Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

3 апреля, пятница

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

03.04.2020

Комментарии ( )

Поддержка населения

Алексей Текслер анонсировал дополнительные региональные меры социальной поддержки граждан.

03.04.2020

Комментарии ( )

Оперативные сведения. Коронавирус на 3 апреля

Алексей Текслер о ситуации с распространением коронавирусной инфекции в Челябинской области.

03.04.2020

Комментарии ( )

Режим обязательной изоляции продлен в Челябинской области до 19 апреля

Власти намерены от него отказаться не раньше, чем через две недели после выявления последнего случая заражения COVID-19.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Литературная гостиная»

31.03.2020

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Счастье

Из книги Рафаила Шнейвайса "Знатные женщины Южного Урала".

31.03.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

От рабкора до писателя

Рафаил Фадеевич Шнейвайс - псевдоним Николай Карташов - ветеран Магнитки.

17.03.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Между чудом и разочарованием

Бывает поэзия, читая которую ни на минуту не можешь забыть, что ты обитаешь в чьём-то вымысле, словно сидишь в театре и смотришь спектакль.

12.03.2020

Комментарии ( )

Не просто слушать, а слышать

Николай Якшин любил розыгрыши.

03.03.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Первый суд над Иосифом Бродским

Заседание суда Дзержинского района города Ленинграда.

03.03.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Маленькая женщина с большим сердцем

Третьего марта исполняется 105 лет со дня рождения педагога, журналиста, писательницы и правозащитницы Фриды Вигдоровой.

27.02.2020

Комментарии ( )

см. 5 фото »

Юрист, поэт и активист

Во вторник, 25 февраля, студенты МГТУ имени Носова встретились с магнитогорским поэтом.

18.02.2020

Комментарии ( )

Душа обетованная

Однажды в разговоре с другом-поэтом Константин Батюшков заметил: "Что писать мне и что говорить о стихах моих!..

Литературная гостиная

10.12.2019

Текст: Елена Лещинская

"И открываю новое - в себе…"

Чтобы быть услышанным, иногда надо понизить голос.

В начале декабря вышла в свет книга Александра Ерофеева "Знаки и символы" (18+). Подзаголовок гласит: "Ритмы без рифмы". Автор чуть-чуть лукавит: его белые стихи - всё же нечто большее. К ритмам следует добавить ясность мысли, точность слова, богатство образов.

За обманчивой простотой и "понятностью" ритмизованных размышлений о мире и о себе кроется глубина чистой воды. Смотришь на такие близкие разноцветные камушки - кажется, протяни руку и достанешь. Но, чем глубже погружаешься в кристально-прозрачную стихию, тем больше удивительного открывается вокруг и тем дальше от тебя камушки на дне. А оттолкнувшись от обретённой твёрдой поверхности под ногами, выныриваешь обновлённым.

От чересчур буквального понимания названия - помните одноимённый пункт меню в текстовых редакторах? - читателей компьютерного поколения предостерегает уже само оформление книги. Древние наскальные рисунки - пиктограммы охотников эпохи неолита - в строгом чёрно-белом воплощении с суперобложки "проникают" и на книжные страницы, где соседствуют с рукописными автографами стихов. Учитывая, что поэт и художник Ерофеев имеет счастливую возможность создавать книгу и как литературное произведение, и как полиграфический продукт, ничто не случайно. Что кроется на оборотной стороне слов - символы, в философском значении этого понятия, или, ещё проще, росчерк пера поэта, способный сказать больше, чем складывающиеся в части речи звуки и буквы? Что есть знак - цифра-буква-запятая, иероглиф, предзнаменование, знамение?

В книге ответов нет. Зато есть вопросы - причём, что импонирует читателю, прежде к внутреннему "я" лирического героя и лишь затем к миру. Ах если бы это было легко перенять… Иной вопрос важнее ответа, ибо вмещает пусть не все, так многие грани бытия и вехи самопознания.

Белые стихи, освобождая от необходимости искать рифму, ставят перед автором задачу не легче - уместность каждого слова, оправданность каждого образа, безупречность каждого логического построения. Они не терпят неточностей и требуют поэзии высшей пробы. Но девятая книга Александра Ерофеева таит в себе не только мастерство владения художественной речью. "Знаки и символы" - поэзия самой жизни. Суровая реальность не приукрашена кружевом изящной словесности, но возвышена силой слова, подчёркнуто "неизящного", прекрасного в своей строгости и прямоте.

Философичность стихов Ерофеева не отменяет силы чувств, их питающих. Белые стихи "Знаков и символов", при внешней рассудочности и размеренности, очень живые. В их жилах пульсирует горячее и алое. Потому таким близким и настоящим кажется звучащее в них - больное, счастливое, печальное, упрямое. Воля к самопреодолению и движению вверх…

Книга "Знаки и символы" подтверждает: не обязательно кричать, чтобы быть услышанным. Иногда, напротив, имеет смысл понизить голос. А для кого этот голос звучит: для себя, для музы, для читателя - тот самый вопрос, несущий в себе несколько равноправных ответов.

