Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

24 октября, суббота

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

24.10.2020

Комментарии ( )

Удачи на дорогах!

Уважаемые работники и ветераны автомобильного транспорта! Поздравляю вас с профессиональным праздником!

24.10.2020

Комментарии ( )

В ответе за экономическую безопасность

Уважаемые сотрудники и ветераны таможенных органов Магнитки! Поздравляю вас с профессиональным праздником!

24.10.2020

Комментарии ( )

По мировым стандартам

Уважаемые сотрудники таможенной службы! От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником!

Опрос

Последние статьи рубрики

«Педсовет»

15.10.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Закрытый мир детских соцсетей

"Остались без присмотра дети - они гуляют в Интернете" - эта старая шутка с каждым годом становится всё актуальнее.

08.10.2020

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Увлечение чтением

Из трёх областных конкурсов победителями в двух стали работники магнитогорской городской централизованной детской библиотечной системы.

06.10.2020

Комментарии ( )

см. 7 фото »

"Звёздная" победа школьных интеллектуалов

В академическом лицее наградили победителей многопрофильной инженерной олимпиады.

29.09.2020

Комментарии ( )

см. 18 фото »

"Демоверсия" армейской службы

Каждый год десятиклассники и студенты колледжей проходят учебные военные сборы в рамках курса "Безопасность жизнедеятельности".

24.09.2020

Комментарии ( )

Главное - питание

Роспотребнадзор продолжает продвигать принципы здорового питания, помогающие вести здоровый образ жизни

24.09.2020

Комментарии ( )

см. 9 фото »

Дорога к звёздам

Второй год в Магнитогорске союз молодых металлургов и детский центр космонавтики, астрономии и ракетомоделирования "Магнитар" реализуют проект "Открытый космос".

19.09.2020

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Встреча молодых парламентариев

На прошлой неделе возле Дворца творчества детей и молодёжи прошла осенняя сессия городского парламента школьников

15.09.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

"Домашка" для родителей

В идеале уроки должны приучить школьника к труду и самостоятельности.

Педсовет

28.07.2020

Текст: Мария Митлина

От патологии к норме

Если у родителей есть сомнения в нормальном развитии ребёнка, в первую очередь стоит обратиться к специалистам.

Когда малыш появляется на свет, его умения и навыки определяют врождённые рефлексы. Пройдёт совсем немного времени, и он начнёт держать голову, гулить, улыбаться, ползать и сидеть, держать игрушки. В восемь-девять месяцев младенцы произносят первые слова, начинают использовать жесты при взаимодействии со взрослыми. Ближе к году многие дети могут самостоятельно ходить, собирать башенку и пирамидку, в полтора года - строить простые предложения из двух, а иногда и трёх слов.

Нормы возрастного развития достаточно гибкие и зависят от многих факторов: протекания родов, перенесённых заболеваний, социальных условий. И, тем не менее, знать их родители должны, чтобы в случае возникновения проблем вовремя оказать ребёнку помощь. Так, если в три года малыш ещё не разговаривает, стоит обратиться за консультацией к психологу или невропатологу. Проблема может быть связана как с задержкой речевого развития, так и с неврологическими и другими показателями. Популярные у родителей объяснения: "мой до трёх лет не говорил, а потом сразу начал изъясняться сложноподчинёнными предложениями", "отстаньте от ребёнка", "все развиваются по-разному" частично обоснованы. Но если один после трёх лет действительно станет говорить развёрнутыми фразами, то другой может так и не начать, а в итоге перед школой родители столкнутся с целым "букетом" диагнозов: от дизартрии и нарушения фонематического слуха до задержки психического развития. Если же вовремя обратиться к специалистам, скорее всего, большую часть нарушений удастся скорректировать до школы.

Специалисты относят детей, нуждающихся в дополнительной помощи, к группе с ограниченными возможностями здоровья. Сюда входят нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, серьёзные речевые нарушения. Почему акцент делаем именно на речевых и психологических задержках развития? Как правило, если у малыша есть нарушения слуха, зрения и другие физические сложности, родители узнают об этом довольно рано. С речью и неврологическими проблемами всё гораздо сложнее. Многие мамы и папы просто не могут адекватно оценить развитие ребёнка, понять, что ему нужна специализированная помощь. При этом число детей с речевыми нарушениями растёт постоянно.

Комиссия ПМПК

Оценку психоэмоционального, физического и интеллектуального развития ребёнка проводит психолого-медико-педагогическая комиссия - ПМПК. В её задачи входит также определение оптимальных путей и способов преодоления выявленных нарушений. ПМПК Магнитогорска существует с 1991 года. Сначала это был диагностический кабинет, в 2003 году в городе был создан центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в составе которого работала комиссия. С 2020 года отделение ПМПК получило отдельное здание по адресу: Ворошилова 16/1.

