Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

29 сентября, вторник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

29.09.2020

Комментарии ( )

Сводка ГИБДД

За сутки 28 сентября в Магнитогорске зарегистрировано 15 дорожно-транспортных происшествий, два из них с пострадавшими людьми.

29.09.2020

Комментарии ( )

Оперативная информация на 29 сентября

Всего подтверждено 16 655 случаев (+ 83 новых за сутки, из них школьников - 3).

29.09.2020

Комментарии ( )

Закрыто 11 школ

Более 500 классов ушли на карантин по ОРВИ в Челябинской области.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Педсовет»

29.09.2020

Комментарии ( )

см. 18 фото »

"Демоверсия" армейской службы

Каждый год десятиклассники и студенты колледжей проходят учебные военные сборы в рамках курса "Безопасность жизнедеятельности".

24.09.2020

Комментарии ( )

Главное - питание

Роспотребнадзор продолжает продвигать принципы здорового питания, помогающие вести здоровый образ жизни

24.09.2020

Комментарии ( )

см. 9 фото »

Дорога к звёздам

Второй год в Магнитогорске союз молодых металлургов и детский центр космонавтики, астрономии и ракетомоделирования "Магнитар" реализуют проект "Открытый космос".

19.09.2020

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Встреча молодых парламентариев

На прошлой неделе возле Дворца творчества детей и молодёжи прошла осенняя сессия городского парламента школьников

15.09.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

"Домашка" для родителей

В идеале уроки должны приучить школьника к труду и самостоятельности.

08.09.2020

Комментарии ( )

Последний шанс поступить

МГТУ имени Г. И. Носова объявил дополнительный набор на бюджетные места.

05.09.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Дружба начинается с любви

Переход из детского сада в школу кардинально меняет жизнь ребёнка.

27.08.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Главное - здоровье

В сентябре начинаются занятия не только в школах и детских садах, но также и в кружках, клубах и секциях.

Педсовет

15.09.2020

Текст: Мария Митлина

"Домашка" для родителей

В идеале уроки должны приучить школьника к труду и самостоятельности.

На практике они зачастую становятся причиной конфликтов, невротизации, снижения самооценки и детей, и взрослых. Как приучить ребёнка ответственно подходить к выполнению домашних заданий? Помогать, не гася в нём инициативу и познавательный интерес? Правильно мотивировать? Об этом рассказывает психолог центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ольга Белоногова.

Успех зависит от мотивации

- Чтобы выполнять самостоятельно домашние задания, ребёнок должен себя мотивировать, - отмечает специалист. - Но делать это самостоятельно ему ещё очень сложно. Задачу берут на себя родители, педагоги, другие значимые взрослые.

В первом классе дети обычно настроены на хорошую учёбу. Но спустя несколько недель оказывается, что выполнять домашние задания не так уж и просто. Дальше многое будет зависеть от родителей: смогут ли они правильно поддержать интерес к урокам. Увы, многие изначально допускают в этом серьёзные ошибки.

- Часто они говорят: "Сделаешь уроки - сможешь поиграть в компьютер, погулять, поиграть с друзьями", - объясняет психолог. - Но так любовь к учёбе не формируется. Наоборот, дети понимают: уроки это какая-то неприятная обязанность, с которой нужно быстрее разделаться, чтобы взрослые отстали, и дальше заниматься тем, что нравится. При правильной мотивации выполнение домашних заданий, когда ребёнок узнаёт что-то новое, развивает способности, само по себе может приносить удовольствие.

Ещё один не совсем удачный способ мотивации: когда родители обещают за хорошую учёбу поощрить в конце года значимой покупкой, к примеру, телефона, планшета, велосипеда. С детьми на столь отдалённую перспективу мотивация не сработает. Даже если поначалу ребёнок начнёт с большим усердием выполнять домашние задания, пройдёт буквально несколько недель, и энтузиазм иссякнет.

-Чтобы правильно мотивировать, должна быть "короткая дистанция", - говорит Ольга Белоногова. - Предложите ребёнку, если он самостоятельно делает уроки, через одну-две недели купить желанную игрушку или устроить поход в кино, в цирк, на батуты. Тогда он будет понимать, что скоро получит вознаграждение, это поддержит заинтересованность в выполнении домашних заданий.

Использовать финансовую мотивацию для выполнения уроков психолог не рекомендует: целью учёбы должно быть получение знаний, а не зарабатывание денег.

