Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

17 октября, среда

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

16.10.2018

Комментарии ( )

Сводка ГИБДД за сутки

За сутки 15 октября в Магнитогорске зарегистрировано 22 дорожно-транспортных происшествия, два из них с пострадавшими.

16.10.2018

Комментарии ( )

На ММК строят уникальную аглофабрику

Новая аглофабрика Магнитогорского металлургического комбината будет оснащена двумя уникальными агломашинами, аналогов которым нет в России.

16.10.2018

Комментарии ( )

Время лидеров

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский призвал южноуральцев принять участие во Всероссийском конкурсе управленцев "Лидеры России".

Опрос

Последние статьи рубрики

«Педсовет»

16.10.2018

Комментарии ( )

Экзамены - не главное?

Тридцать школ города принимают участие в программе по формированию жизненных ценностей.

09.10.2018

Комментарии ( )

Стрессовое поведение

В одной из школ города шестиклассник выпрыгнул из окна третьего этажа.

04.10.2018

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Самая женская профессия

Работники дошкольного образования дают детям первые навыки познания и коммуникации с окружающим миром.

02.10.2018

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Звёзды Ютуба

Современное поколение выбирает блогеров.

25.09.2018

Комментарии ( )

Детская депрессия

Многие девчонки и мальчишки не верят в то, что мир хорош.

18.09.2018

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Слёт на берегу Урала

Справка об инвалидности - не приговор.

13.09.2018

Комментарии ( )

Семейные наставники

Проект управления социальной защиты Магнитогорска и МГТУ реализует грант фонда поддержки детей.

06.09.2018

Комментарии ( )

В поисках талантов

Об одарённых детях и новых технологиях рассказала начальник управления образования Магнитогорска Наталья Сафонова на совещании работников социальной сферы.

Педсовет

03.04.2018

Текст: Татьяна Бородина

Что за жизнь без гаджетов?

Многие дети предпочитают проводить свободное время с телефоном, планшетом или компьютером.

Родители всё чаще обращаются к психологам в связи с зависимостью ребёнка от гаджетов. Сын или дочь могут ради игр или общения в социальных сетях бросить кружки, секции и даже школу, перестать выходить на улицу.

Риск зависимости

- Нас просят хотя бы поговорить с ребёнком, когда родители отчаялись вытащить своё чадо из компьютерного кресла после месяца пропусков занятий в школе, четверти, а иногда и полугода, - рассказывает педагог-психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Наталия Кобзева. - Функции нашего учреждения несколько иные, но мы идём навстречу. Ведь для многих это - последняя надежда. Выезжаем на дом, разговариваем. На слова посторонних людей дети зачастую реагируют лучше, прислушиваются. Даём рекомендации родителям.

Первым делом, как отметила Наталия Александровна, надо всё-таки разобраться, действительно ли у ребёнка зависимость или это родительские страхи. Выяснить, игры он предпочитает или скачет по ссылкам и сайтам, общается в социальных сетях. Многие взрослые тоже не могут оторваться от гаджетов, но зачастую это связано с работой. И, по идее, человек может проводить без вреда для психики максимум два часа в сети - не связанных с трудовой или учебной деятельностью.

- Первым делом смотрим, насколько полноценная жизнь у ребёнка, - говорит психолог. - Регулярно ли он ест, пьёт, отдыхает, ухаживает за собой. Не перестал ли общаться с другими людьми, ходит ли в секции, кружки, занимается ли саморазвитием. Если видим нарушения в этих сферах, то можно говорить о риске зависимости. В первую очередь при этом, конечно, сужается круг друзей, ухудшаются коммуникативные навыки, теряется интерес к тому, что привлекало ранее. Родители должны чётко отслеживать и понимать, есть ли у сына или дочери нарушения в учёбе, пропуски, общее снижение успеваемости, повышенная раздражительность, меньшее желание общаться. Ведь в  дальнейшем пропадают и культурно-гигиенические навыки. Человек становится неряшливым, не чистит зубы, питается как попало, не следит за порядком в комнате. Возможно и проявление агрессии в ответ на попытку оторвать чадо от виртуального мира.

