Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

23 сентября, среда

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

23.09.2020

Комментарии ( )

Оперативная информация. Коронавирус. Челябинская область на 23 сентября

Всего подтверждено 16 166 случаев (+ 80 новых за сутки, из них школьники - 6).

23.09.2020

Комментарии ( )

Ситуация не эпидемическая

Число закрытых на карантин школ в Челябинской области за сутки выросло почти в три раза.

22.09.2020

Комментарии ( )

Виден - значит жив!

В Магнитогорске реализуется совместный проект Госавтоинспекции и городского информационного сервиса "2 ГИС" "Дорога в школу должна быть безопасной!"

Опрос

Последние статьи рубрики

«Память»

21.05.2020

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Год без Миши

Двадцатое мая для редакции "Магнитогорского металла" навсегда связано с горечью утраты коллеги, друга, соратника Михаила Скуридина.

30.12.2019

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Мы помним...

Завтра исполняется год со дня трагедии, произошедшей в доме № 164 по проспекту Карла Маркса.

17.12.2019

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Время Булатова

Десятого декабря скончался полковник милиции, который 18 лет возглавлял УВД Магнитогорска.

12.12.2019

Комментарии ( )

Королева журналистики

Для коллег она была наставником, другом и эталоном профессионализма.

24.08.2019

Комментарии ( )

Безупречная служба

Пять лет назад ушёл из жизни почётный ветеран МВД России Николай Котельников.

04.07.2019

Комментарии ( )

"Только он не вернулся из боя…"

В магнитогорском гарнизоне полиции вспоминали о сослуживцах, погибших при исполнении служебного долга.

04.07.2019

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Человек, летящий яркой звездой

Странно устроена человеческая память.

27.06.2019

Комментарии ( )

см. 11 фото »

Имя на котелке

Магнитогорские поисковики подняли останки 20 солдат, погибших под Ржевом в годы Великой Отечественной войны.

Память

30.06.2009

Текст: Владислав Воронков, ветеран труда

Подводные камни рационализатора

В жизни очень много всяких "но", не позволяющих проектантам выдавать качественное решение проблемы.

Однажды я обдумывал конструкцию пресс-формы для изготовления одной крупной резиновой автодетали. Сложность заключалась в том, что пресс-форма должна быть легкой и прочной, чтобы сырая резина без проблем заполняла объем, а готовое изделие легко вынималось из пресс-формы. И чтобы детали пресс-формы можно было изготовить на станочном парке автомастерской. Мой шеф Валерий Ярыгин часто подходил и спрашивал: "Когда начнешь делать?" А у меня не было решения: по природе своей я долгодум.

Проходят неделя за неделей, а решения нет. Слишком много противоположностей было в этих самых "чтобы". В гуммировочной мастерской работают женщины, станочный парк не велик. Как ни кручу в голове варианты, получается все большим и тяжелым или требует станков, которых у нас нет. Наконец мой шеф не выдерживает и "пылит", обещает сам изготовить пресс-форму. Что ж, ветер в спину. Я ухожу в отпуск.

Отпуск для людей с патологией на голову означает отдых рукам и ногам, но не голове. Обдумывание вариантов - лучшее снотворное на ночь. И вот последний день отпуска. Вечером возвращаюсь из сада домой на машине, и на полпути вдруг возникает в голове новый вариант. Все остальное было делом техники. Через неделю пресс-форма была готова, и первое изделие изготовлено. Для меня праздник. Я радовался, как радуется, наверное, женщина рождению ребенка. Или, как говорит нынешняя молодежь, "ловлю кайф". Через несколько дней Ярыгин привозит свою пресс-форму. По его заказу и по его чертежам ее изготовили на бывшем заводе "Ремстроймаш". Детали оказались для женщин неподъемными, и они отказались использовать их. Ярыгин решил сам изготовить резиновое изделие и потерпел фиаско: долго разъединял детали, а изделие так и не вынул. В итоге его пресс-форма была выброшена, а моя продолжала работать.

