Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

25 сентября, понедельник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

23.09.2017

Комментарии ( )

Создатели индустриальной мощи

Примите самые искренние пожелания новых свершений в вашем созидательном труде, надёжных партнёров и большого портфеля заказов.

23.09.2017

Комментарии ( )

Опыт и профессионализм

Машиностроительные предприятия всегда были гордостью Челябинской области. Именно по ним судят об экономическом развитии региона, его интеллектуальном и кадровом потенциале.

23.09.2017

Комментарии ( )

Верность традициям

Машиностроение - одна из важнейших отраслей отечественной промышленности.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

23.09.2017

Комментарии ( )

см. 22 фото »

Йой, и снова карнавал!

В преддверии очередного театрального сезона площадь вокруг драмтеатра имени А. С. Пушкина вновь наполнилась творчеством.

02.09.2017

Комментарии ( )

см. 10 фото »

"Петя и волк"

Режиссёр-постановщик симфонической сказки Сергея Прокофьева "Петя и волк" (6+) Сергей Ягодкин давно мечтал о спектакле по одной из самых популярных детских пьес в мире, и вот она наконец-то предстанет перед зрителем.

29.08.2017

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Мастер индустриального пейзажа

В Магнитогорской картинной галерее открыли выставку "Юбиляр-юбиляру".

24.08.2017

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Они пришли в 90-е…

В числе тех, кого война вынудила переселиться на Урал, были театральные артисты, тележурналисты и сотрудники центрального канала Таджикистана.

24.08.2017

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Генералы Магнитки

В УМВД города состоялась презентация книги о выдающихся милиционерах,

24.08.2017

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Посланцы Страны восходящего солнца

Выставка "Мир японских кукол Кокэси", открывшаяся в Магнитогорской картинной галерее, - первая ласточка предстоящих культурных мероприятий в регионе.

19.08.2017

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Морская станица

Карта Челябинской области - своеобразная "карта Европы". Здесь соседствуют Берлин и Париж, Лейпциг и Варшавка, Требия и Арси и ещё с десяток названий крупных и не очень европейских городов.

19.08.2017

Комментарии ( )

От творчества не спрятаться

Кто не слышал о Дэвиде Линче, знает хотя бы по названию его детище "Твин Пикс" (18+) - культовый мистический сериал, положивший начало качественной телепродукции, не уступающей большому кино.

Культура

24.08.2017

Текст: Ирина Коротких

Посланцы Страны восходящего солнца

Игрушки сближают не только детей, но и народы.

Грядущий год объявлен "перекрёстным годом" России и Японии, целью которого станет расширение экономических и культурных связей двух стран. Выставка "Мир японских кукол Кокэси", открывшаяся в Магнитогорской картинной галерее, - первая ласточка предстоящих культурных мероприятий в регионе. Экспозиция, сформированная японским фондом, начала своё турне по России, и Магнитка стала 11-м городом, куда прибыли "кукольные" посланцы Страны восходящего солнца. 

Хочешь узнать народ, гласит мудрость, узнай его душу. Вековые народные промыслы в полной мере способны выразить культуру, традиции, историю, а значит, и духовную сущность народа. Большая часть экспонатов, выполненных в начале ХХ века, позволяет предположить, что и первые деревянные девчушки, появившиеся в ХVI веке, выглядели столь же забавно, поскольку умельцы строго соблюдали каноны мастеров древности. 

В экспозиции 74 кокэси, которые представляют 11 традиционных японских школ - по числу горячих источников, местные жители которых и по сей день вытачивают из дерева игрушки и сувениры.

- На выставке представлено несколько видов японских кукол, - рассказывает куратор выставки, заведующая выставочным отделом картинной галереи Анастасия Миронова. - Название и особенности кокэси зависят от места изготовления. Тогатту-кокэси отличает удлинённое туловище, у наруко-кокэси вращается голова, и куколка "плачет", как ребёнок.  Ёджико-кокэси держали в доме бездетные пары, а  яркая ядзиро-кокэси приносила радость и благополучие.

Есть мнение, что первые деревянные куклы появились в Японии чуть ли не тысячу лет назад. Одни специалисты считают, что прародителями кокэси стали шаманские обрядовые фигурки. Другие полагают, что деревянные девочки - это поминальные куклы. Так крестьяне, избавившись от лишнего рта, сохраняли образ ребёнка. Эту версию подтверждает и перевод слова "кокэси" - вычеркнутое, забытое дитя, и то, что у куколок девичий облик. В нищих семьях предпочитали иметь сыновей. Есть и жизнеутверждающая теория: целебные горячие источники излечили супругу одного из сёгунов от бесплодия. У знатной пары родилась дочка. Для местных мастеров это стало поводом для увековечивания чудесного исцеления.

