Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

23 ноября, четверг

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

23.11.2017

Комментарии ( )

Скрытая угроза

Экономический ущерб от употребления алкоголя и табака в России составляет около двух триллионов рублей в год.

23.11.2017

Комментарии ( )

За вклад в импортозамещение

ММК стал победителем национальной премии в области импортозамещения "Приоритет-2017".

23.11.2017

Комментарии ( )

Арендная плата - на прежнем уровне

Вчера состоялось заседание правительства Челябинской области, на котором были установлены базовые величины для расчёта арендной платы за пользование государственным имуществом на следующий календарный год.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Вехи»

23.11.2017

Комментарии ( )

см. 14 фото »

Каскадёры с Урала

"Магнитогорский металл" продолжает публикацию воспоминаний жителей города, принимавших участие в съёмках фильма "Предисловие к битве".

21.11.2017

Комментарии ( )

см. 9 фото »

"В этом здании жил и работал…"

Новый проект "Магнитогорского металла" посвящён людям и событиям, в память о которых установлены мемориальные доски.

16.11.2017

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Она звалась Татьяной

Своим примером товарищ Ипполитова доказала: женщины могут работать сталеварами.

14.11.2017

Комментарии ( )

см. 8 фото »

"В этом здании жил и работал…"

Новый проект "Магнитогорского металла" посвящён людям и событиям, в память о которых установлены мемориальные доски.

09.11.2017

Комментарии ( )

см. 5 фото »

От артели до завода

Продукцию "Ширпотреба" можно было увидеть в каждом доме, квартире, землянке, бараке строящейся Магнитки.

08.11.2017

Комментарии ( )

см. 6 фото »

"В этом здании жил и работал…"

Новый проект "Магнитогорского металла" посвящён людям и событиям, в память о которых установлены мемориальные доски.

01.11.2017

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Два прототипа из Магнитки

Прообразом Воина-освободителя стал повар коменданта Берлина.

31.10.2017

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Рождённые в XIX веке

На Магнитострое было немало людей, год рождения которых приходился на позапрошлый век.

Вехи

24.10.2017

"В этом здании жил и работал…"

Новый проект "Магнитогорского металла" посвящён людям и событиям, в память о которых установлены мемориальные доски.

19 октября 2000 года на стене дома 67/2 по проспекту Карла Маркса была установлена мемориальная доска Нине Ивановне Пушкарской - первой на ММК женщине, удостоенной звания Героя Социалистического Труда.

Нина Пушкарская родилась в 1926 году, в селе Ивашково Калининской области, в крестьянской семье. Жили бедно, поэтому с детских лет Нина хорошо знала, что такое тяжёлый труд и какова цена хлеба. В первые дни войны глава семейства - Иван Яковлевич - ушёл на фронт, а 15-летняя Нина вскоре оказалась на Урале, где поступила в школу фабрично-заводского обучения. Профессию выбрала тяжёлую, мужскую - машинист паровоза. В 1943 году, окончив ФЗО, пришла на комбинат, в цех железнодорожного транспорта.

- Мне было всего 16 лет, - вспоминала Нина Пушкарская. - Понятно, что многие с недоверием отнеслись к такому молодому помощнику машиниста паровоза, да ещё и девушке. И только горячее стремление овладеть специальностью и упорство привели к тому, что это недоверие вскоре рассеялось. Работая на горячих путях, я каждый год получала похвальную грамоту.

Довольно быстро Пушкарская освоила работу помощника, а затем и машиниста паровоза, прежде считавшуюся сугубо мужской. И когда в 1947 году на комбинат пришли первые электровозы, руководство цеха ЖДТ решило доверить пульт управления одного из них молодому машинисту Нине Пушкарской.