Хорошо живется рационализатору, когда его поддерживают вышестоящие руководители. Тогда развязаны руки для решения задачи. Но бывает, что они опасаются неизвестного, нового, и, перестраховываясь, "перекрывают кислород" очень полезному предложению. Так случилось еще до первой реконструкции стана "2500". Моталки были старой конструкции, и было у них серьезное заболевание: "летели" подшипники верхнего тянущего ролика. Да так часто, что была создана бригада по их замене. И сами подшипники стали дефицитными из-за их большого расхода. Были случаи, что за ними на завод-изготовитель отправляли самолет. Меня, как работника службы энергетика, подшипники никаким боком не касались. Меня заботило другое. Перед верхним тянущим роликом каждой моталки стояла труба с отверстиями. Струйки воды из них охлаждали злополучный ролик. В процессе смотки прокатанной полосы в рулон хвостовую часть полосы часто закидывало на ролик и ломало трубу охлаждения. Стал думать о переносе трубы на другую сторону ролика. Но без разрешения руководства такое делать рискованно, много неизвестного. Обращаюсь к пом. по оборудованию цеха, получаю отказ, от зам. начальника цеха - отказ.

Цех работал в напряженном режиме, прокатка шла на скорости 20 метров в секунду. Почти каждую смену меняли трубы на двух моталках. Решил рискнуть: поставил трубу на резервную третью моталку. Через неделю, убедившись в положительном результате, переставляю трубы на остальных. Эффект высветился позднее. Коллектор водяного охлаждения, поставленный сзади ролика, многократно увеличил время его охлаждения. Если раньше ролик перегревался, то теперь оставался холодным. А перегретый ролик увеличивается в диаметре, увеличивая и диаметр посадочного места под подшипником, что приводило к его разрушению. Холодные ролики стали работать безотказно, и, к моему сожалению, расформировали бригаду, менявшую подшипники.

Кто-нибудь может подумать, что я получил за это большое вознаграждение. Как бы не так. Предложений с сокращением штатов руководители цехов боялись, их и так ежегодно принуждали сокращать людей для улучшения показателя по производительности труда. Часто какой-нибудь чиновник заводоуправления сам становился врагом производства и отрицательно влиял на эту самую производительность. В четвертом листопрокате для удаления окалины применяют сбив водой под давлением свыше 100 атмосфер. Мощные уникальные насосы требуют определенного масла для подшипников. В отделе снабжения комбината его зачастую не оказывалось. Более того, цеху ставили лимит на расход масла до смешного нереальный. Приходилось заливать масло даже после регенерации. От такой эксплуатации насосы ломались, и всякая производительность летела коту под хвост.

Иногда камнем преткновения становилось само бюро рационализации. В 71-м году на чистовой группе на трех клетях установили систему гидроизгиба рабочих валков. Проектировалась и изготавливалась она Московским ВНИИМЕТМАШем. Все узлы не имели аналогов в ранее выпускавшихся узлах для гидравлики. Прошло лет десять, и эти узлы стали выходить из строя. Замены нет, ВНИИМЕТМАШ запчасти не выпускает. Опять помогает рабочая смекалка. Наша промышленность давно выпускает стандартные регуляторы давления и клапаны безопасности для гидравлики станочного парка. Выкинули "ВНИИМЕТМАШ" и поставили стандартные приборы. Гидроизгиб ожил. Однако бриз вернул мою заявку на рацпредложение с формулировкой: мол, нет новизны в предложении, так как применены стандартные узлы. Я плюнул в сторону чинуш. Ведь сколько оборудования и машин новейших марок собирают из стандартных узлов, от этого они не становятся изгоями рынка. И к тому же, я подавал рационализаторское предложение, а не изобретение. Если изобретению требуются элементы новизны, то рацпредложению этого не нужно. Рацпредложение предполагает улучшение технологии или конструкции давно известными элементами или способами. В данном случае бюро рационализации показало свою некомпетентность.

Много подводных булыжников выпирает на стадии внедрения в производство. Помню, пришлось монтировать площадку под насосную станцию гидроизгиба валков чистовой группы - она и сейчас существует. В то время перевалочных столов не было, перевалку вели кранами. Площадку делали по чертежам проектного отдела комбината. Как только положили первые поперечные балки, ко мне началось паломничество разных заинтересованных сторон. Мастер стана на русском матерном кричит, что балки мешают перевалке. Начальник стана требует того же, но в более вежливой форме. Начальник цеха приказывает сместить площадку на полметра в сторону вальцешлифовочного пролета, мастер вальцешлифовочного отделения требует смещения площадки в сторону станового пролета, так как площадка мешает ставить опорные валки на шлифовальный станок. Тут у любого голова закружится.

