Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

19 августа, понедельник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

16.08.2019

Комментарии ( )

По законам добрососедства

Челябинская область и Башкортостан связаны неразрывно.

17.08.2019

Комментарии ( )

Совершенству нет предела

Служба исследований компании HeadHunter провела опрос и выяснила, чего чаще всего не хватает на текущем месте работы жителям Челябинской области.

17.08.2019

Комментарии ( )

"Вместе мы сможем больше"

Сегодня исполняется 31 год Всероссийскому обществу инвалидов.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Педсовет»

15.08.2019

Комментарии ( )

Дорогая школа

Приближающийся День знаний вызвал дополнительные расходы у многих родителей.

08.08.2019

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Пора выбирать профессию

Многие родители делают это за ребёнка.

01.08.2019

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Уровень тревожности

Внутреннее напряжение зачастую вызывает у детей симптомы различных заболеваний.

23.07.2019

Комментарии ( )

Эмоциональный интеллект

Умение общаться и выражать чувства порою важнее знаний и ума.

16.07.2019

Комментарии ( )

Капризные дети

Родителям следует придерживаться золотой середины при воспитании.

04.07.2019

Комментарии ( )

Модели поведения

Мудрые отцы воспитывают мужественных мальчиков и женственных девочек.

02.07.2019

Комментарии ( )

Ваш любимый подросток

Сложный возраст становления личности одновременно и самый интересный.

25.06.2019

Комментарии ( )

Не худейте, девочки

В городе участились случаи анорексии.

Педсовет

19.02.2019

Текст: Татьяна Бородина

Пугачёв или Шекспир?

Школьники заканчивают работу над научными проектами.

Исследования и их оформление испортили настроение многим учащимся, которые в поисках помощи обращаются к Интернету, родителям, проводят много времени в библиотеках. Трудности начинаются порою с самого начала. Ведь нужно выбрать тему. "Особенности творчества Шекспира" или "Путь крестьянского "царя" Пугачёва"? История металлургического комбината или создание русской письменности?

Взрослые ошибки

- Не секрет, что почти каждый родитель школьника при слове "проект" вздрагивает и беспокоится, - говорит кандидат психологических наук, директор открытого института проектирования и руководитель проекта "Родительская инициатива" Ирина Бузунова. - Мягко говоря, проекты не любят! Почему? Ответ прост, с введением нового стандарта образования детям дают задание, справиться с которым можно только всей семьей. В школы приносят выполненные на выходных поделки, судьба которых не всегда очевидна. Причём нередко это результат труда родителей, которые не понимают смысла происходящего.

Ирина Владимировна отмечает, что не каждый творческий продукт можно назвать проектом. Слово переводится как бросок мысли вперёд, то есть, попытка  предвосхитить результат, создать нечто актуальное, решающее какие-либо вопросы.

- Проект рождается в ответ на практический запрос, как способ преодоления проблемы, и должен иметь практическое значение, - подчёркивает психолог. - Поделка и текст могут быть проектом при условии, что можно точно сказать, ради чего это делается, каков будет конкретный результат. Даже текст как форма исследовательского проекта должен достигать цели - например, приводить к получению нового знания. Материал, скачанный из Интернета, - это не проект.

Работа должна быть уникальной и, конечно, авторской. Если идею проекта придумал учитель, то это его проект, а ребёнок только исполнитель. И, конечно, следует стремиться к тому, чтобы школьник участвовал в формировании замысла, придумывал, что именно он  хочет создать. 

Ирина Бузунова предлагает сравнить два задания. Первое: "Склейте этот макет дома и украсьте его".  От учащегося ждут исполнительской работы и непонятно, какие вопросы она решает.

- Задача не проектная, но это не безнадёжно, её можно сделать интереснее, - считает Ирина Владимировна. -  Стоит только спросить, какими бывают дома, как в разное время жили люди и подумать о квартире будущего. Предложить разобраться с устройством зданий и показать другим, создать собственный макет. Вот в этом случае появляются исследовательская задача - понять различные виды строений, образовательная - познакомить с ними других, а также творческая - преобразить мир вокруг. 