 - Скажу откровенно, страх был перед электровозом. Всё казалось слишком сложным и непостижимым в этой умной машине, - признавалась Пушкарская. - Помог коллектив. Опытные машинисты Падылин и Квасов разъяснили устройство электровоза, обучили правилам технической эксплуатации, помогли разобраться с электротехникой. Уже через несколько месяцев я получила права помощника, а затем машиниста электровоза. А когда в цех пришла ещё одна девушка - Нина Хаматова - мы решили работать так, чтобы быть впереди мужчин.

Всю жизнь вспоминала Нина Ивановна слова, которыми встретили её опытные железнодорожники при устройстве в цех:

- Смотри, девушка, наше дело робких не любит, - говорили машинисты. - Чувствуешь в себе способность никогда не теряться - оставайся. Нет - просись туда, где полегче.

Не раз и не два на личном опыте убеждалась Пушкарская в правильности этих слов. Без умения быстро ориентироваться в различных ситуациях на железной дороге работать невозможно. Одна история запомнилась особенно.

В один из дождливых осенних дней Нина подавала состав, гружёный горячим агломератом, на весы. Внимательно прислушиваясь к ровному гулу моторов электровоза, она следила за тем, чтобы не упустить сигнала составителя. И вдруг увидела, как хоппера пошли под уклон, не по тому пути, а состав не оборудован автотормозами. Неужели стрелочница ошиблась? И, уже берясь за рукоятки реостатного торможения, Нина увидела бежавшего вдоль поезда составителя. Он подавал сигналы экстренной остановки. Только позднее, когда угроза аварии была ликвидирована, Нина Ивановна поняла, что промедли она ещё мгновение, состав ушёл бы под уклон, на пути метизно-металлургического завода, где стояли в ожидании отправки вагоны с готовой продукцией. Таких происшествий за годы работы у неё было немало. 

С 1953 года и до последних дней своей жизни Нина Ивановна работала машинистом и старшим машинистом электровоза.

В 1960 году в ознаменование 50-летия международного женского дня 253 советские женщины были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Среди них 34-летняя Нина Пушкарская, машинист электровоза железнодорожного транспорта Магнитогорского металлургического комбината. Она стала первой женщиной на комбинате, получившей эту высокую трудовую награду.

По признанию Нины Ивановны комбинат и Магнитка стали для неё вторым домом, в родном цехе встретила она и свою судьбу.

Муж - Василий Пушкарский - тоже всю жизнь проработал машинистом электровоза. Но главным Нина Пушкарская считала то, что вместе со своими сменщицами она сумела доказать: женщины могут ничуть не хуже управлять многотонными, "умными" электровозами.

Нина Ивановна Пушкарская скончалась 17 января 1975 года после тяжёлой и продолжительной болезни. Ей было 49 лет. 

 

Справка "ММ"

Железная дорога с самого начала своего существования была сугубо мужской сферой деятельности. По легенде, Николай I велел "и на пушечный выстрел баб к чугунке не подпущать". Поэтому вначале женщины работали на железной дороге неофициально. Единственная должность, на которую женщин принимали практически с самого начала эксплуатации железных дорог, это "переездная сторожиха" - дежурный по переезду. Причём "переездный сторож" и "переездная сторожиха" обозначали две разные должности, на первую принимали исключительно мужчин, на вторую ? только женщин. После революции женский вопрос уже не стоял так остро, всё больше представительниц слабого пола приходили работать на железную дорогу. Своего "расцвета" женские железнодорожные специальности достигли в 1930-х годах: мужчины требовались для растущей армии, поэтому женщины, при активной поддержке пропаганды, начали осваивать сугубо мужскую прежде специальность ? машинист паровоза.

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

22.11.2017

( )

Кадастровая комиссия продолжает свою работу

Комиссия по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области продолжит свою работу в переходный период.

21.11.2017

( )

Грейся безопасно!

В осенне-зимний период возрастает опасность возникновения пожаров.

21.11.2017

( )

Эксперты о материнском капитале

Может ли мать моего ребёнка использовать материнский капитал в погашение основного долга по моей ипотеке?

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.