Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

20 января, воскресенье

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

19.01.2019

Комментарии ( )

Победный темп

Магнитка включилась в борьбу за восточную бронзу.

19.01.2019

Комментарии ( )

Ниже эпидемиологического порога

Всплеск заболеваемости средней интенсивности врачи города ждут в конце января - начале февраля.

19.01.2019

Комментарии ( )

Масштабные проверки

Борис Дубровский на областном совещании поручил главам городов и районов области провести в первом квартале проверки газового оборудования в частных и многоквартирных домах.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

13.12.2018

Комментарии ( )

см. 20 фото »

Оперетта, браво!

Второй фестиваль оперетты и мюзиклов в Магнитогорске завершился двумя фееричными гала-концертами.

13.12.2018

Комментарии ( )

см. 11 фото »

Коралловые бусы одиночества

Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина снова обратился к творчеству Цветаевой.

08.12.2018

Комментарии ( )

см. 24 фото »

Бессмертная комедия Шекспира

Спектакль "Двенадцатая ночь" оригинален, авангарден и эксцентричен.

04.12.2018

Комментарии ( )

см. 19 фото »

"Белой акации" звуки волшебные

Во втором спектакле в рамках фестиваля "Оперетта, браво-2018" (12+), проходящего в эти дни в Магнитогорске, приняли участие сразу четыре приглашённых солиста.

29.11.2018

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Тысячи ликов стихии

Магнитогорск в очередной раз подтвердил звание города высокой культуры.

22.11.2018

Комментарии ( )

см. 8 фото »

Педагог. Художник. Личность

В картинной галерее проходит выставка памяти заслуженного художника России Рашита Сафиулина.

20.11.2018

Комментарии ( )

см. 26 фото »

Ларинская осень в "Буратино"

Режиссёр, чувствующий душу театра, - настоящий волшебник.

20.11.2018

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Джаз на трёх языках

В Центре музыкального образования "Камертон" состоялись творческая встреча и концерт джазовой музыки Мишеля Вебера и швейцарско-российского трио Бернарда Швентера.

Культура

29.05.2010

Текст: Беседовала Наталья Романюк

Аллергия железной леди театра Марины Глуховской

У выпускницы филологического факультета Московского государственного университета очень щепетильное отношение к слову.

Режиссер Марина Глуховская верна урокам своего учителя Петра Фоменко: "Необходимо стремиться делать то, что ты хочешь, мыслить неординарно, небанально, нестандартно. Не нужно делать правильно, надо делать интересно".

Свершилось! Спектакль, о котором было столько разговоров, наконец-то увидели зрители. В драматическом театре имени

А. Пушкина состоялась премьера "Бега" - постановки по мотивам произведений Михаила Булгакова.

Что чаще всего фигурировало в анонсах к данной работе? Что это самый грандиозный, масштабный и дорогостоящий проект нашего театра за последние годы. Что в спектакле задействована практически вся труппа, более того, в постановку привлечены даже монтировщики театра. Что в "Беге" много массовых сцен, а по ходу действия звучит хоровое и сольное пение в исполнении актеров театра. Все - правда.

В продолжение темы просится с языка типичный журналистский штамп: "И эту махину вытянула на своих хрупких плечах московский режиссер Марина Глуховская". Однако написать в подобном ключе решительно невозможно по двум причинам. Во-первых, у Марины Витальевны не только стойкая аллергия к театральным штампам и клише - не зря же она ученица лучшего театрального педагога страны, потрясающего режиссера Петра Наумовича Фоменко, но и трепетное, очень щепетильное отношение к слову. Последнее вполне объяснимо, учитывая, что Глуховская, к тому же, - выпускница филологического факультета МГУ. Во-вторых, разговоры про "хрупкие плечи", как и сентенции о том, "трудно ли быть режиссером-женщиной", применительно к Марине Витальевне априори исключаются, поскольку тема эта давно набила ей оскомину, а о профессионализме и таланте, как известно, "по половому признаку" не судят.

