Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

18 ноября, суббота

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

18.11.2017

Комментарии ( )

Золото и серебро "Металл-Экспо"

Завершение главного металлургического события года традиционно знаменуется вручением отраслевых наград.

18.11.2017

Комментарии ( )

Оценка эффективности

Президент России Владимир Путин утвердил новые показатели для аттестации региональных властей.

18.11.2017

Комментарии ( )

Пенсионный фонд предупреждает

В некоторых средствах массовой информации с завидной регулярностью появляются объявления, предлагающие услуги по "обналичиванию" материнского капитала.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

16.11.2017

Комментарии ( )

Добрая традиция музыкальной Магнитки

С 21 по 24 ноября в Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки пройдут Российские педагогические ассамблеи искусств

16.11.2017

Комментарии ( )

Критика в награду

В Магнитогорске побывал известный театральный эксперт из Челябинска.

09.11.2017

Комментарии ( )

см. 25 фото »

"Назад в СССР! Вся власть музеям!"

В Магнитогорской картинной галерее состоялась ежегодная всероссийская культурно-образовательная акция "Ночь искусств".

31.10.2017

Комментарии ( )

см. 19 фото »

Все мы немножко лошади

Грибоедовский театр признан лучшим в "русском зарубежье".

28.10.2017

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Линия жизни

Руководитель хора "Магнитка" Галина Брянская стала лауреатом премии Законодательного собрания Челябинской области "Общественное признание".

24.10.2017

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Грани любви

Гастроли "Коляда-театра" стали резонансным событием в культурной жизни города

21.10.2017

Комментарии ( )

см. 40 фото »

Июнь с двойняшками

Работницы ПАО "ММК" и символы будущего года стали фотомоделями фирменного календаря.

19.10.2017

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Хоровик олимпийских амбиций

Возглавить самый "громкий" коллектив города Надежде Артемьевой довелось в двадцать три года.

Культура

30.01.2010

Текст: Илья Московец

«Прочесть» прыжок

Геннадий Бахтерев не понимает, что такое провинция.

Всегда считал балет этаким унылым и скучным занятием. Может, повлияли уроки ритмики в начальных классах, может - засилье в моем детстве на голубом экране трансляций лебединых озер, щелкунчиков и прочих классических балетных творений.

Со временем "нелюбовь" к балету охладела. Иногда даже с интересом смотрел теперь уже редкие на телевидении показы танцевальной классики - балет оказался на обочине современного ТВ, уступив место всяким полуфабричным звездам и их побочным "сотоварищам" - боксу и танцам со звездами, последним героям с ними же - жутким ледниковым периодам, в общем. Конечно, есть Цискаридзе, есть Волочкова - новое балетное поколение, но и их на экране в постановке спектакля увидишь нечасто, чаще - в ток-шоу…

К счастью, остались еще такие провинциальные островки, как Магнитогорск, где балет наряду с оперой делает маленькие, но уверенные шаги вперед. За "расшифровку" языка танца нам, провинциалам, наверное, стоит благодарить главного балетмейстера театра оперы и балета Магнитки Геннадия БАХТЕРЕВА, который на полном серьезе заявляет, что… не знает, что такое провинция.

- Вопрос банальный, но откуда пошло увлечение балетом?

- Из детства. Танцы доставляли мне большое удовольствие. Я занимался еще и спортом, и когда меня призвали в армию, стоял на распутье - к тому времени я уже был кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, мог спокойно пойти служить в спортивную роту. В то же время шел набор в танцевальную группу Краснознаменного Тихоокеанского флота, и я решил попробовать силы на армейской сцене. Так состоялся выбор будущей профессии. И после армии поступил в Казанское хореографическое училище, хотя сам родом из Красноярска…

- Не боялись ехать в чужой город?

- Это был уже не совсем чужой для меня город: в армейском ансамбле я познакомился с замечательным Вадимом Усмановым, музыкальным руководителем из Казани. И он постоянно мне твердил: "Казань - город замечательный!" На что я ему всегда отвечал: "А мне-то что! Это же твой родной город…" Но все же решился и поехал в Казань учиться на артиста балета.

