Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

5 июня, пятница

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

04.06.2020

Комментарии ( )

Розыск очевидцев ДТП

Госавтоинспекция по городу Магнитогорску обращается к участникам дорожного движения!

04.06.2020

Комментарии ( )

Оперативная информация. Коронавирус на 4 июня

Подтверждены 3469 случаев заболевания COVID-19 (+ 113 новых подтверждений ко вчерашнему дню).

04.06.2020

Комментарии ( )

Сводка ГИБДД

За сутки 3 июня в Магнитогорске зарегистрировано 17 дорожно-транспортных происшествий, в одном из них пострадал несовершеннолетний ребенок.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Действующие лица»

02.06.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Худой мир лучше доброй ссоры

Гражданские тяжбы длительные, трудные, финансово затратные.

26.05.2020

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Ещё не наигрался в хоккей

После пятнадцати лет служения родному клубу магнитогорский "Металлург" покидает защитник Евгений Бирюков, который следующий сезон проведёт в свитере уфимского "Салавата Юлаева".

25.04.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Юрист с большой буквы

Поздравления с профессиональным праздником принимают работники нотариата.

21.04.2020

Комментарии ( )

см. 3 фото »

О молоке и лягушках

О том, что женщина - всегда загадка, не рассуждает разве что только ленивый или несмышлёный малыш.

16.04.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

COVID не выезжая из города

Хотя число заболевших коронавирусом в Челябинской области пока невелико, цифры растут постоянно.

31.03.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Есть у нас ещё дома дела

Он смотрел в глаза лидерам четырёх стран, участвовал в отладке производства на европейских промплощадках и всю жизнь верен Магнитке.

24.03.2020

Комментарии ( )

см. 17 фото »

Гонка потребления

Школьники Магнитки призвали отказаться от пластика, целлофана и экономно расходовать воду.

21.03.2020

Комментарии ( )

см. 9 фото »

Море не любит слабых

Служба на "именной" подводной лодке ответственна вдвойне.

Действующие лица

14.02.2019

Текст: Ольга Балабанова

А вместо сердца - пламенный мотор

Сомнений по поводу выбора профессии у Алексея Рижака не было.

Когда слышишь, что стаж работы человека больше четырёх с половиной десятков лет, рассчитываешь увидеть перед собой довольно пожилого мужчину. Алексей Рижак этот стереотип полностью разрушает: моложавый, подтянутый, с юношеским задором в глазах, разве что седая голова предательски выдаёт возраст.

На стене мастерской по ремонту топливной аппаратуры цеха сервисного обслуживания локомотивов давняя запись, на которую моё внимание обращают коллеги Алексея Мирославовича: "27.03.1972". Это дата поступления на работу всеми уважаемого мастера своего дела.

-  Алексей Мирославович у нас самый древний, мы его "мумией" называем, - смеются мужики. - Профессионал высшей категории, на слух может неполадку в моторе определить.

Алексей Рижак не кокетничает, соглашается - так и есть, опыт-то никуда не денешь.

Не удерживаюсь и спрашиваю: "Откуда такое интересное отчество? Как-то не принято было в середине тридцатых годов мальчишек называть такими изысканными именами - больше Вани, Пети, Саши. А тут отца родители Мирославом величают". Оказывается, всё просто: имя дал батюшка при крещении, а парень родился в новогоднюю ночь. Вот и решили: "мир прославляющий, начало новой жизни".

У Алексея, который вырос в рабочей семье, где отец - коксохимик, а мать - ткачиха на метизном заводе, сомнений по поводу выбора профессии не было. С малолетства тянуло к технике: Лёше не было и десяти лет, когда он приладил первый мотор к велосипеду.

- Ни то что компьютеров, телевизоров не было - жили во дворе, прикладными вещами занимались, - рассказывает Алексей Мирославович. - И это здорово, потому что была возможность научиться что-то делать своими руками. Сломался мотор у мопеда, могли сами перебрать. Секции были бесплатные. Я и в авиамодельную ходил, и в судостроительную, картингом занимался. А после седьмого класса, уходя в училище № 77, выбрал специальность слесаря-паровозника, потому что престижно было. Тогда как раз набирали группу слесарей по ремонту подвижного состава. Была острая необходимость в молодых кадрах, поэтому даже срок обучения сократили с двух до полутора лет. На смену паровозам шли новые машины - тепловозы. Начинал с ремонта дизелей. Потом поставили бригадиром. В цеху своя специфика, несколько направлений. Есть бригада по ремонту электропередачи - и здесь поработал. Потом на съёмном пневматическом оборудовании. И масляными насосами занимался. В общем, все участки прошёл, кроме электричества - с ним я не дружу (улыбается).