Театр как способ познания действительности

- Марина Витальевна, за все время ни разу не слышала вашего смеха. Ситуация не располагала или, как говорил Соломон, "знание жизни приумножает печаль"?

- (Улыбаясь.) Наверно, не было повода.

- А что способно вас рассмешить и поднять настроение?

- Масса вещей, даже глупость - какая-нибудь яркая глупость. На самом деле смешного вокруг много, просто смеяться можно "про себя", не обязательно вслух.

- Если под "вещами" подразумевать книги, то какое произведение наиболее показательно в этом отношении?

- "Мертвые души" Гоголя.

- Людмила Улицкая сказала о себе: "Я временный писатель. Вот допишу все и пойду делать что-то другое". У вас хоть иногда появляется желание делать что-то другое?

- Нет. Режиссуре в каком-то смысле учатся всю жизнь. Можно овладеть основами мастерства, но так и не стать мастером, можно знать ремесло, но так и не приблизиться к искусству. Путь бесконечен, и пока ты хочешь по нему идти, у тебя есть шанс достичь большего.

- Некоторые режиссеры предпочитают работать с классикой, Сергей Федотов любит пьесы Мак-Донаха, Сергей Пускепалис хотел бы поставить всего Слаповского. У вас особой привязанности к тому или иному автору не наблюдается. Но мысли каких драматургов занимают больше всего?

- Мысли писателей, философов, художников, не обязательно драматургов. В произведениях Достоевского спрятаны сотни пьес и тысячи спектаклей, все зависит от того, кто, как, с каких позиций его читает. Есть Достоевский Куросавы, есть Достоевский Вайды - это совершенно разные Достоевские. Мир этого писателя безграничен как вселенная. Режиссер, соприкасаясь с этим миром, получает неограниченные возможности: Раскольников может не произнести за весь спектакль ни слова, а может разговаривать один на протяжении трех часов, и оба варианта имеют полное право на существование. Режиссер прежде всего - "человек читающий". Основой будущего спектакля может стать любой текст: прозаический, поэтический, философский. Важно твое личное отношение к этому тексту, о чем он для тебя. Про что история. А форма, в которой ты эту историю рассказываешь со сцены, может быть любая.

- Свою любовь к этому виду искусства одна наша постоянная зрительница объяснила так: "Театр держит мою душу в рабочем состоянии". А что еще, по вашему мнению, подвластно театру?

- Театр немыслим без общения, спектакль без зрителя ущербен, любой театральный монолог по сути - диалог. Спектакль в полном смысле этого слова рождается только в контакте со зрительным залом. Если не происходит обмена энергиями, если артисты на сцене и зрители в зале не нужны друг другу и не интересны, то театра нет. Театр - это территория тотального общения, зона непрерывного диалога, здесь общаются жестами, звуками, красками, передают мысли и эмоции на расстоянии без посредников в режиме реального времени. Живой артист стоит на сцене перед живым зрителем, не перед камерой, со сцены звучит живое слово. Это дорогого стоит в век, когда виртуальное и дистанционное общение стремительно вытесняет живое.

Театр - это еще один способ познания действительности. Ребенок начинает познавать мир играючи, что может быть естественнее игры? Театр - это игра до полной гибели всерьез, непрерывный поиск художественной истины, желание дойти до самой сути, стремление понять автора, персонажа, явление. Театр никого ничему не учит и ничего не навязывает, он свободен в своих оценках. Театр ставит проблемы, но не выносит приговоров. Ни искусство, ни наука не занимаются выяснением того, что такое хорошо и что такое плохо, это прерогатива других институтов. Театру святые дороги так же, как и грешники: чтобы сыграть Раскольникова, нужно его понять, а поняв - полюбить, иного метода работы над ролью у артиста не существует. Театр приемлет все, кроме ханжества, лжи и лицемерия. Когда художник начинает лгать, он умирает.

- Жванецкий уверен, что правым нужно быть в науке, в искусстве надо быть услышанным. Вы согласны или у вас есть своя выверенная формула на этот счет?

