Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

18 сентября, вторник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

18.09.2018

Комментарии ( )

За чистоту региона

Челябинская область стала лидером "Чистых игр" в общем зачёте среди регионов России, а также заняла первое и второе места среди команд-участников в стране.

18.09.2018

Комментарии ( )

В десятке медиарейтинга

Специалисты "Медиалогии" представили список наиболее упоминаемых в средствах массовой информации губернаторов России. Борис Дубровский вошёл в первую десятку медиарейтинга.

18.09.2018

Комментарии ( )

Напрасный труд

Потери российского ВВП от спада производительности труда за последние несколько лет составили 43 триллиона рублей.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Кумиры»

06.09.2018

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Любовь к лицедейству

Коллеги называют Дмитрия Викторовича человеком-легендой.

25.08.2018

Комментарии ( )

см. 16 фото »

Повелители кисок

За неделю до окончания гастролей шапито Демидовых я, наконец, познакомилась с хищниками Ростислава Гаврылива.

18.08.2018

Комментарии ( )

Любимая роль - король пляжа

Василий Лановой снялся в восьми десятках фильмов.

11.08.2018

Комментарии ( )

Вера. С надеждой и любовью…

В нашей памяти она осталась в словах своей героини: "Не надо бояться, надо лететь…"

19.06.2018

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Ещё одной эпохой меньше

Россия простилась с режиссёром, сценаристом, актёром, политиком и просто замечательным человеком Станиславом Говорухиным.

26.05.2018

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Вся жизнь - театр

Актёрская судьба будущего народного артиста РСФСР начиналась с самодеятельных спектаклей, которые проходили прямо в землянках.

15.05.2018

Комментарии ( )

см. 13 фото »

Усы седые, а глаза молодые

ВИА "Ариэль" свои полвека отметил с родным Южным Уралом.

01.03.2018

Комментарии ( )

Из тьмы к свету

В Магнитогорске состоялась презентация альбома группы "Аквариум" "Время N" (12+).

Кумиры

06.09.2018

Текст: Елена Лещинская

Любовь к лицедейству

Коллеги называют Дмитрия Викторовича человеком-легендой.

В августе заслуженный артист России Дмитрий Никифоров отметил своё 55-летие. В следующем году грядёт другая юбилейная дата - десять лет, как он приехал в Магнитку из Томска и служит в театре куклы и актёра "Буратино".

Путь к мечте

Коренной свердловчанин, он лишь в выпускном десятом классе узнал, что в городе есть театральное училище. В школьные годы читал стихи, как говорится, "с выражением", занимался в театре чтеца. "На конкурсы меня таскали, грамоты получал", - самоиронично вспоминает Дмитрий Викторович. Он вообще не склонен принимать величественные позы и говорить со значительными интонациями. Но, слушая его живой эмоциональный рассказ, воочию представляешь юного Диму "с толстой сумкой на ремне" - после того, как "срезался" на втором туре "театралки", пару месяцев работал почтальоном, разносил газеты по ящикам. Парня при поступлении сразу же звали на кукольное отделение, но тогда ему казалось: как-то это несерьёзно, "куколки". И всё же пришёл на объявленный уже во время учебного года дополнительный набор - кукольникам требовалось ещё три парня, а кандидатов пришло около полусотни. К удивлению Дмитрия Никифорова, его приняли. Что ж, подумал юноша, потом переведусь на драматическое отделение.

А вскоре его "затянуло" - к концу первого курса ни о каком переводе он уже не думал. Показалось, что создавать особый мир с помощью куклы - интереснее, чем работать на сцене "в живом плане".

По распределению Дмитрий Никифоров приехал в Новоуральск, который тогда называли Свердловск-44, работал там после училища два с половиной сезона. Но в душе жила мечта работать с томским режиссёром Романом Виндерманом, ставившим на их курсе дипломный спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Тогда Никифоров не решился попроситься в театр к своему кумиру. Уже из Новоуральска написал письмо, получил приглашение приехать и показаться - а следом прилетело: "Ведущий актёр уволился, приезжайте, будем вводить вас на роли Ивана Бездомного и Левия Матвея в "Мастера и Маргариту", в сентябре гастроли в Москве".

