Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

25 сентября, пятница

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

26.09.2020

Комментарии ( )

Продуктивный диалог

Промышленники и предприниматели Челябинской области обсудили текущую социально-экономическую ситуацию.

26.09.2020

Комментарии ( )

По международным стандартам

Магнитогорский металлургический комбинат прошёл аудит на соответствие требованиям стандарта ISO 45001:2018 "Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по использованию".

26.09.2020

Комментарии ( )

Соцподдержка по всем направлениям

О мерах социальной поддержки семей с детьми на аппаратном совещании в администрации города рассказала начальник управления социальной защиты населения Лилия Ярыгина.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

26.09.2020

Комментарии ( )

см. 16 фото »

Рукотворные чудеса Михаила Кривенко

"Он был художник от бога", - говорят о нём друзья и коллеги.

24.09.2020

Комментарии ( )

см. 8 фото »

На стыке реализма и абстракции

Картинная галерея на протяжении своего существования была и остаётся одним из центров культурной жизни Магнитки.

19.09.2020

Комментарии ( )

см. 16 фото »

Экскурс в страну социализма

В картинной галерее открыта выставка(6+), приуроченная к 40-летнему юбилею музея.

17.09.2020

Комментарии ( )

см. 8 фото »

В пяти минутах от зрелищ

После режима повышенной готовности в условиях пандемии коронавируса Магнитогорский театр оперы и балета открывает новый сезон россыпью премьерных спектаклей.

08.09.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

"Песни, опалённые войной…"

Магнитогорское концертное объединение триумфально открыло юбилейный сезон.

27.08.2020

Комментарии ( )

см. 13 фото »

Портрет войны

Тема военного лихолетья близка художникам, многие из которых были участниками сражений.

11.08.2020

Комментарии ( )

см. 14 фото »

Лоскутный импрессионизм

В картинной галерее проходит выставка декоративно-прикладного искусства Людмилы Кочура и студии "Индиго".

06.08.2020

Комментарии ( )

см. 11 фото »

Энергетика добра в ангелах мира

Передвижная выставка побывает в трёх городах, поддержав идею триптиха мемориалов: Магнитогорск-Волгоград-Берлин.

Культура

27.08.2020

Текст: Ирина Коротких

Портрет войны

Тема военного лихолетья близка художникам, многие из которых были участниками сражений.

Магнитогорская картинная галерея открыта для посещений. Теперь познакомиться с экспозициями можно не в виртуальном, а в реальном  формате, что способствует более тонкому психологическому восприятию художественных произведений.

В экспозиции, приуроченной к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, представлены работы из собрания МКГ. Куратор выставки "День Победы" (6+), хранитель фонда живописи Лилия Филатова, отметила, что в экспозиции 17 живописных полотен разных авторов, выполненных в основном в послевоенные годы.

- Многие художники - экспоненты картинной галереи, - ветераны войны, фронтовики, - рассказывает Лилия Ивановна. - Тема сражений, получив зримое воплощение в произведениях, была для них ключевой.  Картины о Великой Отечественной написаны сквозь призму времени. Среди них нет  "проходных", тема лихолетья пережита и выстрадана всеми авторами. Большинство живописных полотен созданы после окончания войны, поскольку работать над масштабными произведениями в условиях самой кровопролитной в истории XX века битвы было просто невозможно.

Открывает экспозицию полотно Николая Осенева "Набат Бухенвальда". Для художника-фронтовика изображение нацистского лагеря - крупнейшей фабрики смерти по уничтожению военнопленных -  тема особая. На фоне мрачного ландшафта почти незаметен мемориальный комплекс и крематорий, но почти ощутим звук набата - колокольный звон в память о сотнях тысяч заживо сожжённых. С полотном Николая Осенева контрастирует работа Бориса Неклюдова "На строительстве оборонительных рубежей. Застава. 1941 год".

- Меня часто спрашивают, почему женщины работают в нарядных платьях, - комментирует работу Лилия Ивановна. - Вспоминаю свидетельства людей из мемуаров военного времени. Одну из женщин спросили, почему на рытьё окопов она пришла в шёлковом платье? "Это моя единственная одежда", - ответила она. На полотне воссоздан самый тяжёлый период войны - 1941 год. Враг, на борьбу с которым поднялся весь народ,  подходил к Москве.

Работа заслуженного художника России Дмитрия Надёжина "Москва 41 года" передаёт атмосферу военного времени в столице: пустынные улицы, окна с бумажными крестами на стеклах и ощущение промозглого холода.  Такой образ оборонной Москвы остался в памяти художника, которому на тот момент едва минуло шесть лет.

Время на полотне Григория Григоряна "Письмо с фронта" можно определить лишь по тре-угольнику солдатского письма.

- Работа не столько реалистична, сколько фигуративна. Полотно вызывает в памяти изображение Святой Троицы. Молодая женщина с ребёнком отсылает к образу мадонны с младенцем. Неизбывным горем, скорбью искажено лицо другой солдатки: ей не дождаться весточки с фронта, её герой сложил голову на полях сражений. Символом стойкости, веры в победу стал центральный женский образ.

Челябинский художник Иван Кучма в произведении "Суровая пора" передал тяготы военного лихолетья, изобразив в натюрморте скудный паёк: буханку чёрного хлеба, котелок с кипятком, несколько картошек в алюминиевой миске и газету "Правда". Создание работы относится к советскому времени, и, возможно, художник, следуя канонам соцреализма, привнёс в полотно атрибут партийной идеологии - главную газету СССР. Атмосферу военного времени передаёт и второй план - по заснеженной улице проходит взвод солдат, на фасаде соседнего дома угадывается плакат из серии "Окна ТАСС".