 

 

Нечаянная радость бытия...

Александр Ерофеев

 

* * *

оберегаю покой души...

вглядываясь в небо,

радуюсь постоянству звёзд.

 

* * *

из дома уходя, в чужие двери

не постучишься - горькая наука

минувшей жизни что-нибудь да стоит.

но если ты готов начать сначала,

наполнить смыслом новую страницу -

любая дверь откроется тебе...

 

* * *

стоя у подъезда в поздний час,

на себя примериваю мир.

вот сосед идёт кормить котов,

что ему бродячие коты? -

нет же, кормит каждый день.

вот старуха вышла на балкон,

курит и соседа материт -

мол, совсем зажрался, оглоед.

стоя у подъезда в поздний час,

думаю о разных пустяках:

мир - смешон, безумен и нелеп.

если поглядеть со стороны,

всё из года в год - одно и то же.

можно так же молча наблюдать

или сочинить ещё стишок...

но к чему пускать себя в распыл,

если всё, что в жизни остаётся -

лишь сосед, старуха и коты?

 

* * *

любить людей - невыносимый труд.

любить себя - безжалостная мука...

а только невозможно жить на свете,

пока не влюбишься в себя или в людей.

 

* * *

читаю хайку каждый день,

смотрю на реку.

и открываю новое - в себе.

 

* * *

порой мне кажется, что все сошли с ума:

остались только брачные контракты,

кредиты беспроцентные и ссуды -

всё остальное потеряло смысл.

оглядываюсь и - не узнаю того, что вижу.

невольно вспомнишь Гумилёва Льва

и "фазу обскурации", в которой -

искусство вызывает ярость...

быть может, лучше - самому сойти с ума?

не задаваясь неразумными вопросами,

всё принимать таким, как есть? -

пытаю пустоту, но нет ответа.

 

* * *

сегодня праздник: свет прожекторов,

гулянье у курантов городских -

народ безумствует... на то он и народ.

гляжу на этот развесёлый пир -

издалека, как в "Постороннем" у Камю,

и думаю про бешенство слонов.

 

* * *

вышел ночью покурить к подъезду -

дети спят, дымит родной завод.

ну кому он светит - Млечный Путь?..

 

* * *

поэт в России - больше или меньше?

да и зачем вообще поэт в России? -

вот так задумаешься и непроизвольно

начнёшь перебирать печальный список.

а собственно, о чём же тут грустить?

поэт в России - только лишь поэт...

 

* * *

берег Рейна совсем не похож на берег Урала,

тёмные воды которого время проносит мимо,

мимо любви и друзей, мимо памяти и разлуки,

мимо всего, что прежде виделось неизменным.

с возникновения римского лагеря на Кестрихе

земля Рейнланд-Пфальц вовсе не изменилась,

здесь, как и раньше, пьют пиво, жарят сосиски,

здесь, как и раньше, считают не годы, а прибыль...

мутные воды Урала ничуть не похожи на воды

Рейна, а впрочем, важно не это, важнее другое -

сколько ещё любви и друзей, памяти и разлуки

мимо меня пронесут эти быстрые, тёмные воды.

 

* * *

твоя рука - цветок, раскрывший мне

нечаянную радость бытия...

дождю весеннему свои открою руки.

 

* * *

все, говорившие ей, что любят -

сразу хватали её за грудь.

все говорившие, что ненавидят,

ей улыбались и - уходили.

время - одно только и осталось,

что примиряет её с обидой,

всё остальное - пустые бредни,

глупые и некрасивые люди.

ей бы хотелось - начать сначала,

не повторяясь и не повторяя,

только заранее знать невозможно,

чем это всё обернётся опять,

как невозможно назвать любовью

то, что до этого было с нею...

где-то стрекочет в траве кузнечик,

перекликаются в небе птицы,

в солнечный полдень, вдали от мира

и сознаёшь, что такое счастье.

 

* * *

день начинается привычной чепухой,

рассыпавшись по гулким переулкам.

всё, как обычно, кроме одного -

мне скушен мир, в котором нет тебя.

 

* * *

она была любовницей так долго,

что стать женою - даже не хотела,

они встречались раза три в неделю,

казалось бы - чего ещё желать?..

одна беда, что жизнь, увы, проходит,

как и любовь, проходит незаметно

по тихим переулкам, по случайным,

чужим следам, которых не берёг...

 

* * *

с некоторых пор перестал заглядываться

на проходящих мимо красивых женщин...

то ли мир меняется, то ли - я старею.

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

26.03.2020

( )

Читайте, дети, о войне!

Детская библиотека № 2 выражает огромную благодарность депутату округа № 7 Вадиму Владиславовичу Иванову за содействие в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

19.03.2020

( )

Праздник в Муравейнике

Благодарим депутата Законодательного собрания Челябинской области Андрея Еремина и его помощника Александра Чечнёва за помощь в проведении Масленицы.

17.03.2020

( )

Песня жить помогает

Юбилейный год Победы для нас, рождённых до войны, особенный.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.