Мистическое искусство

Вспоминая 80-е годы, магнитогорские театралы сразу же говорят о звёздной для "Буратино" эпохе, когда была открыта новая страница в истории кукольного театра. Но взлёт искусства Мельпомены был не только в Магнитке. В СССР было несколько режиссёров-новаторов - кроме Виктора Шраймана, это Валерий Вольховский, Роман Виндерман. Они совершили настоящий прорыв - вынесли на сцену театра кукол серьёзный, взрослый, "вечерний" материал. До них ни один кукольник не брался за Платонова, Булгакова, Достоевского. Дмитрию Никифорову посчастливилось прикоснуться к творческому миру двух великих режиссёров - Вольховского и Виндермана. По его словам, соединение живого плана и работы с куклой, общение с ней создавало особое, мистическое искусство. Синтетический театр, в котором кукла становилась символом и несла многоплановую смысловую нагрузку.

Виндерман приехал в Томск из Екатеринбурга, чтобы вдохнуть в театр новую жизнь, труппу подбирал под себя. И получил фактически карт-бланш для самых смелых экспериментов. "Ему позволили поставить Рабле! - восклицает Дмитрий Никифоров. - "Гаргантюа и Пантагрюэль" были номинантами на "Золотой маске".

Первые роли в Томске - знаковые персонажи "Мастера и Маргариты" - стали для 25-летнего Никифорова экзаменом на профессионализм. "Это было так, как если бы игрока российской сборной взяли в "Реал-Мадрид", - говорит футбольный болельщик Никифоров. - Надо было подняться на уровень выше привычного. Вряд ли Ивана Бездомного и Левия Матвея можно назвать созданными мной образами - скорее я выполнял в каждой сцене конкретные задачи, поставленные Романом Михайловичем. Говорил себе: если не справлюсь, лучше уеду в другой театр, "штаны" везде нужны".

Нельзя не заметить: Дмитрий Викторович более чем самокритичен. Расскажет скорее о сомнениях в себе, чем о радости после успеха. "Откуда мне знать, насколько успешна была та или иная роль? Зрители аплодируют всей труппе, цветы дарят всем". Между тем Роман Табиев - коллега Дмитрия Никифорова по работе в Томском театре куклы? впоследствии также приехавший в Магнитогорск, - называет старшего товарища человеком-легендой. И это неудивительно. Никифоров сыграл главную роль в последнем спектакле Валерия Вольховского "Дон-Кихот (Хитроумный идальго)", который критики называют духовным завещанием мастера. С прогремевшей постановкой Романа Виндермана "Котлован" по Андрею Платонову объехал Европу. В творческой копилке - плеяда ярких образов, множество главных ролей. Любимец публики, звезда… Что же заставило уехать из театра, в котором служил 21 год?

Найти своего режиссёра

После ухода из жизни Романа Виндермана главным режиссёром Томского театра кукол стал Сергей Ягодкин. "Он бережно отнёсся к возрождённому Виндерманом театру. Вместе мы работали в Томске пять лет. И потом я приехал в Магнитогорский театр куклы и актёра именно к Сергею Игоревичу, - вспоминает Дмитрий Никифоров. - У режиссёров и актёров примерно как у военных: офицеры переезжают из гарнизона в гарнизон, и их семьи тоже снимаются с насиженных мест. Потому что найти "своего" режиссёра для артиста - невероятная удача. Помню, в тот год, когда Сергей Ягодкин уехал из Томска, но ещё не приехал в Магнитку, я чувствовал себя потерянным. Знакомых режиссёров было много, но они говорили: "Под тебя же надо менять весь репертуар, тебе же надо давать главные роли, а где их взять?" А в Магнитогорске я сразу прижился. И дело не только в режиссёре - труппа была знакома. С Татьяной Акуловой и Александром Анкудиновым, работавшими ещё с Виктором Шрайманом, учились в одном театральном училище, а с Сергеем Мелединым - даже на одном курсе".

Переехать в новый город в 46 лет - смелый поступок. Но, убеждён Дмитрий Викторович, актёр время от времени должен менять театр, чтобы не закостенеть. Испуганно перебиваю: "Не надо вот этого! Вы у нас ещё недолго, по крайней мере, по сравнению с Томском".