Есть другой вариант задания: "Дома очень похожи один на другой. Как сделать так, чтобы город стал красивым и удобным для жизни?" И это больше похоже на проектную задачу. Она открытая, практическая, ориентирована на конкретный результат. И, вполне возможно, появится оригинальное решение. Ребёнок может проявить себя, пофантазировать. Если, конечно, взрослый не окажет медвежью услугу и не сделает за него всё идеально. Это ключевая ошибка в детском проектировании.

Замысел и рефлексия

Многие дети и родители считают, что проекты - это дополнительная и совершенно лишняя нагрузка, не имеющая никакой пользы. Ирина Бузунова менее категорична.

- Работа над проектами помогает развивать активную жизненную позицию,  умение действовать в новой ситуации, в условиях неопределенности, - говорит она. -  Это даёт детям уверенность в себе. Правильное проектирование развивает и надпрофессиональные компетенции - универсальные навыки будущего, которые помогут  быть успешным в любой профессии. Например, умение работать в команде, мыслить креативно и находить разные пути преодоления проблем, управлять проектом. Навыки проектирования важны как в бизнесе, так и в некоммерческом секторе и даже в бюджетных учреждениях.

Психолог выделяет несколько типов проектов. Цель исследовательских - изучение нового вопроса, научной или практической проблемы, получение нового знания. Творческие должны привести к созданию нового продукта: поделки, журнала, книги, макета. При этом важно понять цель -  воспитание творца или исполнителя. В зависимости от этого и следует ставить задачи. Проекты-мероприятия призваны к созданию выставки, спектакля, конкурса или игры. А учебные могут быть любыми из перечисленных. У них меньше требований к уникальности решения.

Главное в исследовательской работе всё-таки сам процесс. В нём, как правило, три стадии: замысел, реализация, рефлексия. Важно не просто получить результат в виде продукта. Замысел проекта, его смысл и идею взрослым хорошо бы обсудить с детьми.  Ещё лучше, если школьники сами предложат варианты решения задачи. На этапе реализации следует помочь определить цель и задачи, построить план работы, найти нужные ресурсы, средства и материалы, определить необходимые действия и планируемый результат. Не менее важна рефлексия,  то есть понимание и обсуждение задуманного и получившегося. Что ребёнок понял при реализации? Какие планы на будущее определил? Как может улучшить работу?

Родительский форум

Есть несколько пунктов, на которые Ирина Бузунова рекомендует обратить самое пристальное внимание. Если планируете развить самостоятельность ребёнка, то не делайте всё за него. При этом помогать и поддерживать всё-таки нужно. Ведь для школьника научная работа - довольно сложный процесс.

- Много - не значит лучше, - добавляет Ирина Владимировна. - Обычно это ведёт лишь к чрезмерной нагрузке на учащегося. И, конечно, педагог должен иметь свои проекты, опыт и навыки проектирования. Только в этом случае он сможет быть адекватным наставником и образцом для ребёнка. Самое главное для родителей и учителей ставить творческие задачи, общаться с детьми по ходу работы, давать им достаточную самостоятельность, но при этом не бросать на произвол судьбы. 

Получить более подробную информацию о воспитании и образовании детей можно на встречах, которые проводит некоммерческая организация "Открытый институт проектирования". Совершенно бесплатно. Напомню, институт выиграл грант президентского фонда на реализацию проекта "Родительская инициатива: мобилизация ресурсов и повышение компетентности родителей". Кстати, поучиться можно и вместе с детьми. В рамках проекта в марте состоится второй общенациональный родительский форум. Он охватит ещё больший спектр вопросов.  "Родительскую инициативу" можно найти и социальной сети "ВКонтакте" https://vk.com/familysch.

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

23.07.2019

( )

Дороги войны

Судьба Ивана Наумкина - пример воинской и трудовой доблести.

20.07.2019

( )

Рабочий с востока

В Магнитогорском краеведческом музее работает выставка "Испытание пленом" (12+).

08.07.2019

( )

Пушистое четвероногое счастье

Воспитанники МОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" побывали на экскурсии в многопородном питомнике "Белый лекарь", расположенном в деревне Елимбетово республики Башкортостан.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.