Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

18 января, суббота

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

18.01.2020

Комментарии ( )

"Важен каждый тезис"

Алексей Текслер прокомментировал послание Владимира Путина Федеральному собранию.

18.01.2020

Комментарии ( )

Российское правительство ушло в отставку

Это произошло вслед за посланием главы государства Владимира Путина Федеральному собранию, в котором он обозначил целый ряд фундаментальных изменений в Конституцию.

18.01.2020

Комментарии ( )

ММК внедряет современную маркировку

В ПАО "ММК" внедрена система учёта многооборотных средств крепления (МСК) с использованием современной технологии маркировки - радиочастотных меток (RFID).

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

17.01.2020

Комментарии ( )

см. 2 фото »

Звучание "Живой струны"

Магнитогорцы услышат бардов, чьи имена известны по всему Уралу и за его пределами.

16.01.2020

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Чтобы не превратиться в Маугли

"Мы на ём разговариваем"… Эта шуточная фраза была сказана когда-то Инной Моисеевной Поляковой в часы долгих бесед.

07.12.2019

Комментарии ( )

см. 14 фото »

Культурный код нации

Новая экспозиция "Высокий лик" (6+) приурочена к 220-летию со дня рождения Александра Пушкина.

05.12.2019

Комментарии ( )

см. 7 фото »

Кроссовер или новое прочтение

В рамках третьего фестиваля "Оперетта, браво!", открывшегося в Магнитогорском театре оперы и балета, с аншлагом выступил солист столичного театра "Геликон-опера" Дмитрий Янковский.

26.11.2019

Комментарии ( )

см. 13 фото »

"Трёхмерная" философия мастера

В картинной галерее торжественно открыли персональную выставку Назира Гайфуллина "Цвет и форма" (6+).

21.11.2019

Комментарии ( )

см. 20 фото »

"Сальто в будущее"

Ноябрь ознаменовался масштабным четырёхдневным состязанием в Магнитогорском цирке.

19.11.2019

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Тёплый декабрь под гитару

Последний месяц года порадует тремя хорошими и разными концертами.

19.11.2019

Комментарии ( )

см. 11 фото »

Рукотворное волшебство "Закулисья"

Магнитогорский театральный музей впечатлил жюри знакового конкурса.

Культура

07.12.2010

Текст: Елена Володина

Малое как большое изнутри

В лабиринте художественного смысла часто прокладываются противоположные траектории.

Большое пожирает малое?.. Есть над чем задуматься.

Так ли просто устроен мир, что крупные объекты непременно притягивают своих хрупких собратьев, не обладающих столь же мощной силой, и поглощают их подобно черной дыре? Опыты мировой истории и быстротекущей жизни подсказывают обратное - малое, незаметное и слабое, порой оказывается много сильнее. Мягкая, но ритмично наплывающая на берег волна обращает камень в совершенную форму. Бактерии разъедают железо. Секундное смещение в пространстве разворачивает течение жизни в противоположную сторону. Что уж говорить о Гамлете с его идеей мира как пищеварительной системы.

Так что скорее - это фраза-перевертыш. Вы вправе прочесть ее с двойной расстановкой акцентов. Большое пожирает малое. Большое пожирается малым. Родная речь позволяет прокладывать разные, часто противоположные траектории в лабиринте смыслов. Но пути пересекаются, тем более в лабиринте, в котором где выход, там и вход. Так и трактовка рожденного художником образа не укладывается в логическую схему. В каждой картине или арт-объекте скрыты внутренние переживания автора, сразу невидимые за внешней бравадой, отстраненной нервозностью или добродушной иронией внешних проявлений…

В выставочном зале Магнитогорского государственного университета проходит художественная выставка с таким вот двойным названием. Художники - участники выставки - люди известные, но вместе незнакомые и приглашающие к очередному узнаванию и совместному размышлению - Владимир Некрасов, Андрей Точилкин, Александр Ерофеев.

Творчество этих художников давно знакомо любителям и знатокам искусства города и за его пределами. Они участники многочисленных выставок, в том числе и персональных, три из которых состоялись именно в МаГУ, в пространстве факультета изобразительного искусства и дизайна, в атмосфере творческого поиска и острого отклика на искусство, не копирующее реальность, но раскрывающее ее внутреннее устройство, порой провокационными методами.

Выставка состоялась как явление неоднозначное, но выстраданное художниками. В эпоху пост-пост-модернизма бросаться в омут авангарда с целью исключительно эпатировать и раздражать публику нелепо. История подобных демаршей осталась в прошлом. Это малое уже поглощено большим. В наше время обилия языковых систем сложная формальная живопись - это один из островыразительных способов общения. Но сегодня успех диалога во многом зависит от готовности, интуиции, "резонансной" способности зрителя откликнуться и вступить во взаимодействие с художниками. А поговорить с ними есть о чем.

На выставке представлены разные направления творчества Владимира Некрасова. Это сюжетные композиции - новые, но вместе внутренне знакомые. Здесь и мифологические образы, и картины рассказанные о нас самих: "Похищение Европы", "Он и она", "Спящий". Они выполнены в традиционной для В. Некрасова манере укрупненного переднего плана. Только теперь они стали более лирическими и просветленными. Оказалось, что состоявшемуся художнику присущи мудрость, глубокое сопереживание, пластическая организованность. Им постигнута могучая красота человеческого тела, становящегося почти природной стихией, исполненной гармонии, - "Сидящая". К героям Владимира Некрасова испытываешь трогательное чувство проникновенного и сочувственного внимания. Художник обретает новые краски, чистые даже в сложных сочетаниях.