В "Буратино" Никифоров сразу же был введён на роль Алексея Ивановича в драме "Игрок" по Достоевскому. Сыграл Джона Леннона в спектакле "Осколки неба, или Воспоминания о The Beatles", - кстати, в томской постановке той же пьесы сыграл Джорджа Харрисона. Дмитрий Викторович, перевоплощавшийся в двух культовых музыкантов, и сам прекрасно поёт, да и хорошую музыку послушать любит, особенно композиции Тома Уэйтса.

А вот заглавную роль в комедии положений "Блэз", в которой Никифоров был великолепен, он передал Роману Табиеву. Опять же, сработало предельно критичное отношение к себе. "В душе мне может быть 18 лет, но грим не скроет того, что я вдвое старше своего героя", - Дмитрий Викторович непреклонен, отвергая все попытки сделать комплимент его безмерному обаянию. Что ж, этот подход импонирует мне куда больше самолюбования вечно молодящихся красавцев. К тому же Никифоров "берёт" не столько "фактурой", сколько артистическим даром. Положительные персонажи ему не слишком интересны - хочется играть характерные роли. Главное - из положительного героя не лепить "плакат", а в негодяе - найти что-то хорошее, чтобы образ был многомерным. Мечта Дмитрия Никифорова - сыграть Калигулу, разобраться в психологии разрушителя.

На вопрос, какие роли ему ближе, комедийные или же трагедийные, Дмитрий Викторович отвечает: "Разные. Люблю лицедействовать".

Чемодан со сказками

Прежде чем начать беседу с Дмитрием Викторовичем, на полчаса отправляюсь в страну детства - вместе с детсадовцами смотрю его чудесный моноспектакль "Сказки для Тигра", созданный вместе с женой, театральным художником Татьяной Никифоровой. На сцене - волшебный чемодан, в котором живут несколько добрых смешных сказок. Современных мальчишек и девчонок, балованных кинематографическими и компьютерными спецэффектами, пронять трудно. Но актёрский дар Никифорова и его умение вовлекать зрителей в действо заставляют малышей хохотать до упаду и визжать от восторга. Трудно поверить, что театрализация сказок Дональда Биссета родилась в уже далёкие 90-е годы в Томске - как мобильная выездная постановка. Во времена, когда зарплату задерживали на полгода, "Сказки для Тигра" помогали чете Никифоровых заработать на хлеб. Но Роман Виндерман, увидев спектакль, решил: уровень достаточно высок для включения в репертуар театра.

Всего на счету Дмитрия Никифорова десяток детских постановок, в том числе "Волшебное чаепитие" по мотивам историй Туве Янссон о мумми-троллях. Декорации также сделаны его супругой, художником, создающим совершенно удивительных кукол.

Тем не менее режиссёром Дмитрий Викторович себя не считает. "Это особая профессия, ей надо учиться. Я же в своих постановках отталкиваюсь от актёрского подхода к материалу. Кстати, читал о том, что профессия режиссёра вошла в пятёрку самых опасных. На первом месте там лётчик, а режиссёр - на третьем или четвёртом. Нет, за вечерние спектакли не возьмусь - не моё".

Кроме работы в "Буратино", Дмитрий Викторович сотрудничает с центром музыкального образования "Камертон", где читает сказки под музыку, было и несколько совместных программ с камерным хором Магнитогорского концертного объединения. А ещё он выпустил актёрский курс в консерватории. При этом в общении с коллегами "мастодонтом, наставником" себя не чувствует - если обратятся за советом, поможет. "На сцене все мы - партнёры. Разница в возрасте  не важна. Разве что в магазин сбегает тот, кто помоложе".

Дмитрий Никифоров в свои 55 - на пике профессионального мастерства. Премьерой его постановки "Маша и медведи" (0+) театр "Буратино" 8 сентября откроет новый сезон.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

11.09.2018

( )

Многолетняя проблема решена

Жители 141-го микрорайона благодарят депутата избирательного округа № 28.

08.09.2018

( )

Чтобы не "давить диван"

С большим удовольствием и пользой для здоровья в этом сезоне отдохнула в профилактории: заботливый персонал, хорошее питание, красивая территория.

07.09.2018

( )

Музыкальный марафон духовых оркестров

Первого сентября родители вели своих детей на торжественную линейку в школу, а для жителей города этот день запомнился, как самое яркое событие наступающей осени.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.