Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

9 августа, воскресенье

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

08.08.2020

Комментарии ( )

Бережливое производство

Тренинг, организованный ФЦК, систематизирует опыт и даёт новые идеи.

08.08.2020

Комментарии ( )

Шаг назад на четверть века

На фоне изменений в финансовой сфере, диктуемых пандемией коронавируса, банковское сообщество высказывает опасение, что россияне в ближайшее время не будут воспринимать вклады как источник сбережений и приумножений денежных средств и начнут искать альтернативу депозитам.

08.08.2020

Комментарии ( )

Режим ограничений продлён

По данным оперативного штаба на 6 августа, в регионе подтверждено 12430 случаев заболевания COVID-19 (плюс 98 новых подтверждений к предыдущему дню).

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

06.08.2020

Комментарии ( )

см. 11 фото »

Энергетика добра в ангелах мира

Передвижная выставка побывает в трёх городах, поддержав идею триптиха мемориалов: Магнитогорск-Волгоград-Берлин.

25.07.2020

Комментарии ( )

см. 14 фото »

"Буратино" в реале и онлайн

Завершая сезон 2019-2020, театр готовится к новым встречам со зрителями

23.06.2020

Комментарии ( )

см. 12 фото »

"Валить нельзя остаться?"

Независимый театральный проект "Театр talk" приглашает жителей и гостей города принять участие в необычном театральном эксперименте.

06.06.2020

Комментарии ( )

Идут, когда лежат, стоят, когда висят

Несмотря на то, что русский язык некоторые называют языком умирающим, поскольку с каждым годом на нём говорят всё меньше людей в мире, лингвисты не унывают: перспектива у "великого и могучего" - о-го-го!

06.06.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

А всё Пушкин и Чехов

Вот уже десять лет мир отмечает День русского языка, праздновать который решено в день рождения Пушкина.

04.06.2020

Комментарии ( )

см. 4 фото »

Генеалогическое древо поколений

В Магнитогорске на базе историко-краеведческого музея создан клуб родоведов.

26.05.2020

Комментарии ( )

Музейный опыт цифровой "Ночи"

Пандемия проверила на прочность культурную индустрию по всему миру.

19.05.2020

Комментарии ( )

см. 1 фото »

"Вдохновение" для драмтеатра

"Мюзикл "Двенадцать стульев" (12+) - смелый и интересный замысел.

Культура

07.12.2010

Текст: Елена Володина

Малое как большое изнутри

В лабиринте художественного смысла часто прокладываются противоположные траектории.

Большое пожирает малое?.. Есть над чем задуматься.

Так ли просто устроен мир, что крупные объекты непременно притягивают своих хрупких собратьев, не обладающих столь же мощной силой, и поглощают их подобно черной дыре? Опыты мировой истории и быстротекущей жизни подсказывают обратное - малое, незаметное и слабое, порой оказывается много сильнее. Мягкая, но ритмично наплывающая на берег волна обращает камень в совершенную форму. Бактерии разъедают железо. Секундное смещение в пространстве разворачивает течение жизни в противоположную сторону. Что уж говорить о Гамлете с его идеей мира как пищеварительной системы.

Так что скорее - это фраза-перевертыш. Вы вправе прочесть ее с двойной расстановкой акцентов. Большое пожирает малое. Большое пожирается малым. Родная речь позволяет прокладывать разные, часто противоположные траектории в лабиринте смыслов. Но пути пересекаются, тем более в лабиринте, в котором где выход, там и вход. Так и трактовка рожденного художником образа не укладывается в логическую схему. В каждой картине или арт-объекте скрыты внутренние переживания автора, сразу невидимые за внешней бравадой, отстраненной нервозностью или добродушной иронией внешних проявлений…

В выставочном зале Магнитогорского государственного университета проходит художественная выставка с таким вот двойным названием. Художники - участники выставки - люди известные, но вместе незнакомые и приглашающие к очередному узнаванию и совместному размышлению - Владимир Некрасов, Андрей Точилкин, Александр Ерофеев.

Творчество этих художников давно знакомо любителям и знатокам искусства города и за его пределами. Они участники многочисленных выставок, в том числе и персональных, три из которых состоялись именно в МаГУ, в пространстве факультета изобразительного искусства и дизайна, в атмосфере творческого поиска и острого отклика на искусство, не копирующее реальность, но раскрывающее ее внутреннее устройство, порой провокационными методами.

Выставка состоялась как явление неоднозначное, но выстраданное художниками. В эпоху пост-пост-модернизма бросаться в омут авангарда с целью исключительно эпатировать и раздражать публику нелепо. История подобных демаршей осталась в прошлом. Это малое уже поглощено большим. В наше время обилия языковых систем сложная формальная живопись - это один из островыразительных способов общения. Но сегодня успех диалога во многом зависит от готовности, интуиции, "резонансной" способности зрителя откликнуться и вступить во взаимодействие с художниками. А поговорить с ними есть о чем.

