Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

19 июня, вторник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

19.06.2018

Комментарии ( )

Компенсация за "возраст"

Повышение пенсий на одну тысячу рублей будет перекрывать рост потребительских цен. Об этом заявил вице-премьер министр финансов Антон Силуанов в эфире телеканала "Россия 24".

19.06.2018

Комментарии ( )

В России появилась новая профессия

В мае 2018 года начал действовать профессиональный стандарт "Специалист по процессному управлению".

19.06.2018

Комментарии ( )

Новые пошлины

Федеральная таможенная служба предложила облагать пошлиной покупки любой стоимости в зарубежных интернет-магазинах.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

24.05.2018

Комментарии ( )

см. 14 фото »

Шедевры из запасников

"Ночь музеев" стала международным праздником учреждений культуры и искусства.

19.05.2018

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Грязной из рода Германов

Александр Краснов стал одной из самых ярких находок международного фестиваля "Вива опера-2018".

12.05.2018

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Дверь в лето

Уральские барды пакуют рюкзаки - скоро открытие сезона.

08.05.2018

Комментарии ( )

см. 13 фото »

Герои "рельсовой войны"

В историко-краеведческом музее открыта выставка, посвящённая партизанскому движению.

05.05.2018

Комментарии ( )

см. 27 фото »

Оперный бриллиант металлических гор

Феерическими гала-концертами в Магнитогорске и Челябинске завершился XII международный фестиваль оперного искусства "Вива опера!"

04.05.2018

Комментарии ( )

см. 19 фото »

Университетский очаг искусства

Картинная галерея приглашает на выставку "Вдохновение и призвание".

26.04.2018

Комментарии ( )

см. 19 фото »

Экспериментальный "цирюльник"

Очередным спектаклем Barbiere di Siviglia порадовал магнитогорцев международный фестиваль "Вива опера!"

24.04.2018

Комментарии ( )

см. 21 фото »

Находки и казусы "Травиаты"

Премьера оперы великого Верди в Магнитогорске прошла... неожиданно.

Культура

01.03.2018

Текст: Рита Давлетшина

Когда жизнь течёт радостно

"Я простой советский балетмейстер", - говорит о себе Евгений Марков.

Но, конечно, и сам понимает, что лукавит. Столько достижений, поездок и встреч с великими, сколько повидал Евгений Николаевич, хватило бы на десяток судеб. Но ему посчастливилось всё примерить на себя…

Отец умер, когда ему, младшему из пяти сыновей Марковых, не было и пяти. Машинист паровоза, отец в войну отвозил броню в Челябинск. Уйдёт из дома с котомкой - вернётся на выходной через неделю. У топки паровоза жара, в окне - мороз. Застудил лёгкие - осталась мать Александра Сергеевна с пятью сыновьями одна. По профессии стрелочница, когда семья стала многодетной, работу она оставила. За детей получала копейки, вела трудное хозяйство - землянка "на Первомайке", где дровяная печь, колонка с водой за полкилометра да пять пацанов, которых корми и корми. Летом спасал огород - сажали столько, что и сами были сыты, и продавать умудрялись, зимой мать вязала на заказ шали. Помогали родители отца - дед, участник первой мировой, раненым был списан с фронта, нажил лошадь и корову, за что раскулачен и сослан в Магнитку. Но крепкий плотник, он тут основал артель - делал срубы, строил, зарабатывал. Словом, скудное детство своё, которое мог бы проклинать, Евгений Марков вспоминает с теплом и благодарностью: в доме стараниями матери - всегда идеальная чистота, на столе - обед с пылу с жару. С одеждой было сложнее, но гопотой Марковы не считались никогда. Разве что безотцовщиной обзовёт кто из соседей - и то от зависти, что в доме у них, хоть и бедно, всё ладно.

Несмотря на трудную судьбу, где она и за мать, и за отца, Александра Сергеевна сумела сохранить нежность, женственность и вселенскую доброту: лишь бы детям было хорошо. Владимир, Геннадий, Николай, Константин и Евгений - за всеми не уследишь, а пацанва на посёлках росла бандитская. Старшие за младшими следили, но Владимир уже учился в ремесленном. Не до няньканья было и Геннадию: чтобы уберечь младших от кривой дорожки, в 57-м году он ведёт Колю с Женей в Левобережный ДК - тратить энергию в танцах.

