Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

17 августа, суббота

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

16.08.2019

Комментарии ( )

По законам добрососедства

Челябинская область и Башкортостан связаны неразрывно.

17.08.2019

Комментарии ( )

Совершенству нет предела

Служба исследований компании HeadHunter провела опрос и выяснила, чего чаще всего не хватает на текущем месте работы жителям Челябинской области.

17.08.2019

Комментарии ( )

"Вместе мы сможем больше"

Сегодня исполняется 31 год Всероссийскому обществу инвалидов.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Педсовет»

15.08.2019

Комментарии ( )

Дорогая школа

Приближающийся День знаний вызвал дополнительные расходы у многих родителей.

08.08.2019

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Пора выбирать профессию

Многие родители делают это за ребёнка.

01.08.2019

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Уровень тревожности

Внутреннее напряжение зачастую вызывает у детей симптомы различных заболеваний.

23.07.2019

Комментарии ( )

Эмоциональный интеллект

Умение общаться и выражать чувства порою важнее знаний и ума.

16.07.2019

Комментарии ( )

Капризные дети

Родителям следует придерживаться золотой середины при воспитании.

04.07.2019

Комментарии ( )

Модели поведения

Мудрые отцы воспитывают мужественных мальчиков и женственных девочек.

02.07.2019

Комментарии ( )

Ваш любимый подросток

Сложный возраст становления личности одновременно и самый интересный.

25.06.2019

Комментарии ( )

Не худейте, девочки

В городе участились случаи анорексии.

Педсовет

02.04.2019

Текст: Татьяна Бородина

Кто ищет таланты?

Воспитывать одарённого ребёнка - непростое дело.

Родителям по природе положено верить в большие успехи своих детей. Благодаря поддержке подрастающее поколение и правда может прийти к великим целям и осуществить самые смелые мечты. Нужен ли для этого особый талант - другой вопрос.

Интеллект - не показатель

Многие папы и мамы уверены, что их ребёнок одарён больше других. Это нормально. Есть мнение, что каждый человек талантлив. Другое дело, что способности хорошо бы обнаружить как можно раньше, а потом ещё и развивать. Общего стандарта для определения одарённости не существует, но в школах давно выработали свои правила, по которым определяют ребёнка в ту или иную группу. Способности могут быть  сразу в нескольких сферах или только в одной  - например, в математике или музыке, рисовании.

Психологи  давно разработали тесты для определения склонностей и талантов. Есть смысл обратиться к ним. Возможно, следует найти хорошую школу, в которой проводят специальные тестирования и обучают по программам для одарённых. При этом необходимо отметить, что тесты могут не выявить настоящих способностей. Например, многие из них нацелены на определение IQ. Обычный интеллект соответствует баллам от 85 до 115. Если набралось больше 130 баллов, то рёбенок считается одарённым. Иногда к этой категории относят и детей, результаты которых достигли 120. Но талант может быть никак не связан с этим уровнем. Во многих сферах интеллект не играет никакой роли. Вдобавок, не факт, что умный ребёночек в дальнейшем как-то проявит себя. Он будет радовать родных рассуждениями, хорошими оценками, но не более того.

Случаются ситуации и хуже, когда явно одарённый школьник учится плохо. Специалисты видят в нём неспособность к обучению, а таланта не замечают. Главное, что он не хочет тихо сидеть за партой и аккуратно писать. И, конечно, здесь важно внимание родителей. Может быть, ребёнку надо поменять окружение, класс, школу, профиль обучения. Впрочем, специалист центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Елизавета Феденя отмечает, что одарённый ребенок обычно имеет всё-таки более высокий уровень интеллектуального развития, чем его ровесники, идёт с опережением  приблизительно на три-четыре года. К тому же, у него развиваются интересы, несвойственные той возрастной группе, в которой ему предстоит находиться.

Без замечаний

Талант - это, несомненно, повод для радости, но вместе с тем и большие проблемы. Они могут возникать как при общении с родителями, так и при контактах с другими детьми. Например, одарённые дети часто имеют привычку поправлять других, делать замечания. 

- Механизм этой привычки можно объяснить с помощью суждений об эгоцентризме швейцарского психолога и философа Жана Пиаже, - отмечает Елизавета Валентиновна. - Он объясняет это тем, что дети уверены - все вокруг разделяют их мысли и чувства. Между тем, даже взрослые порой с трудом принимают чужую точку зрения. Также одарённые дети часто страдают, если оказываются неправы. Им кажется, что от этого мучаются и другие. Вот и спешат на помощь - подсказать, как лучше.  Но эти благие побуждения вызывают не самую положительную реакцию. Сверстникам они кажутся зазнайками, а их подсказки и поправки - способом самоутверждения за счёт остальных.