- То есть балетмейстером вы стали не сразу?

- Как же получить высшее образование, не имея среднего? Это сейчас возможно все, а тогда не прокатило бы. Но параллельно училищу я грыз гранит науки в институте искусства на балетмейстерском отделении.

- До армии и института вы занимались самодеятельными танцами. А тут балет… Это же, на мой взгляд, совершенно разные ипостаси.

- Тихоокеанский ансамбль - достаточно суровая, но хорошая школа. Особенно в советское время. Туда набирали людей из лучших училищ. Попасть туда было сложно, но еще сложнее - отслужить там полный срок. Это была большая и упорная работа.

- Насколько упорная?

- Например, я должен был выучить концертную программу, заменяя того артиста, который через полгода демобилизовывался. С утра до обеда ты служишь Родине, вечером - репетиции, потом отбой, а я до двух ночи разучиваю танец. Затем бужу будущего дембеля, которого должен заменить, и показываю, что выучил. Самое интересное - все делалось без "эксплуатации человека человеком". Главное - показать ряд выученных комбинаций, а потом - отдыхай. Все было честно. Ансамбль дал мне хорошую базовую подготовку, так что в балете мне мало что пришлось восполнять. Когда выпускают артиста балета, ему дают характеристику. В ней указывают, что ты имеешь такие-то оценки по ведущим дисциплинам и - что всегда было очень важно для артистов балета - имеешь сценическую внешность. Это уже определенное амплуа. А амплуа - это все. Я, к счастью, имел хорошую сценическую внешность, и по окончании училища меня сразу пригласили в Казанский и Йошкар-Олинский театры. Но я вернулся в Красноярск. К тому времени у меня была семья, родилась дочь. Танцевал тринадцать лет. Начинал как все - в кордебалете, затем стал ведущим солистом. Раньше как было: в одном театре тебя признают, но приходится вечно чего-то ждать - то повышения ставки, то квартиру. Поэтому приходилось менять города и театры, чтобы это получить.

- И много наменяли?

- В качестве артиста балета работал в Красноярске, Иркутске, Екатеринбурге, балетмейстером начинал все в том же Красноярске. Затем стал главным балетмейстером Алтайского театра музыкальных комедий, после - главным балетмейстером Екатеринбургского театра музыкальной комедии и вот - Магнитогорский театр оперы и балета. Кстати, в Магнитке меня знают давно: в конце девяностых я работал в драмтеатре имени Пушкина. Тогда было поставлено много спектаклей. Директор драмы Владимир Досаев всегда приглашал интересных режиссеров, с ними приятно работалось. А в драмтеатре первым спектаклем, который я поставил как приглашенный балетмейстер, была "Яблочная леди". Потом состоялись мюзикл "Багдадский вор", концертная программа "По страницам мюзиклов", где известные номера были собраны в одну этакую "солянку". Приезжал с постановкой "Плутовской роман, или Браво, Фигаро!"…

- Вы работали только с провинциальными театрами?

- Я не знаю, что такое провинция. Лично я Новосибирск не считаю провинцией - в мире балета это достаточно громкий город. Сегодня в большей степени можно говорить в отношении раскрутки, скажем, такого-то театра или такого-то актера. К примеру, мы видим по телевизору ведущего солиста Большого Цискаридзе, и когда он приезжает к нам на гастроли, мы, естественно, его оцениваем как артиста величины несколько большей, чем ведущего артиста того же Магнитогорского театра. Хотя провинциальный актер или постановщик, может, и менее известен широкому зрителю, но в своих кругах оценивается и по уровню постановок, и по качеству исполнения. Здесь известность другая. В провинции актеры очень хороши, и было время, - я его еще захватил, - когда в том же Красноярске на местных актеров очередь стояла…

- Балет - это до сих пор фуэте, пуанты, пачки?

