Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

24 февраля, воскресенье

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

22.02.2019

Комментарии ( )

Сводка ГИБДД

За сутки 21 февраля в Магнитогорске зарегистрировано 25 дорожно-транспортных происшествий, два из них с пострадавшими людьми.

22.02.2019

Комментарии ( )

Социальная эффективность

В 2018 году в Группе ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" расходы на благотворительность и реализацию социальных программ выросли на 11 процентов по отношению к предыдущему году и достигли почти 2,5 млрд. рублей.

22.02.2019

Комментарии ( )

Эстафета отваги и доблести

Уважаемые земляки! Поздравляю вас с Днём защитника Отечества!

Опрос

Последние статьи рубрики

«Свободное время»

21.02.2019

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Восковые фигуры. Мифы и реальность.

С тех пор, как появился музей восковых фигур, он стал пользоваться огромной популярностью.

19.02.2019

Комментарии ( )

Гудок фабричный отменили

Мы говорим "Дурак" (16+) - и подразумеваем творчество Юрия Быкова.

12.02.2019

Комментарии ( )

Творил не для славы

Завтра киноклуб P. S. обратится к творчеству Ван Гога.

09.02.2019

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Нестареющий деревянный мальчишка

Седьмого февраля театру "Буратино" исполнилось 46 лет.

07.02.2019

Комментарии ( )

см. 11 фото »

Мастерство творческой медитации

Выставка "Волшебное рукоделие" - совместный проект картинной галереи и багетной мастерской "Арт-галерея".

05.02.2019

Комментарии ( )

Жизнь по кругу

Завтра завсегдатаи киноклуба P. S. будут смотреть и обсуждать "Русского беса" (18+) в кинотеатре с джазовой душой.

29.01.2019

Комментарии ( )

Рано прощать

Ни одна работа Ларса фон Триера не обошлась без шумных споров на премьере.

19.01.2019

Комментарии ( )

Весёлый джаз

Вместе с коллективом Игоря Бутмана в Магнитке выступит дуэт Carrington-Brown.

Свободное время

20.12.2018

Текст: Подготовила Ирина Коротких

Ёлочное гражданство Деда Мороза

Новогодний праздник советским детям вернул партийный деятель Павел Постышев.

Традиция встречать Новый год, украшая вечнозелёные деревья, теряется во тьме веков. Некоторые историки относят возникновение обычая к эпохе Древнего Рима.

В России наряжать ёлки стали при Петре Первом, который позаимствовал обычай у немцев. У них же сохранилось и первое письменное упоминание о наряженных деревцах, датированное 1605 годом: "В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи".

Царь Пётр, вернувшись из первой поездки за границу в декабре 1699 года, повелел считать началом нового года 1 января, а не 1 сентября, как было ранее. Он повелел вешать на домах "украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых". О том, чтобы ставить ёлки внутри дома, речи не было. Усерднее всех царский указ стали исполнять содержатели питейных заведений, для которых он пришёлся как нельзя кстати: фасады и крыши кабаков с вечнозелёными деревцами были видны издалека. Первоначально наряженная ёлка была атрибутом Рождества, потому на вершину дерева и водружали восьмиконечную Вифлеемскую звезду: по библейскому преданию она ознаменовала рождение божественного младенца. В советские времена восьмиконечную заменили пятиконечной звездой. Один из символов советского государства и до сегодняшнего дня остаётся популярным украшением новогодних ёлок.

Поначалу праздничные деревья декорировали съедобными украшениями. В сказке "Щелкунчик" Гофмана читаем: "Стоявшая посредине комнаты ёлка была увешана "золотыми" и "серебряными" яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пёстрые конфеты и вообще всякие сласти". В России обычай переняли в середине XIX века, и заслуга в том швейцарских кондитеров, продававших нарядные деревца и сладости с христианской символикой задолго до праздника. Лакомства из фруктов, завёрнутых в цветную фольгу, золочёные орехи, нити бус из разноцветных леденцов  со временем стали дополнять фигурными пряниками и выпечкой, покрытой разноцветной глазурью. Чаще всего из теста лепили персонажей евангельского сюжета: ангелов, ягнят, осликов. К экзотической живности россияне стали добавлять домашних и диких зверей: свиней, гусей, коров, белочек, зайцев, медведей.