Официальные источники утверждают, что первых безруких, безногих кукол изготовили японские ремесленники различных частей региона Тохоку. Мастера создавали посуду и сувениры для богачей, приезжающих на горячие  источники. Росписи и формы кукол отражали не только индивидуальность мастера, но и самобытность местности, где они появились на свет. Владельцы гостиниц дарили куколок постояльцам, совсем как нынешние отельеры раздают визитки туристам.

Со временем кокэси стали наделять свойствами оберегов, амулетов, талисманов. Верили, что расписанные деревянные чурбачки помогут собрать богатый урожай, принесут достаток и удачу. К детям, играющим с кокэси, якобы благосклонны боги. Кукла обрела статус семейной реликвии, которую передавали из поколения в поколение.

Магические свойства приписывают традиционной кукле-неваляшке - даруме - наподобие нашей ваньки-встаньки. В японской мифологии Дарума считается символом национальной культуры, божеством, которое приносит счастье. Делают куклу из дерева, папье-маше или бумаги. Божество мужского пола изображают с бородой и усами, но без зрачков.

- Под Новый год японцы, загадав желание, рисуют в глазу дарумы зрачок, а на подбородке пишут своё имя, - объясняет Анастасия Геннадиевна. - Куклу ставят на самое почётное место в доме. Если в конце года желание исполнилось, хозяин рисует кукле второй зрачок. Если мечта не осуществилась, даруму сжигали в храме, а хозяин выбирал новую куклу... Смещённый центр тяжести неваляшки имеет огромный смысл, доказывая, что в достижении мечты хозяин куклы столь же непреклонен, как и дарума. Японское божество в качестве сувенира добралось до России и, благодаря таланту художника Сергея Малютина и мастерству токаря Василия Звездочкина, превратилось в русскую матрёшку. 

В экспозиции есть куколки, император и императрица, которых "выгуливают" раз в году - 3 марта. В Японии в этот день отмечают праздник девочек - Хина мацури или праздник кукол хина.

На деревянных кимоно нанесены различные рисунки с цветочными и геометрическими мотивами. А халат одной из куколок с яркими продольными полосами очень схож с узбекским национальным одеянием. Есть и неокрашенные образцы. Это погремушки и соски для младенцев. Не обойдены вниманием и дети постарше. На выставке можно увидеть движущиеся деревянные игрушки, которыми в начале прошлого столетия забавлялись японские ребятишки: вертушка, волчок, вагончик, миниатюрный барабанчик, из которого, как чёрт из табакерки, выпрыгивает человечек. А у деревянного лобстера вращаются и колеса, и усы.

До изобретения токарного станка производство кокэси было делом трудоёмким. Сейчас незамысловатые формы столяры, по-японски кидзия, вытачивают за несколько минут. Навыки изготовления доведены до совершенства.

Обычно изготовление кокэси - семейный бизнес. Работают столь виртуозно, что глаз не оторвать. Процесс создания куколок можно увидеть на мониторе телевизора. Готовясь к выставке, Анастасия Миронова нашла видеоролики, запечатлевшие работу кидзия.  Как правило, и мастерская, и сувенирная лавка располагаются в одном павильоне.

Не всякое дерево годится для кокэси. Чаще всего используют вишню, клён, хурму, белый кизил. На спил идут 20-летние деревья, которые сушат не менее пяти лет.

Деревянные лики кокэси уникальны. Вглядываясь в  "лиц необщее выраженье", поражаешься, как мастерам удавалось тремя мазками кисточки передать характер, настроение деревянных девочек? Особенно в этом преуспели современные мастера. Их творения относят к авторским куклам. Традиции народных промыслов они уважают, сохраняют и развивают. Авторские кокэси не только девочки, но и образы малышей обоих полов. А композиция "Медитация", состоящая из стилизованных изображений самураев, доказывает, что прототипами могут быть исторические персонажи и представители разных сословий, существовавших в древней Японии.

На миг забудем, что экспонаты выставки представляют предметы народного японского промысла. Это просто игрушки, которые сближают маленьких людей планеты. Почему бы куклам не сдружить народы и политиков, ведь каждый из взрослых родом из детства.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

21.09.2017

( )

Праздник трезвости

В рамках областной про-филактической акции, приуроченной к Все-российскому дню трезвости, в туберкулёзной больнице № 3 сотрудники центра медицинской профилактики Магнитогорска организовали праздник здоровья для пациентов.

21.09.2017

( )

К сезону простуд будь готов!

Грипп - одно из сложнейших и опасных респираторных заболеваний, настигающих внезапно.

20.09.2017

( )

За руку с будущим

Иван Харитонович Ромазан. Директор комбината. Директор Магнитки. Народный директор. Почему все так называют его? Почему все так восхваляют его?

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.