Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

22 сентября, вторник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

22.09.2020

Комментарии ( )

"Внимание, переезд!"

В текущем году на железнодорожных переездах Челябинской области зарегистрировано 15 дорожно-транспортных происшествий, из которых четыре совершены с подвижным составом железнодорожного транспорта.

22.09.2020

Комментарии ( )

Ограничения возвращаются

В Челябинской области интернаты и дома престарелых перевели на режим изоляции.

22.09.2020

Комментарии ( )

На старте шестой созыв

Завтра состоится первое, организационное заседание Магнитогорского городского Собрания нового созыва.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Литературная гостиная»

22.09.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Я только видел

Оно запомнилось мне, это убийство, но особенно - сам человек, хотя я даже не знал его имени, не знал, как относиться к нему, потому что понятия не имел, как он жил: был ли у него дом, жена, дети...

15.09.2020

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Последний чибис

Поэт Нэмир Голланд прожил непростую жизнь и умер в забвении.

08.09.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Стихи на зимнем стекле

Поэту было 16 лет, когда на страницах городской газеты "Магнитогорский рабочий" появилась первая публикация его стихов.

01.09.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Второе рождение

В марте 1968 года коллектив драмтеатра имени А. С. Пушкина вместе с режиссёром Анатолием Резининым поставил спектакль "Стройфронт", возродив забытую пьесу Александра Завалишина и создав яркий, незабываемый образ строителей Магнитогорска.

01.09.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

"Моя хрустальная дорога"

Стихи Сергея Рыкова (1975-2020)- откровенный разговор с читателем.

25.08.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Педагог, краевед, публицист

"Слово Жизни" (12+) - так называется вышедший в Доме печати библиографический справочник, который стал своеобразным итогом педагогической и краеведческой исследовательской деятельности замечательного и яркого человека - Натальи Семёновой.

25.08.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Она стихи из снов и слёз ткала

Татьяна Варфоломеева родилась 15 августа 1951 года в Магнитогорске.

21.08.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

"Подобны небесным птицам..."

Лирика Михаила Илларионовича Безбородова.

Литературная гостиная

17.03.2020

Текст: Татьяна Таянова

Между чудом и разочарованием

Бывает поэзия, читая которую ни на минуту не можешь забыть, что ты обитаешь в чьём-то вымысле, словно сидишь в театре и смотришь спектакль: всё сочинено, а вещи, о которых тебе рассказывают, кем-то когда-то придуманы и сыграны, причём так, что вырывается - не верю.

Но бывает и по-другому: слова, живые и настоящие, словно и не придуманные вовсе, обращённые к тебе, как к другу, открыты и откровенны настолько, что забываешь о выдумке. Именно такое впечатление и производит поэзия Сергея Рыкова.

Его лирика, прекрасная отнюдь не сплошь, созерцательная, но не отрешённая, и в то же время достаточно напряжённая, ни на минуту не теряет нерва. Нерв её очень чуткий, тонкий, как ленточка, которую можно прицепить к облаку то ли для того, чтобы повеселиться, то ли для того, чтобы повеситься. Интеллектуальная и эмоциональная магия поэзии, особенно, как в нашем случае, романтически устремлённой, состоит как раз в безуспешных, хотя отнюдь не пустых, попытках создать органически целое из внешне далёкого, разрозненного, даже расколотого.

Ситуация, в которой лирический герой оказывается "между чудом и разочарованием", в поэзии Рыкова очень частая, возможно, даже более частая, чем облюбованная им экзистенциальная граница между жизнью и смертью: "А сегодня поутру / Снились мне синицы. / Может, вскоре я помру / Где-нибудь в больнице. / И не жертвой палача - / А в провисшей койке. / В ней и слёзы, и моча - / Всё в одной настойке. / Буду биться за стеной, / Будто шарик белый, / Возвышая мир цветной / Песней неумелой".

Чудо белого шарика и цветного мира, который уже потому, что цветной, нуждается в песне, дано "в одной настойке" с чувством безвыходности, стены, смерти. Их не разделить, как и песню, улыбку и иронию, отчаяние. Да и кто сказал, что поэзия - это разумная и объяснимая вещь, настойка, при изготовлении которой подлежат смешению только правильные и совместимые ингредиенты? Отказ от разумности и правильности как способов понимать и оценивать мир неизбежно приводит к романтизму, а последний всегда ставит под вопрос цельность "Я", намечает конфликт внутреннего мира человека с его собственным "естеством". И, казалось бы, неизбежны разрыв со всеми, отчуждение от мира. Однако Сергей, несмотря ни на что, всё-таки поэт есенинского склада, в основании своём гармонический, а не трагический. Он может довести своего героя до состояния расколотости "чёрного человека", но обязательно засомневается, заставит очнуться, вернуться на "хрустальную дорогу" тишины. Кстати, в рыковской поэзии тишина - некая универсальная категория, ключ к открытию её внешних и внутренних замков, синоним истинного, справедливого, вечного, настоящего...

