Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

29 октября, четверг

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

29.10.2020

Комментарии ( )

В ГИБДД подвели итоги рейда

На территории города Магнитогорска проводится профилактическая акция "Осенние каникулы!"

29.10.2020

Комментарии ( )

Кому положен бесплатный тест на COVID

Бесплатный тест на коронавирус доступен для тех, кто контактировал с больными, и кто вернулся в Россию с симптомами ОРВИ.

29.10.2020

Комментарии ( )

Кислорода хватит всем

Больницы Челябинской области увеличивают объемы потребления медицинского кислорода для лечения тяжелых пациентов с коронавирусной инфекцией и пневмониями.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Вехи»

22.10.2020

Комментарии ( )

см. 13 фото »

Градоначальники. Гребениченко

"ММ" представляет авторский проект краеведа Ирины Андреевой, в котором она рассказывает о людях, стоявших у руля Магнитогорска.

20.10.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Летописец советской деревни

"ММ" продолжает публикацию документальных рассказов Людмилы Коноваловой.

17.10.2020

Комментарии ( )

см. 6 фото »

Градоначальники. Дунаев

"ММ" представляет авторский проект краеведа Ирины Андреевой, в котором она рассказывает о людях, стоявших у руля Магнитогорска.

15.10.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Фронтовая наука

Правовое управление Магнитогорского металлургического комбината известно далеко за пределами предприятия, и прежде всего - сильной командой высокопрофессиональных юристов.

15.10.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Штрихи к портрету

Марк Гиллер вошёл в историю ММК как старейший работник предприятия: его трудовой стаж составлял более 66 лет.

13.10.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Градоначальники. Корнилов

"ММ" представляет авторский проект краеведа Ирины Андреевой, в котором она рассказывает о людях, стоявших у руля Магнитогорска.

10.10.2020

Комментарии ( )

см. 10 фото »

Дорогами памяти

Он был бессменным водителем многих директоров комбината - от Авраамия Завенягина до Владимира Зудина.

08.10.2020

Комментарии ( )

см. 6 фото »

Советский шик

В 1936 году в Магнитогорске открылись первый в городе ресторан и современный "Гастроном".

Вехи

10.10.2020

Текст: Елена Брызгалина

Дорогами памяти

Он был бессменным водителем многих директоров комбината - от Авраамия Завенягина до Владимира Зудина.

Судьба Александра Андриановича Савенкова тесно переплелась с Магниткой. Он не строил домен и мартенов, не закладывал фундаменты первых зданий будущего города. Он всю жизнь проработал шофёром и по роду деятельности бывал и там, где строился первый капитальный дом, и там, где среди палаток и бараков из чёрной перелопаченной земли вырастали корпуса цехов.

На Магнитострой он попал в 1929 году. Осенним вечером паровоз, выпустив клубы пара, остановился у подножья горы Атач. Александр выглянул в окно: ни города, ни вокзала. Один только старенький товарный вагон с вывеской "Станция Магнитогорская". Вслед за другом Алексеем Петровым Александр подхватил узелок и поспешил к выходу. Приезжих временно поместили в строящийся возле самой горы клуб. Через три дня тех, кто приехал по путёвкам комсомола, поселили в общежитии на четвёртом участке - в длинном приземистом бараке. Кинув на топчаны набитые соломой матрацы и застелив пахнущие мылом и хлоркой простыни, парни затихли. В бараке стоял гул: кто-то пел бод балалайку, кто-то спорил с соседями, где-то стучали костяшки домино. Мысли унесли Сашу Савенкова в родное село Великопетровское. Может, зря он сюда приехал? Может, нужно было поехать на учёбу в Свердловск? Савенков одно время работал в Анненском леспромхозе: пилил и возил лес. Там трудолюбивого парня заметил лесоустроитель и предложил поехать на курсы лесорубов. Но Саша медлил с ответом, а тут пришло известие о том, что возле горы Магнитной началось строительство огромного завода. В местной ячейке комсомола его спросили: "Поедешь на Магнитострой? Там курсы организуют, закончишь - будешь квалифицированным рабочим". И вот он в Магнитке. Занятия проходили недалеко от общежития. Александр готовился стать каменщиком: таскал бутовый камень, замешивал раствор, учился выкладывать стенки из кирпича и шлакоблоков. Но стоило ему увидеть автомобиль, забывал обо всём на свете. Мечтал управлять этой сложной техникой. Как-то вечером поделился этими мыслями с другом Лёшкой. Тот предложил идти на курсы шофёров. Полгода Саша изучал теорию и устройство полуторатонного грузовика "АМО-15" и легковушки "фиат". Практика, напротив, была короткой. Объём земляных работ увеличивался с каждым днём: котлованы под мартены и коксовые батареи, траншеи под водоводы. Грабарки не успевали вывозить грунт. Молодых шофёров готовили для работы на грузовиках - новая партия должна была поступить на стройку. И вот настал день, когда Савенков сел за руль без инструктора, удостоверение шофёра третьего класса придавало парню уверенности. На радости он так начистил свой старенький "форд", что тот сиял, как алмаз. Смена пролетела как одна минута. Так же незаметно прошёл год, за ним второй. Александр пересел на грузовик итальянской марки - отечественное автомобилестроение ещё только набирало обороты. Затем была служба в армии. Демобилизовавшись, в 1934 году Александр Савенков прямо в солдатской форме пришёл в свою автобазу и уже в следующую смену ездил на легковом автомобиле.

