Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

19 ноября, вторник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

19.11.2019

Комментарии ( )

Зажги свечу в память о тех, кого нет с нами....

Ежегодно в третье воскресенье ноября, люди, потерявшие в автоавариях своих родных и близких, объединяются, чтобы почтить память безвременно погибших в автокатастрофах.

19.11.2019

Комментарии ( )

Раскрыта кража металлоизделий

Сотрудники полиции задержали подозреваемого в совершении кражи с территории строящегося объекта.

19.11.2019

Комментарии ( )

Пусть больше ни одна мама не плачет!

В Магнитогорске сотрудниками Госавтоинспекции совместно с заинтересованными организациями проведен комплекс мероприятий, направленный на привлечение внимания широкой общественности к проблемам обеспечения безопасности дорожного движения.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Рабочий квартал»

19.11.2019

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Подспорье прокатного передела

МЗПВ завершил реализацию очередного проекта в рамках своей инвестиционной программы.

15.10.2019

Комментарии ( )

см. 4 фото »

На больших скоростях

На выбор профессии повлияли родители, отработавшие на ММК не один десяток лет.

08.10.2019

Комментарии ( )

см. 5 фото »

В Союзе родился - в России пригодился

Сегодня исполняется четверть века ЛПЦ № 10.

03.10.2019

Комментарии ( )

см. 9 фото »

Экзамен для путейцев

Специалисты показали навыки обращения со шпалами, рельсами и железнодорожной путевой техникой.

01.10.2019

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Стратегический подход

Непосредственное отношение к профессиональному празднику машиностроителей в Магнитогорске имеет единственное предприятие - ООО "Механоремонтный комплекс".

01.10.2019

Комментарии ( )

У мартеновцев - так

Анатолий Светличный знает: с трудолюбием приходит счастье самореализации, а с мудростью души - стойкость.

24.09.2019

Комментарии ( )

см. 6 фото »

Только искры летят

В КЦПК "Персонал" прошёл конкурс на лучшего резчика ручной кислородной резки.

10.09.2019

Комментарии ( )

см. 6 фото »

Доспехи для рабочего

Экзоскелеты, разработанные учёными R&D МГТУ, проходят апробацию на промышленных площадках ММК и в магнитогорском аэропорту.

Рабочий квартал

10.09.2019

Текст: Елена Брызгалина

Доспехи для рабочего

Экзоскелеты, разработанные учёными R&D МГТУ, проходят апробацию на промышленных площадках ММК и в магнитогорском аэропорту.

Первая ассоциация, возникающая при слове "экзоскелет", - робот, наделённый сверхвозможностями из фантастического боевика. Поэтому, отправляясь в лабораторию R&D, ожидала увидеть нечто подобное. На деле всё оказалось ещё интереснее, хоть и без киношных эффектов.

Помещение, где собирают чудо-конструкции, напоминает ремонтный цех и пошивочную мастерскую одновременно. Оборудование и сборочные механизмы соседствуют с манекенами, на которые примеряют экзоскелеты. Пока инженер-конструктор надевает "доспехи", чтобы продемонстрировать их в действии, руководитель проекта Игорь Ложкин коротко комментирует происходящее:

- Это мягкий пассивный промышленный экзоскелет, который разгружает мышцы спины, перераспределяя нагрузку, и снижает тем самым риск травм и развития профессиональных заболеваний. Весит он всего три килограмма в максимальной экипировке, на то, чтобы надеть или, наоборот, снять его, требуется не более минуты.

Экзоскелет типа X-SOFT, несмотря на свою "фантастическую" составляющую, выглядит вполне понятным и содержит в себе конструкцию, напоминающую ортопедический жилет для поддержки спины. Но в этом и кроется главное преимущество изобретения.

- В пассивном экзоскелете нет металлических деталей, - поясняет Игорь Ложкин. - Нет электрической части, батарей, приводов, он не зависит от источника питания,  так что человеку не нужно думать, заряжен он или нет- он всегда готов к работе.

Конструктор-испытатель в это время активно двигается в экипированном оборудовании, показывая, что экзоскелет в точности повторяет биомеханику человека, не сковывает движения, не давит, не натирает и позволяет комфортно чувствовать себя всю рабочую смену.

- Идея создать экзоскелеты для представителей самых трудоёмких специальностей, возникла год назад, - углубляется Игорь в историю вопроса. - Отдел инноваций ММК предложил R&D МГТУ разработать конструкцию, которая облегчила бы труд дверевых коксохимических батарей. В течение рабочей смены они обеспечивают бесперебойную работу батарей. Это очень сложная - морально и физически - работа. Кокс спекается при температуре 1150 градусов, то есть рабочая обстановка непростая. Кроме того, работать приходится лопатой, длина которой два с половиной метра. В результате возникает большая нагрузка на позвоночник и кисти рук.

Первым делом учёные, задействованные в этом проекте, отправились на коксохимическое производство. Провели видеосъёмку работы дверевых, замерили их рост и вес, изучили инструменты и взвесили груз, который им приходится поднимать.

- На основе этих данных составили математическую модель человека, - поясняет Игорь Ложкин. - Далее определили нагрузки на коленный, плечевой, тазобедренный и локтевой суставы, провели анализ и выяснили, что больше всего во время работы страдает поясничный отдел позвоночника. Создали даже модель лопаты с грузом, посмотрели, как дверевые её держат, что помогло сделать математические модели максимально приближёнными к реальности. Когда "зоны" риска были определены, разработали три варианта экзоскелетов: с рессорой, эластомером, пружиной и стали "примерять" их к сценарию работы дверевого. Самым эффективным оказался первый, с рессорой. Этот материал при сгибании накапливает энергию, а при разгибании возвращает её. Но в ходе экспериментов выяснилось, что во время работы рессора сильно натирает спину и работать в таком экзоскелете некомфортно. Стали искать другие решения.

