Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

22 сентября, воскресенье

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

21.09.2019

Комментарии ( )

Официальный статус

Алексей Текслер вступил в должность губернатора Челябинской области.

21.09.2019

Комментарии ( )

Финансовая прибавка

В Челябинской области повысят стипендии студентам и зарплаты бюджетникам.

21.09.2019

Комментарии ( )

Госнаграда для сенатора

Президент России Владимир Путин наградил медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени члена Совета Федерации от Законодательного собрания Челябинской области Олега Цепкина.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Вехи»

21.09.2019

Комментарии ( )

см. 11 фото »

Ленификация всей страны

Практически в каждом уголке России есть памятник Владимиру Ленину, а то и несколько.

19.09.2019

Комментарии ( )

см. 17 фото »

"В этом здании жил и работал…"

Проект "Магнитогорского металла", посвящённый людям и событиям, в память о которых установлены мемориальные доски.

17.09.2019

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Первые секретари

До Георгия Павлова за "неправильные методы работы и бытовое разложение" должностей лишились сразу три секретаря Магнитогорского горкома ВКП(б).

12.09.2019

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Т. Л. Ф. - твой любимый Франц

Дочь Франца Келешьяна передала в музей ММК уникальные экспонаты.

10.09.2019

Комментарии ( )

Степь, ставшая садом

В 1931 году магнитогорцы написали коллективное письмо известному селекционеру Ивану Мичурину.

10.09.2019

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Первые секретари

Пётр Кулешов проработал в Магнитогорске два года и оставил после себя недобрую память.

05.09.2019

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Полёт на Луну и письмо Хрущеву

Первый осенний месяц 1959 года был насыщен событиями союзного и городского масштаба.

05.09.2019

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Сила любви

Сильное чувство помогло ему выжить в фашистских застенках и вернуться к мирной жизни.

Вехи

02.04.2019

Алгеброй поверяла гармонию театра

В рамках проекта "ММ" публикуем статью математика-театроведа Людмилы Малышевой.

Произнося фразу "Город, который я люблю", понимаешь, что каждый, исходя из возраста, социального положения и профессии, вкладывает в признание свой смысл.

Жила в Магнитогорске удивительная женщина - педагог-математик, просветитель, больше всего на свете любившая театр. И не просто любила, а знала театральную жизнь города, как никто другой. Скромная, умная, тонко чувствующая, она жила театром, не пропуская ни одной премьеры. Посещала все спектакли, и порой не единожды. Людмила Малышева была не только поклонником театра, но и страстным его пропагандистом среди студентов МГПИ, театрального факультета консерватории.

Театральные эссе за её подписью регулярно появлялись на газетных страницах. После ухода Людмилы Малышевой из жизни  сестра Валентина, друзья, бывшие ученики и коллеги издали на основе публикаций книгу "Театр, моя любовь…". В монографии содержится выступление Людмилы Малышевой на межвузовской научно-практической конференции "Театр в зеркале проблем образования", проходившей в рамках IV международного фестиваля оперного искусства "Вива опера!" в 2010 году.

Обзор спектаклей стал своеобразной летописью театральной жизни Магнитки 50-80-х годов прошлого века. Отрывок из доклада Людмилы Малышевой позволит окунуться в театральную атмосферу ушедшей эпохи.

 Элла Комиссарова,

кандидат исторических наук,

почётный работник высшего

профессионального образования

 

"На сцене театра имени А. С Пушкина нашли воплощение произведения местных авторов, посвящённые Магнитке, Уралу: "Серебряное копытце" (1966) и "Узоры изумрудных гор" (1977) по сказам П. Бажова; "Павел Аносов" ("Отечество мы не меняем") К. Скворцова (1973); "Расстрелянный ветер" по произведениям С. Мелешина (1977). Кстати, в спектакле был такой приём: все персонажи садились на авансцену, общались между собой, но реагировали на отклики зрителей, и публика настраивалась на сотворчество.