Забывая, что перед ним женщина, Алексей Рижак увлекается и начинает подробно рассказывать об особенностях различного оборудования: тепловозов с гидромеханической передачей, с электромеханической. Уходит в подробности:

- В ТГМ дизель крутит "гидру" - коробку скоростей, и она через кардан идёт на колёсную пару, происходит вращение. В ТЭМ принцип работы такой: дизель крутит генератор, который вырабатывает напряжение. На каждой колёсной паре стоит тяговый двигатель, который и вращает колёса.

Сразу уточняет, что независимо от вида ремонта - срочного или планового, совершенно неверно думать, будто здесь конвейер, рутина. Работа творческая, каждый раз, выискивая причину поломки или делая профилактику, сталкиваешься с чем-то новым.

Чем сложней задача, тем интересней найти пути её решения.

 Хотя принцип обслуживания моторов тепловозов тот же, что у автомобиля - в ходе каждого ремонта обследуется и заменяется определённый блок. Только объёмы, мощности не сравнимы с машинами: порой, чтобы снять деталь, приходится задействовать кран.

Вотчина Алексея Рижака - мастерская по ремонту топливной аппаратуры. Один из самых сложных участков, где порой требуется ювелирная работа по ремонту форсунок, топливных насосов высокого давления, регуляторов скорости, которые управляют рейками. Опыта мастера достаточно для того, чтобы помогать другим, руководить работой, но он по-прежнему предпочитает всё делать сам, своими руками. Признаётся, что это интересней. В своё время даже от бригадирства отказался из-за того, что у руководителя, пусть даже небольшого звена, не столько практики, сколько теории да бумажной работы. К тому же нужно и психологом, и воспитателем быть, чтобы направить, а то и заставить что-то сделать. При этом Алексей Мирославович может всегда отвлечься от своей работы и помочь коллеге.

Есть кроме любимой работы у Алексея Рижака ещё одна страсть - рыбалка. Пристрастился к ней тоже на работе: когда пацаном пришёл на комбинат, в бригаде были заядлые рыбаки. С ними и начал ездить на реки и озёра. Сейчас и в этом деле профессионал, готовый не только на ближайших водоёмах рыбачить, но и ехать за 200-300 километров за желанным трофеем.

А ещё Алексей Мирославович очень любит готовить. Приучила к домашней работе мама: не только макароны и картошку варить, но и сложные блюда - пельмени, голубцы, пирожки, печенье. А когда женился, оказалось, что молодая супруга не умеет на кухне делать даже элементарных вещей. Со временем, конечно, научилась, но всегда доминировал на кухне глава семьи.  Кулинарному искусству научил и дочку. О семье Алексей Рижак говорит с гордостью, особенно о внучке Ангелине и внуке Егоре, которые занимаются в танцевальном коллективе "Дети Магнитки", ездят на конкурсы, завоёвывают награды.

- Не должно быть праздного времяпрепровождения, нужно с пользой время расходовать, - заключает Алексей. - Тогда в жизни всё сложится как надо.

Сам Алексей Рижак тоже не готов сидеть сложа руки, хочет быть полезным, нужным. И, несмотря на то, что уже достиг пенсионного возраста, именно из этих соображений рад, что востребован на работе, где ценят его профессионализм и не могут обойтись без помощи и советов старейшего работника цеха. На покой он не собирается, потому что обладает не только смекалкой и золотыми руками, но и горячим сердцем, работающим в унисон с родным коллективом, открытым для познаний, экспериментов и новых впечатлений.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

02.06.2020

( )

Спасибо за помощь!

Хорошие дела не должны оставаться незамеченными, уверены читатели "ММ", приславшие в нашу редакцию благодарственное письмо.

28.05.2020

( )

Перемелется - мука будет

Жители Магнитки любят свою малую родину и по праву ею гордятся.

23.05.2020

( )

Медики благодарят ММК за помощь

В адрес генерального директора ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" Павла Шиляева поступило благодарственное письмо от главного врача государственного автономного учреждения здравоохранения "Родильный дом № 1 города Магнитогорска" Дмитрия Коваленко.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.