В результате объединили эластомер и рессорную часть, которую вынесли за общую конструкцию экзоскелета. Эластомер - природный каучук со специальными добавками - имеет растяжимость более тысячи процентов, а кроме того, сохраняет свои свойства при температуре до 350 градусов по Цельсию. Учитывая особенности работы на промышленном предприятии, ткани для экзоскелета выбирали жаропрочные и износостойкие.

- Нити тоже использовали специальные, - рассказывает Игорь Александрович. -Выяснилось, что необходимо нивелировать влияние инфракрасного излучения, идущего от печей. По этой причине применяем нити и ткани с пропиткой, не поддерживающей горение, обеспечивая тем самым безопасность при использовании на промышленном предприятии. Сейчас идёт уже третья апробация на промплощадке, с учётом всех пожеланий сотрудников.

В настоящее время магнитогорские учёные изготовили 12  действующих прототипов пассивных экзоскелетов двух моделей - X-SOFT и X-ARM. В течение нескольких минут инженер-испытатель облачился в экзоскелет типа X-ARM, который действительно похож на конечность, установил на спину "противовесы", напоминающие обычные гирьки, и "загрузил" "руку" тяжёлым электрическим оборудованием. Суть этой разработки в перераспределении нагрузки с рук и спины на ноги, то есть человек не держит инструмент в руках на весу. В результате меньше страдают мышцы и опорно-двигательный аппарат.

- На паровоздуходувной электростанции увидели, как проходит демонтаж кожуха турбины, - вновь возвращается Игорь к предыстории проекта. - Это сложный, трудоёмкий и длительный процесс. А кроме того, простой электрогенератора стоит немалых денег. Разработали экзоскелет типа "третья рука", который нивелирует вес оборудования и позволяет ускорить работы. Сокращение времени простоя оборудования хотя бы на день приводит к тому, что экзоскелет окупается буквально за несколько рабочих дней.

В настоящее время экзоскелеты проходят апробацию на ПВЭС, коксохимическом производстве и складах ММК. Два экзоскелета испытывают грузчики магнитогорского аэропорта, отвечающие за погрузку-выгрузку багажа.

- Эта площадка очень отличается от промышленной, - объясняет Игорь Ложкин. - Благодаря замечаниям грузчиков немного изменили конструкцию экзоскелета, добавив наколенники, так как пространство багажного отсека ограничено, людям приходится выполнять работы, опираясь на колени. Оказалось, что это дополнение актуально и для дверевых.

В настоящее время в планах компании разработка пяти типов пассивных экзоскелетов и одного полуактивного. Кроме X-SOFT и X-ARM учёные разработали экзоскелет для рабочих, задействованных в конвейерном производстве и строительстве. Он позволяет разгрузить мышцы рук. Для работы с тяжёлым электрифицированным оборудованием разработана система с экзоскелетом ног, благодаря которой нагрузки на опорно-двигательный аппарат практически полностью отсутствуют.

- В Магнитогорске немало поклонников горных лыж, поэтому в планах - разработка экзоскелета для спортсменов, - рассказывает Ложкин. - У них часто возникают проблемы с коленями, а наш экзоскелет позволяет сохранить антропоморфически верную позицию коленей и при этом уменьшить нагрузку на них. Они эффективны для начинающих и тех, кто восстанавливается после травм.

После экскурсий по лаборатории и цехам, где изготавливаются экзоскелеты, стало интересно узнать, кто же стоит за этими разработками? Кто придумывает и собирает эти удивительные вещи? Оказалось, что команда разработчиков состоит из четырёх человек. Все они - выпускники МГТУ в возрасте до 30 лет. За плечами Игоря Ложкина аспирантура и практика на предприятиях Турции и Италии. Конструктор Пётр работал в "Андроидной технике" и участвовал в создании знаменитого робота Фёдора.

- Пошивом экзоскелетов занимается Мария, - представляет коллегу Игорь Ложкин. - Она закончила университет по направлению "дизайн". В России мало кто занимается изготовлением таких специфических вещей, так что её работа во многом уникальна. Никита, обладающий большим опытом работы с различными видами материалов, занимается сборкой экзоскелетов, подготовкой лекал, запчастей и оборудования.

Кроме уменьшения физических нагрузок, экзоскелет обладает такими преимуществами, как защита от термического воздействия, уменьшение травматичности рабочего процесса, повышение безопасности труда. Использование этого изобретения позволит снизить количество больничных листов и, как следствие, выровнять график загруженности персонала.

- Испытываем гордость за то, что участвуем в таком интересном проекте, инициированном руководством ПАО "ММК" для своих работников, - говорит Игорь Ложкин. - Поэтому порой задерживаемся на работе, чтобы скорее закончить разработки и сдать экзоскелеты в эксплуатацию, чтобы люди могли начать в них работать. Надеюсь, что в дальнейшем разработаем экзоскелеты и для других подразделений ММК. В настоящее время плотно сотрудничаем с НИИ медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова над внесением экзоскелетов в список средств индивидуальной защиты, чтобы промышленным предприятиям стало проще их использовать. Ведь главная цель проекта - помочь людям, задействованным на трудоёмких производствах.

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

31.10.2019

( )

Люди интересной судьбы

В ветеранской организации горно-обогатительного производства День пожилых людей один из самых любимых праздников.

29.10.2019

( )

А ты силён в географии?

Как называется самая высокая гора в России и Европе? В каком городе нашей страны находится самая длинная улица?

15.10.2019

( )

Лицеисты дотянулись до Луны

В Магнитогорском городском многопрофильном лицее прошла акция "Дотянись до Луны", посвящённая Всемирному дню астрономии.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2019).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.