Рыков говорит, как дышит, - без примеси эффектности и аффектации, работает в едином ритме, в едином темпе тихого созерцания, монолога без суеты.

"Неслыханная простота" поэзии Сергея Рыкова заключается прежде всего не в его почти программной незатейливости, нежелании формального эксперимента, словесных, звуковых, семантических и прочих игр, не в отсутствии ненужных слов, не в его приверженности будням даже, но в любви к тишине и молчанию о том, о чём, если скажешь вслух, обязательно огорошишь или оглушишь. И почти никаких обобщений. И почти никаких объясняющих смысл названий окончательных вариантов ответа.

Читая рыковские стихи, чувствуешь тоску и знание автора о том, что моцартовский, пушкинский, есенинский мир давно искалечен. Гармония утрачена и человеческой природе давно уже не созвучна. Но также постоянно ощущаешь желание противостоять этому факту, тихое, может быть, даже излишне созерцательное, пассивное. Но ведь такое же желание было, как помнится, и у прекрасного поэта-диагноста Юрия Живаго, творившего "вдали от суеты" в измерениях, кем-то исключённых из его эпохи, - собственной совести, вины и свободы. Говоря об этих категориях, Рыков предельно твёрд и мужествен. В тексте "Я не раз сворачивал с дороги, ожидая лёгкого пути…" есть, например, такое и страшное, и бесстрашное признание: "И, вжимаясь в барменскую стойку, / Отвечая только за себя, / Я провидел ледяную койку / И безмолвное дыхание дождя".

Есть ещё один момент, за который можно уважать творчество Рыкова.

В нашу насквозь гламурную, ненатуральную, постпостмодернистскую эпоху и в жизни, и в искусстве, и в литературе существовать, не теряя себя, - большой поступок. Но ещё больший поступок - действенный и настоящий, искренний интерес к кому-то кроме себя, к другому человеку. Всё реже и реже мы готовы воспринимать его и в жизни, и в искусстве сквозь призму его самоценности, а не собственного эгоцентризма. Если коротко, отношения "я-другой" в поэзии С. Рыкова - это способность быть собой и другим одновременно, понимание и даже возвышение его значимости. Неважно, кто этот другой - бабушка, бомж, ветеран, ребёнок, собрат-поэт, любимая женщина... Выходить за пределы себя, понимать другого, проникать в его душу и нервы, в его жизнь и смерть порой невыносимо больно - до слёз, до крови. Но по-другому, видимо, ни жить, ни писать не получается.

Выход за пределы себя, собственной самости, как и за пределы предустановленного, способность трансцендировать - качества растревоженного поэта, коими Сергей Рыков обладал в полной мере.

 

Справка "ММ"

Сергей Рыков родился 16 февраля 1975 года в Магнитогорске. С 1992-го по 1994-й учился в Магнитогорском строительном колледже на техника-электрика. Посещал литературные семинары Александра Павлова и Олега Хандуся в Магнитогорском лицее.

В 1993 году состоялась первая публикация стихотворений Рыкова в "Магнитогорском металле". В 2004-м он стал лауреатом областного литературного конкурса "Стилисты добра" в номинации "Поэзия".

Поэт публиковался в альманахах "Южный Урал", "Вестник российской литературы", "Транзит-Урал". С 2005 по 2009 год опубликовал три книги стихов - "Моя хрустальная дорога", "Подари мне облако", "Случайный прохожий". Книга "Подари мне облако" была удостоена первой премии областного литературного конкурса "Прекрасен наш союз".

В 2007 году Рыков принят в Союз писателей России. В 2004-2007 годах он руководил молодёжной секцией литобъединения "Магнит", а с марта 2007-го осуществлял общее руководство литературным объединением при газете "Магнитогорский металл". В 2008 году подготовил к изданию коллективный сборник лито "Магнит" "Небо пятое". В 2019-м вышла четвёртая книга поэта "Личный номерочек на ноге".

Сергей Рыков скончался 8 марта этого года после тяжёлой и продолжительной болезни, едва достигнув 45 лет.

 

"Так хочется жить..."

* * *

Номера присвоены поэтам,

Будто соревнуются опять.

"Лучшие" висят по кабинетам -

Время поворачивая вспять.

Может быть, они чуть лучше жили?

Меньше гнили в тундре и тайге?

Но и мы, конечно, заслужили -

Личный номерочек на ноге.

 

Хрустальная дорога

Из множества земных светил,

Однажды выбранных на ощупь,

Тебя одну я приютил

Иль прикупил…

Так даже проще.

Так проще…

Нежностью горя,

Ты разобьёшься у порога…

Моя печальная заря,

Моя хрустальная дорога.

 

* * *

Давайте, братья, помолчим,

Не выделяя чуждых мнений,

На стыке грёз и поколений,

По доброй воле - помолчим

О том, чтоб завтра на почин…

И не в присутствии конвоя

Лоснилось небо голубое

Созвездием земных лучин.

