Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

23 октября, вторник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

23.10.2018

Комментарии ( )

Ребенок - главный пассажир!

24 октября в Магнитогорске запланировано проведение целенаправленного профилактического мероприятия по массовой проверке водителей на соблюдение правил перевозки детей в салоне автомобиля.

23.10.2018

Комментарии ( )

"Сообщи о нетрезвом водителе!".

23 октября в Магнитогорске будет проведен рейд группами нарядов ДПС, направленный на выявление водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения.

23.10.2018

Комментарии ( )

Трудовая солидарность

Завтра Челябинская область отметит День профсоюзов.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Таланты Магнитки»

29.05.2018

Комментарии ( )

см. 15 фото »

Гжель, тюльпаны, Амстердам

Мастерица из Магнитогорска победила в номинации "Вязание" на втором международном слёте рукодельниц.

14.09.2017

Комментарии ( )

см. 15 фото »

В каждой кукле есть сердце

У этих поделок обширный функционал - они служат элементом интерьера, оберегом, символом домашнего уюта.

22.08.2017

Комментарии ( )

см. 15 фото »

Эксклюзивно, с любовью

В наш век, когда с помощью автоматизированных технологий можно сделать что угодно из чего угодно, наибольшую ценность приобретает ручная работа, позволяющая получить эксклюзивную вещь в единичном экземпляре.

11.04.2017

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Своими руками

Студенты многопрофильного колледжа МГТУ имени Г. И. Носова презентовали проект "Студия технического творчества Dream Style Garage".

26.03.2016

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Вернисаж судьбы

Борис Новосёлов известен творческим людям Магнитки как самодеятельный художник. Экспозиция его живописных работ состоялась в августе прошлого года в картинной галерее. Пейзажи, портреты, натюрморты, марины, мозаичные панно трогают душу лирическим восприятием мира.

28.05.2015

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Победа в области чудес

Магнитогорский школьник привёз серебро с международной олимпиады по химии. В школу с углублённым изучением математики Алексей Королёв (на фото) пришёл в пятом классе. Сначала, что вполне логично, учитывая выбор образовательного учреждения, любимым предметом была математика. Но позже появился интерес к химии.

28.05.2015

Комментарии ( )

см. 8 фото »

Открывая путь талантам

Своеобразным итогом творческих достижений за текущий учебный год стал седьмой по счёту городской фестиваль-конкурс "Магнитка. Новые имена"

04.04.2015

Комментарии ( )

см. 8 фото »

Компьютерные виртуозы

Подведены итоги ХIV регионального конкурса по информационным технологиям "IT-отражение". Торжественное награждение победителей состоялось во Дворце культуры металлургов имени С. Орджоникидзе.

Таланты Магнитки

31.01.2006

Текст: Илья МОСКОВЕЦ. Фото Андрея Серебрякова

И образование, и воспитание

Возможны ли в школах новые Макаренко?

Что такое учитель истории сегодня? Особенно молодой? Да и что такое сегодня сама история? Интересна ли она нынешним прагматичным ученикам? И каков сегодня он, современный школьник? Законченный балбес? Умник-«ботаник»? Эти и другие вопросы я попытался выяснить у Александра БЕРЧЕНКО, учителя истории в школе № 55 . Он любезно разрешил мне поприсутствовать на его уроках у десяти- и одиннадцатиклассников.

Казалось, в классе меня вовсе не замечали, а Александр – и подавно. Он просто забыл обо мне. Объект его внимания – только будущие выпускники. Все, как в старые добрые времена: первые парты слушают внимательно, аккуратно записывают в тетрадочку, ну а последние разве что на ушах не стоят, хотя Александр регулярно делает им замечания. В дверях – очередной опоздавший, которому учитель истории делает чуть ли не реверанс:

– А мы вас ждали, герцог Фердинандский.

Позже он мне объяснил, зачем так делает:

– Ученик чувствует, что на него обратил внимание весь класс, и в будущем постарается не опаздывать.

Каникулы только-только закончились. Темы, которые проходили в прошлой четверти, радостно выветрились из головы. На вопросы преподавателя класс отвечает дружным молчанием – что первые парты, что последние. Александр, можно сказать, «выковыривает» ответы. Мало-помалу ближе к концу урока ребята выходят из сомнамбулического состояния и потихоньку начинают втягиваться в тему.

– Это из-за праздников они такие, – пытается защищать детей Александр, когда мы беседуем после занятий.

Расскажи, как дети относились к истории в самом начале твоей преподавательской карьеры и как сейчас. Есть различие?

– Очень большое. Когда я только пришел учить детей, интерес к предмету у них был куда больший. Каждый старался отличиться. Задавали такие вопросы, на которые я иногда попросту не мог ответить. Хотя я не терялся – человек не может все знать, но к следующему уроку старался подготовиться основательней, дабы не застигли врасплох. А сейчас приходится с сожалением констатировать, что ученики превращаются в стадное общество. Я имею виду 10-е и 11-е классы. Младшие ученики больше тянутся к знаниям, но все меняется ближе к выпускным: подростка начинают привлекать дискотеки, новинки сотовых телефонов, а вовсе не история. Пока не наступает пора экзаменов: желание поступить на престижный факультет, где нужно сдавать историю и обществознание: юридический, социологический, исторический, – заставляет взяться за учебники.

