Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

23 сентября, понедельник

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

21.09.2019

Комментарии ( )

Официальный статус

Алексей Текслер вступил в должность губернатора Челябинской области.

21.09.2019

Комментарии ( )

Финансовая прибавка

В Челябинской области повысят стипендии студентам и зарплаты бюджетникам.

21.09.2019

Комментарии ( )

Госнаграда для сенатора

Президент России Владимир Путин наградил медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени члена Совета Федерации от Законодательного собрания Челябинской области Олега Цепкина.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

21.09.2019

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Казачья лава - нужное дело

С 2015 года в светлогорской школе существует организация, которая занимается поистине благородным делом.

21.09.2019

Комментарии ( )

Латина, классика, джаз…

В многообразии музыкальных программ каждый найдёт то, что ему интересно.

10.09.2019

Комментарии ( )

см. 14 фото »

Добрая улыбка мастера

Талантливые шаржи - это возможность и порадоваться, и задуматься над собой.

03.09.2019

Комментарии ( )

см. 17 фото »

Русь деревянная

В картинной галерее на выставке "Магия дерева" (6+) демонстрируются редкие экспонаты из запасников музея.

22.08.2019

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Перед книгой все равны

В Магнитогорске появилась первая современная мобильная библиотека.

22.08.2019

Комментарии ( )

Эмоций и зрелищ

На аппаратном совещании начальник управления культуры городской администрации Млада Кудрявцева рассказала, чем порадовал прошедший театрально-концертный сезон и что ждать от нового.

13.08.2019

Комментарии ( )

см. 8 фото »

Лабиринты творческих исканий

Для любителей искусства и участников конкурса масштабная выставка послужит ориентиром в поиске не только творческих путей.

30.07.2019

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Плакат Победы

Самым эффективным средством в идеологической борьбе было искусство плаката.

Культура

30.01.2010

Текст: Илья Московец

«Прочесть» прыжок

Геннадий Бахтерев не понимает, что такое провинция.

Всегда считал балет этаким унылым и скучным занятием. Может, повлияли уроки ритмики в начальных классах, может - засилье в моем детстве на голубом экране трансляций лебединых озер, щелкунчиков и прочих классических балетных творений.

Со временем "нелюбовь" к балету охладела. Иногда даже с интересом смотрел теперь уже редкие на телевидении показы танцевальной классики - балет оказался на обочине современного ТВ, уступив место всяким полуфабричным звездам и их побочным "сотоварищам" - боксу и танцам со звездами, последним героям с ними же - жутким ледниковым периодам, в общем. Конечно, есть Цискаридзе, есть Волочкова - новое балетное поколение, но и их на экране в постановке спектакля увидишь нечасто, чаще - в ток-шоу…

К счастью, остались еще такие провинциальные островки, как Магнитогорск, где балет наряду с оперой делает маленькие, но уверенные шаги вперед. За "расшифровку" языка танца нам, провинциалам, наверное, стоит благодарить главного балетмейстера театра оперы и балета Магнитки Геннадия БАХТЕРЕВА, который на полном серьезе заявляет, что… не знает, что такое провинция.

- Вопрос банальный, но откуда пошло увлечение балетом?

- Из детства. Танцы доставляли мне большое удовольствие. Я занимался еще и спортом, и когда меня призвали в армию, стоял на распутье - к тому времени я уже был кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, мог спокойно пойти служить в спортивную роту. В то же время шел набор в танцевальную группу Краснознаменного Тихоокеанского флота, и я решил попробовать силы на армейской сцене. Так состоялся выбор будущей профессии. И после армии поступил в Казанское хореографическое училище, хотя сам родом из Красноярска…

- Не боялись ехать в чужой город?

- Это был уже не совсем чужой для меня город: в армейском ансамбле я познакомился с замечательным Вадимом Усмановым, музыкальным руководителем из Казани. И он постоянно мне твердил: "Казань - город замечательный!" На что я ему всегда отвечал: "А мне-то что! Это же твой родной город…" Но все же решился и поехал в Казань учиться на артиста балета.

