Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

18 января, пятница

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

19.01.2019

Комментарии ( )

Победный темп

Магнитка включилась в борьбу за восточную бронзу.

19.01.2019

Комментарии ( )

Ниже эпидемиологического порога

Всплеск заболеваемости средней интенсивности врачи города ждут в конце января - начале февраля.

19.01.2019

Комментарии ( )

Масштабные проверки

Борис Дубровский на областном совещании поручил главам городов и районов области провести в первом квартале проверки газового оборудования в частных и многоквартирных домах.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Вехи»

19.01.2019

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Операция "Трест"

Магнитку нередко называют городом строителей, и с этим не поспоришь!

17.01.2019

Комментарии ( )

Магнитка в космосе

Ровно сорок лет назад - в 1979 году - Международный планетный центр окончательно подтвердил открытие новой малой планеты.

17.01.2019

Комментарии ( )

см. 3 фото »

"В этом здании жил и работал…"

Проект "Магнитогорского металла", посвящённый людям и событиям, в память о которых установлены мемориальные доски.

10.01.2019

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Это было недавно, это было давно

Архивные новогодние выпуски "ММ", как машина времени, позволяют вернуться в прошлое и вспомнить, что волновало и радовало горожан в разные годы.

27.12.2018

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Вековой юбилей комсомола

Многое сделано, но многое ещё впереди, считают активисты ВЛКСМ.

27.12.2018

Комментарии ( )

Из племени богатырей

Происхождение русских имён тесно связано с историей страны.

25.12.2018

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Из записок провинциальной актрисы

Театр считался городским, а труппа насчитывала 50 человек, в то время как в республиканских театрах труппы были по 30 актёров.

22.12.2018

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Операция "Трест"

Магнитку нередко называют городом строителей, и это утверждение правомерно.

Вехи

24.10.2017

"В этом здании жил и работал…"

Новый проект "Магнитогорского металла" посвящён людям и событиям, в память о которых установлены мемориальные доски.

19 октября 2000 года на стене дома 67/2 по проспекту Карла Маркса была установлена мемориальная доска Нине Ивановне Пушкарской - первой на ММК женщине, удостоенной звания Героя Социалистического Труда.

Нина Пушкарская родилась в 1926 году, в селе Ивашково Калининской области, в крестьянской семье. Жили бедно, поэтому с детских лет Нина хорошо знала, что такое тяжёлый труд и какова цена хлеба. В первые дни войны глава семейства - Иван Яковлевич - ушёл на фронт, а 15-летняя Нина вскоре оказалась на Урале, где поступила в школу фабрично-заводского обучения. Профессию выбрала тяжёлую, мужскую - машинист паровоза. В 1943 году, окончив ФЗО, пришла на комбинат, в цех железнодорожного транспорта.

- Мне было всего 16 лет, - вспоминала Нина Пушкарская. - Понятно, что многие с недоверием отнеслись к такому молодому помощнику машиниста паровоза, да ещё и девушке. И только горячее стремление овладеть специальностью и упорство привели к тому, что это недоверие вскоре рассеялось. Работая на горячих путях, я каждый год получала похвальную грамоту.

Довольно быстро Пушкарская освоила работу помощника, а затем и машиниста паровоза, прежде считавшуюся сугубо мужской. И когда в 1947 году на комбинат пришли первые электровозы, руководство цеха ЖДТ решило доверить пульт управления одного из них молодому машинисту Нине Пушкарской.

 - Скажу откровенно, страх был перед электровозом. Всё казалось слишком сложным и непостижимым в этой умной машине, - признавалась Пушкарская. - Помог коллектив. Опытные машинисты Падылин и Квасов разъяснили устройство электровоза, обучили правилам технической эксплуатации, помогли разобраться с электротехникой. Уже через несколько месяцев я получила права помощника, а затем машиниста электровоза. А когда в цех пришла ещё одна девушка - Нина Хаматова - мы решили работать так, чтобы быть впереди мужчин.

Всю жизнь вспоминала Нина Ивановна слова, которыми встретили её опытные железнодорожники при устройстве в цех:

- Смотри, девушка, наше дело робких не любит, - говорили машинисты. - Чувствуешь в себе способность никогда не теряться - оставайся. Нет - просись туда, где полегче.

Не раз и не два на личном опыте убеждалась Пушкарская в правильности этих слов. Без умения быстро ориентироваться в различных ситуациях на железной дороге работать невозможно. Одна история запомнилась особенно.

В один из дождливых осенних дней Нина подавала состав, гружёный горячим агломератом, на весы. Внимательно прислушиваясь к ровному гулу моторов электровоза, она следила за тем, чтобы не упустить сигнала составителя. И вдруг увидела, как хоппера пошли под уклон, не по тому пути, а состав не оборудован автотормозами. Неужели стрелочница ошиблась? И, уже берясь за рукоятки реостатного торможения, Нина увидела бежавшего вдоль поезда составителя. Он подавал сигналы экстренной остановки. Только позднее, когда угроза аварии была ликвидирована, Нина Ивановна поняла, что промедли она ещё мгновение, состав ушёл бы под уклон, на пути метизно-металлургического завода, где стояли в ожидании отправки вагоны с готовой продукцией. Таких происшествий за годы работы у неё было немало. 

С 1953 года и до последних дней своей жизни Нина Ивановна работала машинистом и старшим машинистом электровоза.

В 1960 году в ознаменование 50-летия международного женского дня 253 советские женщины были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Среди них 34-летняя Нина Пушкарская, машинист электровоза железнодорожного транспорта Магнитогорского металлургического комбината. Она стала первой женщиной на комбинате, получившей эту высокую трудовую награду.

По признанию Нины Ивановны комбинат и Магнитка стали для неё вторым домом, в родном цехе встретила она и свою судьбу.

Муж - Василий Пушкарский - тоже всю жизнь проработал машинистом электровоза. Но главным Нина Пушкарская считала то, что вместе со своими сменщицами она сумела доказать: женщины могут ничуть не хуже управлять многотонными, "умными" электровозами.

Нина Ивановна Пушкарская скончалась 17 января 1975 года после тяжёлой и продолжительной болезни. Ей было 49 лет. 

 

Справка "ММ"

Железная дорога с самого начала своего существования была сугубо мужской сферой деятельности. По легенде, Николай I велел "и на пушечный выстрел баб к чугунке не подпущать". Поэтому вначале женщины работали на железной дороге неофициально. Единственная должность, на которую женщин принимали практически с самого начала эксплуатации железных дорог, это "переездная сторожиха" - дежурный по переезду. Причём "переездный сторож" и "переездная сторожиха" обозначали две разные должности, на первую принимали исключительно мужчин, на вторую ? только женщин. После революции женский вопрос уже не стоял так остро, всё больше представительниц слабого пола приходили работать на железную дорогу. Своего "расцвета" женские железнодорожные специальности достигли в 1930-х годах: мужчины требовались для растущей армии, поэтому женщины, при активной поддержке пропаганды, начали осваивать сугубо мужскую прежде специальность ? машинист паровоза.

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

19.01.2019

( )

Новый год для ветеранов

27 декабря в доме "Ветеран" БФ "Металлург" прошло мероприятие, посвященное Новому году.

17.01.2019

( )

"С днём рождения, Спаситель!"

Темой встречи стали праздники от Рождества до Крещения.

17.01.2019

( )

"Рождественский вертеп"

В Год театра в библиотеке семейного чтения № 5 стартовал культурно-просветительский проект "Занавес открывается…"

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.