Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

11 июля, суббота

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

11.07.2020

Комментарии ( )

Оперативная информация. Коронавирус на 11 июля

Подтверждены 9101 случай заболевания COVID-19 (+138 новых подтверждений ко вчерашнему дню).

11.07.2020

Комментарии ( )

Пандемия в цифрах

По данным оперативного штаба на 10 июля, в Челябинской области подтверждено 8963 случая заболевания COVID-19 (плюс 141 новое подтверждение к предыдущему дню).

11.07.2020

Комментарии ( )

Ориентация на клиента

ПАО "ММК" реализует проект по созданию корпоративного маркетплейса.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Свободное время»

07.07.2020

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Полцарства за коня!

Если твоя страсть - верховая езда, значит, кроме любимого хобби, ты приобретаешь напарника, друга, партнёра.

07.07.2020

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Мужайте, мальчишки!

Детско-юношеский центр спортивно-патриотического воспитания "Витязь" воспитывает из подростков настоящих мужчин, будущих солдат и просто сильных духом людей.

25.06.2020

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Интеллектуальный салют

В день проведения парада в честь Великой Победы в Магнитогорске, как и во всей стране, состоялся одновременный запуск в небо голубей.

18.06.2020

Комментарии ( )

см. 7 фото »

В духе партиотизма

Победители конкурса детского рисунка получили подарки от предприятия "Ремпуть".

09.06.2020

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Обнимая небо

Когда-то магнитогорский авиационно-спортивный клуб был одним из сильнейших в стране.

06.06.2020

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Бреветы Павла Живописцева

Отдыхать на велосипеде лучше, чем на диване.

18.04.2020

Комментарии ( )

Дети, книги, карантин

"Люди вынуждены мыть руки, готовить еду дома, общаться с детьми… Так можно и до чтения книг дойти…", - шутили россияне в начале эпидемии коронавируса.

16.04.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Салон красоты на диване

Экономические и социальные потрясения не в силах противостоять "эффекту красной помады".

Свободное время

20.12.2018

Текст: Подготовила Ирина Коротких

Ёлочное гражданство Деда Мороза

Новогодний праздник советским детям вернул партийный деятель Павел Постышев.

Традиция встречать Новый год, украшая вечнозелёные деревья, теряется во тьме веков. Некоторые историки относят возникновение обычая к эпохе Древнего Рима.

В России наряжать ёлки стали при Петре Первом, который позаимствовал обычай у немцев. У них же сохранилось и первое письменное упоминание о наряженных деревцах, датированное 1605 годом: "В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи".

Царь Пётр, вернувшись из первой поездки за границу в декабре 1699 года, повелел считать началом нового года 1 января, а не 1 сентября, как было ранее. Он повелел вешать на домах "украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых". О том, чтобы ставить ёлки внутри дома, речи не было. Усерднее всех царский указ стали исполнять содержатели питейных заведений, для которых он пришёлся как нельзя кстати: фасады и крыши кабаков с вечнозелёными деревцами были видны издалека. Первоначально наряженная ёлка была атрибутом Рождества, потому на вершину дерева и водружали восьмиконечную Вифлеемскую звезду: по библейскому преданию она ознаменовала рождение божественного младенца. В советские времена восьмиконечную заменили пятиконечной звездой. Один из символов советского государства и до сегодняшнего дня остаётся популярным украшением новогодних ёлок.

Поначалу праздничные деревья декорировали съедобными украшениями. В сказке "Щелкунчик" Гофмана читаем: "Стоявшая посредине комнаты ёлка была увешана "золотыми" и "серебряными" яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пёстрые конфеты и вообще всякие сласти". В России обычай переняли в середине XIX века, и заслуга в том швейцарских кондитеров, продававших нарядные деревца и сладости с христианской символикой задолго до праздника. Лакомства из фруктов, завёрнутых в цветную фольгу, золочёные орехи, нити бус из разноцветных леденцов  со временем стали дополнять фигурными пряниками и выпечкой, покрытой разноцветной глазурью. Чаще всего из теста лепили персонажей евангельского сюжета: ангелов, ягнят, осликов. К экзотической живности россияне стали добавлять домашних и диких зверей: свиней, гусей, коров, белочек, зайцев, медведей.