Ансамбль без названия - просто танцевальный коллектив Левобережного ДК. Создан Натальей Карташовой, которая затем уехала в челябинские "Самоцветы". Потом коллектив шлифовала Раиса Штейн - балерина Большого театра, сосланная из-за ареста мужа на Урал. Она подняла коллектив на высокий уровень и передала его в руки Веры Бондаревой, к которой и пришли братья Марковы. Танцевали и во Дворце, и в школе, отстаивая честь родной 29-й на конкурсах. Но поступать Евгений решил в ГПТУ

№ 13 на оператора-прокатчика, в составе танцевального коллектива принял участие в концерте в Кремлёвском Дворце съездов в честь 25-летия системы профтехобразования.

Получив диплом, Марков стал оператором-прокатчиком на агрегате обезжиривания в термическом отделении ЛПЦ-3. Оттуда парня призвали в армию, в погранвойска. Школа сержантского состава, служба на заставе - и вдруг концерт ансамбля песни и пляски войск Восточного пограничного округа.

Большая удача - руководитель ансамбля обратился к зрителям: в дембель уходят трое срочников - нужна замена, не танцует ли кто из них?

Марков показал себя - и попал в ансамбль, с которым за полтора года солистом исколесил границу СССР от Каспия до Монголии. После службы его уговаривали остаться, но, уже решив, что отныне судьба его связана с танцами, он спешил домой.

Вернулся в родной ансамбль, ставший к тому времени народным, и на комбинат. Правда, поработал на ММК недолго - задумал поступать в институт культуры, ведь в армии открыл в себе талант постановщика. За полгода одновременно с работой и репетициями окончил школу рабочей молодёжи и уехал в Челябинск. Это были счастливые годы. Жил на стипендию в 28 рублей, почти каждые выходные ездил в Магнитку репетировать с коллективом, который тогда уже возглавил брат Константин Марков. Зарабатывал летом - проводником исколесил всю страну, а после второго курса институт направил худруком в "Артек" - там получил практику балетмейстера и режиссёра массовых праздников. Зачётом стал 1972 год - 50-летие комсомола, на праздник в "Артек" приехал весь ЦК ВЛКСМ и сам товарищ Брежнев.

Вернувшись в 74-м с дипломом в Магнитогорск, Марков был полон творческих идей. Как раз пошла мода на "имена": коллектив ЧТЗ - тот самый, в который уехала Наталья Карташова, назвался "Самоцветами", искали название и магнитогорцы.

- Замечательный телережиссёр Александр Кононченко предложил "Зори Магнитки", и лучшего имени было не придумать, - говорит Евгений Марков. - Заря, комбинат, Магнитка: так и назвались.

В 1975-м Марков создаёт визитную карточку коллектива - хореографический номер "Время, вперёд!": так вдохновился музыкой Свиридова, написанной в честь строительства ММК, что поставил номер за неделю. Главные профессии в стране в те времена - шахтёр, строитель и металлург. В самом известном эпизоде триптиха Свиридова Марков услышал и отбойный шахтёрский молоток, и вольный ветер высотных строек, и льющийся металл...

Со своим "Временем" участвовали в первом всесоюзном фестивале самодеятельного творчества трудящихся, проводившемся с 1975-го по 1977-й. В Челябинске отобрались в Урало-Сибирский тур вместе с "Самоцветами", коллективом уже именитым. А "Зори Магнитки" - да кто они такие? Но наглые новички в Свердловске "Самоцветов" обошли - и попали на заключительный концерт российского фестиваля в Москве. Единственные со всего Урала и Сибири. Выступили, вернулись, а через месяц снова вызов из столицы - уже на заключительный всесоюзный концерт. Челябинск взъерепенился: "Почему опять "Зори"? Есть прекрасные "Самоцветы". Ответ был короток: "Кто такие "Самоцветы", мы не знаем - чтобы были "Зори Магнитки".

На одной из репетиций в Кремлёвском Дворце съездов, когда показывали "Время, вперёд!", за кулисами к Маркову подошёл - не поверите! - сам Георгий Свиридов, пожал руку: "Лучшего номера на мою музыку, а их поставлено уже тысячи, я не видел". Это был знаковый концерт: сопровождение - симфонический оркестр под руководством единственной женщины-дирижёра в стране Вероники Дударовой, в зале на почётном месте всё Политбюро во главе с Брежневым - как раз приняли его конституцию.

