Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

15 декабря, суббота

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

15.12.2018

Комментарии ( )

Укрепляя сотрудничество

На этой неделе в Магнитогорске с рабочим визитом побывала официальная делегация города Хуайань провинции Цзянсу Китайской Народной Республики.

15.12.2018

Комментарии ( )

Задай вопрос президенту!

В четверг, 20 декабря, состоится традиционная пресс-конференция главы государства, попасть на которую есть возможность не только у журналистов кремлёвского пула, но и у представителей региональных средств массовой информации.

15.12.2018

Комментарии ( )

Уточнить детали

Об изменениях в законе о занятости населения любой желающий может узнать у специалистов.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Литературная гостиная»

20.11.2018

Комментарии ( )

см. 5 фото »

"Привлёк внимание КПСС"

Посланцы Магнитки вместе с лучшими представителями советской сферы культуры сопротивлялись наступлению застоя в общественной жизни страны.

15.11.2018

Комментарии ( )

см. 12 фото »

"Время мчит напропалую…"

Завтра в Магнитогорске отметят 105-летие со дня рождения поэта, музыканта, педагога, журналиста Нины Кондратковской.

24.07.2018

Комментарии ( )

Под порывами тёплого ветра

Она тяжело поднялась, постояла, улыбаясь воспоминаниям.

17.07.2018

Комментарии ( )

см. 1 фото »

Бабкиных рук дело

Началось всё с ерунды. Я торговал косметикой вразнос. Был этаким современным коробейником.

17.07.2018

Комментарии ( )

см. 1 фото »

"Всё сказано в стихах…"

Тринадцатого июля исполнилось полгода, как ушёл из жизни Виталий Цыганков - поэт, журналист, публицист, член Союза писателей России.

10.07.2018

Комментарии ( )

"На одном дыхании высоком…"

В преддверии Дня металлурга в Литературной гостиной "Магнитогорского металла" - стихи первостроителя Магнитки, автора трёх десятков поэтических книг Бориса Александровича Ручьёва.

10.07.2018

Комментарии ( )

см. 8 фото »

Машинист горячих путей

Его путь в литературе был наполнен взлётами и падениями.

03.07.2018

Комментарии ( )

см. 17 фото »

Дочь Урала

Павел Бажов называл Татьяничеву Хозяйкой Магнит-горы.

Литературная гостиная

15.05.2010

Текст: Наталья Карпичева, член Союза российских писателей

«В тебя, как в зеркало, глядится...»

Родина для него - дружный цех, речка Башик и запах жареной картошки.

Книгу Александра Павлова "Город и поэт" без преувеличения можно назвать городской летописью. В ней жива "колыбельная память", ощутима связь с началом Магнитки, ее мощным "железным корнем".

В ней отчетливо слышен каждый шаг, легко ли касаются земли мальчишеские босые ноги или твердой уверенной поступью с долгим эхом ступают по городу-камню сапоги зрелого седеющего мужчины. Большое и малое, "всехное" и личное в этой поэзии не знает объективных пропорций, одинаково близко, ценностно, прожито в едином круге боли и радости. Павловское urbi et orbi отмечено печатью высоких истин, но выходит к читателю в простом платье:

Я - Память.

Мне время подвластно.

От самого светлого дня

до самого темного часа.

Я - Память…

Вглядитесь в меня.

От имени исторической памяти поэт Александр Павлов провозглашает: "Я в каждом // ростками проклюнусь // и выйду на край тишины. // Морщины - как выстрелы в юность, // седины - как залпы войны", - подобно тому, как знаменитый поэт-оратор - голос своего поколения, запечатлевая боль и величие (великую боль) эпохи, восклицал: "Я - голос // Войны, // городов головни // на снегу сорок первого // года" (А. Вознесенский "Я - Гойя!"). При этом ритмы павловской поэзии никогда не "забирают" у содержания ее произносимость.

Несмотря на порою пафос, голос автора звучит из "личного" каждого читателя. В его стихах не нужно искать ничего потаенного, в них находишь близкое, пережитое, угадываешь самого себя. В павловском поэтическом пространстве лирический герой не выходит на передний план, но его глазами показаны живые, узнаваемые, с реалистической тщательностью и психологической точностью выписанные характеры. На пилораме можно встретить воплощение Мадонны: "На перекуре ахнет пилорама: // ведь надо же, синица, родила // бутуза на четыре килограмма! // А вся бригада сгрудится вокруг // и станет смирной, словно так и надо, // под первородной чистотою взгляда, // под теплотою материнских рук" ("Надька"). У старой бани сидит блаженный старик - олицетворение народных мудрости и мужества, и звуки его баяна, само его присутствие очищают души там, где уже очищены тела: "Не мудрость ли, случайно ль это - // его присутствие, баян?.. // Играй, старик! // Мелькают лица. // Не тать ты и не лиходей… // В тебя, как в зеркало, глядится // душа ухоженных людей". ("Старик")

Александра Павлова отличает способность видеть и чувствовать родину в каждом уголке, приютившем жизнь. Родиной для него может быть и эта баня, и дружный веселый цех, и тесный (теснота - характеристика далеко не негативная) барак, теплый, уютный:

Не потому ли, снегом припорошен,

Вхожу в подъезд, и чуется сильней

Призывный запах жареной картошки -

Нехитрый запах родины моей.

