Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

22 апреля, понедельник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

23.04.2019

Комментарии ( )

В четверг - эстафета!

Послезавтра состоится 71-я весенняя легкоатлетическая эстафета на Кубок газеты "Магнитогорский металл".

23.04.2019

Комментарии ( )

Апрельская повестка

Сегодня депутаты МГСД рассмотрят 15 вопросов.

23.04.2019

Комментарии ( )

Дорого внимание

Примерно 90 процентов россиян согласны на сверхурочную работу, если работодатель будет максимально о них заботиться.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Фотовзгляд»

18.04.2019

Комментарии ( )

см. 21 фото »

С промплощадки на постамент

Один из трёх оставшихся на ММК итальянских электровозов "Савильяно" станет экспонатом музея железнодорожной техники в Санкт-Петербурге.

02.04.2019

Комментарии ( )

см. 31 фото »

Все оттенки белого

Участницы "Красы Магнитки-2019" и в бикини, и в платьях в пол - как в собственной коже.

26.03.2019

Комментарии ( )

см. 60 фото »

Шестнадцать лет: полёт нормальный

В зале Дворца спорта имени Ивана Ромазана состоялся традиционный, семнадцатый фестиваль стильной хореографии "Улица горящих фонарей".

19.02.2019

Комментарии ( )

см. 27 фото »

Яркий праздник лёгкого изящества

Традиционный Кубок главы города по спортивным бальным танцам прошёл во Дворце культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе.

31.01.2019

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Суровая романтика чёрной металлургии

Сияние расплавленного металла - лишь одна грань потрясающей красоты ММК.

29.01.2019

Комментарии ( )

см. 37 фото »

Аттестат зрелости для Экопарка

Магнитогорск отметил Всемирный день снега.

10.01.2019

Комментарии ( )

см. 200 фото »

Издалека и вблизи

Задачей профессиональных фотографов было запечатлеть не просто хронику происходящего, а атмосферу на месте спасательных работ.

11.12.2018

Комментарии ( )

см. 46 фото »

Всё началось с горячих парней

Финал "Профсоюзной молодёжки" стал ярким, красочным, а главное, остроумным шоу.

Фотовзгляд

18.04.2019

Текст: Елена Брызгалина

С промплощадки на постамент

Один из трёх оставшихся на ММК итальянских электровозов "Савильяно" станет экспонатом музея железнодорожной техники в Санкт-Петербурге.

Интерес питерских музейщиков к магнитогорским "савильянкам" - так называют эти электровозы железнодорожники ММК - объясняется их эксклюзивностью. "Савильяно" - первые в мире промышленные электровозы, которые были выпущены в ограниченном количестве - всего 26 экземпляров. В настоящий момент в "живых" осталось только четыре: два из них по-прежнему ударно перевозят сырьё на аглофабрики комбината, один украшает Челябинский железнодорожный музей, ещё один в скором времени отправится из Магнитки в Санкт-Петербург.

Родом из Турина

История электровозов серии "В" началась в 1930-х годах прошлого века, когда на железнодорожных путях крупнейших промышленных предприятий СССР стали внедрять электротягу. Для перевозки сырья требовались четырёхосные электровозы со сцепной массой 60-90 тонн. Руководство страны приняло решение начать выпуск отечественных локомотивов, но, поскольку на разработку и освоение нужно было время, а техника заводам требовалась немедленно, первую партию электровозов закупили за рубежом.

В то время мировым лидером по производству железнодорожного тягового подвижного состава считалась Италия. В 1931 году торговое представительство СССР выдало итальянскому национальному обществу "Савильяно" заказ на изготовление 26 промышленных четырёхосных электровозов, рассчитанных на постоянный ток напряжением 825 вольт. Предполагалось использовать их на ММК, Нижнетагильском меткомбинате, Бакальских рудниках и на "Запорожстали".

Электровозы были изготовлены в Турине. За основу взяли локомотивы, использовавшиеся на открытых горных разработках медных руд в американском штате Юта. Когда техника была готова, на предприятие для приёмки приехала советская делегация, которая потребовала установить на кабины электровозов накладные знаки Народного комиссариата путей сообщения СССР. В Италии уже царили фашистские настроения, поэтому руководство завода оказалось в замешательстве. Но под давлением советской стороны знаки всё же прикрепили.

Несмотря на первоначальные планы, все 26 электровозов в 1932 году поступили на ММК, в распоряжение горнорудного управления. Им предстояло обслуживать линию протяжённостью около девяти километров, изобиловавшую спусками, подъёмами и крутыми поворотами. Двойной тягой "савильянки" должны были возить составы из шести гружённых горной массой думпкаров: руду они доставляли на дробильные и промывочные фабрики, бедные руды и пустую породу - на отвалы.

- Известно, что во время приёмки электровозов комиссия, в которую входили специалисты Московского завода "Динамо", выявила ряд дефектов в электрической и механической частях, в работе пневматического оборудования, - рассказывает начальник железнодорожного района ГОП ПАО "ММК" Андрей Алексеев. - Их устранили на заводе-изготовителе. В ходе начальной эксплуатации на ММК выявили ещё несколько "узких" моментов, которыми занимались уже наши мастера. В результате всех усовершенствований получились электровозы, "заточенные" под требования и особенности работы именно на ММК. К слову, на Магнитострой "итальянцы" прибыли в контейнерах, на платформах, в разобранном состоянии. Собирали их прямо на промплощадке. После обкатки они сразу приступили к работе.

