Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

24 января, пятница

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

25.01.2020

Комментарии ( )

Обновляя рекорды

В 2019 году стан "2000" холодной прокатки Магнитогорского металлургического комбината выпустил 1703,8 тысячи тонн холоднокатаного листа.

25.01.2020

Комментарии ( )

Борьба со снюсами

В Челябинской области устанавливают административную ответственность за продажу снюсов несовершеннолетним - комитет по законодательству ЗСЧО обсуждает размеры штрафов.

25.01.2020

Комментарии ( )

Поддержка семей с детьми

Депутаты комитета по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области поддержали законопроект, внесённый губернатором Алексеем Текслером, об увеличении регионального материнского капитала до 100 тысяч рублей.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Литературная гостиная»

21.01.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Основатель "Буксира"

В январе 2020 года ему исполнилось бы 115 лет.

16.01.2020

Комментарии ( )

От Азимова до Цысиня

Размышления о времени, устройстве мироздания и будущем волновали человечество на протяжении тысячелетий.

14.01.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Певец ковыля и стали

Редакция "Магнитогорского металла" тепло вспоминает Александра Борисовича Павлова.

17.12.2019

Комментарии ( )

Как я начала писать

Когда я начала писать? Не помню.Дома у нас всегда звучали стихи.

17.12.2019

Комментарии ( )

"Безбрежность жизни постигайте…"

Эта поэтическая строка отражает художественное миропонимание магнитогорской поэтессы Н. Г. Кондратковской.

17.12.2019

Комментарии ( )

см. 1 фото »

"Большая книга" о Венечке

В Москве назвали победителей национальной литературной премии.

10.12.2019

Комментарии ( )

см. 10 фото »

"И я готов быть вечным здесь поэтом…"

Выступление Александра Кердана и Светланы Комаричевой произвело незабываемое впечатление.

10.12.2019

Комментарии ( )

см. 2 фото »

"И открываю новое - в себе…"

Чтобы быть услышанным, иногда надо понизить голос.

Литературная гостиная

17.12.2019

Как я начала писать

Нина Кондратковская

Когда я начала писать? Не помню. Дома у нас всегда звучали стихи. Писала бабушка, даже печатала. Семья наша была "двуязычная": говорили и по-русски и по-украински. Мама играла в украинском театре-студии, в старых шкафах хранились русские журналы. Бабушка учила детей в деревне по-украински. Даже когда приходили гости, то звучала произвольно любая речь: как кто первый заговорит. Училась я в украинской школе, но, помню, мою русскую речь часто поправляли. По вечерам любили читать вслух по очереди - мама и бабушка. Любили читать Мамина-Сибиряка, Короленко, Тургенева. Ещё запомнилась трилогия Мережковского "Христос и Антихрист", особенно первые два романа "Юлиан Отступник" и "Леонардо да Винчи". Стихи любила читать бабушка - просто и тепло. Вспоминаю "поэтический мир" - и он мне кажется очень наивным: Апухтин - "Сумасшедший", Фофанов, Надсон, Брюсов - "Каменщик". Любили модную в те годы мелодекламацию - мама декламировала под фортепианное сопровождение бабушки. Среди стихов для мелодекламации были и революционные - "Каменщик", "Стена коммунаров", "Шахматы". Авторов двух последних не запомнила, но помню и музыку, и слова. Читали и "декадентов", спорили, смеялись. Есенина не принимали - он раздражал устоявшиеся вкусы. Украинская поэзия завершалась Лесей Украинкой. Но иногда читали Блока, а поэму "Двенадцать" мама знала наизусть. Читать я умела с младенчества. По семейному преданию, двух с половиной лет читала крупными буквами (складывая!) названия журналов и поразила всех, когда прибили к стенке только что полученное приложение к журналу - отрывной календарь. Меня усадили - к чаю или обеду - на детский высокий стульчик, и я чётко прочитала буквы, а потом произнесла: "Весь мiръ". Это было до революции. В год революции мне исполнилось четыре года, и я читала уже бойко, но мне давали только детские книги, а хотелось читать толстые, в переплётах. Ничего особенного я в этом сейчас не вижу, так как письменная речь пришла ко мне вместе с устной. Бабушка составляла свою азбуку для школьников, рисовала картинки к буквам, а я смотрела и запоминала, как запоминают на картинках домик, цыплёнка, мячик. Но моим "феноменом" восхищались.