Одновременно в Магнитке Марков ставил Дни города и металлурга на стадионе, концерты в честь партийных конференций, выступления на сменно-встречных собраниях на ММК. В 1979-м, когда построили Дворец культуры металлургов имени С. Орджоникидзе, "Зори Магнитки" передали в ведение нового учреждения. В этом статусе состоялась поездка во Францию: первый выезд за границу, да в капстрану! Почему "Зори"? Потому что в 78-м стали лауреатом областной премии "Орлёнок", учреждённой ВЛКСМ, а поездка как раз по линии ЦК комсомола. Сначала сказали: едут 30 человек. Через пару недель - 20, потом - 15. Хорошо, коллектив принял новость без обиды, переделали программу с 12 пар на шесть. Плюс Марков, баянист и балалаечник. А знаете, куда делись остальные 15 мест - поехали секретари горкомов области. Зато, смеётся Марков: "Они нам и чемоданы таскали, и костюмы гладили, и за утюгами бегали".

Это была пропагандистская поездка перед бойкотированной Олимпиадой-80: убедить Францию принять участие в Играх в Москве.

С "Зорями Магнитки" поехала сборная СССР по футболу, гимнастике, во главе делегации - сам Лев Яшин! Были товарищеские встречи и экскурсии по Франции, а заключительный концерт "Зорь Магнитки" состоялся в крупном парижском банке. Танцоров встретили на ура, а к балалаечнику выстроилась очередь из французов, пришедших со своими инструментами: "Научи!" Потом был банкет с западной роскошью: омары с сёмгой, фонтаны из шоколада, торты из фруктов - Марков улыбается: "В общем, почти как сейчас". Комплименты, тосты, под занавес участников "Зорь Магнитки" повезли по ночному Парижу. Что привёз из Парижа? Да ничего, говорит: менять разрешали по 30 рублей - только жене хватило на хорошую косметику.

К 50-летию ММК Маркову пришла мысль провести праздничный концерт на стадионе. Все в шоке: как? - на улице февраль! Но добро дали.

Армейцы-срочники убрали снег, залили на футбольном поле хоккейную коробку - тогда "Металлург" с Валерием Постниковым только вышел в первую лигу, хоккеисты согласились провести короткую игру. Артисты - местные коллективы плюс танцоры знаменитого "Урала" из Челябинска, "Ариэль" - в то время любимцы СССР, на стадион их вывозили на тройках под "Старую пластиночку", и Илья Олейников - до "Городка" он выступал под настоящей фамилией Клявер - с Романом Казаковым. Погода не подвела: минус четыре, полный стадион зрителей.

К 1989-му за плечами коллектива Евгения Маркова, кроме Франции, были поездки в Венгрию и Германию. В 1989-м, пройдя смотр ВЦСПС, "Зори" получили приглашение в Америку. Вашингтон, Сан-Франциско, Сиэтл, Нью-Йорк - восток и запад, Атлантика и Тихий океан, 20 дней, восемь концертов, экскурсии, встречи. Принимали на ура - не то слово: возле раздевалок танцоров стояли полицейские - чтобы костюмы на сувениры не разобрали. Ровно через год - снова приглашение: со сборной СССР на Игры добрый воли в Сиэтле. И снова в самолёте с футболистами, гимнастами, баскетболистами. Только теперь артисты жили не в гостинице, а по семьям - Евгению Николаевичу "достался" главный пожарный Сиэтла. Вспоминает: американцы оказались добрейшими людьми с открытой душой и славным отношением к русским.

- Расставались - слёзы лили и они, и я. Потом созванивались, они посылки нам присылали, всё к себе приглашали. Но со временем потерялись, увы…

Но пришла пора отправлять коллектив на пенсию: солистам под 50, а танцы - дело молодых, как ни крути. Как раз бывший концертмейстер "Зорь" Владимир Соловьёв, ставший директором банка, предложил собрать профессиональный коллектив - содержание брал на себя, от Дворца имени С. Орджоникидзе - только класс для репетиций и костюмы. Новым составом громко "грянули" 50-летие "Зорь Магнитки" в 1992-м. Марков вздыхает: такого коллектива город ещё не видел. Много было красивых слов, обещаний - но в 90-е банки разваливались, словно карточные домики. Через полтора года остались без финансирования и "Зори".

