Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

19 ноября, воскресенье

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

18.11.2017

Комментарии ( )

Золото и серебро "Металл-Экспо"

Завершение главного металлургического события года традиционно знаменуется вручением отраслевых наград.

18.11.2017

Комментарии ( )

Оценка эффективности

Президент России Владимир Путин утвердил новые показатели для аттестации региональных властей.

18.11.2017

Комментарии ( )

Пенсионный фонд предупреждает

В некоторых средствах массовой информации с завидной регулярностью появляются объявления, предлагающие услуги по "обналичиванию" материнского капитала.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

16.11.2017

Комментарии ( )

Добрая традиция музыкальной Магнитки

С 21 по 24 ноября в Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки пройдут Российские педагогические ассамблеи искусств

16.11.2017

Комментарии ( )

Критика в награду

В Магнитогорске побывал известный театральный эксперт из Челябинска.

09.11.2017

Комментарии ( )

см. 25 фото »

"Назад в СССР! Вся власть музеям!"

В Магнитогорской картинной галерее состоялась ежегодная всероссийская культурно-образовательная акция "Ночь искусств".

31.10.2017

Комментарии ( )

см. 19 фото »

Все мы немножко лошади

Грибоедовский театр признан лучшим в "русском зарубежье".

28.10.2017

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Линия жизни

Руководитель хора "Магнитка" Галина Брянская стала лауреатом премии Законодательного собрания Челябинской области "Общественное признание".

24.10.2017

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Грани любви

Гастроли "Коляда-театра" стали резонансным событием в культурной жизни города

21.10.2017

Комментарии ( )

см. 40 фото »

Июнь с двойняшками

Работницы ПАО "ММК" и символы будущего года стали фотомоделями фирменного календаря.

19.10.2017

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Хоровик олимпийских амбиций

Возглавить самый "громкий" коллектив города Надежде Артемьевой довелось в двадцать три года.

Культура

29.08.2017

Текст: Ирина Коротких

Мастер индустриального пейзажа

В Магнитогорской картинной галерее открыли выставку "Юбиляр-юбиляру".

Название символично: 2017 год - юбилейный и для металлургического комбината, и для Георгия Соловьёва - первого летописца великой стройки. Комбинату - 85, заслуженному деятелю искусств РСФСР - 120. К дню рождения мастера историко-краеведческий музей и картинная галерея организовали совместную выставку уникальных произведений живописца.

Энтузиаст великой стройки

Несколько слов о жизненном пути Георгия Соловьёва. Родился 31 августа 1897 года в крестьянской семье подмосковного села Дунилово. Искусство рисования начал постигать в 13 лет: учился в Московской живописной мастерской Флоренцева, и на лучших образцах мирового искусства в Третьяковской галерее, где юноша был частым гостем. После революции продолжил учёбу в художественных мастерских Ленинграда. Через год, вернувшись в Москву, совершенствовал мастерство в изостудии Моссовета у Михаила Леблана. Служил в рабоче-крестьянской Красной Армии, после окончания гражданской войны обучался в студии Пролеткульта. В Магнитогорск 24-летний Георгий приехал в августе 1931 года.

- Прибыл в составе творческой бригады художников, которые создавались по инициативе Максима Горького, призывавшего отразить великую созидательную работу Страны Советов, - рассказывает главный хранитель картинной галереи, куратор выставки Марина Абрамова. - В те годы в Магнитке работали мастера живописи из Москвы и Ленинграда, но лишь Георгий Яковлевич заразился энтузиазмом великой стройки. В своё время он говорил, что атмосфера в столичных городах иная. А на Магнитострое всё бурлило, кипело, стремилось к рекордам и было пронизано великой идеей - как можно быстрее дать стране металл. Художник активно включился в процесс создания пролетарской культуры: работал в информбюро Магнитостроя, писал лозунги, плакаты, карикатуры, успевал делать рисунки и линогравюры для газеты "Магнитогорский рабочий", журнала "За Магнитострой литературы".

Всю жизнь он посвятил городу, став первым его летописцем. Выполненные в реалистическом ключе живописные и графические работы напоминают документальные кадры, которые передают пульс большой стройки. Первый поезд, первая домна, первая плотина и первая сталь становятся сюжетами его живописных работ. Отображение величественных моментов истории, этапов строительства города и комбината Георгий Соловьёв считал своим гражданским долгом. Его произведения считают наиболее полной хроникой Магнитостроя.

Художник отличался активной жизненной и творческой позицией: в 1936 году организовал в городе Союз советских художников, и первым в городе стал членом ССХ. С 1938 года по 1958 руководил изостудией Левобережного Дворца культуры металлургов.

В 1952 году в день 20-летнего юбилея комбината Георгий Соловьев, как и герои его полотен, лучшие доменщики, прокатчики, сталевары, был отмечен правительственной наградой - орденом "Знак Почёта". Первым среди живописцев Магнитки Георгий Яковлевич был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его полотна экспонировались на городских, областных, республиканских и всесоюзных выставках. Многие из произведений художника хранятся в собраниях Магнитогорского историко-краеведческого и музея ММК, картинной галереи, Челябинского государственного музея изобразительных искусств, а также в частных собраниях.

Гимн человеку труда

В экспозиции 94 работы, большая часть из которых предоставлена историко-краеведческим музеем. Картинная галерея дополнила выставку скульптурными работами других мастеров, в которых отражена эпоха великих строек.

Дух захватывает от созерцания полотна "Строительство Магнитогорского комбината", на котором остановлено мгновение грандиозного события. Исполинские котлованы, остовы громадных сооружений, оплетенные кружевом лесов, стрелы тающих в дымке труб контрастируют с крошечными фигурками людей. Произведение являет собой гимн человеку, созидательные возможности которого не знают границ.

