Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

21 октября, среда

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

22.10.2020

Комментарии ( )

Губернатор продлил каникулы

На Южном Урале осенние каникулы в школах продлятся на неделю дольше.

22.10.2020

Комментарии ( )

Моя твоя понимать

Каждый десятый работодатель требует знания иностранного языка. К таким выводам пришли сотрудники сервиса Rabota после проведённого опроса.

22.10.2020

Комментарии ( )

Рейды продолжаются

На территории Челябинской области продолжает действовать масочный режим, направленный на минимизацию распространение коронавирусной инфекции.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Экономика и финансы»

22.10.2020

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Велосипедный тренд

В России подскочил спрос на индивидуальный транспорт.

15.10.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Чтобы избежать дефицита

Государство готово предложить бизнесу меры по индексации цен на жизненно важные лекарственные препараты.

13.10.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Как избежать штрафов

В требованиях о кредитных каникулах часть заёмщиков ошиблась в расчётах.

06.10.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Заплати - и спи спокойно

Первого декабря в России истекает срок уплаты имущественных налогов для физических лиц за 2019 год.

29.09.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Оцифровка идентичности

Совет по правам человека при Президенте РФ намерен подготовить в этом году концепцию по защите прав человека в цифровой среде.

26.09.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Настройка показателей

Минтруд предлагает уйти от карточной системы в вопросе прожиточного минимума.

24.09.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Минфин заплатит

Компенсаций за отнятое мошенниками жильё будет добиваться государство, а не обманутые покупатели.

24.09.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Купить и радоваться

7 пунктов, о которых надо помнить, выбирая автомобиль.

Экономика и финансы

26.09.2020

Настройка показателей

Минтруд предлагает уйти от карточной системы в вопросе прожиточного минимума.

Министерство труда и социального развития представило на заседании правительства проект одного из самых значимых изменений в системе соцподдержки - коррекции принципа установления прожиточного минимума (ПМ) и МРОТ, пишет "Коммерсантъ". Переход от "карточной системы" расчёта ПМ к общемировому стандарту обойдётся в 128,5 млрд. рублей дополнительных расходов в 2021 году и 439 млрд. рублей в 2025 году - это первые крупные вложения правительства  в сокращение доходного неравенства, которое при действующей системе расчёта ПМ и МРОТ могло только расти.

Как стало известно "Ъ", на заседании правительства был одобрен готовившийся не менее полугода новый подход к установлению ПМ и МРОТ. Соответствующие поправки в два профильных федеральных закона представил Минтруд.

Действующая модель социального минимума потребления, ПМ, введена в 1997 году. РФ, как и большинство постсоветских стран, унаследовала от СССР подход к определению ПМ (а вместе с ним - и бедности), называемый экономистами и социологами "абсолютным": бедными считаются те, кто не имеет доходов для потребления минимальной корзины товаров и услуг.

В ЕС и в большинстве стран ОЭСР применяется относительный подход: граница бедности определяется относительно принятого в обществе "стандартного", обычного потребления. Существует третий подход: бедным считается тот, кто субъективно считает себя бедным; в чистом виде он не используется нигде, как дополнительный - в Армении, Казахстане, Белоруссии. В США и Канаде используются "гибриды" первого и второго подходов.

Нынешний состав российской "минимальной потребительской корзины" работает с 1999 года и с 2012 года закреплён в 227-ФЗ, но восходит, по существу, к военной и послевоенной "карточной" системе рационирования потребления в Европе.

В минимальной корзине 50 процентов составляет продовольствие (42 наименования продуктов - от 126,5 кг хлеба в год на трудоспособного до 11 кг растительного масла). Стоимость этого набора рассчитывается раз в квартал (из-за чего нередко в третьем квартале ПМ снижается из-за сезонного снижения цен на овощи). В то же время "продовольственная корзина" ПМ имеет мало отношения к понятию "здоровое питание" в определении ВОЗ.

Непродовольственная часть "корзины" ПМ привязана к продовольственной - считается, что минимальное непродовольственное потребление должно стоить

50 процентов продуктовой корзины, услуги - столько же. Наконец, к ПМ добавляются обязательные платежи и сборы. Эта "натуральная" корзина должна пересматриваться раз в пять лет - последний раз это должно было произойти в 2018 году, но из-за существенного увеличения МРОТ и доведения его до уровня ПМ пересмотр был отложен до конца 2020 года. В регионах рассчитываются собственные ПМ по территориальным группам.

Кроме оценки уровня бедности и установления МРОТ, ПМ используется для назначения соцподдержки (выплаты на детей, соцконтракты, соцобслуживание) и для расчёта региональных и федеральных доплат к пенсии.

Причины, по которым Минтруд предлагает менять методику определения ПМ и МРОТ, прозаичны. Расчёты правительства показали, что только в 13 регионах России (среди них - Краснодар, Волгоград, Иваново) ПМ соответствует федеральной методике. В 11 регионах (Москва, ХМАО и ЯНАО, Мурманск, Карелия) он выше, в 61 регионе - ниже условной федеральной "нормы минимального потребления" на 4,1?36,8 процента.