Петербургская знать устраивала соперничество - чья ёлка богаче и наряднее. Для декорирования использовали дорогие ткани: шёлк, муслин, кашемир, и ювелирные украшения. Среди колючих веток блестели бусы, серьги, кольца. Постепенно к украшениям добавились игрушки, которые прежде были праздничными подарками: куклы, солдатики, всадники, лошадки, барабаны. В конце XIX века на ёлках стали появляться специально изготовленные украшения. Гирляндам предшествовали настоящие свечи. Бедняки прикрепляли их к веткам горячим воском. Позднее пожароопасные украшения усовершенствовали специальными прищепками, а потом стали вставлять в стеклянные разноцветные фонарики.

С победой Октября праздник претерпел изменения. В 1918 году Совет народных комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". В результате, Рождество сместилось с 25 декабря на

7 января, а Новый год - с 1 на 14 января. Церковь не приняла реформу, а народ пребывал в растерянности. Борьба с религией, развёрнутая в 1920 годах, привела к окончательной отмене празднования Рождества. Упразднили и главный символ - украшенную ёлку. Однако в некоторых семьях традиции зимнего праздника бережно сохраняли.

К середине 30-х годов накал классовых боёв утих, налаживалась мирная жизнь, и зимний детский праздник вернули, наполнив его советской атрибутикой. Случилось это после выступления партийного и государственного деятеля Павла Постышева, опубликовавшего 28 декабря 1935 года в газете "Правда" статью "Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!" Через четыре года верный ленинец стал жертвой сталинских репрессий. 

Чтобы восстановить ёлочный ритуал, требовалось наладить производство новых украшений. Педагоги и производственники провели ревизию дореволюционных каталогов, отвергнув игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. В СМИ тех лет писали, что "херувимы отпадают, а вот любимый детьми сказочный персонаж Дед Мороз имеет полное право гражданства на ёлке".

Несмотря на ярко выраженную идеологическую окрашенность, советские игрушки отличались разнообразием, богатством художественных образов. Миниатюрные человечки в национальных нарядах воспевали дружбу народов. Серебристые космонавты и ракеты напоминали о покорении Вселенной.

Во время правления Никиты Хрущёва на колючих ветках болтались хрупкие початки кукурузы, стеклянные помидоры, встречались даже ягоды и фрукты.

В СССР производство ёлочных игрушек поставили на поток после 1966 года. В магазинах продавали искусные имитации сосулек, снежинок, льдинок. Особым спросом пользовались нарядные подвески, фигурки сказочных персонажей. Продукцию делали из раскрашенного стекла и прессованного рельефного картона, покрытого фольгой.

Однако спрос опережал предложение, поскольку не хватало сырья, для выдувания фигурной стеклянной игрушки недоставало металлических форм. Дефицит компенсировали ватными изделиями. Удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество украшений, отражавших советскую тематику: румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок. Выпускали ватные игрушки предприятия и артели Москвы и Ленинграда. Модели создавали профессиональные художники и скульпторы в содружестве с лучшими мастерами, занимавшимися  производством игрушек ещё в дореволюционную пору.

Основой для фигурки ватного человечка служил проволочный каркас, обмотанный ватой. Лицо формовали из мастики, папье-маше или воска, грунтовали, окрашивали, рисовали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или окрашенной ваты. Готовую фигурку покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом - мерцающей мишурой. Для получения искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки.

Большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки, шубы которых отливали снежным серебром, оказались  среди ёлочных игрушек настоящими долгожителями. Спустя десятилетия после прекращения выпуска ватных Морозов их можно приобрести в антикварных магазинах и на блошиных рынках. Ватная ёлочная игрушка почти исчезла с прилавков новогодних базаров.

Промышленный прогресс, казалось, не оставил ей шансов на выживание, но в конце ХХ века мягкие игрушки обрели вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников. Они мастерят великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для новогодних украшений.

Спустя десятилетия они могут стать такой же редкостью, как нынешние ёлочные игрушки ушедшей эпохи социализма.

 

 

Комментарии к статье


Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

04.07.2020

( )

Подарок для ребятни

В редакцию "ММ" пришла благодарность в адрес депутата Магнитогорского городского Собрания.

16.06.2020

( )

Спасибо за площадку

В редакцию "ММ" пришло письмо от жителей дома № 15/1 по улице Труда.

16.06.2020

( )

см. 5 фото »

Праздник-онлайн в детском саду

Вот пришло долгожданное лето, наполнившее ароматом трав и яркостью красок нашу жизнь, и подошло время прекрасных традиционных праздников.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.