Среди картин Владимира Некрасова представлены и абстрактно-философские работы, в которых художник осваивает иные пути постижения пространства. Подобные композиции сродни порталам, сквозь которые просачивается, пробирается или влетает с разбега Мысль. Не случайно заглавной инсталляцией выставки стала совместная с А. Точилкиным работа, давшая название всей экспозиции - "Большое пожирает малое". Это старое Зеркало, балансирующее между глухой стеной и неустойчивым табуретом с перевязанной ногой. Объект сознательно расположен напротив входной двери, становясь аллегорией другого входа, входа в зазеркальный мир, втянувший в себя всякого, кто оказался перед ним. В картине "Хлеб и вино" происходит совмещение ясно видимого - атрибуты трапезы - с условным, но глубоко образным - Тайная вечеря. До поры до времени скрытые в глубине черного цвета фигуры медленно проступают, объясняя, что услышать друг друга можно именно в темноте.

Андрей Точилкин тревожит наше восприятие искаженными формами, являющимися во сне. Трактовать точно подобные формы и мысли может только сам художник. Хотя и для него, наверное, в этом мире не все ясно. Эта неясность лежит в основе особого разговора художника с небом. Его герой, улыбающийся на луну, скорее оскалился, улыбка кажется зловещей, хотя и не лишена иронии. "Ковчег" растерянно замер на месте в поисках горизонта. Человек кричит в небо, бросая ему вызов. Несомненно, художник выходит за пределы собственной мастерской, например, переживая опыт восхождения на гору, в результате которого вполне возможен союз с небесами. Но и это тоже вызов - работа "Эльбрус".

Зеркальная форма в интерпретации художника - отражение целого мира. Кто, будучи на выставке, избежал искушения сосредоточить внимание на собственном отражении в круглой зеркальной форме? В нас заложена тяга к узнаванию, тем более самого себя. Начинается очередное поглощение одного другим - нас миром, мира нами. Вполне можно рассматривать арт-объект "Слезы" как одно из воплощений идеи выставки. Искусство - не зеркало, отражающее мир, хотя мы так и норовим приписать ему эту функцию. Художник сознательно уводит нас от самолюбования, наполняя зеркало декоративно-знаковыми элементами. Но сутью объекта становятся застывшие прозрачные капли на зеркальной поверхности. Слезы мира - слезы художника, представленные с пронзительной откровенностью.

Если композиции Андрея Точилкина более отвечают экспрессивным выплескам эпохи, то работы Александра Ерофеева, поэта и талантливого художника, притягивают интеллектуальной утонченностью, техничностью исполнения, красотой современной формы, что не исключает глубины размышления о мире и полноты его воплощения в пластических экспериментах. Тем более что изысканное композиционное решение, равновесие, чистые формы, идеальные поверхности еще более усиливают остроту духовного поиска и лукавство опасностей на этом пути.

Все прекрасное притягательно. Но что скрывается за благородной черной поверхностью вечного покоя - красный надрез внутреннего беспокойства? В работе "Рассечение" - малое снова пожирает большое.

"Мифология матрицы" - блестящий по замыслу и исполнению полиптих. Он состоит из нескольких частей, в каждой из которых зафиксирован один из этапов освоения цифровой реальности. "Территория взлома", "Поиск данных", "По образу и подобию", "Золотой камень". Не есть ли это размышление на тему создания искусственного разума с целью ответа на вечный вопрос о Боге: теперь есть?

Опасения, тревожность, страхи о прекращении мира, возникающие в процессе вечного поглощения и пожирания одного другим, могут привести к странному принятию идеи разрушения. Но именно неизбежность перехода одной формы в другую подтверждает идею о сохранении основ вечно меняющегося мироздания.

Выставка захватила пространство зала, освоив все его уголки и световые потоки. Выявилось "малое". Но не расплылось и "большое". Столь разные, но совпавшие в событиях и творчестве художники могут освоить и камерный зал, и фабричный цех, и городскую площадь, выявив все грани обоих начал. И в этом выявлении становится ясно, что слово "пожирает" не столь уж и подходит "малому". "Малое" не стремится к власти, к обладанию. Оно живет в своем ритме. Со скоростью, достойной философского созерцания. Преобразует мир, будучи хрупким, гибким, вкрадчивым, острым, кристальным, прозрачным...

Примите художника, попробуйте понять, о чем он пытается докричаться или "дошептаться" до мира и до нас.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

17.01.2020

( )

см. 1 фото »

"В моём краю магнитные ветра…"

К 70-летию со дня рождения магнитогорского писателя А.Б.Павлова.

14.01.2020

( )

Спасибо тебе, "Уралочка"!

Ветеранов труда ежемесячно приглашает библиотека литературного краеведения имени Михаила Люгарина, возглавляемая Екатериной Коркиной.

10.01.2020

( )

"Зимушка-зима"

Возвращение в счастливое детство дарит филиал № 5 объединения городских библиотек.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2019).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.