Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

20 февраля, среда

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

19.02.2019

Комментарии ( )

Урок безопасности

Сотрудники Госавтоинспекции Магнитогорска продолжают проводить профилактическую работу в образовательных организациях.

19.02.2019

Комментарии ( )

Просим оказать содействие в установлении личности погибшего

Информацию необходимо сообщить по телефону дежурной части ГИБДД УМВД России по г. Магнитогорску 8(3519)20-90-14.

19.02.2019

Комментарии ( )

Экономический эффект - миллионы

По итогам 2018 года суммарный экономический эффект от внедрения рационализаторских предложений на Магнитогорском металлургическом комбинате составил 453,6 млн. рублей.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Социум»

16.02.2019

Комментарии ( )

Пожарная опасность

Пятеро человек погибло с начала этого года от огня и дыма.

12.02.2019

Комментарии ( )

Конфликт интересов

Смена управляющей компании не всегда проходит ровно и гладко, порой оборачивается склоками и передрягами.

07.02.2019

Комментарии ( )

см. 8 фото »

Возрождая традиции

В посёлке Цементников прошёл турнир по хоккею.

02.02.2019

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Предлагайте правильно

Местные власти собирают идеи по благоустройству общественной территории на 2019 год.

31.01.2019

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Доступно каждому

В прошлом году знаки отличия комплекса "Готов к труду и обороне" получили 1720 магнитогорцев.

24.01.2019

Комментарии ( )

Если в доме газ у вас…

Системы контроля и ужесточение ответственности за халатное отношение к мерам безопасности должны изменить ситуацию в газоснабжении многоквартирных домов.

24.01.2019

Комментарии ( )

см. 16 фото »

Всем - добра

Школьники помогли малышам.

22.01.2019

Комментарии ( )

Места обитания зелёного змия

На Южном Урале количество пациентов с алкогольной зависимостью снизилось более чем на треть.

Социум

20.09.2018

Уловки в маркировке

На что обращать внимание при покупке продуктов, чтобы не дать себя обмануть.

Руководитель экспертного направления Росконтроля Андрей Мосов подготовил авторскую колонку о самых ярких и наиболее типичных уловках производителей при маркировке продуктов: мелкий шрифт, уклончивость формулировок и "фантазийные" названия, под которыми скрывается совсем не то, что мы планировали купить на самом деле. Читаем и делаем выводы.

Грубая фальсификация и мелкие хитрости

Обобщая опыт проверок пищевых продуктов, проведённых Росконтролем за последние четыре года, можно сделать вывод, что в среднем - по всем группам пищевых продуктов - лишь чуть более трети товаров соответствуют требованиям технических регламентов и имеют достоверную маркировку.

Две трети проверенных Росконтролем товаров имеют нарушения обязательных требований безопасности (около 20 процентов проверенных образцов) или фальсифицированы (53 процента). Фальсифицированные - это умышленно изменённые и (или) имеющие скрытые свойства и качество пищевые продукты, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Среди наиболее распространённых способов фальсификации: использование не указанных в составе пищевых добавок; замена жира более дешёвым; внесение крахмала или растительной клетчатки; замена мяса "суррогатными" ингредиентами белковой и небелковой природы; полная или частичная подмена сырья более дешёвым; добавление "излишней" влаги и другие способы сэкономить на качестве продукта.

Однако сейчас пойдёт речь не о фальсификации, которую обычно можно выявить только в лаборатории, а о различных уловках, к которым прибегают производители в расчёте на не слишком внимательного потребителя.

Как известно, закон - что столб: перелезть нельзя, а обойти можно. Именно так, видимо, считают многие производители, которые прибегают к различным способам введения в заблуждение потребителя, не рискуя при этом навлечь на себя гнев контролирующих органов.