-Комиссия определяет образовательный маршрут ребёнка, имеющего особенности в здоровье и развитии, - объясняет руководитель центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи Ирина Шнерх. - Через неё проходит комплектация всех специализированных детских садов и коррекционных образовательных учреждений.

С этого года ПМПК работает в составе трёх комиссий. В них входят психиатр, ортопед, сурдолог, офтальмолог и специалисты педагогического профиля: психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог. Комиссия обследует детей как по заявке образовательных учреждений, так и по заявке родителей. Через ПМПК проходят воспитанники профильных детских садов и коррекционных школ в рамках повторной диагностики по завершении ступени обучения или после контрольного срока обучения. Дети из общеобразовательных детских садов проходят обследование по инициативе родителей.

Существует практика, когда логопеды специализированных дошкольных учреждений с согласия родителей обследуют детей в обычных садиках, дают рекомендации по переводу в логопедические группы или коррекционные детские сады.

- Если родитель видит, что у ребёнка есть какие-то проблемы с речью, со здоровьем или он получил совет специалиста, то вправе обратиться в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для проведения обследования, - уточняет Ирина Шнерх.

Пора бить тревогу?

Когда надо начинать беспокоиться и вести ребёнка на обследование? В раннем возрасте можно говорить о проблемах, если у ребёнка затруднено понимание обращённой речи: не реагирует на собственное имя, не выполняет простейшие просьбы. После двух лет у него полностью отсутствует собственная речь или она непонятна окружающим. Также о нарушениях в развитии стоит задуматься, если малыш не может показать игрушки, предметы, назвать основные цвета, геометрические фигуры, собрать разрезные картинки в соответствии с возрастом, не запоминает простые стихи, избегает контактов с окружающими, не задает вопросов, не играет со сверстниками.

- Родители зачастую просто не замечают проблем, - отмечает руководитель структурного подразделения ПМПК Магнитогорска Ирина Числова. - Если не объяснить, что ребёнку нужны особые условия, они могут этого и не увидеть. Существует таблица нормативного развития: какие умения в каком возрасте у ребенка формируются. Существуют эпикризные сроки - периоды в жизни ребёнка, за которые он приобретает новые навыки. На первом году жизни один эпикризный срок составляет месяц. На втором году жизни - три месяца. С двух до трёх лет - шесть месяцев. Если отмечается отставание на один и более эпикризный срок, нужно беспокоиться.

Ирина Числова советует: если у родителей есть повод для переживаний, в первую очередь стоит обратиться за консультацией в любой психологический центр. Рекомендации могут дать и в детском саду. Если есть опасения, что для задержки могут быть серьёзные причины, отставание явно выражено - стоит прийти на консультацию в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и записаться на комиссию.

- Комиссия - достаточно трудный путь, - отмечает специалист. - Чтобы прийти, нужно выстоять очередь, собрать медицинские документы. До трёх лет можно также обратиться к невропатологу. В чём отличие консультаций в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи? Если обычный психолог разъяснит вопросы, касающиеся нормативного развития, то в центре родитель сможет также получить консультацию и относительно перспектив устройства в коррекционные сады, поймёт, нужны ли ребёнку особые образовательные условия или нарушение лёгкое и может корректироваться в обычном детском саду.

Шаг за шагом

Перед тем как пройти обследование, родители получают направление на медкомиссию в поликлинику по месту жительства. Нужно получить заключения ЛОР-врача, окулиста, педиатра, психиатра, до трёх лет - невропатолога. После этого их пригласят на проверку документов. Нужна будет также характеристика из образовательного учреждения, если ребёнок посещает коррекционную школу или детский сад - заключение консилиума. После этого выдаётся направление. Запись идёт на месяц вперёд, запросов очень много.

В ходе ПМПК сначала в кабинете социального педагога заполняются документы, касающиеся социальной ситуации развития ребёнка. Само обследование проходит в отдельной комнате, где собирается бригада специалистов: психиатр, психолог, дефектолог, логопед и обследующий, работающий непосредственно с ребёнком. Существуют отработанные методики: тесты, интеллектуальные задачи в зависимости от возраста. Диагностические материалы включают задания на определение общей осведомлённости, сенсорного восприятия, развития психических процессов: памяти, внимания, мышления. Тут и вопросы о временах года, сравнении размеров, задачи на обобщение, исключение, сюжетные картинки. Дошкольникам предлагают читать стихи, школьникам - чтение текста, пересказ, математические задачи. На обследование одного ребёнка по нормативу уходит около часа. После этого коллегия проводит совещание и знакомит родителя с решением. Бывает, что ПМПК не подтверждает заключение психиатра, полученное на медицинской комиссии. В таких случаях дается один диагностический год, после чего проводится повторное обследование.

