Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

25 августа, воскресенье

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

24.08.2019

Комментарии ( )

Добровольные обязательства

В первом полугодии Группа ММК направила более миллиарда рублей на социальные программы и благотворительность, охватив поддержкой все категории населения.

24.08.2019

Комментарии ( )

Обойдёмся без "пятницы"?

Россияне отреагировали на идею о четырёхдневной рабочей неделе.

24.08.2019

Комментарии ( )

За безопасностью проследят беспилотники

Минтранс совместно с Минпромторгом России разработали концепцию работы интеллектуальных систем, которые будут следить за безопасностью дорожного движения.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

22.08.2019

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Перед книгой все равны

В Магнитогорске появилась первая современная мобильная библиотека.

22.08.2019

Комментарии ( )

Эмоций и зрелищ

На аппаратном совещании начальник управления культуры городской администрации Млада Кудрявцева рассказала, чем порадовал прошедший театрально-концертный сезон и что ждать от нового.

13.08.2019

Комментарии ( )

см. 8 фото »

Лабиринты творческих исканий

Для любителей искусства и участников конкурса масштабная выставка послужит ориентиром в поиске не только творческих путей.

30.07.2019

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Плакат Победы

Самым эффективным средством в идеологической борьбе было искусство плаката.

20.07.2019

Комментарии ( )

см. 28 фото »

"Юбилейный репортаж"

Одноимённое театрализованное представление, посвящённое Дню металлурга и 90-летию Магнитогорска, прошло в жанре динамичного телесюжета, охватывающего все стороны жизни города и комбината.

16.07.2019

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Наш личный Новый год

Грушинский фестиваль порадовал долгожданными встречами и удивительными открытиями.

27.06.2019

Комментарии ( )

см. 14 фото »

Путеводные нити "Лабиринта"

Открытие III межрегиональной выставки-триеннале стало настоящим праздником для художников и почитателей искусства (6+).

25.06.2019

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Рубежи успеха

В историко-краеведческом музее открыли выставку, приуроченную к юбилею города.

Культура

30.03.2019

Текст: Елена Лещинская

Тайна остаётся неразгаданной

Хореографические новеллы "Берёзки" воочию впечатляют ещё сильнее, чем в видеозаписях и телеэфирах.

Государственный академический хореографический ансамбль "Берёзка" имени Н. С. Надеждиной - коллектив с мировым именем, в особом представлении не нуждающийся. Юбилейный гастрольный тур, приуроченный к 70-летию "Берёзки" (6+), - резонансное событие в культурной жизни страны. Магнитогорцы встретили легендарный ансамбль тепло, проводили овациями и возгласами "браво".

В зал Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе зрителей пришло не меньше, чем на звёзд современной эстрады и рок-музыки. Очередное подтверждение того, что вечные ценности значимы во все времена.

Концерт начали с задержкой в несколько минут, - как правило, это позволяет опаздывающим "вписаться в поворот". Чаще такие масштабные выступления задерживают минимум на четверть часа, возможно, это и приучает публику  к непунктуальности. Что ж, немногочисленным опоздавшим остаётся лишь посочувствовать - первым номером программы шла коронная композиция, давшая имя ансамблю. Именно с "Берёзки", хоровода под русскую народную песню "Во поле берёзка стояла", началась история коллектива. В далёком 1948-м Надежда Надеждина поставила этот номер, вошедший в анналы не только российской, но и, смело можно утверждать, мировой культуры.

К 70-летию коллектива на телеканале "Россия-1" показали сериал "Берёзка" (12+). Любови Константиновой, исполнительнице роли танцовщицы Вари, потом задавали вопрос, раскрыли ли ей секрет знаменитого плывущего шага. Актриса же говорила о том, что ей было важно хотя бы перенять манеру девушек из "Берёзки", с которыми она снималась, держаться перед публикой, "нести себя", а о плывущем шаге и речи не шло - этому учатся годами.

В своё время иностранцы не могли поверить, что девушки передвигаются не на роликах, да и соотечественники, которые не раз слышали поговорку "плывёт как лебёдушка" и вроде бы не должны удивляться, поражались: как это удаётся? Сегодня скептики предполагают: а вдруг там, под тяжёлым полотном красной юбки в пол, прячется, скажем, гироскутер?

Художественный руководитель, главный балетмейстер Государственного академического хореографического ансамбля "Берёзка" имени Н. С. Надеждиной - народная артистка СССР, лауреат премии Правительства Российской Федерации, кавалер двух орденов "За заслуги перед Отечеством", академик, профессор Мира Кольцова - тайны не раскрывает, как не раскрывала её создательница коллектива Надежда Надеждина. В своих интервью Мира Михайловна даже несколько сетует на расспросы о том, почему до сих пор никто из девушек не проговорился. По её мнению, причина - в духовном развитии, которое идёт рука об руку с хореографическим мастерством. Никаких страшных клятв участницы ансамбля не дают.