Петербургская знать устраивала соперничество - чья ёлка богаче и наряднее. Для декорирования использовали дорогие ткани: шёлк, муслин, кашемир, и ювелирные украшения. Среди колючих веток блестели бусы, серьги, кольца. Постепенно к украшениям добавились игрушки, которые прежде были праздничными подарками: куклы, солдатики, всадники, лошадки, барабаны. В конце XIX века на ёлках стали появляться специально изготовленные украшения. Гирляндам предшествовали настоящие свечи. Бедняки прикрепляли их к веткам горячим воском. Позднее пожароопасные украшения усовершенствовали специальными прищепками, а потом стали вставлять в стеклянные разноцветные фонарики.

С победой Октября праздник претерпел изменения. В 1918 году Совет народных комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". В результате, Рождество сместилось с 25 декабря на

7 января, а Новый год - с 1 на 14 января. Церковь не приняла реформу, а народ пребывал в растерянности. Борьба с религией, развёрнутая в 1920 годах, привела к окончательной отмене празднования Рождества. Упразднили и главный символ - украшенную ёлку. Однако в некоторых семьях традиции зимнего праздника бережно сохраняли.

К середине 30-х годов накал классовых боёв утих, налаживалась мирная жизнь, и зимний детский праздник вернули, наполнив его советской атрибутикой. Случилось это после выступления партийного и государственного деятеля Павла Постышева, опубликовавшего 28 декабря 1935 года в газете "Правда" статью "Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!" Через четыре года верный ленинец стал жертвой сталинских репрессий. 

Чтобы восстановить ёлочный ритуал, требовалось наладить производство новых украшений. Педагоги и производственники провели ревизию дореволюционных каталогов, отвергнув игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. В СМИ тех лет писали, что "херувимы отпадают, а вот любимый детьми сказочный персонаж Дед Мороз имеет полное право гражданства на ёлке".

Несмотря на ярко выраженную идеологическую окрашенность, советские игрушки отличались разнообразием, богатством художественных образов. Миниатюрные человечки в национальных нарядах воспевали дружбу народов. Серебристые космонавты и ракеты напоминали о покорении Вселенной.

Во время правления Никиты Хрущёва на колючих ветках болтались хрупкие початки кукурузы, стеклянные помидоры, встречались даже ягоды и фрукты.

В СССР производство ёлочных игрушек поставили на поток после 1966 года. В магазинах продавали искусные имитации сосулек, снежинок, льдинок. Особым спросом пользовались нарядные подвески, фигурки сказочных персонажей. Продукцию делали из раскрашенного стекла и прессованного рельефного картона, покрытого фольгой.

Однако спрос опережал предложение, поскольку не хватало сырья, для выдувания фигурной стеклянной игрушки недоставало металлических форм. Дефицит компенсировали ватными изделиями. Удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество украшений, отражавших советскую тематику: румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок. Выпускали ватные игрушки предприятия и артели Москвы и Ленинграда. Модели создавали профессиональные художники и скульпторы в содружестве с лучшими мастерами, занимавшимися  производством игрушек ещё в дореволюционную пору.

Основой для фигурки ватного человечка служил проволочный каркас, обмотанный ватой. Лицо формовали из мастики, папье-маше или воска, грунтовали, окрашивали, рисовали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или окрашенной ваты. Готовую фигурку покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом - мерцающей мишурой. Для получения искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки.

Большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки, шубы которых отливали снежным серебром, оказались  среди ёлочных игрушек настоящими долгожителями. Спустя десятилетия после прекращения выпуска ватных Морозов их можно приобрести в антикварных магазинах и на блошиных рынках. Ватная ёлочная игрушка почти исчезла с прилавков новогодних базаров.

Промышленный прогресс, казалось, не оставил ей шансов на выживание, но в конце ХХ века мягкие игрушки обрели вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников. Они мастерят великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для новогодних украшений.

Спустя десятилетия они могут стать такой же редкостью, как нынешние ёлочные игрушки ушедшей эпохи социализма.

 

 

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

09.02.2019

( )

Боль утраты в наших сердцах

Магнитогорское городское отделение Всероссийского добровольного пожарного общества выражает искренние соболезнования семьям погибших и пострадавших в результате обрушения дома № 164 по проспекту Карла Маркса.

05.02.2019

( )

Так держать!

Председатель ветеранской организации листопрокатного цеха № 10 Алевтина Тюленева отметила семидесятилетие. Многие годы она возглавляла цехком.

29.01.2019

( )

Помогли с лечением

Выражаю глубокую признательность депутату Магнитогорского городского Собрания по избирательному округу № 32 Сергею Ушакову.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.