Ещё несколько спектаклей о Магнитке: "Послушание" (1972) по произведениям С. Нариньяни об историческом факте - приезде С. Орджоникидзе в Магнитогорск; "Тревожная любовь" (1978) по произведениям Б. Ручьёва. Непосредственно в театре родилась пьеса 3. Лавреновой "Завет" о Магнитке первых месяцев Великой Отечественной войны (1982). Но первым, может быть, лучшим, был спектакль  о строительстве первой плотины, о начале Магнитостроя "Строй-

фронт" по пьесе А. Завалишина. За постановку спектакля театр был удостоен областной комсомольской премии "Орлёнок", получив диплом первой степени Министерства культуры РСФСР и Почётную грамоту Министерства культуры СССР.

Театр откликался на знаменательные события в стране и городе, создавая не "датские", а спектакли-раздумья, спектакли-споры: "Перебежчик" (1965), "Чрезвычайный посол" (1967), "Третья, патетическая" (1970) о последних годах жизни В. Ленина; "История одной семьи" по Л. Кручковскому (1976), "Синие кони на красной траве" М. Шатрова (1980).

В репертуаре театра были изящные, остроумные, элегантные комедии и остросюжетные произведения: А. Фредро "Дамы и гусары" (1965), С. Хейр "Чисто английское убийство" (1967), Лопе де Вeгa "Изобретательная влюблённая" (1974). В каждом из них был замечательный актёрский ансамбль.

Театр стремился не опускаться до начинающего зрителя, а расширять круг "понимающих", поэтому экспериментировал, активно искал новые формы работы. Придумали Дни театра, когда одно предприятие, цех, учреждение в полном составе шли на театральный праздник, включавший, кроме спектакля, встречи с артистами, ответы на вопросы, дискуссии.

В Левобережном Дворце культуры металлургов работал бесплатный университет культуры с театральным факультетом, где выступали ведущие артисты театра, разбирались режиссёрские замыслы, сценическое воплощение прошедшей премьеры, звучали лекции по истории театра.

Были попытки в определённый день недели за двадцать минут до начала спектакля проводить беседы со зрителями на темы: "Театр и Октябрь", "Музыка в театре", "Художник в театре" и другие. Артисты и режиссёры приходили к старшеклассникам в школы, рассказывая о театральном искусстве, спектаклях.

Возможно, с позиций сегодняшнего дня всё это кажется наивным и ненужным, тем более что на билетах напечатано: "Вид услуги: театрально-просветительская деятельность". Только ежевечерне спектакль рождается заново в соавторстве со зрителем. Значит, это не бездумный потребитель "услужливого" продукта.

После большого успеха "Третьей, патетической" (1970) значительных достижений в драматическом театре было сравнительно немного. Хотя можно вспомнить блестящую работу Г. Хренниковой в спектакле "С лёгким паром" (1970) по пьесе Э. Брагинского и Э. Рязанова. Весьма спорную "Грозу" в постановке И. Шурова (1972) и его же "На всякого мудреца довольно простоты" (1975) - спектакль об "учителях", потерявших право учить. Интересным был спектакль "Забыть Герострата" (1974), режиссёр Ю. Тамерьян с циничной философией разрушителя: "Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь".

В тяжеловесном спектакле "Царь Фёдор Иоаннович" (1978) совершенно особое место по силе воздействия на зрителя занимали работы С. Акимова (Фёдор), А. Шипуновой (Василиса). Тончайший актёрский ансамбль - Л. Самарджиди, И. Васильева, А. Шипунова, Л. Богомолова, звучал в "Ретро" (1981) по пьесе А. Галина. Бенефисной ролью была Памела Р. Кузьминой в спектакле "Дорогая Памела" (1984).

В. Шрайман поставил "Эффект Редькина" (1987) А. Козловского, где "настоящий" паровоз двигался только по кругу, лететь вперёд не удавалось из-за равнодушия, боязни правды, обмана, самодовольства и тупости чиновников. Пожалуй, последний всплеск зрительского интереса к драматическому театру наблюдался в 1988 году на спектакле "Звёзды на утреннем небе" по А. Галину. И казалось, что театральная жизнь в городе постепенно затихает. Но...

В 1973 году открылся театр "Буратино". Не полемизируя с традиционными представлениями о театре кукол, "Буратино" дал своё азартное видение взаимодействия куклы и актёра, их совместного существования.