"По шофёру грузовика судят об автобазе, где он работает. По шофёру легковушки - о культуре всего города, - напутствовал его начальник. - Возить будешь директора, вышедшего из народа и народом на высокий пост поставленного"

Машина Савенкова всегда была исправной, опрятной, надёжной. Через его руки прошли все марки легковушек, которые поступали в Магнитку. "Начинал работать после армии на легковой машине "Торпедка" завода ГАЗ, - вспоминал Савенков. - Ничего была машина, прочная, с приличной для того времени скоростью. Потом пришли машины с деревянными спицами в колёсах. В 1936 году прибыли "линкольны" из Америки. А потом  стали появляться наши отечественные "эмки" и "ЗИС-101". После войны - "Победы", "ЗИС-110", "Волги".

С тех пор почти полвека Александр Савенков не выпускал баранку из рук. Возил директоров ММК Авраамия Завенягина, Павла Коробова, Григория Носова, Александра Борисова, Феодосия Воронова, Владимира Зудина.

"Всех помню, но выделяю Григория Ивановича Носова, - вспоминал Александр Андрианович. - Особый человек был, редкостный. Непросто было с ним работать: сам на пределе сил, можно сказать, сверхъестественно жил и трудился, и от других требовал работы до самозабвения. Да по-другому и нельзя было - война. Много не говорил, в себе, видно, все перерабатывал, всё думал, думал... Вот выйдет из заводоуправления, сядет в машину, одно слово только и кинет: "На комбинат". Проедем уже проходную, приторможу, спрашиваю: "Куда поедем, Григорий Иванович?" Не сразу ответит. Видно, нелегко переключиться от дум своих к моему вопросу. Посмотрит на меня, прикроет ладонью глаза, сожмёт пальцами виски: "На домну давай". На износ работал человек. Особенно трудно было, когда броневой лист катали. Дни и ночи пропадал на стане директор. Помню, однажды авария произошла там, директор не ушёл из цеха, пока всё не наладили. Знал, как это важно, да и Москва постоянно тревожила. Больше с Молотовым было телефонных разговоров, Сталин тоже звонил. Как-то на охоте вспомнил Григорий Иванович, как назначали его директором. В министерстве в то время работал бывший начальник нашего коксохима Кузьмин, который предлагал другую кандидатуру на пост директора. Москва так ответила: "Нет, мы Носова лучше знаем, не подведёт". И впрямь не подводил. Бывало, простывший весь, еле-еле говорит. Я ему: "Григорий Иванович, отдохнули бы, совсем ведь больной". Отвечает: "Ничего, ничего, Саша, вынесу". Постоянное утомление, перегрузки вконец испортили сердце. Не раз мы с референтом Холоповым отхаживали его в кабинете. Запомнился такой случай. В сорок седьмом году приехал в Магнитку Каганович. По хлебозаготовкам проверку делал, в Верхнеуральск направлялся. Поехали мы с Григорием Ивановичем на вокзал встречать гостей. Прибыл член правительства со своим вагоном, с машинами, охраной. Сижу жду, какие будут указания. Выходят Каганович, генерал и Носов. Каганович сел рядом со мной, сзади - генерал и Носов. За нами - горкомовские машины и охрана. Поехали. Они меня торопят: быстрее, быстрее. Опаздывали на совещание. Ну, я и дал 50-60 километров. Оторвались от всех. Приехали, а охрана только минут через сорок подъехала. Когда вернулись в Магнитку, Каганович стал комбинат смотреть. Сначала официально обращался: товарищ Носов. Посмотрели ГОП, домны, мартены. Слышу, Каганович говорит: "Так вот, Григорий Иванович, мы людей посылаем за границу. А надо к вам посылать учиться работать". Однажды поздно вечером садится директор в машину и говорит: "Давай, Саша, на 14-й участок. Жена у меня в роддоме. Выходит вскоре сияющий, показывает два пальца и поясняет, что два сына родились, Гришка и Ванька. "Обмыли", конечно, его сыновей. Бывало, заканчивается неделя, вижу, измотан директор до предела, спрашиваю: "Григорий Иванович, куда в воскресенье поедем, может, на рыбалку? Вскинется так: "А что, выходной уже?" Хоть редко удавалось, но любил выехать на охоту, на рыбалку. Наладим костерок, уху заварим, выпьем. Совсем другой человек: всё рассказывает, рассказывает, шутит. Мечтал всё: "Пойдём на пенсию, обязательно на Белую съездим, порыбачим". Одинаков был, что с рабочими, что с инженерами. Главное, чтоб специалист был хороший. Здесь уж полное уважение. Ничего не жалел для них: весь директорский фонд шёл на премирование за выполнение важных заданий, да ещё и из своей депутатской тысячи туда же прихватывал. Помню, в войну было: подъезжаем к служебному входу со двора заводоуправления и видим, как у котельной мальчишка лет двенадцати в мешок уголь накладывает. Велел Григорий Иванович разузнать, что за "партизан" такой. Выясняется, что отец на фронте, мать уборщицей работает, живут на Ежовке, в землянке. Тут же Григорий Иванович распорядился через начальника снабжения отправить семье фронтовика машину угля. А это уже после войны было. Обратился к Григорию Ивановичу шофёр Сидоров. Семья большая, семеро детей, почти нищенствовали. Помог директор без разговоров: со склада выдали одежду, обувь, матрацы, одеяла. Вот такой он был, Григорий Иванович".

 

 Фото к статье

Комментарии к статье


Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

08.10.2020

( )

Из воспоминаний об отце

В годы Великой Отечественной войны Кизильский район отправил на фронт почти пять тысяч человек.

15.09.2020

( )

Это поступок

Пандемия коронавируса нарушила многие планы. С марта я не мог получить лекарство от астмы по льготной региональной программе: поставки прекратились.

27.08.2020

( )

см. 13 фото »

В честь Дня российского флага

За две недели до этой даты в нашей школе для ребят и их родителей был объявлен фотоконкурс.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.