При указании наименования и состава продукции производители товаров наиболее часто прибегают к таким уловкам, как:

- Трудночитаемый - мелкий и (или) малоконтрастный по отношению к фону - шрифт при указании действительного наименования продукции, сведений о составе и другой важной информации. Чтобы прочитать состав продуктов, изображённых на фото, нужно вооружиться лупой или очками, а в некоторых случаях сделать это можно, лишь купив продукт, развернув и разгладив упаковку. Прочитать тексты на этих упаковках невооружённым глазом невозможно. Они набраны шрифтом с кеглем менее шести пунктов. Для сравнения, в книгах для взрослых допускается использовать шрифт с кеглем не менее восьми пунктов. Использование узкого начертания, выворотки и малоконтрастных цветов шрифта и фона приводит к тому, что большинство потребителей оказывается не в состоянии изучить состав продукта в торговом зале магазина.

- Маркировка в труднодоступных для обнаружения местах - например, под нахлёстом сварного шва, в складках упаковки, на донышке.

- Отсутствие расшифровки состава составных ингредиентов (в частности, очень часто встречается неуказание состава начинок и наполнителей, кондитерских жиров, маргаринов, комплексных пищевых добавок и тому подобное).

- Использование "эвфемизмов" для непопулярных компонентов: например, соевый белок называют в маркировке просто "растительным" белком, коллагеновый белок, полученный из соединительной ткани - "животным", а пальмовое масло чаще всего скрывается под наименованием "растительное масло".

- Отсутствие обязательных предупреждающих надписей о присутствии в составе потенциальных аллергенов и синтетических красителей.

- "Даунсайзинг" - повсеместно распространённая практика уменьшения изготовителями массы нетто или объёма упаковки стандартного по виду размера, которое остаётся незамеченным потребителем, в том числе и за счёт того, что значение массы или объёма упаковки трудно обнаружить на этикетке.

- "Уклончивые" названия ингредиентов. В составе указан некий "краситель-ароматизатор". На самом деле красители и ароматизаторы - это два совершенно разных класса пищевых ингредиентов, причём для красителя должно быть указано конкретное наименование. А в случае, если используются синтетические красители Е102, Е104, Е110, Е122, Е124, Е129, дополнительно должна размещаться надпись о том, что продукт не рекомендуется детям.

Мнимые преимущества продукта

Несколько особняком стоят уловки, связанные с указанием в маркировке информации о мнимых конкурентных отличиях продукции. Например, маркировка "не содержит холестерина" на растительном масле. Не удивительно: любое растительное масло его не содержит. Но данная надпись вполне может стать фактором, который повлияет на потребительский выбор, а значит, это если и не обман, то, скажем так, лукавство производителя. Другой пример - информация "не содержит ГМО" на продуктах, изготовленных из сырья, для которого отсутствуют генетически модифицированные аналоги.

Что в имени тебе моём?

Технический регламент на маркировку пищевой продукции различает наименование пищевого продукта (оно должно соответствовать терминологии, принятой техническими регламентами, и указание неправильного наименования однозначно трактуется как фальсификация продукта) и придуманное название.

Последнее, может быть, как принято говорить, "фантазийным" и, если оно не является зарегистрированной торговой маркой, вроде бы ни к чему не обязывает производителя. Во всяком случае, так считают многие производители, которые присваивают своим продуктам придуманные названия, вводящие в заблуждение потребителей, а именно:

- Придуманные названия, сходные до степени смешения с наименованиями популярной продукции, в том числе "ГОСТовские" придуманные названия, - такие же, как на продукцию, на которую существуют стандарты, или сходные с ними до степени смешения. Особо популярны названия с различными дополнениями, которые чаще всего набраны шрифтом, отличающимся от названия, совпадающего с "ГОСТовским": колбаса "Докторская народная", сыр "Российский премиум".

При этом ни по составу, ни по показателям качества, такая продукция, как правило, не имеет ничего общего с одноимёнными продуктами, выпускаемыми по ГОСТам.

- Использование в названиях "минорных" компонентов состава - иными словами, придуманные названия таких продуктов, образованные от компонентов, которые содержатся в продукте в очень малых (иногда в необнаруживаемых) количествах.

Наполнитель или ароматизатор?