Михаилу Володину в полотне "Тревожный 1941 год" удалось отразить угрожающую атмосферу зимней Москвы: войска вермахта вплотную подошли к столице. Заснеженные купола кремлевских соборов, свинцовое небо с парящими аэростатами, зенитные орудия, очертания войск на дальнем плане - столь скрупулезное внимание к деталям декларирует героический настрой защитников города.

- "Портрет партизана" магнитогорского живописца Николая  Рябова написан ещё в пору его студенчества, - уточняет Лилия Филатова. - Николай Петрович был участником войны. Как человек скромный, подчёркивал, что в военных операциях не участвовал. Год мобилизации его ровесников 1925 года рождения приходился на конец войны. Николай  Рябов был командиром взвода связи, начальником радиостанции в 237-м артполку. Награждён медалями "За победу над Японией", "За победу над Германией".

Партизана он изобразил в полушубке, на голове - папаха с красной лентой, как у бойцов Красной Армии во время гражданской войны, тех же времён и винтовка. Доброе лицо, сильные руки, привыкшие к тяжёлому крестьянскому труду. Лихая година вынудила пахаря сменить соху или трактор на винтовку. Партизан Николая Рябова - безымянный герой, таким до последнего времени был седобородый красавец на портрете художника Георгия Ряжского "Батя" - довольно распространённый партизанский псевдоним. 

- Когда выставили портрет на сайте Русского музея, - рассказывает Лилия Ивановна, - московские коллеги назвали имя командира партизанского отряда, известного как Батя - Никифор Коляда. Судьба его полна драматизма.

В Интернете есть информация о славном командире: 1941-м году Никифор Коляда был направлен в Смоленскую область для организации партизанских отрядов. Создал и возглавил соединение, за что в 1942 году был награждён орденом Ленина. В этом же году его осудили к 20 годам лагерей. Освободили в 1954-м, вскоре прославленный командир умер. 

Известная работа магнитогорского художника Юрия Шумова "Стреляные птицы" - аллегория войны, катаклизма. Трупы падающих с неба чёрных ворон на кровавом фоне по задумке автора олицетворяют преступление против жизни, природы, мира. Протестом против нацистской идеи уничтожения "недочеловеков" пронизана работа "Беженцы" литовского живописца советской поры Сильвестраса Джяукштаса.

- Полотно можно отнести к экспрессионизму. Чтобы усилить эффект эмоционального воздействия, художник воплотил образы в искаженном, деформированном виде, как Мунк в "Крике". Спасаясь от ужасов бомбежки, полыхающего огня, беженцы уносят самое дорогое: кто ребёнка, кто узелок с вещами.

Народный художник РСФСР Александр Романычев - фронтовик, после войны преподавал в Ленинградской академии художеств. Полотно "Памяти павших" посвящено погибшим однополчанам. Но его друзья счастливые, здоровые, весёлые - своеобразный коллаж фотоснимков военных лет: моряк растягивает меха трофейного аккордеона, пехотинец - с автоматом и наброшенной на плечи плащ-палатке, летчик - на фоне крыла самолёта. В деревенских домах такие фотокарточки родных вставляли в одну большую раму, размещая рядом с красным углом. Живописное полотно обрамлено в  многократно увеличенную раму в стиле деревенских столяров, изготовленную по эскизам художника. Внизу полотна указаны имена не вернувшихся с фронта однополчан.

Во втором зале экспозиции центральное место занимает холст Владимира Титова "Письма", при взгляде на который пронзает щемящее чувство жалости. На больничной койке - молодой мужчина сжимает листок. Солдатские треугольники писем рассыпаны по одеялу. Прочесть послание раненый не может - глаза скрывает медицинская повязка.

- Несмотря на трагизм ситуации, яркая, жизнеутверждающая палитра вселяет оптимизм, - продолжает экскурсию Лилия Ивановна. - С любовью выписана фактура: стеклянный графин, стакан, цветы, заботливо подвязанный стебель цветка. В окне видны заводские трубы, хвост аэростата, видимо, госпиталь разместили в прифронтовой полосе. В собрании галереи находится известное произведение народного художника России Василия Ерофеева "Возвращение Ивана", которое репродуцировалась на почтовой марке СССР. Сюжет прост: солдат вернулся с фронта. Встреча супругов происходит в поле, где работают односельчане. Земляки обступили героя, на лицах разные эмоции: радость, зависть, скорбь. Реалистично переданные детали сюжета кричат о нищете деревни: землю пашут на коровах, одежда на ребятишках рваная. Однако людские невзгоды не лишают полотно оптимизма. С восхищением смотрит на вернувшегося героя-фронтовика босоногий мальчишка.

Но настали мирные дни, засветились  гирлянды огней, расцвели в небе искры победного салюта, запечатлённого Алексеем Лопатниковым в одноимённой работе.

Экспозиция "День Победы" отразила события, этапы, людей, выигравших схватку с жесточайшим врагом человечества. Побывав в галерее, жители "Города трудовой доблести" погрузятся в атмосферу военного времени, ощутят то напряжение сил и духа, с которым их предки ковали в Магнитке победу над врагом. 

 

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

15.09.2020

( )

Это поступок

Пандемия коронавируса нарушила многие планы. С марта я не мог получить лекарство от астмы по льготной региональной программе: поставки прекратились.

27.08.2020

( )

см. 13 фото »

В честь Дня российского флага

За две недели до этой даты в нашей школе для ребят и их родителей был объявлен фотоконкурс.

18.08.2020

( )

"Три цвета моей России"

Праздничный концерт, посвященный празднованию Дня государственного флага Российской Федерации.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.