Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

29 марта, воскресенье

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

29.03.2020

Комментарии ( )

Оперативная информация по COVID-19 на 29 марта

В Челябинской области официально подтверждены 12 случаев коронавирусной инфекции.

28.03.2020

Комментарии ( )

Причин для беспокойства нет

Комментарий главного санитарного врача Челябинской области Анатолия Семенова

28.03.2020

Комментарии ( )

Заряд бодрости и борьба с инфекцией

В областном Главке состоялся субботник под девизом #чистотазалогздоровья.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Вехи»

26.03.2020

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Смен военных напряженье

В декабре 1943 года доменный цех ММК пополнила шестая комсомольская печь.

26.03.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Чугун Победы

С каждым годом воспоминания людей, переживших Великую Отечественную войну, становятся всё более ценными.

24.03.2020

Комментарии ( )

см. 6 фото »

Непридуманная история

В воспоминаниях Николая Ивановича Горшенева - жизнь и работа Магнитки и ММК в условиях военного времени.

24.03.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Снарядные пробки

Подростки по двенадцать часов не отходили от станков, вдвое, а то и втрое перевыполняя норму выработки.

05.03.2020

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Первые секретари

Трудовая биография Льва Стоббе - яркий пример высочайшего профессионализма, ответственности, порядочности и верности однажды выбранной профессии.

03.03.2020

Комментарии ( )

см. 3 фото »

За родную землю

О магнитогорцах, воевавших на полях сражений в годы Великой Отечественной войны.

03.03.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Больницы для солдат

Первый военно-санитарный поезд, в котором находились 489 раненых бойцов и офицеров, прибыл в Магнитогорск 27 июля 1941 года.

29.02.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Служба - вечная передовая

Второй орден Славы рядовой Шельдешов так и не получил.

Вехи

05.10.2019

Текст: Ирина Андреева, краевед

Шар смелости

Магнитогорцы удивились, когда узнали, что в знаменитом аттракционе участвует их землячка.

На днях опросила многих ровесников и людей постарше: помнят ли они представление, когда в сетчатом шаре, подвешенном под куполом цирка, на большой скорости ездили мотоциклисты, выполняя "восьмёрки" и "мёртвые петли"? Оказалось, что помнят. Это и не удивительно: такое выступление забыть невозможно. Называлось оно "Шар смелости". Автором этого уникального аттракциона был эквилибрист, мотогонщик, акробат-эксцентрик, силовой акробат, иллюзионист, заслуженный артист РСФСР Пётр Маяцкий.

Родился он в 1905 году в селе Печенеги под Харьковом. Будучи студентом Харьковского технологического института, занимался тяжёлой атлетикой, акробатикой, выступал в качестве силового акробата сначала в самодеятельных эстрадно-цирковых коллективах, а с конца 20-х годов - в профессиональных цирках.

Талантливый изобретатель и конструктор, технолог по образованию Пётр Маяцкий постоянно вынашивал идеи создания небывалых аттракционов.

Прекрасно управляя мотоциклом и будучи отличным акробатом, он мечтал вывести мотоцикл на арену, чтобы продемонстрировать на нём необыкновенные трюки.

Для этого Пётр Никифорович решил построить гигантский сетчатый шар, составленный из двух отдельных полусфер, который должен был висеть высоко над ареной, и именно в нём мотоциклисты должны совершать стремительные виражи во всех направлениях. Однако воплотить в жизнь этот смелый замысел оказалось намного труднее, чем придумать аттракцион. Никто не торопился давать изобретателю деньги на изготовление шара, впрочем, никто не брался и за его строительство.

К счастью, в Свердловске Пётр Никифорович познакомился с директором завода "Уралмаш", и тот согласился изготовить шар. Сооружали "Шар смелости" пленные немцы. Средства выделил сам изобретатель из премии, полученной на одном из цирковых конкурсов.

Премьера нового аттракциона состоялась в 1950 году в цирке-шапито Днепропетровска. После чего началось его триумфальное шествие по стране. В 1952 году "Шар смелости" был отмечен первой премией на Всесоюзном смотре цирковых номеров. Участниками аттракциона были жена Петра Маяцкого Надежда и сын Вячеслав. С этим номером семья Маяцких навсегда вошла в историю не только советского, но и мирового цирка.

В декабре 1953 года газета "Магнитогорский металл" опубликовала заметку о начавшихся в городе гастролях заслуженного артиста РСФСР П. Н. Маяцкого с новым воздушным аттракционом "Шар смелости". Вместе с ним, сообщила газета, выступают Надежда Сорокина из Магнитогорска. Сообщение о том, что Сорокина имеет отношение к Магнитке, вдохновило на поиск материалов о ней. Оказалось, что Надежда Сорокина - это жена Маяцкого. Но обо всём по порядку.

Родилась Надя в 1926 году в Бузулуке Самарской губернии в семье военнослужащего. О том, как семья оказалась в Магнитогорске, точной информации нет. В одном из интервью промелькнула фраза Надежды Романовны о том, что семья была эвакуирована в Магнитогорск. Здесь Надежда поступила в спортивную школу Дворца металлургов, где занималась гимнастикой на брусьях, кольцах, турнике. О работе в цирке даже не думала, но жизнь распорядилась по-своему.

