню, клён, хурму, белый кизил. На спил идут 20-летние деревья, которые сушат не менее пяти лет.

Деревянные лики кокэси уникальны. Вглядываясь в  "лиц необщее выраженье", поражаешься, как мастерам удавалось тремя мазками кисточки передать характер, настроение деревянных девочек? Особенно в этом преуспели современные мастера. Их творения относят к авторским куклам. Традиции народных промыслов они уважают, сохраняют и развивают. Авторские кокэси не только девочки, но и образы малышей обоих полов. А композиция "Медитация", состоящая из стилизованных изображений самураев, доказывает, что прототипами могут быть исторические персонажи и представители разных сословий, существовавших в древней Японии.

На миг забудем, что экспонаты выставки представляют предметы народного японского промысла. Это просто игрушки, которые сближают маленьких людей планеты. Почему бы куклам не сдружить народы и политиков, ведь каждый из взрослых родом из детства.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

08.07.2019

( )

Пушистое четвероногое счастье

Воспитанники МОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" побывали на экскурсии в многопородном питомнике "Белый лекарь", расположенном в деревне Елимбетово республики Башкортостан.

05.07.2019

( )

100 лет в обед

В ходе рабочего визита в Кунашакский район глава региона Алексей Текслер встретился со старейшей жительницей Татарской Караболки Галией Нигматуллиной и поздравил ее со 100-летием.

04.07.2019

( )

Постарались все!

На площадке муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения "Центр развития ребёнка - детский сад № 122" прошёл праздник, посвящённый 90-летию Магнитогорска.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.