- Обязательно объясняем ситуацию: как ребёнок отвечал, почему специалисты вынесли такое заключение, - объясняет Ирина Шнерх. - Мама расписывается в том, что ознакомлена с заключением. Потом с этим заключением родители идут в управление образования, где получают направление в школу или записываются по электронной очереди в детский сад.

Зачастую родители не соглашаются с решением ПМПК. Особенно если ставится серьёзный диагноз. Задача специалистов объяснить, что решение принято исключительно в интересах ребёнка. Выполнять рекомендации или нет - право родителей. Более того, родители могут вообще отказаться от прохождения ПМПК.

Бывает и так: хотели отдать ребёнка в коррекционный детский сад, но по показаниям ему достаточно будет занятий с логопедом. Тогда приходится объяснять: если нарушено произношение одной группы звуков, в специализированное дошкольное учреждение не направляют.

Тем более, что с местами в коррекционных садах долгое время ситуация была очень напряжённой: число детей с речевыми проблемами постоянно растёт. Поэтому сейчас открылось большое количество логопедических групп в обычных детских садах, куда попадают дети с лёгкими речевыми проблемами.

- Появляется всё больше тяжелых детей с комбинированными нарушениями, - говорит Ирина Шнерх. - И речевые занимают среди них первое место. Причина: компьютеризация, родители не разговаривают с детьми. Сколько раз видела такую картину: мама кормит ребёнка, он в гаджете, смотрит мультфильм. Или включили компьютер и ушли заниматься своими делами. Отсюда и бедность словаря, и низкая общая осведомлённость. Дети перестали читать, перестали разговаривать. По нормативам в пять лет речь у ребёнка должна быть полностью сформирована, включая хороший словарный запас, абсолютно чистое звукопроизношение, грамматически правильно построенные предложения. Если этого не происходит, ближе к пяти годам нужно бить тревогу, чтобы до школы устранить все проблемы.

Так, в 2017 году комиссия обследовала 3705 детей, из них 1840 - дошкольников. Речевые патологии, требующие специализированного обучения, выявлены у 708 детей - это 38,4 процента. В 2018 году из 1809 обследованных дошколят речевые проблемы выявили у 867. В 2019 году из 2116 детей с тяжелыми нарушениями речи было 1007. Примерно пятой части обследуемых дошкольников ставят задержку развития.

Не опускать руки

- Если вовремя обратиться в ПМПК, то проблему, даже с ЗПР, удаётся компенсировать до школы, - отмечают специалисты. - Уровень реабилитации будет зависеть от тяжести нарушения. Так, детей с фонетико-фонематическим недоразвитием не смотрят повторно на ПМПК перед выпуском из детского сада, так как за два года специализированных занятий они должны показывать стопроцентную коррекцию. Тяжёлые речевые нарушения компенсируются в 80 процентах случаев, задержка психического развития показывает полную реабилитацию в 50-60 процентах.

Возраст, когда ребёнок может получить направление в коррекционный сад, зависит от диагноза. Для детей с логопедическими проблемами - это пять лет. При тяжёлых нарушениях, задержках речевого и психического развития при норме интеллекта - четыре года. С заиканием, расщелинами нёба, верхней губы можно рекомендовать специальную группу уже с двухлетнего возраста.

В заключении специалисты центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи советуют: настроиться на позитив, не боятся прохождения ПМПК, понимать, что даже тяжёлые нарушения при своевременной помощи можно исправить и ребёнок пойдёт в обычную общеобразовательную школу. Больше заниматься с ребёнком. Чем раньше начать решать проблему - тем эффективнее будет лечение и лучше результат.

- Говорю родителям: на любом этапе нашего взаимодействия вы можете встать и уйти, - подчёркивает Ирина Шнерх. - По положению российского ПМПК заключение имеет рекомендательный характер. Если вы совсем не согласны с заключением комиссии, его можно оспорить в областном, центральном ПМПК.

Комментарии к статье


Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

08.10.2020

( )

Из воспоминаний об отце

В годы Великой Отечественной войны Кизильский район отправил на фронт почти пять тысяч человек.

15.09.2020

( )

Это поступок

Пандемия коронавируса нарушила многие планы. С марта я не мог получить лекарство от астмы по льготной региональной программе: поставки прекратились.

27.08.2020

( )

см. 13 фото »

В честь Дня российского флага

За две недели до этой даты в нашей школе для ребят и их родителей был объявлен фотоконкурс.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.