Театр щедро делился своим мастерством с людьми самого разного возраста. В первом спектакле "Необычайные приключения Буратино и его друзей" диалог Карабаса с Дуремаром с импровизационной лёгкостью мог длиться от 10 до 40 минут, лишь бы зрители выдержали, приняли.

В спектакле "Сэмбо" (1973) антилопа-мать мудро объясняла сынишке вечную истину о том, что придёт время, когда он навсегда останется один. 35 лет прошло со дня премьеры "Айболит против Бармалея", но всё чаще вспоминается издевательски-уверенный вывод Бармалея (артист Е. Терлецкий) о непобедимости зла. Спектакль "Маугли" (1976) показал высший пилотаж взаимодействия артиста и куклы, хотя кукол здесь практически не было. О семейных ценностях, об уходящем навсегда детстве рассказывал спектакль "Винни-Пух и все, все, все..." (1977).

Куклы-манекены в "Драконе" (1980) очень умело подменяли похожих на них людей на сцене, но и в зале рядом со зрителями сидели манекены, дополняя своим присутствием прозвучавшую со сцены фразу: "Разрубишь тело пополам - человек околеет. А душу разорвёшь - станет послушной, и только".

В "Гамлете" (1981) М. Борнштейна куклами были ножи, кинжалы, кукольные головки, ширмой могло служить человеческое тело. Лучшим спектаклем этого периода является "Дом, который построил Свифт" (1985) по пьесе Г. Горина. Кажется, что пьеса написана о нынешнем времени, и автор предвидел, какими мы будем. Несколько песен к спектаклю, звучавшему очень современно, сочинила Вероника Долина. В спектакле в мудрой гармонии существовали декорации, всевозможные куклы, артисты, не скрывающие под маской лиц, ибо главным был обмен мыслями, а не словами.

"Буратино" того времени работал чрезвычайно разнообразно. Порой в сезон в репертуаре было 12 спектаклей для взрослых. Специалисты утверждают, что за первые 15 лет жизни театра не было ни одного непроданного билета на вечерние спектакли.

Театр учился мастерству, вынося действие в фойе. Особая ответственность выпадала на долю зрителей, слишком тонкой душевной нитью связывались их взаимоотношения с артистами: "Вишнёвый сад" М. Скоморохова, "Варшавская мелодия" В. Шраймана, "Дядя Ваня" М. Скоморохова. Возможно, образом этого спектакля были букет живых роз и кровь от шипов на ладони дяди Вани. "Розы - шипы - кровь" - это наша реальная жизнь.

В лучших спектаклях "Буратино" всегда есть та высокая театральность, которую невозможно создать техническими средствами. Вспомнить хотя бы мюзикл "Человек из Ламанчи" (1979) и сцену смерти Дон Кихота (кукла-марионетка). Актриса пережигала свечкой одну ниточку - у Дон Кихота опускалась рука, потом другая, потом кукла становилась на колени…

Исследуемый промежуток времени завершается тем, что драматический театр имени А. С. Пушкина оказался на грани закрытия, а театр "Буратино" довольно тяжко болен.

Сегодня в репертуаре пушкинского театра фактически нет спектаклей того времени, кроме "Буки". Возможно, что в 2011 году он отметит своё 38-летие. Но, если сейчас говорим об ушедших спектаклях, как о живых, значит, верна мысль Э. Радзинского: "В театр можно прийти, но уйти из него невозможно".

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

12.09.2019

( )

Два братца

Я пожилая женщина, но интерес к жизни ещё не потеряла.

10.09.2019

( )

На пульсе времени

От всей души поздравляем начальника отдела по взаимодействию со СМИ Магнитогорского городского Собрания депутатов Анжелику Филипову с юбилейным днём рождения, желаем здоровья, оптимизма, благополучия и успехов в реализации всех намеченных планов!

28.08.2019

( )

Приглашаем на концерт

29 августа с 16.00 до 17.00 в обновлённом парке посёлка Берёзки в рамках городского проекта "Парки Магнитки" пройдёт концерт преподавателей Детской школы искусств №1.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2019).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.