- То есть балетмейстером вы стали не сразу?

- Как же получить высшее образование, не имея среднего? Это сейчас возможно все, а тогда не прокатило бы. Но параллельно училищу я грыз гранит науки в институте искусства на балетмейстерском отделении.

- До армии и института вы занимались самодеятельными танцами. А тут балет… Это же, на мой взгляд, совершенно разные ипостаси.

- Тихоокеанский ансамбль - достаточно суровая, но хорошая школа. Особенно в советское время. Туда набирали людей из лучших училищ. Попасть туда было сложно, но еще сложнее - отслужить там полный срок. Это была большая и упорная работа.

- Насколько упорная?

- Например, я должен был выучить концертную программу, заменяя того артиста, который через полгода демобилизовывался. С утра до обеда ты служишь Родине, вечером - репетиции, потом отбой, а я до двух ночи разучиваю танец. Затем бужу будущего дембеля, которого должен заменить, и показываю, что выучил. Самое интересное - все делалось без "эксплуатации человека человеком". Главное - показать ряд выученных комбинаций, а потом - отдыхай. Все было честно. Ансамбль дал мне хорошую базовую подготовку, так что в балете мне мало что пришлось восполнять. Когда выпускают артиста балета, ему дают характеристику. В ней указывают, что ты имеешь такие-то оценки по ведущим дисциплинам и - что всегда было очень важно для артистов балета - имеешь сценическую внешность. Это уже определенное амплуа. А амплуа - это все. Я, к счастью, имел хорошую сценическую внешность, и по окончании училища меня сразу пригласили в Казанский и Йошкар-Олинский театры. Но я вернулся в Красноярск. К тому времени у меня была семья, родилась дочь. Танцевал тринадцать лет. Начинал как все - в кордебалете, затем стал ведущим солистом. Раньше как было: в одном театре тебя признают, но приходится вечно чего-то ждать - то повышения ставки, то квартиру. Поэтому приходилось менять города и театры, чтобы это получить.

- И много наменяли?

- В качестве артиста балета работал в Красноярске, Иркутске, Екатеринбурге, балетмейстером начинал все в том же Красноярске. Затем стал главным балетмейстером Алтайского театра музыкальных комедий, после - главным балетмейстером Екатеринбургского театра музыкальной комедии и вот - Магнитогорский театр оперы и балета. Кстати, в Магнитке меня знают давно: в конце девяностых я работал в драмтеатре имени Пушкина. Тогда было поставлено много спектаклей. Директор драмы Владимир Досаев всегда приглашал интересных режиссеров, с ними приятно работалось. А в драмтеатре первым спектаклем, который я поставил как приглашенный балетмейстер, была "Яблочная леди". Потом состоялись мюзикл "Багдадский вор", концертная программа "По страницам мюзиклов", где известные номера были собраны в одну этакую "солянку". Приезжал с постановкой "Плутовской роман, или Браво, Фигаро!"…

- Вы работали только с провинциальными театрами?

- Я не знаю, что такое провинция. Лично я Новосибирск не считаю провинцией - в мире балета это достаточно громкий город. Сегодня в большей степени можно говорить в отношении раскрутки, скажем, такого-то театра или такого-то актера. К примеру, мы видим по телевизору ведущего солиста Большого Цискаридзе, и когда он приезжает к нам на гастроли, мы, естественно, его оцениваем как артиста величины несколько большей, чем ведущего артиста того же Магнитогорского театра. Хотя провинциальный актер или постановщик, может, и менее известен широкому зрителю, но в своих кругах оценивается и по уровню постановок, и по качеству исполнения. Здесь известность другая. В провинции актеры очень хороши, и было время, - я его еще захватил, - когда в том же Красноярске на местных актеров очередь стояла…

- Балет - это до сих пор фуэте, пуанты, пачки?