- Это классический балет. Сегодня в театре идет процесс сближения стилей, в Большом театре, в частности, хоть он и считается этакой Меккой классического искусства. Но и там уже идут внедрения - ведь туда приезжают зарубежные постановщики, и они привносят в основу классического исполнения элементы того или иного веяния. Поэтому балет обогащается. И, на мой взгляд, чем активней этот процесс пойдет, тем больше, в конечном счете, балетное искусство выиграет. Сам по себе классический танец несколько консервативен по лексикону, по набору движений. По выразительным средствам более интересны джазовый танец или модерн - они раскрывают иные стороны жизни. Благодаря этим танцам можно более объемно преподнести свою постановку. Поэтому мне сейчас интересно заниматься этими объединениями в танцах: с одной стороны, я имею классическую школу - начинал свой путь как классический танцовщик, с другой - обретаю полезные знания на джазовых семинарах. И теперь пытаюсь все это совместить.

- В Советском Союзе, помнится, были очень популярны фигурное катание, классический балет и хоккей. Фигурное катание в виде разнообразных шоу типа "Ледниковый период" вновь обретает популярность, хоккей популярен вечно. А с балетом сейчас что? Почему он исчез с экранов?

- Балет не исчез, меняются его формы. В свое время в Москве смотрел сдачу мюзикла русского варианта "Нотр-Дам де Пари" и был поражен: ребята с хорошей базовой классической подготовкой прекрасно владели и джазовым танцем, и танцем модерн. Кстати, о столичности: в этот мюзикл проходили кастинг артисты из периферийных театров, и большинство были отобраны в постановку. И приятно, что этот мюзикл в русской версии оказался значительно интереснее, чем французский первоисточник. Балет у нас есть, но нужно его обновлять. А то получается, что за рубежом пользуются спросом только наши классические постановки "Лебединого озера" или "Щелкунчика" Петра Чайковского. Видимо, идет какая-то борьба в Большом театре, где предпочитают старые постановки. В провинции же появляются новые работы, где и танцовщики набирают опыт, и постановщики ставят свое - неклассическое. Этот процесс пока только начинается, и я уверен, что в ближайшие годы благодаря именно провинции балет опять приобретет былую популярность.

- Чем занимается артист балета, понятно. А вот чем занимается балетмейстер?

- Балетмейстер занимается тем же самым, что и постановщик драмы или, скажем, кукольного спектакля - разработкой материала. Недавно поставил детский балет "Приключения в сказочном городе Бремен" по сказке братьев Гримм. Мы с композитором специально садились и отрабатывали каждую картину, а до этого так же работали со сценаристом. Сначала берется литературный текст, потом разрабатывается сценарий-либретто постановки, где нужно слова перевести на язык пластики и жеста. Ведь тело в балете является инструментом, и через него зритель "читает" тот текст, который изначально был на бумаге. Со сценаристом мы оговариваем моменты, которые в кульминационной точке будут более выразительны. Попытаюсь объяснить: люди, начиная общаться, сначала разговаривают - это первый эмоциональный уровень общения. Потом, когда эмоциональный уровень возрастает, люди начинают петь, а когда эмоции захлестывают, они танцуют. Как в застолье. Все эмоциональные точки выстраиваются по сценарию и переносятся на язык танца.

- Щепетильно оцениваете свою работу?

- Я люблю смотреть свои спектакли, люблю оценивать удачные моменты, люблю видеть реакцию зрителей - они благодарные. Но уровень приема все равно разный. Или ты чувствуешь просто благодарность, или - что постановка зрителя зацепила за живое. Это совершенно разные реакции. Но именно ради этих реакций и стоит делать балет.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

16.11.2017

( )

Здоровье улучшилось

По состоянию здоровья нашей маме - ветерану и ударнику коммунистического труда, восьмидесятилетнему инвалиду Нине Александровне Гончаровой - требуются специальный уход и оснащение для ухода за лежачими больными.

16.11.2017

( )

Делать жизнь с кого?

Рядом с профессионалом легче определиться с собственным будущим.

11.11.2017

( )

Движение - жизнь

Принято считать, что пожилым людям необходимо уступать место в общественном транспорте. Но эксперты доказали, что этот жест вежливости вреден для здоровья пожилых.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2017).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.