Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

10 июля, пятница

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

10.07.2020

Комментарии ( )

Срок продлен

Госавтоинспекция информирует о продлении срока действия водительских удостоверений.

10.07.2020

Комментарии ( )

Оперативная информация. Коронавирус на 10 июля

Подтверждены 8963 случая заболевания COVID-19 (+141 новое подтверждение ко вчерашнему дню).

10.07.2020

Комментарии ( )

Украл деньги с карты

Сотрудники уголовного розыска задержали подозреваемого в совершении кражи денежных средств с банковской карты.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Педсовет»

09.07.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Дорога в профессию

В 14-16 лет перед подростками, как правило, встаёт непростой выбор.

02.07.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Детский сад: инструкция по применению

Со второго июля по решению губернатора области Алексея Текслера в полном объёме начнут работу детские сады.

23.06.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Когда школа в университете

МГТУ им. Г. И. Носова впервые ведёт набор на обучение в десятый класс.

18.06.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Добровольно или принудительно?

Приобщение ребёнка к труду в первую очередь выполняет воспитательные функции.

09.06.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Лечение садом

Работа с растениями развивает мелкую моторику рук и повышает самооценку.

28.05.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Отдых с ограничениями

На летней кампании наверняка отразятся последствия пандемии.

19.05.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

О нейропсихологии просто

Качели и карусели, игры и разговоры развивают и воспитывают ребёнка.

19.05.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

В будущее с надеждой

Центру помощи детям "Надежда" 24 апреля исполнилось 25 лет. За это время путёвку во взрослую жизнь получили 182 воспитанника.

Педсовет

26.12.2019

Текст: Мария Митлина

Учитель, зажигающий свет

Бывают люди, похожие на солнце - они освещают мир вокруг.

Педагог Дворца творчества детей и молодёжи Марина Рахманина - как раз такой человек. Мама девяти приёмных и троих родных детей, преподаватель театрального мастерства - в этом году она стала победителем всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям" в художественной номинации, а большая семья Рахманиных была названа лучшей многодетной семьёй России 2019 года.

Из математика в режиссёра

По образованию Марина Рахманина - учитель математики и экономики. Три года проработала по специальности. Но всегда мечтала о сцене. Вела в клубе агитбригаду, ставила спектакли. Поняла, что хочет связать свою жизнь с театром, и поехала поступать в театральный институт. В актрисы не взяли - сказали, возраст уже не тот. Марина поступила на продюсерский факультет, работала в школе и училась заочно.

- Окончила институт с красным дипломом, - говорит Марина. - Приезжала на сессию на месяц и не выходила из театров. Смотрела, как идут уроки пластики, вокала, и продолжала ставить спектакли.

Во Дворец творчества детей и молодёжи она тоже попала не случайно. Точнее, она из него, если можно так сказать, и не уходила. Её бабушка работала во Дворце пионеров и школьников педагогом внешкольного образования, а сама Марина занималась в танцевальном коллективе "Классик Старз" - это была первая группа поддержки в стране. Руководитель "Классик Старз" Светлана Козлова рассказала Марине, что Дворцу нужен режиссёр, предложила: сходи, вдруг возьмут. И с 2003 года она работает педагогом-организатором праздников и официальных мероприятий как ведущая и сценарист-режиссёр.

Сначала были дети

Судьба ведёт нас одной ей ведомой дорогой, ничего в жизни не происходит случайно. Если бы не театральный институт, Марина, может быть, не познакомилась бы со своим мужем: она пришла показывать спектакль в необычную приёмную семью.

- Встретились мы в 2005 году, - вспоминает Марина Рахманина. - Показывали спектакль в детском доме, и там были девочки, которые рассказали, что живут в швейцарской приёмной семье. Два швейцарца, они до сих пор с нами живут, воспитали 17 детей. Это великие люди. Приехали в Магнитогорск в 90-е, чтобы помогать детям. Здесь создали частный детский дом, а Юру пригласили переводчиком. Когда он увидел, как отогреваются детские сердца, остался и пять лет был волонтёром, без зарплаты, без отпуска, без выходных ? жил там, помогал воспитывать детей и переводил.

Рахманины решили создать семью и первым делом усыновить детей.

- Сначала взяли сразу восемь детей и четыре года назад - ещё одного мальчика. Детей никак не выбирали, хотели взять двоих. Нам предложили: возьмите сразу четверых, три мальчика и одна девочка, от одной мамы, но папы разные. Юра говорит: "Давайте нам тогда ещё сестрёнку, чтобы не скучно было, чтобы две доченьки и три сыночка".

Потом их попросили забрать ещё двух сестёр из детского дома, а спустя несколько дней на время приютить ещё одну девочку.