Двойки и пятёрки

Могут ли быть мотивацией оценки? В какой-то мере да. Собственно, в российской школе именно оценки и являются основным критерием успеваемости и мотиватором для выполнения домашних заданий. Но подход к оценкам может быть разным.

- Представьте ситуацию, - рассказывает Ольга Белоногова. - Сын получил пятёрку. Что говорит мама? "Молодец! Здорово потрудился!". На следующий день он приходит из школы с двойкой. Какой будет реакция родителей? "Эх ты, двоечник, плохо!". Получается, с пятёрками сын хороший, с двойками - плохой? Но это в корне неверный подход. Оценка в школе не может быть критерием оценки личности. Она означает лишь то, что ребёнок не подготовился, что-то не понял, не разобрался в материале, ему сложно даётся предмет, а может быть, он просто постеснялся отвечать.

Какой должна быть правильная реакция на плохую оценку? Узнать, почему так произошло. Он не запомнил материал? Предложите ещё раз повторить. Не понял, как выполнять задание? Попробовать разобраться вместе. Это поддержит интерес к учёбе, школьник будет знать, что оценка - это не "я - двоечник", а "я должен приложить усилия и понять тему". Иногда двойки бывают даже полезны - формируют ответственность. Ребёнок понимает - не сделал домашнее задание - получил плохую оценку.

- Объясните, что уроки для того и даны, чтобы закреплять и понимать материал, - говорит Ольга Белоногова. - И что для этого нужно приложить усилия. Не должно быть ни криков, ни оценочных суждений. Открываем работу, за которую он получил двойку, и смотрим, где его слабые места. Просмотрели, объяснили, и тогда у ребёнка появляется мотивация в следующий раз получить оценку лучше. И даже если на следующий день он приносит из школы тройку - это уже прогресс, он постарался. Снова возвращаемся к разбору того, что ребёнок не понял. Ребёнок и сам будет заинтересован лучше учиться, ведь мама не сказала, что он плохой, она похвалила, почему бы завтра не заработать более высокую оценку.

Такую же "лесенку мотивации" психолог предлагает строить, приучая к самостоятельному выполнению домашних заданий. Первоклассник сам красиво написал буквы в тетради? Предложите в следующий раз попробовать без помощи мамы написать не только буквы, но и строчку цифр по математике. При этом важно всегда подчёркивать его ресурс, говорить: "Ты можешь".

Очень важно, чтобы родители перестали кричать на детей. Негатив не только не поможет учёбе, но будет формировать страх перед выполнением домашних заданий

Черновики и переписывания

Если заставлять ребёнка несколько раз переписывать уроки, результата не получите. Дети устают, снижается концентрация внимания. Черновик нужен для заметок, разбора решений. Выполнять же двойную нагрузку: делать домашнее задание на черновике, потом переписывать начисто - нерационально, особенно в начальной школе.

- У детей ещё недостаточно развита моторика, повышена утомляемость, - объясняет Ольга Белоногова. - Когда ребёнок пишет на черновик, он полностью выкладывается, прилагая максимум усилий, особенно при обучении письму. Поэтому при переписывании на чистовик результат может быть хуже. Это же касается решения примеров и задач по математике. Единственное, что может быть оправдано - выполнить домашнюю работу карандашом в печатной тетради или учебнике, а после проверки обвести ручкой.

От "вместе" до "сам"

Уже с первого класса часть заданий ребёнок может делать самостоятельно без помощи родителей. Тут важно понимать, что существует такое понятие, как зона ближайшего развития. Она ориентирована на то, что школьнику только предстоит освоить. Например, если первоклассник хорошо умеет писать палочки - пусть делает это сам. А вот элементы букв у него пока получаются не очень хорошо. И здесь родитель может оказать помощь. Это же касается нового материала, сложной темы, в которой ребёнку трудно разобраться. Причем те задания, в выполнении которых сегодня помогаем, через некоторое время школьник сможет делать самостоятельно. Помните: категорически не рекомендуется выполнять все задания за детей. Это приведёт к тому, что в старших классах у подростков не будет мотивации самому разбираться в материале. То же самое с проектной деятельностью. Кто обычно выполняет школьные проекты? Родители. Не стоит всю работу брать на себя. Пусть ребёнок сам подберёт материал, найдёт интересные факты, иллюстрации, а помощь взрослого будет заключаться в структурировании информации и оформлении презентации.

То, что ребёнок умеет - делает сам. С тем, что находится в зоне ближайшего развития, - помогаем

Доверяй, но проверяй

Детям нужно помогать, особенно в начальной школе. Но помощь должна строиться таким образом: ребёнок выполнил, родитель проверил. Не нужно сидеть рядом и подсказывать, где какую букву написать или поставить запятую.