Решил посоветоваться с проектантами. Еду в проектный отдел. Мне показывают чертеж, на котором стоят подписи о согласовании и начальника цеха, и начальника стана, и старшего мастера вальцешлифовального отделения. Возвращаюсь в цех. На балке монтируемой площадки мелом крупными буквами вывожу: "Бригадир, делать площадку строго по чертежу". После этой надписи никто больше не подходил и не мешал. Хорошо иметь дело с умеющими читать людьми.

Большинство цеховых руководителей полагают, что стоит выдать заявку на проектирование, как придут проектанты и решат ваши проблемы. Но бывает и не так. Службы механика и энергетика часто вносят изменения в схемы водоснабжения, самостоятельно переносят механизмы и другие коммуникации, не занося изменения в чертежи. Конечно, это безграмотно, отсутствует техническая культура. Тем не менее, такие спецы имеют место быть, и они бравируют этим, заявляя, что чертят не на бумаге, а на металле. Проектанты же работают только с чертежами. Поэтому часто в цехах выданные проектантами чертежи не стыкуются с действительностью. В жизни очень много всяких "но", не позволяющих проектантам выдавать качественное решение проблемы.

В ЛПЦ-4 долгое время безуспешно боролись с кислотными парами от травильных ванн. Руководство поступило точно по приведенной схеме. Проект готов, прихожу в проектный отдел с ним знакомиться. Мне не нравится большая длина воздуховодов двухметрового диаметра с резиновой изоляцией, проложенных под самой крышей. Забраковал проект. Через некоторое время проектанты отдела вентиляции и отопления выдают новый. Он лучше первого, уменьшилась длина воздуховодов, но проблемы остались: малый срок службы гуммированных труб, трудность замены худых труб и обязательный дождь кислоты из труб на головы рабочих. Опять бракую чертежи. Ведущий инженер в гневе говорит, что я оставляю отдел без зарплаты. Согласиться с проектом - значит взвалить на плечи энергетиков тяжёлую работу по замене труб. Расстались чуть ли не врагами. Суть дела в том, что нужно было трубы от двух отсасывающих вентиляторов соединить в один коллектор и направить в подземный канал, ведущий к вентиляционной кирпичной трубе за стеной цеха. Я долго ходил вокруг помещения травильных ванн и нашел возможность обойтись без воздуховодов: подземный коллектор.

Бегу обрадовать ведущего инженера. Но она и слушать ничего не хочет. Идем вместе к начальнику проектного отдела Михаилу Шейнбергу. Но и он за нее. Тогда беру чертеж с забракованной вентиляционной системой, вымарываю все навороченное проектантами и рисую подземный десятиметровый, футерованный кирпичом воздушный канал и с чертежом иду к начальнику цеха. Показал чертеж, объяснил обстановку. Тот был краток: "Я все понял, оставь чертеж. Завтра директор Галкин проводит у нас рапорт. Думаю решим". И Галкин решил сходу: дал недельный срок на выдачу проекта. Вскоре работа по строительству вентиляции с пенным фильтром началась. Пущенная в работу новая вентиляция решила в цехе проблему с надоевшими кислотными парами. Так что на проектантов надейся, а сам не плошай.

Конечно, подводных камней и даже валунов на пути рационализатора гораздо больше, чем я обозначил, но когда знаешь, легче с ними бороться.

Комментарии к статье


Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

15.09.2020

( )

Это поступок

Пандемия коронавируса нарушила многие планы. С марта я не мог получить лекарство от астмы по льготной региональной программе: поставки прекратились.

27.08.2020

( )

см. 13 фото »

В честь Дня российского флага

За две недели до этой даты в нашей школе для ребят и их родителей был объявлен фотоконкурс.

18.08.2020

( )

"Три цвета моей России"

Праздничный концерт, посвященный празднованию Дня государственного флага Российской Федерации.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.