- Поженились, и ровно через месяц у нас уже было восемь детей от 4 до 13 лет. Это было очень трудно. Одно дело, когда приходишь и тебя все рады видеть, другое дело, когда становишься мамой и нужно их учить умываться и чистить зубы. Тогда не было школы приёмных родителей, не было психологов. Детки были очень сложные. Нужно было придумать что-то, чтобы мы имели общую цель. Театр оказался спасительным якорем, который помог нам стать крепкой семьёй.

С семейным театром Рахманины проехали 20 городов России, посещали детские дома, приюты, больницы, интернаты. Сейчас дети почти все выросли, разъехались на учёбу по разным городам. Старший сын пошёл по стопам отца - закончил в Нижнем Новгороде лингвистический университет, работает педагогом, а ещё помогает семьям в школе приёмных родителей. Дома осталось "всего" четверо, и Марина говорит, что это очень мало. И что всё самое лучшее в ней появилось благодаря мужу и детям.

Грани творчества

Из семейного театра и выросла студия Дворца творчества детей и молодежи "Грани". Это произошло, когда с семейным театром познакомилась руководившая в то время Дворцом Нина Родионовна Лаптева.

- Она увидела наш спектакль по Метерлинку "Чудо святого Антония". Мы заняли с ним на городском фестивале первое место, - объясняет Марина Рахманина. - И поняла, какое сильное влияние оказывает театральное искусство - ведь она знала меня до замужества, знала, какими были наши дети. И сказала: надо делать театр. Так я стала работать ещё и педагогом.

Сначала семейный театр взяли в ДТДМ как целый коллектив, потом появились новые группы. Уже четвёртый год Марина учит театральному мастерству девчонок и мальчишек. На занятия принимают всех ? и талантливых, и не очень.

- Программа "Грани" объединяет несколько направлений - это конферанс, актёрское мастерство, а ещё ребятки снимают кино, - рассказывает Марина Рахманина. - Актёрское мастерство учит ребёнка осознавать свои эмоции, определять своё место в этом мире и понимать эмоции другого человека.

Именно умения выражать свои эмоции, проявлять любовь, привязанность, считает Марина Рахманина, очень не хватает современным детям. В её кружке, так повелось, дети и педагог обнимаются и при встрече, и при прощании. Занятие проходит два часа. Первую часть посвящают развитию навыков актёрского мастерства, вторую - работе над произведением. Марина Рахманина старается объединять разные виды творчества. Так, в декабре "Грани" ставят фольклорный спектакль вместе с коллективом народной песни.

- Приходится балансировать между качеством исполнения и личностью ребёнка, - объясняет Марина. - Театр - это и танец, и пение, и пластика, и музыка, и ритм. Чем больше ребёнок овладеет разными навыками, тем шире будет его кругозор. Все сейчас ищут талантливых людей, и именно погружение в драму даёт детям импульс для развития творческого потенциала.

Конкурс "на расслабоне"

Нина Лаптева и убедила Марину Рахманину принять участие в конкурсе педагогического мастерства. Говорит, о победе и не думала, работала "на расслабоне":

-  Конкурс - это достаточно сложное испытание. Дети ежедневно подвергаются оценке, каждое занятие, каждый урок в школе их оценивают. Когда вырастаешь, тебя перестают оценивать, и вдруг приходится к этому возвращаться. Это очень сложно. Но Нина Родионовна попросила: "Мариночка, пожалуйста, участвуй".

Городской этап оказался для Марины Рахманиной самым сложным. Она рассказывает: на открытое занятие привели детей, среди которых оказалась троица, вообще не настроенная заниматься. Пришлось подбирать ключики к этим детям.

- Представляете, заходит 12 детей, я говорю: "Ребята, приглашаю вас в волшебный мир театра! Смотрите, тут стена, мы не можем пройти…" Эти мальчишки отвечают: "Да нет тут никакой стены" и проходят мимо. В зале они начали драться и заявили, что им скучно. Но прошло 20 минут, занятие закончилось, и они сказали: "Уже всё? Мы ещё хотим!" Я почувствовала такой триумф, что смогла "зацепить" театром этих ребят.

"Вы работали вообще не по программе" - таков был вывод жюри.

- Я так растерялась в этот момент, - признаётся Марина. - Конечно, у меня была цель: введение в новый вид деятельности. Но пришлось переключиться, и ведь никто не заметил, что они были сложными…

Интересный приём вовлечения использовала она и на российском финале.

- Начала с ребятками говорить на английском языке, хотя они ждали театра.

Марина показывает, как ровным и скучным голосом рассказывает историю на английском, а потом спрашивает: "Кто понял и может перевести?" В аудитории - тишина.