В 1944 году в Магнитогорск на гастроли приехал Сергей Войницкий - представитель известной цирковой династии, которую  основал его отец Викентий Станиславович Войницкий. Сергей выступал как гимнаст на трапеции. В Магнитогорске 33-летний артист цирка влюбился в красавицу Надежду. Молодые люди поженились. Но счастье их было недолгим. Через год во время выступления Сергей разбился на глазах жены: упал с высоты на манеж. Девятнадцатилетнюю вдову приютила семья Кио. Эмиль Теодорович пригласил Надежду в иллюзионный аттракцион ассистенткой. Там её и увидел Пётр Маяцкий. Он влюбился как мальчишка, хотя был старше на 21 год и у него был 14-летний сын Слава от первого брака. Надежда ответила Петру взаимностью, и они поженились. В 1948 году у них родилась дочь Марина.

Любимыми игрушками девочки стали не куклы, а гаечные ключи. Однажды на день рождения отец подарил Марине мопед. Она часами разбирала и смазывала карбюратор, перетягивала спицы, потом снова собирала "машину" и гоняла по цирковому двору, воображая себя артисткой родительского аттракциона "Шар смелости". Но отец был категорически против того, чтобы девочка работала в цирке. Старший работал в "Шаре", но для дочери Пётр Никифорович хотел другой судьбы. Он нанял учителя английского, чтобы дочь поступила на иняз и стала переводчицей. Но в 13 лет она впервые села за руль гоночного велосипеда, а в 16 всё-таки добилась своего: вместе с родителями стала работать в "Шаре смелости".

В 1963 году на гастролях Московского цирка в Красноярске Пётр Маяцкий при исполнении "мёртвой петли" зацепился колесом за сетку и рухнул на дно шара, а сверху упал мотоцикл. Залечив раны, Пётр сумел вернуться на манеж. Весной 1968 года он пришёл в главк - изрядно постаревший реквизит требовал обновления. Знаменитый мастер умел многое, кроме одного - отвечать на откровенное хамство. Получив отказ, Маяцкий молча развернулся, вышел из кабинета и побрёл к своей машине. Он даже успел доехать до больницы, только вот помочь ему врачи уже не могли. Петру Маяцкому было 63 года...

Надежда Романовна решила сохранить аттракцион мужа. Её отговаривали. Никто не верил, что номер, который под силу не каждому мужчине, может стать женским. Надежда и Марина Маяцкие репетировали по восемь часов в день и победили, вернули аттракцион к жизни. Хрупкие женщины выдерживали перегрузки, сравнимые с теми, которые выдерживают лётчики-испытатели. Конечно, случались опасные аварии, после которых приходилось долго восстанавливаться. Но катастрофа произошла опять же в Красноярске. Вот как об этом вспоминает Марина Маяцкая:

"Мы с мамой работали в Ленинграде. Вдруг приходит телеграмма-разнарядка: нас посылают в Красноярск. Мама дошла до министра культуры, просила, умоляла, чтобы нас послали в любой другой город, но у неё ничего не получилось. Из главка летели телеграммы: мол, разгоним, уволим, размажем по стенке... Пришлось ехать. И вот ровно через 12 лет, в тот же день - 12 января, в том же самом номере и на том же самом месте с нами случилась эта роковая катастрофа! Маме тогда было 49 лет…"

Гонщицы уже съехали в нижнюю половину шара, даже сняли защитные шлемы, когда она внезапно оторвалась от верхней и рухнула на арену вместе с Мариной и Надеждой. В полной тишине артисты программы уносили мать и дочь за кулисы. Обе получили тяжелейшие переломы. Пострадавших артисток срочно доставили на самолёте в Москву в Центральный институт травматологии и ортопедии. Они сумели восстановиться, но с аттракционом пришлось проститься. Маяцкие стали дрессировщиками гепардов - крайне трудных, капризных и опасных в обучении животных. Затем Марина выступала одна. Она была наставницей Дарьи Костюк - примы Большого Московского цирка, художественного руководителя и директора коллектива "Цирк Дарьи Костюк". В настоящее время она считается единственной в мире дрессировщицей гепардов.

А Надежда Романовна Маяцкая прожила долгую жизнь. Скончалась заслуженная артистка РСФСР в возрасте 85 лет.

 

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

26.03.2020

( )

Читайте, дети, о войне!

Детская библиотека № 2 выражает огромную благодарность депутату округа № 7 Вадиму Владиславовичу Иванову за содействие в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

19.03.2020

( )

Праздник в Муравейнике

Благодарим депутата Законодательного собрания Челябинской области Андрея Еремина и его помощника Александра Чечнёва за помощь в проведении Масленицы.

17.03.2020

( )

Песня жить помогает

Юбилейный год Победы для нас, рождённых до войны, особенный.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.