- Желательно быть услышанным. Иногда достаточно, чтобы просто слушали.

- После премьеры "Бега" все причастные к ней были эмоционально и физически выпотрошены. Понятно: работа отнимает много сил. А что она дает вам взамен?

- Человек, который не готов тратиться эмоционально и физически, в театре работать не должен. Ему лучше сменить профессию и работать с девяти до пяти там, где премьер не выпускают. Театр - не просто работа. Настоящий, интересный, действительно творческий процесс для человека театра - это счастье, а удачная премьера - событие, которого ждут и которое долго готовят.

- Все режиссеры - творцы-индивидуалисты. А театр - дело коллективное. В итоге не все зависит от тебя: и успех, и провал. Как вы решаете для себя эту дилемму?

- Режиссер обязан уметь брать на себя ответственность за целое и обязан уметь идти на компромисс во имя целого. Не будем вдаваться в детали, но ситуации бывают разные. Успешная реализация замысла зависит от целого ряда факторов, многое определяется тем, как организована внутренняя жизнь театра, как проходят репетиционный и подготовительный периоды. Театр - целая система, спектакль готовят не только режиссер, художник и артисты. Театральная история хранит имена гениальных пом-

режей, талантливых завпостов, уникальных закройщиков, сварщиков, бутафоров - настоящих мастеров. Их профессиональная дотошность, порядочность, любовь к театру, уважение к творчеству художника, артиста и режиссера - залог успеха многих постановок. Русский репертуарный театр, особенно в провинции, не то место, где можно получить достойную зарплату. В большинстве театров людям, к сожалению, всегда платили скудно. Увы, не по способностям и не по труду. Без любви к театральному делу во всех его формах на этой "войне" ничего не сделаешь. Постановочная культура - это культура, и если ее нет или она утрачена - беда. Человеку, который театр не любит, не уважает главного театрального принципа - все для сцены, в театре работать незачем. Лучше устроиться на завод, зарплата будет больше. Кстати, даже небольшие деньги все-таки платят за работу, это не пособие, а делать свое дело кое-как когда-то считалось неприличным.

- У вас весомый опыт сотрудничества с разными театрами. Как бы вы определили самый большой плюс и минус нашей труппы?

- Труппа хорошая. Есть основа - взрослые, опытные, профессиональные со всех точек зрения артисты, с которыми очень интересно работать. Чем таких актеров больше, тем лучше для театра. Есть талантливая молодежь, но талант - это еще не профессия, барышня с актерским дипломом - еще не артистка, она может ею стать. Со временем. Жаль, нет стариков: чтобы разрушать традиции, нужно хотя бы иметь о них представление. Да и сама идея молодежного театра не так хороша, как кажется на первый взгляд. В двадцать пять лет невозможно сыграть ни Протасова, ни Свидригайлова, ни Мармеладова - жизненного опыта нет. Артист может расти и развивать свои способности только на хорошем, сложном материале, только в окружении серьезных, опытных, уважаемых партнеров. Молодости, свежести и задора хватает на пару ролей. Дальше что?

Нас не догонят…

- Если бы материал о вашем спектакле "Бег" был озаглавлен "Сны Марины Глуховской" - это бы соответствовало действительности? (подзаголовок "Бега" - драма в девяти снах по мотивам произведений Булгакова. - Прим. авт.)

- Сны - это форма спектакля, а не жанр. Эту форму выбрал Булгаков. Так что сны - не мои, название неточное.

- "Бег", на мой взгляд, - абсолютно режиссерский спектакль. Получается, что актерская импровизация не приветствовалась на репетициях, и все должны были следовать жесткому режиссерскому рисунку?

- Понятие "импровизация" гораздо шире нашего представления о ней. Импровизация в принципе возможна только в жестком рисунке. Для импровизации всегда необходимо создать определенные условия, импровизация не может возникать сама по себе, где попало. Импровизация - это не текстовая отсебятина, это не актерское "выкаблучивание", это свобода иного рода. Принцип - что хочу, то и ворочу - противоречит самой сути импровизационного сценического поведения. Режиссерский смысловой разбор импровизации не отменяет. Он ее организует.