И всё же вопрос о технике плывущего шага активно обсуждается по сей день. Кто-то утверждает, что колени танцовщиц связывают специальной резинкой, чтобы шаг был семенящим, мелким - так наши прабабки ходили с вёдрами по воду, не проливая ни капли. Удивительный эффект якобы достигается благодаря передвижению на полусогнутых ногах и на цыпочках, для чего нужна недюжинная физическая подготовка. Так ли это, судить не возьмусь, пусть тайна остаётся тайной. Скажу лишь: когда стремительный хоровод набирал скорость, у моей коллеги вырвалось: "А, это поворотный круг, - и через несколько секунд, ошеломлённо: - Но на этой сцене нет круга!" Девушки словно стоят на месте и при этом двигаются быстро и слаженно. А как улыбаются! Кажется, "плыть" у них получается легко и непринуждённо. А ведь фирменным шагом "Берёзки" новенькие овладевают года через три - и только тогда девушек переводят в основной состав ансамбля.

Не успели отзвучать аплодисменты и восторженные восклицания - кадриль "Хохломская скамейка", в которой участвуют четыре пары в красочных костюмах - тоже "под хохлому". Вот где видно, что участницы ансамбля "делают ногами"! Чёткие движения в бешеном темпе и чётком ритме, топот каблучков, динамично меняющийся рисунок танца. Не забудем, исконно у народного танца достаточно широкое предназначение, - говоря современным языком, это и дискотека, и фитнес, и акробатика. Что вытворяют парни "Берёзки", просто уму непостижимо. Солисты, задействованные в хореографических сценах "Балагуры", "Холостяки", "Ямщики", могли бы с успехом участвовать в конкурсах по эквилибристике и акробатике.

Девушки производят не меньшее впечатление слаженными до каждого движения ресниц хороводами "Фонарик", "Колокольцы", "Реченька", "Северный русский хоровод" и знаменитым почти как легендарная "Берёзка" "Танцем с платками".

С хороводами мы сталкиваемся уже в дошкольном детстве, когда воспитательница в садике говорит: "Берёмся за руки и идём вокруг ёлочки". Но хоровод - нечто неизмеримо большее, чем хождение по кругу в разные стороны. А если это танец в постановке Надежды Надеждиной или Миры Кольцовой, сочетающий фольклорные и классические традиции, то круг трансформируется в сложные фигуры и композиции.

Совершенство хореографических номеров "Берёзки" проявляется во всём - в движениях, взглядах, мимике, наконец, в одежде. У артистов "Берёзки" потрясающе красивые, нарядные костюмы, которые хочется назвать произведениями искусства. Восхищают узоры в народном стиле, золотое и серебряное шитьё, бисер и кружева, да и сами ткани - лён, батист, бархат… Маскирующе тяжёлые, неподвижные подолы - только у красных сарафанов исполнительниц прославленной "Берёзки". В других хороводах можно рассмотреть все движения, подивиться их грациозности, плавности и обманчивой медлительности: сцена Дворца имени Серго Орджоникидзе, мягко говоря, не маленькая, а девчата вроде только что были на одном её конце - и вот уже на другом.

Ансамбль "Берёзка" представил не только массовые танцы, но и эффектную хореографическую картину "на троих" "Шуточная сердечная" - влюблённые юноши пытаются очаровать красавицу, та, конечно, кокетничает и ускользает.

Завершился концерт хореографической сценой "Петрушка", филигранно выстроенной с точки зрения композиции танца и театрализованного сюжета. В "Петрушке" задействован и основной, и молодёжный состав ансамбля, грандиозный номер сорвал овации публики.

Масштабный концерт в двух отделениях, представивший разные грани творчества "Берёзки", пролетел на одном дыхании и завершился не точкой, а жирным восклицательным знаком. Гастроли Государственного академического хореографического ансамбля "Берёзка" имени Н. С. Надеждиной подарили магнитогорской публике море положительных эмоций и напомнили о значимости народных корней современной российской культуры.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

23.07.2019

( )

Дороги войны

Судьба Ивана Наумкина - пример воинской и трудовой доблести.

20.07.2019

( )

Рабочий с востока

В Магнитогорском краеведческом музее работает выставка "Испытание пленом" (12+).

08.07.2019

( )

Пушистое четвероногое счастье

Воспитанники МОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" побывали на экскурсии в многопородном питомнике "Белый лекарь", расположенном в деревне Елимбетово республики Башкортостан.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2019).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.