Тут Александр Якупов, создававший в Магнитогорске консерваторию, приглашает Евгения Маркова открывать хореографическое училище. Набрал студентов, учил. Но, признаётся Евгений Николаевич, не по нутру: ему бы концерты, массовые праздники, а здесь станок да заполнение учебных планов. Якупова подводить не хотел и, когда тот уехал в Москву, с лёгким сердцем ушёл художественным руководителем в магнитогорскую филармонию.

Плодотворные пять лет: к приходу Маркова в филармонии работало семь артистов, к уходу их было без малого сто.

Плюс ежегодные Дни города, тематические праздники: был Евгений Николаевич и главным режиссёром празднования 50-летия Победы в Омске, 400-летия Саратова и даже режиссёром 840-летия Москвы! В шестьдесят, как и полагается, ушёл на заслуженный отдых - смеётся: "Молодым везде у нас дорога". Спрашиваю: "А старикам, значит, почёт?"

- Пока востребован, - отвечает. - Делал праздники к 75- и 80-летию МГТУ, учу ребят в Левобережном дворце.

Так жизнь, совершив крутой вираж, вновь привела Евгения Маркова в родную "левобережку".

- Тянет меня сюда, уютно здесь, по-семейному. Где начал творчество, там и закончу, - улыбается, и голос его теплеет: - Помогаю заниматься замечательному коллективу "Непоседы". 

Живёт ещё один проект Евгения Маркова - детский конкурс "Танцевальная капель", который в этом году пройдёт в 32-й раз. Начинался городским, сегодня это - трёхдневный всероссийский фестиваль и тысяча участников.

Что главное в жизни? Отвечает без раздумий - любимое дело. Идёшь на работу, как на праздник - жизнь течёт радостно. В пример ставит приятеля и соседа Геннадия Кагина, единственного уральца, 25 лет танцевавшего в ансамбле Игоря Моисеева, у великого хореографа и Евгений Марков проходил стажировку.

- Гена танцевал в молдавском "Жоке", когда туда приехал Игорь Моисеев ставить программу, -рассказывает Евгений Николаевич. - Солист заболел, программа под угрозой срыва - тут выходит Кагин, который знал партию солиста: "Станцую, но только если возьмёте к себе в ансамбль". Моисеев обалдел от такой наглости: "Станцуешь хорошо - возьму". И сдержал слово.

Важный фактор счастливой жизни Евгения Николаевича - вторая половина. С женой Татьяной Марков вместе 46 лет. Мог бы и больше - если бы в школе обратил внимание на девочку, влюблённую в него, красавца, да ещё и танцора. Но он привык к поклонницам, а эта и младше на два года - без шансов. Но после армии встретились, пригляделись - и осенью сыграли свадьбу. Улыбается нежно: "Да, Тане моей потерпеть пришлось - не дай бог кому творческого мужа".

Она, инженер-строитель, была домашней и терпеливой, замечательной мамой дочери Оксане, а теперь прекрасной бабушкой их внукам - Максиму, будущему светилу от медицины - он отличник Петербургского мединститута имени Павлова, среднему - девятикласснику и тоже отличнику Данилу и первокласснице Маше. Словом, всё сложилось?

- Я счастливый человек, - отвечает. - И благодарен тем, кому обязан этим счастьем - братьям, дочери, зятю, внукам… Низкий поклон, конечно, маме. Она, малограмотная женщина, нашла мудрость не мешать, ведь творчество - стезя трудная. Мама любила мою жену, с которой у неё сложились тёплые отношения. И за это, и за всё остальное огромное спасибо моей Татьяне.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

19.06.2018

( )

Песочек для малышей

Кто из нас в детстве не делал куличики из песка, а став постарше, не строил песочные замки?

14.06.2018

( )

Свадебные юбилеи - благословение Небес

В фойе Магнитогорского Дома дружбы народов состоялось долгожданное событие - юбилеи свадеб, которые провели коллективы отдела татарской культуры.

06.06.2018

( )

см. 3 фото »

Сабантуй призывает лето!

В воскресенье 27 мая магнитогорцы и жители поселка Первомайский звали-зазывали лето на веселом детском Сабантуе.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.