- Выбор, что в итоге останется в спектакле из "рабочего материала", дается вам тяжело?

- Нет. Это отбор, точная вещь, такая же, как шахматы. Есть варианты ходов, ты должен выбрать лучший, исходя из собственного ощущения целого. Нужно хорошо понимать, какой ролевой объем по силам, например, молодому артисту. Чтобы это понять, нужно сначала предложить больше необходимого. Репетировать можно по-разному, методов репетирования очень много. То, как ты будешь двигаться к цели, - твое дело, это право режиссера, его выбор. Меняются ходы, меняются акценты, меняются приемы, но не меняется идея спектакля. Главным персонажем пьесы для меня с самого начала был хор. Гражданская война - это трагедия, в результате катаклизмов такого масштаба погибает не один человек, гибнет хор.

"Все было, нас не было"

- У главного режиссера Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса, спросили, что для него первично - хороший человек или хороший артист. И он ответил - хороший человек. И объяснил: "Сейчас это очень важно. Нет конфликта, нет характера, есть только сам человек и то, какую информацию он в себе несет. Я не за "чистый лист бумаги", но я за чистого человека". Я не первый раз задаю этот вопрос, поскольку тема меня на самом деле волнует: почему талантливые люди так редко несут в себе свет?

- Мне кажется, наоборот - светлых творческих людей очень много. Что касается артистов, то профессия у них специфическая, она связана с эмоциональными перегрузками, в принципе, театр травмирует нервную систему. Артист присваивает чужие тексты, они становятся его собственными, зритель видит его живые слезы и слышит его живой смех. Театр - не кино, здесь специальным составом в глаза не капают. Артист зависим от ряда обстоятельств, чаще всего артисты себе ролей не выбирают, роли в театре распределяет все-таки режиссер, и это его право. Можно ни разу в жизни не сыграть того, о чем мечталось, можно прожить в театре жизнь, прослужить ему верой и правдой и не получить ничего взамен. Это тяжелая профессия, жестокая, требующая от человека колоссального терпения, силы воли и постоянного труда. Театр никому ничего не гарантирует, это не кредитное учреждение, никаких пятнадцати процентов годовых при долгосрочном вкладе. Да, в России очень много пьющих артистов, пьющих мрачно, тяжело, болезненно и некрасиво. Света в этом, прямо скажем, мало. Взрослых людей, пятидесяти-шестидесяти лет, замученных жизнью, идиотизмом, бессмысленностью окружающей действительности, я в состоянии понять. Кстати, чаще всего - это очень хорошие люди и хорошие артисты. Понять невозможно молодежь, которая с этого начинает. Дешевый сериал - это не успех, роль, даже в кассовом фильме, - это не всегда роль, пара главных ролей - это всего лишь ролевой список. Важно, какие это роли. Впрочем, это разговор долгий.

- Какой самый главный урок вы вынесли от своего учителя и светлого человека - Петра Наумовича Фоменко?

- Я процитирую неточно, мастер часто говорил: "Все было в театре, нас не было. Это свобода. Режиссер не может быть несвободным, он не должен отказываться от текста только потому, что до него это кто-то уже сделал, даже гениально. Ты это ты, твое прочтение - это твое прочтение. Нужно быть собой. И помнить, что жизнь - короткая".

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

19.01.2019

( )

Новый год для ветеранов

27 декабря в доме "Ветеран" БФ "Металлург" прошло мероприятие, посвященное Новому году.

17.01.2019

( )

"С днём рождения, Спаситель!"

Темой встречи стали праздники от Рождества до Крещения.

17.01.2019

( )

"Рождественский вертеп"

В Год театра в библиотеке семейного чтения № 5 стартовал культурно-просветительский проект "Занавес открывается…"

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.