Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

18 февраля, понедельник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

18.02.2019

Комментарии ( )

"Дети улиц"

В Магнитогорске в рамках профилактического мероприятия "Дети улиц" сотрудники полиции проводят профилактические мероприятия в образовательных организациях города.

18.02.2019

Комментарии ( )

Сводка ГИБДД

За трое суток 15, 16 и 17 февраля в Магнитогорске зарегистрировано 49 дорожно-транспортных происшествий.

16.02.2019

Комментарии ( )

Магистральный план

Борис Дубровский и Евгений Куйвашев обсудили перспективы включения проекта уральской высокоскоростной магистрали (ВСМ) в комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры в России до 2024 года.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Вехи»

14.02.2019

Комментарии ( )

Американец в городе стали

Магнитогорские мемуары сделали Джона Скотта популярным на весь мир.

14.02.2019

Комментарии ( )

см. 3 фото »

"В этом здании жил и работал…"

Проект "Магнитогорского металла", посвящённый людям и событиям, в память о которых установлены мемориальные доски.

09.02.2019

Комментарии ( )

Операция "Трест"

Магнитку нередко называют городом строителей, и это утверждение правомерно.

07.02.2019

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Что в имени тебе моём?

Изучение фамилий - занятие ценное для науки и интересное для любителей.

07.02.2019

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Журналист № 1

Летом 1930 года в составе выездной редакции газеты "Комсомольская правда" на Магнитострой прибыл журналист, фельетонист, драматург Семён Нариньяни.

05.02.2019

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Несостоявшийся роман

О своих впечатлениях о Магнитострое Вениамин Каверин написал лишь спустя тридцать лет.

05.02.2019

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Что в имени тебе моём?

В России становление фамилий началось поздно и растянулось на четыре века.

31.01.2019

Комментарии ( )

см. 14 фото »

Трудовая реликвия

Первый магнитогорский чугун почти полностью пошёл на сувениры: каждый строитель домны считал своим правом взять на память кусок долгожданного металла.

Вехи

07.06.2018

Текст: Елена Брызгалина

Экологичный и демократичный

Вышла в свет первая часть книги "Магнитогорский трамвай: исторический опыт и перспективы развития", охватывающая период с 1930 по 1955 годы.

Инициатором создания книги выступило руководство муниципального предприятия "Маггортранс". Всё началось с разбора архива, в ходе которого были обнаружены интересные документы, относящиеся к 30-40 годам прошлого века - времени становления трамвайного движения в Магнитогорске. Так, в обычной школьной тетрадке были найдены записи о работе трамваев в годы Великой Отечественной вой-ны. Для того чтобы ценная информация не затерялась в истории, у руководства "Маггортранса" возникла идея объединить её в книгу, которая стала бы доступна широкому кругу читателей.

- За помощью Маггортранс обратился в МГТУ, на кафедру промышленного транспорта, и первоначально книга получила техническое "направление", - рассказывает один из авторов издания, профессор, доктор исторических наук Марина Потёмкина. - Но со временем стало понятно, что без истории рассказ о магнитогорском трамвае будет неполным. Поэтому к делу подключились преподаватели кафедры всеобщей истории. Образно говоря, над книгой трудились физики и лирики. В результате - объединили цифры и графики с ценными фактами и воспоминаниями, и получилась книга, которая, как нам кажется, будет интересна людям самых разных возрастов и профессий.

Работа над книгой шла около двух лет. К сбору информации привлекли студентов-историков, которые брали интервью у ветеранов трамвайного движения, изучали подшивки газет, искали интересные материалы - о трамваях и людях - в городских архивах и музеях.

- Подняли максимум информации о строительстве и развитии трамвайного движения в городе, - отмечает Марина Потёмкина. - Интересно было прочесть воспоминания старожилов об открытии первой трамвайной ветки - 18 января 1935 года. Это был настоящий праздник. Известно, что первые часы пассажиров возили бесплатно, и лишь ближе к вечеру кондукторы стали продавать билеты. Полная стоимость проезда тогда составляла 30 копеек. Всего за первый день было перевезено 15 тысяч пассажиров. А ведь на тот момент город располагал всего двумя трамвайными вагонами.

По первоначальным замыслам предполагалось создать трилогию, которая охватывала бы временной период начиная с 30-х годов прошлого века и до наших дней. Но пока удалось издать лишь первую часть. В ней семь глав. Кроме множества интересных, а порой и уникальных фактов они содержат огромное количество иллюстраций и документов.

- В книге много таблиц и графиков, которые составлял доктор технических наук Михаил Грязнов, - отмечает Марина Потёмкина. - Анализируя их, поняла, что из цифр могу получить ценную информацию для себя, как для историка. Такая же ситуация была и с визуальными источниками - старыми фотографиями трамваев. Технари видели на снимках вагоны определённой серии, оценивали их технические характеристики. Историков же больше интересовали бытовые моменты: вид города из трамвая, мода того времени… То есть источник был один, а выводы - разные.

Изучая материалы, авторы пришли к выводу, что в первые десятилетия существования магнитогорский трамвай представлял собой не только средство передвижения, но и коммуникационную среду, отражающую быт и культуру целого города. И здесь необходимо отметить, что магнитогорцы сразу оценили преимущества трамвая, но далеко не сразу привыкли к культуре общественного транспорта.

Дети и взрослые нередко висели на ступеньках трамваев, катались на прицепах - "колбасе", разжимали двери и выпрыгивали из вагона на ходу.