Всем детям свойственна потребность в признании и общности с коллективом. Одарённый ребёнок не отличается этим от остальных. Он делает всё лучше других, потому что не может иначе. Зачастую его рассказы интереснее, работы более качественные, рисунки ярче, шутки  смешнее, суждения глубже и мудрее. Но дружбу и хорошие отношения всё это не обеспечивает. Любой, кто чем-либо выделяется, в первую очередь может получить, к сожалению, негативную реакцию, а затем и вовсе оказаться в изоляции.

- Родителям следует помочь ребёнку воспитать терпение, ненавязчивость и способность контролировать себя, - рекомендует педагог-психолог. - Стоит помнить, что одарённый ребенок понимает достаточно много, с ним достаточно просто поговорить и объяснить нормы общения.

Нередко ребёнок, обладающий талантами в интеллектуальной сфере, плохо развит физически. Конечно, стоит обратить внимание и на эту сторону. Тем более, что при таком раскладе возникает дополнительный нюанс. Умный ребёнок отвечает на обиды словами, которые зачастую воспринимаются более болезненно, чем удары. После таких фраз помириться бывает сложнее, чем после драки.

- Стоит поговорить с ребёнком и понять, что его задевает в повседневном общении, -  советует Елизавета Феденя. - Постараться внимательно выслушать рассказ о том, что вызывает обиду, душевную боль. Помочь понять, как своими словами он ранит других. Важно объяснить, что, как и в обычной драке, нельзя нападать на заведомо более слабого. Ведь интеллект не только своеобразная демонстрация силы, но и большая ответственность.

Ты - самый лучший

Одарённых детей чаще тянет ко взрослым, ведь те больше знают и умеют, а игры сверстников скучные и глупые. Психолог отмечает, что и в этом случае помогут навыки общения, которые необходимо развивать в первую очередь в расчёте на сверстников. Ведь зачастую дело не в интеллектуальном уровне игры, а просто в том, что ребёнка не принимают, не видят в нём друга, не хотят с ним играть. Со взрослыми он тоже может общаться. В конце концов, многие из старших действительно могут оказаться полезным источником знаний.

Психолог отмечает, что если общество не успело изолировать одарённого ребёнка, то нередко он делает это сам. Этого можно избежать, если  воспитывать в детях дух сотрудничества, научить сообща переживать победы и поражения.

- Не стоит отделять ребёнка от общества, - говорит Елизавета Валентиновна. - Нужно, наоборот, находить для него новые возможности для общения с большим количеством разных детей.

"Ты самый лучший!" - хорошая фраза. Только всё нужно делать в меру. И перехваливать ребёнка, возносить на пьедестал не следует. Ему потом будет всё сложнее и сложнее общаться с другими людьми. Да и жизнь родителей станет труднее. Ведь все прелести плохого воспитания в первую очередь испытают именно они. Не обманывайте себя, говоря, что никто ему, такому талантливому не нужен. Всем необходимы друзья, единомышленники, близкие люди. И одарённость, талант - это не оправдание для хамства.

Психолог подчёркивает, что, помимо всего прочего, необходимо воспитать в ребёнке уважение к людям любого интеллектуального уровня. Общество неоднородно, и нужно научить одарённого ребенка конструктивному общению. Впрочем, практика показывает, что удаётся это редко. Талантливые люди зачастую имеют довольно скверный характер. Редко получается  одновременно лелеять одарённость и обращать внимание на правила хорошего тона. А иногда случается, что талантливые дети ведут себя более воспитанно и скромно, чем мамы и папы, которые слишком уж гордятся достижением, которое считают  своим. Возможно, со временем у них это пройдёт. Главное, конечно, подумать, счастлив ли ребёнок. Способен ли на самостоятельное развитие или терпит повышенные нагрузки только из-за вашего давления? Что с ним будет дальше?

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

23.07.2019

( )

Дороги войны

Судьба Ивана Наумкина - пример воинской и трудовой доблести.

20.07.2019

( )

Рабочий с востока

В Магнитогорском краеведческом музее работает выставка "Испытание пленом" (12+).

08.07.2019

( )

Пушистое четвероногое счастье

Воспитанники МОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" побывали на экскурсии в многопородном питомнике "Белый лекарь", расположенном в деревне Елимбетово республики Башкортостан.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.