Сегодня великое множество учебников по истории. Историю рассматривают с самых разных точек зрения. Где правда, где вымысел – не разберешь. Не трудно ли отделять зерна от плевел?

– Ну, учебник – всего лишь вспомогательный элемент. И влияния, в принципе, на школьников никакого не оказывает. Я, если сомневаюсь, как исторический факт преподнесен в учебнике, предлагаю юным умам сделать выбор и аргументировать ответ. И, что поразительно, некоторые – правда, единицы – ищут свой ответ: уходят еще глубже в исторические источники и доказывают его. Мне остается только открыть рот и с уважением смотреть на очередное дарование.

А кто-нибудь пытался доказать теорию Фоменко и Носовского, которые с помощью математических выкладок пытались убедить, что Христос родился в 1000-м году и что не было татаро-монгольского ига?

– Никто не пытался, так как вряд ли слышал о них. Но Фоменко и Носовский все же не историки, а математики. И отношусь я к их теории достаточно скептически. Хотя любая теория имеет право на существование. Если подумать, фальсификаций в истории было достаточно. Взять, например, завещание Петра Первого – ведь по этому документу жили двести лет, а оказалось – фальшивка. Или новейшую историю масса людей трактует по-своему. Любые летописи пишут позже. Историю делает победитель.

Есть ли для тебя, Александр, ученые-историки, с которых ты берешь пример?

– Учитель – высокая наука, и я должен ей соответствовать. Себе в пример ставлю великого ученого Платонова. Стараюсь и детей погрузить в атмосферу его учения, проследить историю его глазами. Не забываю и о таких ученых, как Карамзин, Лев Гумилев, Николай Бердяев…

По-твоему, краткость – сестра таланта?

– Я стараюсь давать на уроке краткую, но содержательную лекцию. Ты ведь присутствовал на моих уроках и должен сам определить, насколько я был убедителен, прибегая в своей лекции к жестам и мимике, чтобы дать ученикам представление об объединении Руси вокруг Московского княжества.

А методы воспитания поколения, переживающего подростковый период, у тебя есть?

– Я даю не только образование, но и воспитание. Дети легко поддаются воспитанию. Иногда, правда, возникают форс-мажорные ситуации, приходится импровизировать: иногда в форме игры или беседы. У меня ведь были «трудные» классы, и ничего – жив. Хотелось бы, правда, чтобы родители больше занимались своими детьми. Часто задаюсь вопросом: почему воспитанием занимается посторонний, можно сказать, человек – учитель, а не родители? Но очень приятно, когда на вечер встречи выпускников приходят когда-то «отпетые негодяи». И благодарят с улыбкой: «Спасибо, Александр Валерьевич, за наше счастливое детство!» Я – за демократичность в общении с детьми. Разговорю любого стеснительного, пусть на это потребуется пять–десять уроков. Дети иногда приходят посоветоваться, например: что модно читать? А я отвечаю обычно: «Модно и классику читать, ребята». Самое интересное – читают, делятся мнениями. Иногда даю что-нибудь из своей библиотеки. Но читающих тоже, к сожалению, сегодня единицы.

Сколько лет ты уже в школе и почему выбрал именно исторический факультет?

– Уже шесть лет. А почему исторический?.. Потому что там не было математики. В 55-ю школу я пришел работать, когда учился на пятом курсе. Думал, поработаю и уйду на более денежную работу. Год за годом и – привык. Когда проходил мой первый в жизни урок, чуть указку не сломал, очень волновался. Считаю, если нет волнения, даже легкого, тогда уроки превратятся в ремесло. Очень часто вспоминаю МаГУ. Именно там меня вдохновляли и подталкивали к творчеству.

Что для тебя школа?

– Школа – это театр. Правда, этот театр зачастую подавляет творчество человека. Хочется иногда выйти за формат образовательной программы.

Наверное, у тебя, как и у каждого учителя, среди учеников есть любимчики?

– Есть ученики, к которым я отношусь с большой симпатией, но это не освобождает их от ответственности за невыученный урок. Стараюсь ко всем быть объективным. Если ребенок что-то где-то услышал, хочет упомянуть, и это, пусть отдаленно, связано с темой урока – приветствуется: он старался. Кстати, очень тяжело перестроиться на уроках: например, только что выпускникам рассказывал о сенсуальном и рациональном познании социальной среды… Приходишь в шестой и начинаешь объяснять ту же тему, что и старшеклассникам. Спрашиваешь: «Что, дети, непонятно?» Молчание. И только потом понимаешь: не тот класс. Извиняешься…

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

23.10.2018

( )

О граде, мире и себе

Старшеклассники школы № 64 имени Б. Ручьёва получили отличную возможность убедиться в открытости городской власти.

23.10.2018

( )

"Душой магнитогорский я!"

Горестная весть пришла из Москвы. На 81-м году жизни скончался известный музыкант, народный артист России Владимир Красноярцев.

17.10.2018

( )

Я выбираю свободу…

19 октября Александру Галичу, русскому поэту, актеру, сценаристу, драматургу, автору и исполнителю собственных песен, исполнилось сто лет.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.