Мне нравились книжки со стихами, и, если было жаль мне расставаться с героями книжек - котятами, героями басен, я продолжала все эти истории устно, сочиняя по-своему какое-то подобие стишков. Так, я приделала концовку к "Лебедю, раку и щуке". "А воз и ныне там" я понимала по-своему: на возу сидела Нина, то есть девочка такая же, как я ("ныне" мне было не понятно). Какие там были приключения, я, естественно, не помню, но, по словам родителей, финал был оптимистичным: лебедя освободили, щуку тоже.

Поплыла щука у реку,

А Нина едет на раку.

Вечерами, особенно в праздники, собирались гости - и после чаепития разыгрывали шарады, играли в буриме. Это было любимым развлечением моей тёти Юли. Красавица, умница, она в юности заболела костным туберкулёзом. Её спас жених - киевский студент-юрист Володя Мельник. Он её "вытащил из могилы", заставив поверить в исцеление, настоял на свадьбе, венчались тайно - невеста была в коляске, полулежала. Он приспособил кровать так, чтобы можно было накатывать рояль - и так Юля играла. Их привязанность была фантастической! Умерла тётя Юля в 1932 году, а Владимир Алексеевич, тихий служащий, пережил её почти на сорок лет и умер одиноким, в глубокой старости, верный памяти жены. В те давние годы он и старался устраивать "вечера с самоваром" такими, чтобы тётя Юля не утомлялась и была в центре веселья. В буриме играли традиционно: писали "по солнышку" парные рифмы, передавали, завернув написанное, дописывали ещё пару, бумажки смешивались в вазе, каждый тянул по листку и сочинял. Потом дядя Володя, не умевший сложить ни строки, откашливался и торжественно, под общий смех, зачитывал "сочинения", Где часто фигурировали присутствующие и общие знакомые.

В один из рождественских вечеров (или новогодних - не помню), я села в круг, получила листок. Мне выпали рифмы: "Гриша - крыша, лист - фаталист".

Гриша - это был мой папа, лист - понятно, крыша - тоже, а что такое фаталист - откуда мне было знать?! А получилось складно.

Когда дядя Володя стал читать "моё", у меня похолодела спина - это ощущение я запомнила, оно потом повторилось.

Взрыв хохота, аплодисменты, снова чтение, снова хохот до слёз... Я была потрясена успехом! Мне хотелось забиться в подушку и плакать от радости. Стали догадываться, кто автор... Но сочинители меняли почерк, писали то печатными буквами, то левой рукой, и мои детские каракули были приняты за произведение взрослого остряка... Разве я могла понять, что получится не вполне благопристойное стихотворение? А вышло вот что:

Сидит в будке Гриша,

Над ним тонкая крыша,

Держит в руке смятый лист,

А сам он фаталист.

Я осмелилась спросить: а кто такой фаталист? Мне ответили:

- Папа.

И снова хохот навзрыд. Когда разобрались в авторстве, я призналась. Это было признание!..

 

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

17.01.2020

( )

см. 1 фото »

"В моём краю магнитные ветра…"

К 70-летию со дня рождения магнитогорского писателя А.Б.Павлова.

14.01.2020

( )

Спасибо тебе, "Уралочка"!

Ветеранов труда ежемесячно приглашает библиотека литературного краеведения имени Михаила Люгарина, возглавляемая Екатериной Коркиной.

10.01.2020

( )

"Зимушка-зима"

Возвращение в счастливое детство дарит филиал № 5 объединения городских библиотек.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2019).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.