Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

19 ноября, вторник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

19.11.2019

Комментарии ( )

Юнармейцы в музее правопорядка

"Уральская гвардия" участвовала в конкурсе рисунков, который был приурочен ко Дню сотрудника органов внутренних дел.

19.11.2019

Комментарии ( )

Кто не успел - тот опоздал

Организация "Общероссийский народный фронт" (ОНФ) предложила не продавать в России алкоголь после 22.00.

19.11.2019

Комментарии ( )

Партийная ротация

"Единая Россия" в Челябинской области обновила руководящий состав.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Педсовет»

14.11.2019

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Будьте примером

Родители должны учить детей правилам дорожного движения.

31.10.2019

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Наказание - это не воспитание

Войны отцов и детей на самом деле не существует.

24.10.2019

Комментарии ( )

О любви не говори?

Романтичный период бывает сложным для подростков и родителей.

15.10.2019

Комментарии ( )

Главные учебные действия

Государственные экзамены - лишь один из показателей успешности.

10.10.2019

Комментарии ( )

Плохие привычки

Неправильное воспитание может привести к самым неожиданным последствиям.

03.10.2019

Комментарии ( )

Страшные мультфильмы

До трёх лет ребёнку лучше не смотреть телевизор.

26.09.2019

Комментарии ( )

Игровая терапия

"Несерьёзное лечение" детской агрессии и застенчивости даёт отличные результаты.

26.09.2019

Комментарии ( )

Точки роста для села

В 50 субъектах Российской Федерации открылись 2049 центров, которые должны создать условия для внедрения новых образовательных технологий, совершенствования преподавания таких предметов, как технология, информатика, основы безопасности жизнедеятельности.

Педсовет

26.09.2019

Текст: Татьяна Бородина

Игровая терапия

"Несерьёзное лечение" детской агрессии и застенчивости даёт отличные результаты.

Считается, что первым игровую терапию применил Зигмунд Фрейд, а его последователи расширили это направление. Специалисты, конечно, не просто развлекаются, а стараются усилить эмоции, которые есть у ребёнка, понять, что им движет, почему и как выйти из сложной ситуации.

Социальные роли

Клинический психолог первой городской больницы Елена Белова предпочитает заниматься именно игровой терапией. Считает, что лучше и эффективнее до сих пор ничего не придумано.

- Первый пациент, к которому применила этот способ, пришёл ко мне в 1998 году, - рассказала Елена Валерьевна. - Это был третьеклассник, который раньше вёл себя вполне обычно, а после второго маминого брака, рождения младшего брата и сложностей общения в новой семье стал проявлять неуправляемое агрессивное поведение. Совершенно не мог себя сдерживать, всех бил. В школе с ним пытались справиться в течение полугода, а потом обратились ко мне.

Занятия проходили в специально оборудованной безопасной комнате с игрушками. Ребёнку было дано задание выбрать любые предметы и придумать игру. Мальчик тут же схватил пулемёт, потом самое большое ружьё и начал стрелять в психолога. Конечно, оружие было не настоящим и никакие пули не летели, зато эмоции оказались неподдельными.

- У него горели глаза, - отметила Елена Белова. - Было понятно, что уровень агрессии по отношению к людям очень высокий. Терапия проходила так, что я должна была играть по его правилам. Спросила, что мне делать. Он "выстрелил" и сказал: "Падайте!" И я падала в течение пяти сеансов, "умирала". Когда ребёнок переполнен эмоциями, бесполезно объяснять, как он неправильно себя ведёт и неверно думает. Ему необходимо выплеснуть то, что он чувствует.

К концу пятого занятия уровень напряжения у мальчика снизился. Он стал спокойнее вести себя и дома, и в школе. На шестом сеансе начал обращать внимание на другие игрушки, понимать, что может иначе выстраивать отношения.

- Он стал примерять иные социальные роли сначала в игре, потом в жизни, - говорит Елена Валерьевна. - Успешно закончил школу. А я с того времени окончательно влюбилась в метод игровой психотерапии.

Запомнился психологу и другой агрессивный ребёнок. Он был так напряжён, что не мог стоять или сидеть даже несколько секунд. Бегал по игровому кабинету, перевернул 16 кресел, смешал их в кучу, рушил всё вокруг. Он находился на индивидуальном обучении, потому что был не в состоянии ходить в школу, общаться с людьми.

- В социуме так принято, что выражать агрессию нельзя, - отмечает Елена Белова. - Детей заставляют подавлять эмоции, сдерживаться. Кричать и бить запрещено. А у нас нельзя только наносить физический вред себе и терапевту. Можно ломать игрушки - такое бывает нередко, покупаем новые. Зато помогаем выразить эмоции и создать новый виток развития, когда маленький человек, который ещё вчера мог только разрушать, берёт вдруг фигурки людей. В его новой игре они забираются на гору, и один падает, а второй спасает. Прошла негативная фаза и наступила другая, появляется позитивный социальный опыт.