Контролировать учёбу необходимо и в среднем, и в старшем звене. Особенно, если снижается успеваемость. Впрочем, если детей приучили к самостоятельному выполнению домашней работы в начальной школе, потом они уже делают уроки добросовестно. Ребёнок должен понимать: взрослым не всё равно, какие у него оценки. Если не понял что-то в школе - дома нужно потрудиться.

Проверяя уроки, нужно делать акцент не на ошибках, а на успехе: давай найдём самую красивую букву в строчке; этот пример ты решил совершенно правильно. Похвала мотивирует стараться ещё больше. А критика и замечания снижают уверенность в своих силах и желание делать уроки.

Если ребёнок не понимает тему, нужно объяснять, показывать. В начальной школе лучше наглядно, на счётных палочках, предметных картинках. Если материал усвоен - задача родителя - проверить. Если нашли ошибку, не стоит спешить её исправлять, говоря: "Тут надо решать вот так, ответ такой". Предложите школьнику подумать и найти ошибку самостоятельно. В противном случае ребёнок будет уверен: даже если он что-то сделает не так, родители всё исправят.

Бичом современной школы стал сайт "Готовые домашние задания". Увы, в условиях, когда в школе и дома важными становятся не знания, а оценки в дневнике, многие предпочитают списывать "домашку" с ГДЗ. Стоит отметить - и там зачастую бывают ошибки. Задача родителей не просто проверить примеры и упражнения, но и спросить у ребёнка, как он их выполнял. Если окажется, что он не может объяснить способ решения или расстановку запятых в тексте, придётся провести воспитательную беседу. Объясняйте детям: главное не оценка, а знание и понимание материала.

Школьный тайм-менеджмент

При выполнении домашних заданий необходимо умение расставлять приоритеты. Придя из школы и пообедав либо отдохнув, в первую очередь нужно сделать уроки. Зачастую дети после школы бегут к компьютеру, а за уроки садятся ближе к ночи. Тем более не стоит заставлять делать уроки допоздна. При этом концентрация внимания уже снижена, так что о полноценном усвоении материала говорить не приходится. В исключительных случаях лучше предупредить учителя, что ребёнок не успел, к примеру, выучить стихотворение, но подготовится и расскажет на следующем уроке. Обратите внимание и на то, какие предметы даются ребёнку легче, какие труднее. Уроки по предмету, который сложнее усваивать, лучше делать в первую очередь.

Все не могут быть отличниками

Говоря об успеваемости, необходимо принимать во внимание и склад ума ребёнка, и уровень интеллектуального развития, способностей к тому или иному предмету. Для одного тройка - не результат, он может учиться на 4 и 5. Для другого оценка "3" по определённому предмету - его уровень. И тройки в дневнике, равно как и пятёрки не являются решающим фактором в достижении жизненного успеха.

- Если школьник не тянет программу, стоит обратиться к специалисту, - отмечает Ольга Белоногова. - Возможно, ему нужна медицинская или психологическая помощь. Или стоит перейти в обычную школу из специализированной с углублённой программой. В любом случае проблему важно решить на ранних стадиях обучения. Потому что постоянная ситуация неуспеха будет снижать интерес к учёбе и отрицательно сказываться на самооценке.

Подводя итоги, отметим: при проверке домашних заданий нельзя указывать только на ошибки и недочёты, превращать уроки в обязаловку, от которой нужно быстрее избавиться, требовать всё делать идеально и измерять уровень знаний исключительно оценками в дневнике. Задача родителей - создавать для ребёнка ситуацию успеха, говорить о том, что получается, поддерживать познавательный интерес, признавать право ребёнка на ошибки, на возможность что-то не понимать и поощрять стремление разобраться в материале. При этом помните: главное - доверительные отношения с ребёнком. Если все разговоры со школьником сводить только к тому, сделал ли он уроки и какие оценки получил, детско-родительскую связь очень легко разрушить.

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

15.09.2020

( )

Это поступок

Пандемия коронавируса нарушила многие планы. С марта я не мог получить лекарство от астмы по льготной региональной программе: поставки прекратились.

27.08.2020

( )

см. 13 фото »

В честь Дня российского флага

За две недели до этой даты в нашей школе для ребят и их родителей был объявлен фотоконкурс.

18.08.2020

( )

"Три цвета моей России"

Праздничный концерт, посвященный празднованию Дня государственного флага Российской Федерации.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.