- Тогда говорю: "Сейчас скажу то же самое, только используя язык театра", ? продолжает Марина Рахманина. ? И всё повторяю, но с выражением, мимикой, жестами… Оказывается, что всем всё понятно! Сначала ставим проблему, потом показываем: язык театра лёгок, используя мимику и жесты, можно объясниться  в любой стране! Дети влились в эту познавательную активность, и даже члены жюри сказали: "Мы подумали, что вы привезли детей с собой".

Ещё из интересных наблюдений российского финала - была затронута тема инклюзивного образования. Марина Рахманина отметила, что ребёнок с особыми потребностями не может просто прийти в класс к обычным детям. Рядом всегда должен быть грамотный наставник.

- Однажды привела свою дочь в танцевальную группу, где дети занимались второй год. Думала - у меня моторная одарённость, значит, и ей будет легко. Но она вышла и рыдала: "Мама, я чувствовала себя лузером! Они танцевали, они могли двигаться, я ничего не могла". Когда ребёнок с особыми потребностями видит, что другие могут, а он нет - рядом должен сидеть человек, который сможет помочь.

Урок не по конспекту

- Одно из моих посланий - научиться говорить с ребёнком на одном языке: я такой же, как ты, я творец, - говорит Марина Рахманина. - Моя задача - подчеркнуть индивидуальность ребёнка и выявить его творческий потенциал.

Она объясняет, что, идя от ребёнка, невозможно построить урок "по конспекту". Придумываешь одно, но перед тобой дети со своими желаниями, настроениями, переживаниями. И тогда в урок приходится встраивать то, что нужно здесь и сейчас. Вот примеры из практики, рассказывающие о том, как можно вести педагогический процесс, чувствуя детей, их потребности и эмоции.

На занятии Саша ушёл в себя, обиделся. Но я не могу его оставить, каждый ребёнок ценен. Говорю, давайте посмотрим на Сашу, какая у него сейчас эмоция, и повторим это телом. Саша, а ты можешь стать ещё печальнее? И вот он уже вовлечён в занятие. Начинаем выходить из этого состояния. Это уже психология - умение осознавать свои чувства. Предлагаю: давайте буду вас выводить из состояния грусти, а вы отказывайтесь, только по-разному, повторяться нельзя. И вот уже идёт развитие фантазии и воображения.

Говорю детям: "Пойдём со мной в кино"! Отвечают: "Не хочу". "Хочу с тобой в аквапарк, пошли, поплаваем!" -  "Не буду". Предлагаю несколько вариантов, потом спрашиваю: "Кто на каком моменте хотел уже сдаться?" Дети поднимают руки: "Я, я уже хотела пойти в кино!" - "А что мешало?" - "Упрямство…" - "Смотрите, сколько возможностей у нас было, и сколько мы потеряли. В следующий раз, когда мама позовёт пойти в кино…" - "Да, я сразу соглашусь!" - "А какие ещё чувства у вас были?" Одна девочка говорит: "Мне стало вас жалко, вы же так старались…" Они поняли: если я вижу, что другой человек делает шаг навстречу, нужно сделать шаг в ответ. А ведь даже не все взрослые из-за гордости и упрямства способны на это. Надеюсь, если случится ситуация, когда им захочется "встать в позу", они вспомнят наш урок и подумают: "Я так много могу пропустить, зачем я это делаю?" И их жизнь будет легче и прекраснее.

Нужно зажигать свет

- Мария Кнебель, ученица Станиславского, написала, что педагогика сродни материнству, - ответила Марина Рахманина на вопрос: каким должен быть идеальный учитель? ? Педагог обязательно должен обладать материнским сердцем. Когда за каждым ребёнком видишь личность, человека с его страхами, интересами, стеснениями, уважаешь даже его незнание, его неумение. Дети это сразу чувствуют.

Идеальный педагог, уверена Марина Рахманина, создаёт настроение, видит в ребёнке не ресурс для исполнения своих замыслов, а его душу и исходя из этого подбирает для него ключи к успеху.

- Идеальный педагог помогает ребёнку стать самим собой, ? говорит Марина Рахманина. - Он видит уникальность в каждом. Один тихоня - и классно, что он тихоня. Другой ? очень активный, и это хорошо. Идеальный педагог не стрижёт всех одинаково, а видит за каждым личность. Иметь взгляд внутри сердца, который поможет ребёнку стать самим собой, исцелит его раны. Чтобы человек вырос со светом в душе.

 

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

04.07.2020

( )

Подарок для ребятни

В редакцию "ММ" пришла благодарность в адрес депутата Магнитогорского городского Собрания.

16.06.2020

( )

Спасибо за площадку

В редакцию "ММ" пришло письмо от жителей дома № 15/1 по улице Труда.

16.06.2020

( )

см. 5 фото »

Праздник-онлайн в детском саду

Вот пришло долгожданное лето, наполнившее ароматом трав и яркостью красок нашу жизнь, и подошло время прекрасных традиционных праздников.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.