Есть и долгосрочная проблема. ПМ в России с 2016 года составляет всё меньшую часть медианных доходов населения (уровень, выше и ниже которого доходы ровно у половины населения РФ, этот показатель считается справедливее вычисления среднего дохода). И если сохранять "натурально-карточную" систему расчёта ПМ, его вес будет снижаться и далее - гарантированный социальным государством минимум в реальности не привязан к росту зарплат в стране, а реальная доля питания в потреблении снижается.

Идея Минтруда и заключается в переходе от "абсолютного" к "относительному" подходу - прожиточный минимум предлагается рассчитывать как долю медианного дохода по стране и на ближайшие пять лет зафиксировать её на уровне 44,2 процента. ПМ для трудоспособного населения предлагается определить как 109 процентов от этого показателя, ПМ для детей - 97 процентов, для пенсионера - 86 процентов (это в среднем выше, чем сейчас).

Соответственно, МРОТ, который по закону не может быть меньше ПМ для трудоспособного населения, составит 42 процента медианной зарплаты в стране.

Региональные ПМ мгновенно довести до новой нормы не удастся - субъектам РФ предлагается сделать это поэтапно в 2021-2025 годах, регионам, которые сейчас "завышают" ПМ, можно продолжать это делать. ПМ на 2021 год предлагается установить на уровне второго квартала 2020 года и далее увеличивать по всем группам по правительственной методике.

"В целом переход к относительной линии бедности, устанавливаемой в долях от медианного душевого дохода, - это правильный путь. Такой подход соответствует мировой практике определения порога бедности на основе соотнесения с преобладающим стандартом потребления", - отмечает проректор Высшей школы экономики Лилия Овчарова.

"В своё время, в 1990-е, потребительская корзина позиционировалась как временная, кризисная мера. Полагали, что мы через короткое время сможем отказаться от этого подхода и перейти к определению бедности через медианные доходы граждан. Но мы прожили с этой временной мерой почти четверть века, - отмечает глава НИИ труда Дмитрий Платыгин. - Сегодня переход к установлению минимального размера оплаты труда в зависимости от медианного размера заработной платы - общемировой тренд. Социальный смысл установления минимального размера оплаты труда - защита наиболее уязвимых, низкооплачиваемых групп работников. В этом смысле увязка МРОТ с медианной заработной платой, которая растёт более быстрыми темпами, чем стоимость потребительской корзины, будет "подтягивать" зарплаты уязвимых категорий работников".

Есть ещё один аспект проблемы ПМ, о котором упоминает руководитель Общественной палаты Лидия Михеева: "Россия - страна с исторически большой долей серых зарплат, поэтому расчёт от медианной зарплаты может показаться рискованным на первый взгляд. Но риск таких искажений не настолько существенный. Правительство уже сильно продвинулось в сфере налогового администрирования, налоговая уже видит большую часть доходов, расширен и успешно функционирует налог на профессиональный доход, решающий проблему теневого рынка самозанятых, - со временем этот риск будет снижаться ещё больше".

Цена вопроса в ближайшие годы высока для бюджета не будет. В 2021 году она составит для федерального бюджета 48,2 млрд. рублей допрасходов, для регионов - 23,4 млрд. рублей, для внебюджетного сектора - порядка 60 млрд. рублей. Цифры будут расти к 2025 году, когда федеральный бюджет должен будет найти дополнительные 241,3 млрд. рублей.

Долгосрочно же эффект от реформы более значим: по существу, это первая структурная мера в социальной политике, которая будет непосредственно регулировать масштабы социального расслоения.

В массовой культуре в европейских странах бедность интуитивно оценивается от "нормы", близкой к медиане, тогда как "абсолютный" подход более понятен в странах третьего мира, где бедность - это не несоответствие стандартам "обычной" жизни, а невозможность выживания.

В действующей модели лишь завышение МРОТ и ПМ богатыми регионами могло немного противостоять росту доходного расслоения, тогда как предлагаемая новая модель делает ПМ буквальным отражением интуитивно понимаемого "среднего дохода": при реализации концепции Минтруда "бедным" в РФ будет считаться тот, кто может тратить на жизнь меньше двух пятых "среднего", то есть медианного для всей страны, дохода.

Неудивительно, что Минтруд предложил именно эту меру в качестве первого крупного изменения в соцполитике. С одной стороны, ПМ - базовое понятие для любой конструкции "сети безопасности" в любой модели социального государства с XX века, и сохранять её в архаичном "карточном" виде бессмысленно - такой ПМ просто будет обесцениваться, вызывая рост социального недовольства. С другой стороны, все другие возможные инициативы правительства в соцсфере, в том числе адресность соцпомощи, будут так или иначе тормозиться постоянным бюджетным торгом Минфина с регионами вокруг расходов на поддержку наиболее проблемных социальных групп. Наконец, хотя доля бедных в РФ, определяемая по новой методике, сама по себе не изменится, для региональных властей "справедливость

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

08.10.2020

( )

Из воспоминаний об отце

В годы Великой Отечественной войны Кизильский район отправил на фронт почти пять тысяч человек.

15.09.2020

( )

Это поступок

Пандемия коронавируса нарушила многие планы. С марта я не мог получить лекарство от астмы по льготной региональной программе: поставки прекратились.

27.08.2020

( )

см. 13 фото »

В честь Дня российского флага

За две недели до этой даты в нашей школе для ребят и их родителей был объявлен фотоконкурс.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.