В социально-реабилитационный центр периодически попадают  такие дети. Здесь есть специальные программы, которые способствует восстановлению навыков. Приходится заново учить умываться, чистить зубы, одеваться, получать удовольствие от обыденных занятий: общения друг с другом, чтения, рисования, танцев. Причём специалисты отмечают, что к такому негативному состоянию приводят практически все виды зависимостей. У подобных детей узкий диапазон реагирования на окружающий мир. И важным фактором коррекции становится формирование более ценностного отношения к жизни, развитие коммуникативных навыков.

Дефицит эмоций

- Причин для появления зависимости - компьютерной или фармакологической - всего три, - отмечает Наталия Кобзева. - Это дефицит самостоятельных форм поведения, эмоционально-волевой сферы и функциональные расстройства. Родители могут допускать ошибки, зачастую стремясь излишне опекать ребёнка с раннего детства. Маме кажется, что можно быстрее раздеть-одеть его и убежать из садика. Это неправильно. Малыш должен сам это делать. И кормить его следует только до определённого возраста. И в начальной школе при идеальном варианте развития он должен делать уроки самостоятельно к концу третьего-четвёртого класса. А у нас помощь родителей продолжается бесконечно. Если не могут сами, то платят репетиторам. Не могут заставить убраться в комнате, ворчат, но прибираются сами. Так взрослые приучают детей к безответственности - в том числе за свою жизнь и здоровье.

Психолог подчёркивает, что зачастую детям нужны внимание и поддержка, общение, иначе недостаток реального может компенсироваться виртуальным. При выраженной зависимости от гаджетов ребенок теряет способность приспосабливаться к условиям социальной среды.

- Дефицит эмоционально-волевой сферы - это недостаток удовлетворённости, - поясняет Наталия Александровна. - Этому могут быть подвержены люди самых разных возрастов. Одни испытывают радость от того, что на улице хорошая погода и получают удовольствие даже от самой рутинной деятельности. А есть люди, у которых, казалось бы, есть всё - личная жизнь сложилась, достойный материальный уровень, а они недовольны - всегда и всем.  Скорее всего, эти взрослые выросли из детей с таким дефицитом.  Конечно, жить с этим очень некомфортно. И человек пытается так или иначе компенсировать ощущения, которые не получает, выбирая, к примеру, Интернет или игры.

Этого неприятного ощущения неудовлетворенностью жизнью можно избежать, вовлекая ребёнка в жизнь семьи. Многие родители выталкивают детей из общего эмоционального поля, не обсуждают с ним семейные проблемы, не советуются при принятии важных решений. Он, конечно, должен быть вовлечён. И не надо чёрно-белых оттенков. Мама может быть и весёлой, и уставшей, и расстроенной. Это нормально.  Эмоции бывают разными.

- В этот же эмоциональный диапазон я бы добавила и формирование моральных принципов, духовных, когда у человека нравственные и интеллектуальные потребности преобладают над материальными, - отмечает психолог. - Если ребёнок не видит этого на примере родителей, то он, скорее всего, вырастет потребителем. На первом месте будут материальные потребности. А духовный вакуум ребёнок будет пытаться чем-то заполнить.

При функциональном дефиците у детей проявляются органические нарушения. В этом случае особенно важна помощь специалиста. Самим родителям не справится. А с помощью коррекции можно преодолеть многие проблемы.

Ультиматумов не надо

Зачастую родители при малейших признаках чрезмерного увлечения гаджетами ставят детям ультиматумы, забирают у них компьютеры, начинают настоящие военные действия.

- Напрасно, - комментирует Наталия Кобзева. - Так вы вызовете только ответную агрессию и окончательно потеряете контакт с ребёнком. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается, как в кривом зеркале. Если он зависит от Интернета, то это признаки уже свершившейся потери самостоятельности и связи с реальностью. И нужно вернуть ребёнку способность быть независимым. Делать это лучше постепенно, дозированно. Договариваться. Убеждать сократить время пребывания за компьютером или в смартфоне. Не скрывать, что считаете его зависимым, объяснять, почему пришли к такому выводу. Пообщайтесь  с ребёнком. Внимательно слушайте, что он говорит о причинах пребывания в Сети или своих чувствах. Это необходимо делать, даже если подросток рассказывает что-то болезненное для вашего слуха. Попытайтесь убедить обратиться к специалистам. Можно поговорить со школьным психологом. Не нужно никаких крайностей. И лучше обойтись без ультиматумов. Между вами и компьютером зависимый ребёнок выберет последнее. Не надо ставить перед ним этот выбор.