Послушные дети

Чаще всего метод игровой терапии применяется к детям от двух до 14 лет. Впрочем, на самом деле особых ограничений нет. Можно работать и со взрослыми, как это делает Елена Белова с пациентами после инсультов в неврологическом отделении. Конечно, методы немного другие. Тем не менее, именно с помощью игры у них вновь развиваются память, внимание, мышление.

- В двухтысячных годах появилось очень много агрессивных детей, а также со страхами, - вспоминает Елена Белова. - Боятся воображаемых вещей и вполне реальных - собак, пауков. Родители не понимают, что переедание, выдёргивание волос, трудности общения и даже привычка грызть ногти могут быть симптомами повышенной тревожности. Кстати, сверхпослушные дети -  тоже отклонение от нормы.

В последнем случае родителям бывает весьма сложно догадаться, что ребёнок не в порядке. Ведь они, казалось бы, должны радоваться. Чадо делает всё, что ему скажут. Только вот безинициативен и ничего не хочет. А приводит к такому поведение воспитание, при котором ребёнок живёт с жёсткими ограничениями.

- Один такой шестилетний ребёнок признался мне, что дома не играет, - вздохнула Елена Валерь-

евна. - У него нет кружков, секций и надо готовиться к школе. Разрешаем детям приносить свои игрушки, хоть мешок. Так вот он на первом сеансе просто рассматривал их. А во время беседы с родителями всё время сидел, положив руки на колени. Это нетипичное поведение. Многие взрослые уделяют много времени обучению, развитию интеллекта, наполнению ребёнка различными знаниями, получением навыков. И забывают, что ему нужны эмоции. Такие перекосы мешают психологическому развитию, способствуют появлению тревог, депрессий. Нет ничего важнее эмоций ребёнка. И самое важное для него - наиграться.

Другому сверхпослушному ребёнку было четыре с половиной года. Родители рассказали, что он слишком тихий и на все их предложения отвечает "я не умею". То есть, уже в столь раннем возрасте у малыша была занижена самооценка. Вольно или невольно именно любящие родные люди научили его тому, что он ничего не умеет.

- В таких случаях сказываются и внешняя ситуация, и внутренняя предрасположенность, - пояснила психолог. - Допустим, мама из лучших побуждений показывает, как рисовать правильно. Сделала это пару раз, потом ещё. И ребёнок посчитал, что ему не дано рисовать. Это запрещённые действия. В творческом процессе нельзя показывать ребёнку, как нужно, допустимо предлагать только варианты. Самое ценное то, что он нарисует по-своему. Если не можете удержаться от жёстких рекомендаций и уже запугали ребёнка, лучше вообще прекратить рисовать. Может быть, вернуться к этому занятию через какой-то период и уже вести себя иначе.

Война с подушками

- Самое главное, как мы проходим через сложности, - подчеркнула Елена Белова. - Важно, не как вы попали в яму, а как выходите из неё. Бывали периоды, когда на приёме оказывалось много детей с суицидальными мыслями. Раз не удаётся общаться в школе, значит, ни с кем не смогу дружить и в жизни ничего не получится. Ситуация кажется ребёнку тупиковой, а это лишь ограниченное её восприятие. Надо помочь ему справиться. Обратить внимание на его положительные и сильные стороны. Подсказать, как здорово у него получается что-либо делать, поддержать.  

На приёме у клинического психолога был мальчик с социальной фобией - замкнутый и неуверенный. Он вёл себя крайне пассивно. Двадцать минут стоял молча, опустив голову вниз, а потом сказал, что огляделся и теперь можно играть.

-  В обществе у него не всегда будет возможность привыкать к новым реалиям по 20 минут, - констатировала Елена Валерьевна. - После нескольких сеансов выяснилось, что он глубоко чувствующая, тонкая натура, как и многие застенчивые люди. Отзывчивый, готов прийти на помощь. Оказалось, что в нём заложены и лидерские качества. Мы в ходе игры даём их проявить в полной мере, ведь ребёнок получает роль ведущего.

Психологи рекомендуют стеснительным людям использовать в незнакомой компании простой приём: подумать, кому и чем ты можешь помочь. Это работает в любом возрасте. Помогает сделать шаг к общению, настроиться на окружающих людей. А уровень тревожности можно понизить простой детской игрой "Море волнуется раз", где нужно замирать и оживать. Выход негативным эмоциям даёт смешная война с подушками или игра с мячами, где их можно бить со всей силы.

- Игры приносят пользу, - заверила клинический психолог. - Открывают важный глубокий мир эмоций. Взрослым следует присматриваться к детям, чаще не запрещать, а помогать. И в завершение хотела бы процитировать Альберта Эйнштейна, который говорил, что познание атома - детская игра по сравнению с загадками детской игры.

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

31.10.2019

( )

Люди интересной судьбы

В ветеранской организации горно-обогатительного производства День пожилых людей один из самых любимых праздников.

29.10.2019

( )

А ты силён в географии?

Как называется самая высокая гора в России и Европе? В каком городе нашей страны находится самая длинная улица?

15.10.2019

( )

Лицеисты дотянулись до Луны

В Магнитогорском городском многопрофильном лицее прошла акция "Дотянись до Луны", посвящённая Всемирному дню астрономии.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2019).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.