Многие работы Георгия Соловьёва напоминают репортажные фотоснимки: панорамы ночного ММК, доменного цеха, первой плотины. В индустриальных пейзажах не найти изображений человека, показаны лишь грандиозные деяния его рук, но тем не менее и эти полотна стали апофеозом трудовым подвигам советских людей.

Заслуженный строитель РФ, почётный пенсионер ММК, почётный член Союза художников РФ, почётный гражданин Магнитогорска Михаил Сафронов отметил уникальность работ, среди многих назвав "Строительство стана-2500". Он помнит, как в студенческие годы работал с однокурсниками на площадке. "Сейчас таких мастеров промышленного пейзажа нет", - констатировал Михаил Федотович.

Член Союза художников России Олег Базылев в 50-е годы занимался в кружке выжигания при школе № 21, - которым руководил Георгий Соловьёв.

- Мне тогда было лет десять, вспоминает Олег Степанович. - Георгий Яковлевич не был для нас учителем в общепринятом понимании профессии. Разговаривал с нами, как со взрослыми, обращался к серьёзным темам. Воспринимали мы его не как художника, а как хорошего доброго дяденьку. Что касается его произведений, то они являют собой пример классической живописи, которой сейчас владеют единицы. В полотнах акварельная лёгкость, хотя выполнены они в масле. Работал он лессировками и пастозно, для чего необходимо досконально знать "химию" и "физику" цвета - технологию и технику живописи. Задний план прописан очень тонко, легко. На переднем - видна сила мазка, что позволяет передать объём, пространство. Так работали большие мастера.

Несколько полотен художника отображают исторические вехи края. Обращаясь к событиям XVI-XVII веков, живописец продолжает исследовать историю горы Магнитной. В работе "Башкирские старшины у Ивана Грозного" запечатлен судьбоносный момент: коленопреклонённый человек протягивает царю челобитную. Вероятно, нижайше просит разрешить добычу металла на Шайтан-горе. Так Магнитную за её удивительные свойства окрестили населяющие округу племена.

Произведения "Казаки станицы Магнитной препятствуют крестьянам Белорецкого завода вывозить руду с горы Магнитной", "Башкиры-домещики", "Комсомольцы-геологи" отображают временной срез в истории разработок природных богатств региона.

Сохранить для потомков

Георгий Соловьёв был признанным мастером не только индустриального пейзажа. Групповые портреты с участием политических деятелей страны фиксируют важные события в жизни города, среди которых приезд в Магнитогорск Клима Ворошилова и Серго Орджоникидзе. Психологически тонко выписан образ директора комбината Георгия Носова. Солнечная палитра передаёт ощущение праздника в работе "Магнитогорцы на отдыхе на озере Банном". Красивое, а главное, экологически чистое место по первоначальному проекту должно было стать городом металлургов. Доставлять рабочих на комбинат должны были электрички. На этот счёт существует легенда, что сталинские слова изменили судьбу Магнитки: якобы вождь сказал, что рабочие должны ходить на работу пешком.

- К сожалению, мало на каких полотнах указаны годы создания, - констатирует Марина Абрамова. - Сложно было восстанавливать даты. Сопоставляли, анализировали и ставили приблизительные годы написания произведений… В своё время работы мастера были очень популярны: украшали дома культуры, кабинеты заводоуправления. Но и сейчас творчество художника не забыто. Установлена памятная доска на доме № 11 по улице Чапаева, где художник прожил три последних года. Есть и другой адрес: улица Пионерская, 25. В этом доме Георгий Яковлевич жил и творил на протяжении 18 лет, начиная с 1949 года. Мемориальная доска, установленная в 1973 году, сейчас находится в плачевном состоянии.

О необходимости реставрации мемориальной доски на улице Пионерской говорили в кулуарах выставки. Историк искусств Людмила Ивановна Киреева отметила, что разговоры о реставрации длятся уже много лет. Скульптор Александр Иванович Иванов выразил готовность сделать новую мемориальную доску с барельефом своего учителя:

- Мне лишь нужен особо прочный мрамор типа гранита: габбро, галерит. На доске вырежу портрет, у меня и макет готов. Работу сделаю бесплатно, был бы только материал.

Преподаватель института строительства архитектуры и искусства МГТУ имени Г. Носова Юлия Савостьянова, принимавшая участие в реставрации рамок картин, считает, что несмотря на то, что условия хранения живописных произведений в краеведческом музее оставляют желать лучшего, сотрудники сделали всё для сохранности уникальных полотен. Чтобы произведения дошли до потомков в первозданном виде, в хранилище должен быть создан особый микроклимат. Кроме того, надо бы приобрести рамы, папки для графических листов.

Безусловно, о сохранности уникальных полотен надо бы позаботиться, как и о восстановлении первой мемориальной доски. Но не говорить, апеллируя к властям, а попытаться самим решить вопрос, хотя бы подать заявку на грант главы города в сфере искусства и культуры.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

16.11.2017

( )

Здоровье улучшилось

По состоянию здоровья нашей маме - ветерану и ударнику коммунистического труда, восьмидесятилетнему инвалиду Нине Александровне Гончаровой - требуются специальный уход и оснащение для ухода за лежачими больными.

16.11.2017

( )

Делать жизнь с кого?

Рядом с профессионалом легче определиться с собственным будущим.

11.11.2017

( )

Движение - жизнь

Принято считать, что пожилым людям необходимо уступать место в общественном транспорте. Но эксперты доказали, что этот жест вежливости вреден для здоровья пожилых.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.