Хорошо бы обучать детей и тайм-менеджменту - возможности структурировать своё время. И потихоньку заменять игры или социальные сети другими увлечениями, занятиями. Если ребёнка интересуют компьютеры, можно предложить ему курсы программирования, дизайна. При нехватке общения следует организовать досуг. Съездить куда-нибудь вместе, сходить в кино, развлекательный центр, на выставки, скалолазку. Постепенно пагубная привычка будет заменена на более здоровые. Можно записать сына или дочь на тренинг по коммуникации или по подготовке волонтёров. Тогда ребенок подключится к деятельности сверстников, возможно, увлечётся. А затем и сам будет проводить занятия. Не стоит исключать и домашних питомцев: возможно, сработает и такой метод замещения, если ребёнок готов ухаживать и заботиться о животном.

- Важно с самого начала расставить акценты, - отмечает Наталия Александровна. - Ориентироваться на деятельность, которая направлена на развитие детей: спорт, творчество, милосердие. Если вы живёте не в однокомнатной квартире, то грамотнее было бы не ставить компьютер в детской комнате. Когда ребёнок начинает использовать гаджеты для учебной деятельности, то определить время для образовательной деятельности и для развлечений. Если родители считают, что есть риск возникновения зависимого поведения, то не надо покупать ребёнку смартфон - дайте ему кнопочный телефон. Не создавайте дополнительные поводы. Взрослый, столкнувшись с проблемами реальной жизни, может переключиться, будет их решать. А за детей отвечают родители. Надо им помочь. Бороться за них.

Следует помнить, что хоть ваше чадо и не наркоман, не алкоголик, симптомы зависимости и последствия схожи. Некоторые вещества, кстати, вызывают не физиологическую, а исключительно психологическую зависимость. Как и гаджеты. Если есть повод для тревоги, родители могут сами предварительно пообщаться с психологами. Может быть, на самом деле всё не так уж и плохо, и специалистам нужно будет лишь убрать повышенную тревожность мамы или папы.

 

 

Мнения

"Пусть ребёнок поиграет!"

Редакция "ММ" провела небольшой опрос, посвящённый гаджетам в семьях Магнитки. Оказалось, что многие горожане понимают риски, связанные с этим, но зачастую не видят других вариантов занятости детей.

Лидия К., продавец:

- Сын каждую свободную минуту готов играть с планшетом или с телефоном. Не могу ничего сделать с этой его тягой, отвлекаю кружками и секциями. Он их посещать, между прочим, не хочет. Приходиться заставлять, иначе он так и будет сидеть с гаджетами.

Таисия Ивановна, пенсионерка:

- У нас есть компьютер, один на всю семью, а смартфоны внукам не покупаем. Считаю, незачем их приучать к этому с раннего детства. Вот станут взрослыми, сами разберутся. Да и дорогое это удовольствие. Кнопочные телефоны - самое подходящее средство, чтобы знать, где ребёнок находится. Да и он может сообщить, если случится что-то непредвиденное. А больше телефон ни для чего ребёнку не нужен.

Виктор П., сотрудник ММК:

- Как это оставить детей без смартфонов и прочих гаджетов в наше время? Они же будут выглядеть какими-то отсталыми в классе, не продвинутыми. Смартфон - это же и общие игры, интересы, темы для общения. Если ребёнок не будет знать современных мультфильмов, кино, музыки, игр - это может отдалить его от сверстников. Не так уж страшна эта зависимость.

Ольга Любимова, служащая:

- Дочь регулярно играет на компьютере. И от смартфона её не оторвёшь: музыку слушает, на английском подпевает. Благодаря этому у неё, кажется, развилось неплохое произношение. Так что в гаджетах есть и много плюсов. Пусть ребёнок поиграет в свободное время, если уроки сделаны.

 

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

09.10.2018

( )

В Челябинской области определили лучший актив

В Доме Отдыха "Абзаково" прошел конкурс "Лучший актив Челябинской области".

08.10.2018

( )

"Магнитогорск и Бранденбург, города-побратимы"

Перекрестный год между Россией и Германией 2017-2018 гг. посвящен регионально муниципальным партнерствам.

06.10.2018

( )

Семинар для предпринимателей

В администрации города состоялся семинар для предпринимателей при участии региональных структур поддержки бизнеса.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.