("Не потому ли, снегом припорошен…")

Поэзия будничного никогда не оставлена Павловым в пределах четырех стен, стремление быть наедине с самим собой, отгородиться, захлопнуться вообще не характерно для павловского лирического героя. Его окно и дверь не бывают закрытыми ("Но распахнется млечное окно…", "Дома, дома… Балконы в поднебесье", "Окна в сад", "Отворите окно…", "Ворвись в окно, мятежный ветер!.."). Как главная ценность осознается причастность к общему ходу жизни, возможность начинать каждый новый день вместе с городом, в единой заботе. Утро героя начинается под общий хор будильников - городских петухов:

Еще по кухням холодильники

к хозяйским хлопотам глухи.

Но заливаются будильники,

совсем как в селах петухи.

("Новый день")

Первая и вторая природы в павловских поэтических текстах не противопоставлены, а слиты в созидающей мощи и жизнеутверждении, одинаково питают человека. Вот, например, строки из стихотворения о грачах, свивших гнездо на эстакаде:

И, примостясь у порыжелых стен,

у кирпичей, потресканных от зноя,

справляет грач рождение второе

и хитрым глазом смотрит на мартен.

("Грачи")

Однако не всегда это счастливое слияние двух природ осуществимо. Крылатые грачи оказываются недосягаемыми для "начальства", а трехногий кот изгнан из прокатного цеха ("Не ради баловства, не для утехи…"), и его судьбу переживает герой Павлова как личное горе.

Тоска горожанина о природном порою прорывается в мотиве сна, но даже сон неотделим от яви, а "неприкаянность" и тоска легко преодолеваются: ведь герой Павлова - человек, влюбленный в свой город и его созидающий, он осознает свой каждодневный долг перед ним как высокое жизненное предназначение:

С тоскою неприкаянной и древней,

заговорившей с сердцем в унисон,

подумалось: проснуться бы в деревне…

Но поутру трамвай въезжает в сон…

.....................................................................

Катись, трамвай, уж если в сон заехал.

Еще не время вспоминать село…

Летит в кварталы взрывчатое эхо,

и новый день вздыхает тяжело.

("С тоскою неприкаянной и древней…")

Урбанистический пейзаж Павлова не отрицает человека, не забирает у него жизни. В гармонии и органике своего существования в мире и сосуществования с ним личность одинаково связана с природным и культурным, с естественным и сложенным - слаженным ее руками, с камнями гор и каменным городом. Однако эту двуприродность героя нельзя назвать двойственностью. И дело не в том, что ему удается сохранять некое хрупкое равновесие, дело - в основательности и твердости. Поэт и его герой никогда не выбирают узких тропок, они всегда идут по "центральным улицам", даже "исследуя" поэзию городских окраин:

В Магнитке осень.

Знатная пора.

За перевалом дальним дремлет стужа.

Но по утрам ныряет солнце в лужи

и над заводом греются ветра.

("В Магнитке осень зябка и тиха…")

Город и поэт в книге равны, как два главных проспекта, связанных сетью множества питающих переулков-артерий. Город жив, он выбирает поэта, он являет его "на улочке, оглохшей от завода", становится его историей, самой судьбою:

Нас воспитали время да железо.

И, если бы не пламень голубой,

куда уж мне тобольским косторезом -

я даже бы не стал самим собой!

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

13.12.2018

( )

Голубенькая и чёрненькая

Обращаюсь к добрым людям с просьбой взять очаровательных котят, которых я подобрала в мороз и выходила.

05.12.2018

( )

Любимому городу посвящается

В последние дни осени в Центре народного творчества Орджоникидзевского рай-она прошел Городской фестиваль ремесел "Мастера стального города", посвященный 90-летию Магнитогорска.

05.12.2018

( )

Музыкальная перезагрузка в Магнитогорске

Первые зимние дни порадовали жителей Магнитогорска не только хорошей погодой, но и яркими выступлениями самого необычного в России камерного оркестра "Imperialis Orchestra".

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.