Давайте, братья, помолчим,

Не зарекаясь от острога,

О том, чтоб вывела дорога

Вдаль от психушек и кручин.

Давайте, братья, помолчим…

 

Эпитафия поэту

Ты седою своей бородою

Подметал тротуары, дворы.

Ничего в этой жизни не стоя,

Ты по жизни катился с горы.

Начиная с привычного тоста -

За друзей, за любимых, родных,

Ты сегодня дошёл до погоста,

Отказавшись от целей земных

Не имел уваженья и злата

И отхаркивал красную слизь,

И держала в напряге простата

Всю твою подконвойную жизнь.

 

Памяти Бориса Попова

Средь весенних ветров и людской суеты

Где-то в дебрях скрывается лето.

И за рамками грёз прорастают цветы,

Укрывая могилу поэта.

Нет, судьба неспроста подбирает штрихи,

Отбирая лучинки у света…

…Только б жили стихи -

только б жили стихи -

Выше нету наград для поэта.

В океане любви, под покровом светил

Зародится достойная смена,

Чтобы кто-то другой твою песнь подхватил,

Твою душу избавив от плена.

 

Моей Альфе

Никто так не любил меня,

Как та безродная дворняга...

(На лето к бабке - всё ж родня.)

Она ждала меня, бедняга.

Она любила просто так,

Мы с нею были одногодки.

Её кормили кое-как,

А я ещё марал колготки.

Она ждала меня весь год,

И я надеялся на встречу.

Она и ныне меня ждёт -

Когда задует мою свечку...

 

Памяти Юрия Костарева

Дохнула холодом земля,

Лопаты взвыли -

И насудачились поля

По свежевырытой могиле.

О, как прилипчива она -

В исповедальную дорога…

И быть посланником до Бога

Поэту грамота дана.

 

* * *

Я купил полбулки хлеба...

До чего же хорошо

Быть свободным перед небом -

В чём родился, в том ушёл.

Умирает в муках барин -

Пропадает серебро.

Я пред богом, как Гагарин -

Оголённое ребро.

Ни заначки, ни заточки -

Только крестик на цепочке.

 

* * *

И детство грело пламенем огня,

Бензином из оплавленной канистры.

А бабушки, бранившие меня,

На всю округу разносили искры.

И в сотый раз обласканный шлепком,

Скрываясь от людского взора,

Я наблюдал - открыто и тайком -

Свой огонёк, преобразивший город.

***

Грешник ты или праведник -

Всё ж надеешься ты на лучшее...

Перед смертью всегда Бога славили,

Да и так, от случая к случаю.

Уповали на Бога отшельники,

Спину гнули до пола горбатые.

Неустанно молились бездельники,

Невиновные и виноватые,

И блаженные, и учёные,

Вертухаи и заключённые.

 

* * *

Под ногами слякоть,

В кошельке голяк...

Хочется заплакать -

Открыто, как сопляк.

Топчется ворона

В тающем снегу.

Не было гондона

У папы на лугу...

 

* * *

Без претензий на сложное -

Делаешь невозможное.

Хотя ждать вроде нечего -

От прошедшего вечера.

Не всегда получается,

Но не стоит печалиться.

Шкура, с виду, - ослиная,

А душа - журавлиная...

 

* * *

В жизни у меня есть койко-место,

Больше не осталось ничего...

Это ложь, что не бывает тесно.

Ложь, что не бывает тяжело.

Кто-то скажет: есть за всё расплата -

Всё твои вчерашние грехи.

Если я пред кем-то виноватый,

То лишь в том, что я пишу стихи.

Знаю, что рифмую просто,

Но не извиваюсь и не лгу.

Человеком маленького роста

Я по краю пропасти бегу...

 

* * *

И птицы улетят на юг,

Презрев границ воздушные затворы.

А самолёты, завершая крюк,

Частенько задевают горы.

И дело вовсе даже не в горах,

Ведь самолёт подняться может выше.

Летящему домой - неведом страх.

И звёздный путь рассыпался по крышам.

 

* * *

Знаешь, так хочется жить,

Без поминальных свечей.

Если дружить, так дружить,

Не пряча счастливых очей.

Если любить, так всласть,

И видеть вокруг красоту.

И если случайно упасть,

То только не в пустоту.

А коли придёт беда

И понесут за порог,

Пусть это будет - среда,

Прохладно и ветерок.

 

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

15.09.2020

( )

Это поступок

Пандемия коронавируса нарушила многие планы. С марта я не мог получить лекарство от астмы по льготной региональной программе: поставки прекратились.

27.08.2020

( )

см. 13 фото »

В честь Дня российского флага

За две недели до этой даты в нашей школе для ребят и их родителей был объявлен фотоконкурс.

18.08.2020

( )

"Три цвета моей России"

Праздничный концерт, посвященный празднованию Дня государственного флага Российской Федерации.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.