Технический регламент запрещает называть, например клубничным, продукт, не содержащий клубники. В случае, если в нём присутствует только ароматизатор, он должен называться продуктом "со вкусом (со вкусом и ароматом клубники)". Однако, стоит положить в него один процент клубничного наполнителя или только написать о том, что он там присутствует, и название "клубничный" становится вполне легитимным. А вкус и аромат клубники можно обеспечить, добавив соответствующий ароматизатор.

- Псевдодетские придуманные названия, заставляющие потребителя считать продукт предназначенным для детей (хотя на самом деле он таковым не является).

- Придуманные названия, ассоциирующиеся у потребителей с другими видами продукции. Хороший пример - названия спредов, благодаря которым продукт мимикрирует под сливочное масло. Или творожный продукт "Фермерский" (интересно, на каких фермах изготавливают творожные продукты на основе пальмового масла?).

Названия этих образцов - прилагательные среднего рода: "Деревенское", "Кремлёвское", "Топлёное". Настоящее название продукта - "спред" или "смесь топлёная". И в том и в другом случае грамматический род наименования продукции и её придуманного названия не совпадает (зато последнее ассоциируется со словом "масло", которого, справедливости ради, в маркировке нет). Очевидно, что такое название выбрано с целью ввести потребителя в заблуждение.

Другой пример - придуманное название молокосодержащего продукта с растительным жиром "Сгущёнка", которое совпадает с обиходным названием сгущённого молока и дано с явным расчётом на то, что потребитель приобретёт его, считая, что покупает сгущённое молоко. Похожая ситуация с придуманным названием "Тушёнка".

Я художник, я так вижу…

Большинство потребителей считают, что рисунки на упаковке предназначены не только для её украшения, но и для информирования потребителя о её содержимом. Однако не все производители с этим согласны.

Широко распространено и использование в маркировке изображений (рисунков), а также элементов дизайна, которые вводят потребителя в заблуждение относительно действительного наименования, предназначения и (или) состава продукта.

Применяется и дизайн упаковки, сходный до степени смешения с традиционным дизайном продуктов другого наименования.

На упаковках растительно-сливочных спредов мы видим изображения коров и цветущего луга, а вовсе не масличной пальмы, из которого получают пальмовое масло, на основе которого, в свою очередь, изготавливается заменитель молочного жира, составляющий основу продукта. Жирность такого спреда удивительным образом совпадает с привычной жирностью сливочного масла (72,5 или 82,5 процента) и даже ГОСТ какой-то указан, который на поверку оказывается ГОСТом на спреды (многие ли из нас помнят номер ГОСТа на сливочное масло?).

Ещё один популярный способ введения в заблуждение потребителей - это изображение ингредиентов, которые отсутствуют в продукте. Обычно присутствуют только соответствующие ароматизаторы. Например, на упаковке йогурта нарисована красивая ягода клубники, и, только прочитав указанное на оборотной стороне упаковки наименование и состав, мы убедимся, что в продукте клубника отсутствует, а на самом деле это йогурт со вкусом и ароматом клубники. Но многие потребители приобретут его, не вчитываясь в текст маркировки, в полной уверенности, что купили клубничный йогурт.

Очень часто встречаются и рисунки детской тематики на продуктах, не являющихся детскими: мы видим на упаковке изображения детей, героев детских сказок, персонажей детских мультфильмов, стилизованные под детский рисунок изображения.

Остаётся добавить, что зачастую и торговые сети вносят свой вклад в дезинформацию потребителей, указывая неправильные названия на ценниках и ярлыках и приводя неполные или неправильные данные о составе и пищевой ценности на фасованном или переупакованном в магазинах товаре.

 

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

09.02.2019

( )

Боль утраты в наших сердцах

Магнитогорское городское отделение Всероссийского добровольного пожарного общества выражает искренние соболезнования семьям погибших и пострадавших в результате обрушения дома № 164 по проспекту Карла Маркса.

05.02.2019

( )

Так держать!

Председатель ветеранской организации листопрокатного цеха № 10 Алевтина Тюленева отметила семидесятилетие. Многие годы она возглавляла цехком.

29.01.2019

( )

Помогли с лечением

Выражаю глубокую признательность депутату Магнитогорского городского Собрания по избирательному округу № 32 Сергею Ушакову.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.