- Это классический балет. Сегодня в театре идет процесс сближения стилей, в Большом театре, в частности, хоть он и считается этакой Меккой классического искусства. Но и там уже идут внедрения - ведь туда приезжают зарубежные постановщики, и они привносят в основу классического исполнения элементы того или иного веяния. Поэтому балет обогащается. И, на мой взгляд, чем активней этот процесс пойдет, тем больше, в конечном счете, балетное искусство выиграет. Сам по себе классический танец несколько консервативен по лексикону, по набору движений. По выразительным средствам более интересны джазовый танец или модерн - они раскрывают иные стороны жизни. Благодаря этим танцам можно более объемно преподнести свою постановку. Поэтому мне сейчас интересно заниматься этими объединениями в танцах: с одной стороны, я имею классическую школу - начинал свой путь как классический танцовщик, с другой - обретаю полезные знания на джазовых семинарах. И теперь пытаюсь все это совместить.

- В Советском Союзе, помнится, были очень популярны фигурное катание, классический балет и хоккей. Фигурное катание в виде разнообразных шоу типа "Ледниковый период" вновь обретает популярность, хоккей популярен вечно. А с балетом сейчас что? Почему он исчез с экранов?

- Балет не исчез, меняются его формы. В свое время в Москве смотрел сдачу мюзикла русского варианта "Нотр-Дам де Пари" и был поражен: ребята с хорошей базовой классической подготовкой прекрасно владели и джазовым танцем, и танцем модерн. Кстати, о столичности: в этот мюзикл проходили кастинг артисты из периферийных театров, и большинство были отобраны в постановку. И приятно, что этот мюзикл в русской версии оказался значительно интереснее, чем французский первоисточник. Балет у нас есть, но нужно его обновлять. А то получается, что за рубежом пользуются спросом только наши классические постановки "Лебединого озера" или "Щелкунчика" Петра Чайковского. Видимо, идет какая-то борьба в Большом театре, где предпочитают старые постановки. В провинции же появляются новые работы, где и танцовщики набирают опыт, и постановщики ставят свое - неклассическое. Этот процесс пока только начинается, и я уверен, что в ближайшие годы благодаря именно провинции балет опять приобретет былую популярность.

- Чем занимается артист балета, понятно. А вот чем занимается балетмейстер?

- Балетмейстер занимается тем же самым, что и постановщик драмы или, скажем, кукольного спектакля - разработкой материала. Недавно поставил детский балет "Приключения в сказочном городе Бремен" по сказке братьев Гримм. Мы с композитором специально садились и отрабатывали каждую картину, а до этого так же работали со сценаристом. Сначала берется литературный текст, потом разрабатывается сценарий-либретто постановки, где нужно слова перевести на язык пластики и жеста. Ведь тело в балете является инструментом, и через него зритель "читает" тот текст, который изначально был на бумаге. Со сценаристом мы оговариваем моменты, которые в кульминационной точке будут более выразительны. Попытаюсь объяснить: люди, начиная общаться, сначала разговаривают - это первый эмоциональный уровень общения. Потом, когда эмоциональный уровень возрастает, люди начинают петь, а когда эмоции захлестывают, они танцуют. Как в застолье. Все эмоциональные точки выстраиваются по сценарию и переносятся на язык танца.

- Щепетильно оцениваете свою работу?

- Я люблю смотреть свои спектакли, люблю оценивать удачные моменты, люблю видеть реакцию зрителей - они благодарные. Но уровень приема все равно разный. Или ты чувствуешь просто благодарность, или - что постановка зрителя зацепила за живое. Это совершенно разные реакции. Но именно ради этих реакций и стоит делать балет.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

12.09.2019

( )

Два братца

Я пожилая женщина, но интерес к жизни ещё не потеряла.

10.09.2019

( )

На пульсе времени

От всей души поздравляем начальника отдела по взаимодействию со СМИ Магнитогорского городского Собрания депутатов Анжелику Филипову с юбилейным днём рождения, желаем здоровья, оптимизма, благополучия и успехов в реализации всех намеченных планов!

28.08.2019

( )

Приглашаем на концерт

29 августа с 16.00 до 17.00 в обновлённом парке посёлка Берёзки в рамках городского проекта "Парки Магнитки" пройдёт концерт преподавателей Детской школы искусств №1.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2019).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.