В связи с этим первое время в людных местах вывешивались правила пользования трамваями, а городские газеты уделяли работе общественного транспорта пристальное внимание.

- Трамвайный вагон - это мини модель города того времени. Через конфликты, взаимопомощь, отношения между пассажирами начинаем понимать, какова повседневность Магнитогорска того или иного периода, культура граждан, - рассказывает Марина Николаевна. - Особенность Магнитогорска заключалась в круглосуточной работе главного предприятия - ММК, что отражалось на работе общественного транспорта, в частности трамваев. "Пиковые" нагрузки приходились на утренние и вечерние часы, когда люди ехали на смену и со смены. В одной из городских газет прочла информацию о том, что в Магнитогорске в 40-50-х годах прошлого века ходил такой анекдот: " - Что это у тебя пуговица на пальто оторвана? - Так я на работу в трамвае ехал!" То есть настолько перегружены были трамваи в то время, что людям приходилось ездить в давке и тесноте.

Большую часть среди вагоновожатых и кондукторов магнитогорского трамвая составляли женщины. Авторы книги объясняют это потерей значительной части мужского населения на фронте, а также общим дефицитом рабочих рук во всех сферах производственной деятельности. На протяжении долгого времени условия труда вагоновожатых были очень тяжёлыми. Первые вагоны пришли в Магнитку с Мытищинского завода. Кабина водителя не была отделена от вагона и пассажиров, которые во время давок в буквальном смысле слова напирали на водителя. Работать приходилось стоя, так как водительское место не было оборудовано сиденьем. Восемь часов на ногах. Особенно трудно приходилось зимой. Салоны трамваев не отапливались. И чтобы хоть как-то согреться, на конечных остановках ремонтники разводили костры и грели там кирпичи, которые потом ставили под ноги вагоновожатым. Одно время в трамваях устанавливали таблички с именами и фамилиями вагоновожатых, но довольно быстро от этой затеи отказались как от нецелесообразной, поскольку народ "своих" вагоновожатых знал в лицо. И не просто знал, а ценил и уважал, понимая всю сложность этой профессии.

 - Было интересно изучить исторический опыт, в том числе других городов и стран, узнать, с какими проблемами там сталкивалось трамвайное движение, как они решались, - рассказывает Марина Николаевна.- В России, например, в 90-е годы трамвай был признан нерентабельным видом транспорта, и в ряде городов от него отказались. Европа, напротив, не только сохранила трамвай, но и всячески его развивает. Там сейчас наблюдается очередной трамвайный бум. В Магнитогорске своя специфика.

Становление города, комбината и трамвайного движения настолько тесно переплетены и связаны, что рассматривать их в отрыве друг от друга нельзя.

В ходе работы над книгой открыла для себя немало интересных фактов. Например, на правом берегу строительство города шло в интересной последовательности: сначала, условно говоря, на пустом месте прокладывалась трамвайная ветка, а потом вокруг неё застраивался микрорайон.

В качестве авторов на обложке издания указаны три человека - бывший директор МП "Маггортранс" Егор Тимофеев, с подачи которого, собственно, и появилась эта книга, профессор, доктор исторических наук Марина Потёмкина и доцент кафедры логистики и управления транспортными системами МГТУ, доктор технических наук Михаил Грязнов. Но авторы отмечают, что правильнее было бы считать эту книгу результатом коллективного труда.

- Во введении мы благодарим тех, кто помогал в создании книги, - отмечает Марина Потёмкина. - Большой вклад внесли ветераны, поделившиеся своими воспоминаниями, студенты, которые перелопатили много документов и газет. Помогали преподаватели кафедры всеобщей истории и сотрудники Маггортранса.

Книга, посвящённая магнитогорскому трамваю, вышла в свет в конце марта этого года. Несмотря на небольшой тираж - 500 экземпляров - с ней можно познакомиться в библиотеках города.

- Старались писать таким языком, чтобы было интересно и краеведам, и людям, далёким от истории, - говорит Марина Николаевна. - Студенты могут использовать её в качестве справочного материала, думаю, что и ветераны найдут для себя что-то новое.

К слову, в настоящее время в Челябинске готовится крупное издание "История Южного Урала". В него войдёт информация о строительстве ММК и о магнитогорском трамвае, который занимает третье место в стране после Петербурга и Москвы по количеству маршрутов и считается шестой трамвайной системой России по протяжённости трамвайных линий.

- Был изучен период 30-50-х годов прошлого века, но трамвай и по сей день остаётся одним из самых востребованных видов транспорта, поэтому интересно было бы продолжить работу, - признаётся Марина Потёмкина. - К тому же, осталось немало вопросов и по первой части. Например, по судьбам первых руководителей - Букварёва и Теплицкого. В определённый момент их след теряется. Интересно узнать, как сложилась их жизнь в дальнейшем. Так что точку ставить пока рано.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

09.02.2019

( )

Боль утраты в наших сердцах

Магнитогорское городское отделение Всероссийского добровольного пожарного общества выражает искренние соболезнования семьям погибших и пострадавших в результате обрушения дома № 164 по проспекту Карла Маркса.

05.02.2019

( )

Так держать!

Председатель ветеранской организации листопрокатного цеха № 10 Алевтина Тюленева отметила семидесятилетие. Многие годы она возглавляла цехком.

29.01.2019

( )

Помогли с лечением

Выражаю глубокую признательность депутату Магнитогорского городского Собрания по избирательному округу № 32 Сергею Ушакову.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.