С душой и запасом прочности

Для того чтобы увидеть "Савильяно" в действии, вместе с фотографом и представителями цеха мы отправились на станцию Центральная. После протяжного гудка со стороны рудообогатительной фабрики показался зелёный угловатый электровоз, который бодро тянул за собой вагоны-самосвалы.

- Смотрите, как красиво идёт, - обратили наше внимание железнодорожники.

И действительно, несмотря на почтенный возраст, "Савильяно" выглядел как на рекламной картинке какого-нибудь производственного журнала.

- Сделаны электровозы с душой и большим запасом прочности, - отмечает Андрей Алексеев. - На ММК и сегодня трудятся два итальянских локомотива, которым в этом году исполнится 87 лет. Тяговые характеристики и простота устройства этих машин настолько хороши, что подготовка машиниста и локомотивных бригад не составляла сложностей. Особенно важно это было в 30-40-е годы прошлого века, когда уровень образования рабочих оставлял желать лучшего. Со временем "Савильяно" стали своеобразным символом промышленного железнодорожного транспорта ММК.

Показали нам и тот самый электровоз под номером 12, который в скором времени выйдет на заслуженный отдых и станет музейным экспонатом. В Санкт-Петербург он отправится в разобранном виде на железнодорожных платформах - так же, как прибыл когда-то на Южный Урал.

Кстати, "Савильяно" интересуются не только музейщики. Несколько лет назад на территории цеха железнодорожного транспорта охрана задержала гражданина Бельгии Фрэнка Ван Хиса, увешанного фотоаппаратурой.

- Он не говорил по-русски, но сжимал в руке фото итальянского электровоза, распечатанное из Интернета, - вспоминает Андрей Алексеев. - Кое-как выяснили, что гражданин оказался уважаемым искусствоведом и фотографом. Из соцсетей он узнал о том, что уникальные электровозы по-прежнему работают на ММК. И специально приехал на семинар в Магнитогорск, чтобы лично в этом удостовериться…

Из поколения в поколение

Ни на одном из трёх оставшихся электровозов я не увидела фирменной таблички итальянского завода-изготовителя. Оказалось, что с этим фактом тоже связана интересная история.

- В журнале "Локомотив" встречается информация, что литые заводские таблички были сняты с электровозов в годы войны, - объясняет заместитель начальника цеха железнодорожного транспорта ПАО "ММК" Евгений Шадрин. - Видимо, ввиду того, что Италия была союзником нацистской Германии.

Александр Шаховцев более десяти лет работает в цехе железнодорожного транспорта ПАО "ММК". За это время освоил все виды электровозов и тепловозов, которые задействованы в технологической цепочке комбината. Последние четыре года Александр трудится на уникальном локомотиве "Савильяно".

- О том, что эти электровозы имеют долгую и интересную историю, знал давно, - отмечает Александр Шаховцев. - Помню, как старые машинисты рассказывали, когда эти машины поступили на комбинат, кто на них работал. Так и передаётся история от одного поколения машинистов к другому. Несмотря на то, что электровозы сделаны в 30-е годы, работать на них удобно. Они просты в эксплуатации, ремонте, обслуживании. Благодаря работникам управления логистики и цеха сервисного обслуживания, которые своевременно проводят ремонты и профилактику, наши "савильянки" ещё даже дают фору более "молодым" электровозам.

Итальянские электровозы заслуживают признания и места на постаменте, считает Александр Шаховцев. На их долю выпал самый тяжёлый период: 30-е годы, война, послевоенное десятилетие. А они по-прежнему исправно выполняют свою функцию - перевозят сырьё на рудообогатительные фабрики горно-обогатительного производства.

В цехе железнодорожного транспорта к своей истории относятся бережно. По крупицам собирают информацию о технике и людях. На столе Сергея Ильина - доверенного лица членов профсоюза ЦЖТ - десятки старых фотографий.

- В нашем архиве есть даже фотографии женщин, которые в годы войны трудились помощниками и машинистами паровозов и электровозов, - Сергей Иванович бережно перебирает пожелтевшие снимки и достаёт небольшое фото с надписью. - Это Нина Пушкарская, машинист электровоза "Савильяно", первая на ММК женщина - Герой Социалистического Труда. Большую помощь в сборе материала оказывают ветераны цеха: приносят интересные фотографии и документы, так что наша история пополняется новыми именами и фактами. По этим снимкам узнаём, какая железнодорожная техника работала на ММК в разные годы. А на этом снимке - "савильянка" под номером четыре, которая сегодня украшает Челябинский музей, но здесь она заснята в работе. Скоро вот так же будем показывать двенадцатый локомотив, который готовится к отправке в Санкт-Петербург.

 

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

18.04.2019

( )

Давайте дружить литературами

В Центральной детской библиотеке имени Н. Г. Кондратковской состоялась встреча "Книги-подарки" в рамках международного проекта "Давайте дружить литературами", который проходит между библиотеками двух стран - Белоруссии и России.

15.04.2019

( )

Юбилей в городе музыки и металла

Магнитогорская государственная консерватория имени М. И. Глинки творчески ярко отметила свой 25-летний юбилей.

04.03.2019

( )

Тимуровцы современности

В последние дни февраля состоялся первый выезд Отряда Уральского Десанта "Пламя" в рамках Всероссийского проекта "Снежный Десант".

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.