На выставке представлены разные направления творчества Владимира Некрасова. Это сюжетные композиции - новые, но вместе внутренне знакомые. Здесь и мифологические образы, и картины рассказанные о нас самих: "Похищение Европы", "Он и она", "Спящий". Они выполнены в традиционной для В. Некрасова манере укрупненного переднего плана. Только теперь они стали более лирическими и просветленными. Оказалось, что состоявшемуся художнику присущи мудрость, глубокое сопереживание, пластическая организованность. Им постигнута могучая красота человеческого тела, становящегося почти природной стихией, исполненной гармонии, - "Сидящая". К героям Владимира Некрасова испытываешь трогательное чувство проникновенного и сочувственного внимания. Художник обретает новые краски, чистые даже в сложных сочетаниях.

Среди картин Владимира Некрасова представлены и абстрактно-философские работы, в которых художник осваивает иные пути постижения пространства. Подобные композиции сродни порталам, сквозь которые просачивается, пробирается или влетает с разбега Мысль. Не случайно заглавной инсталляцией выставки стала совместная с А. Точилкиным работа, давшая название всей экспозиции - "Большое пожирает малое". Это старое Зеркало, балансирующее между глухой стеной и неустойчивым табуретом с перевязанной ногой. Объект сознательно расположен напротив входной двери, становясь аллегорией другого входа, входа в зазеркальный мир, втянувший в себя всякого, кто оказался перед ним. В картине "Хлеб и вино" происходит совмещение ясно видимого - атрибуты трапезы - с условным, но глубоко образным - Тайная вечеря. До поры до времени скрытые в глубине черного цвета фигуры медленно проступают, объясняя, что услышать друг друга можно именно в темноте.

Андрей Точилкин тревожит наше восприятие искаженными формами, являющимися во сне. Трактовать точно подобные формы и мысли может только сам художник. Хотя и для него, наверное, в этом мире не все ясно. Эта неясность лежит в основе особого разговора художника с небом. Его герой, улыбающийся на луну, скорее оскалился, улыбка кажется зловещей, хотя и не лишена иронии. "Ковчег" растерянно замер на месте в поисках горизонта. Человек кричит в небо, бросая ему вызов. Несомненно, художник выходит за пределы собственной мастерской, например, переживая опыт восхождения на гору, в результате которого вполне возможен союз с небесами. Но и это тоже вызов - работа "Эльбрус".

Зеркальная форма в интерпретации художника - отражение целого мира. Кто, будучи на выставке, избежал искушения сосредоточить внимание на собственном отражении в круглой зеркальной форме? В нас заложена тяга к узнаванию, тем более самого себя. Начинается очередное поглощение одного другим - нас миром, мира нами. Вполне можно рассматривать арт-объект "Слезы" как одно из воплощений идеи выставки. Искусство - не зеркало, отражающее мир, хотя мы так и норовим приписать ему эту функцию. Художник сознательно уводит нас от самолюбования, наполняя зеркало декоративно-знаковыми элементами. Но сутью объекта становятся застывшие прозрачные капли на зеркальной поверхности. Слезы мира - слезы художника, представленные с пронзительной откровенностью.

Если композиции Андрея Точилкина более отвечают экспрессивным выплескам эпохи, то работы Александра Ерофеева, поэта и талантливого художника, притягивают интеллектуальной утонченностью, техничностью исполнения, красотой современной формы, что не исключает глубины размышления о мире и полноты его воплощения в пластических экспериментах. Тем более что изысканное композиционное решение, равновесие, чистые формы, идеальные поверхности еще более усиливают остроту духовного поиска и лукавство опасностей на этом пути.

Все прекрасное притягательно. Но что скрывается за благородной черной поверхностью вечного покоя - красный надрез внутреннего беспокойства? В работе "Рассечение" - малое снова пожирает большое.

"Мифология матрицы" - блестящий по замыслу и исполнению полиптих. Он состоит из нескольких частей, в каждой из которых зафиксирован один из этапов освоения цифровой реальности. "Территория взлома", "Поиск данных", "По образу и подобию", "Золотой камень". Не есть ли это размышление на тему создания искусственного разума с целью ответа на вечный вопрос о Боге: теперь есть?

Опасения, тревожность, страхи о прекращении мира, возникающие в процессе вечного поглощения и пожирания одного другим, могут привести к странному принятию идеи разрушения. Но именно неизбежность перехода одной формы в другую подтверждает идею о сохранении основ вечно меняющегося мироздания.

Выставка захватила пространство зала, освоив все его уголки и световые потоки. Выявилось "малое". Но не расплылось и "большое". Столь разные, но совпавшие в событиях и творчестве художники могут освоить и камерный зал, и фабричный цех, и городскую площадь, выявив все грани обоих начал. И в этом выявлении становится ясно, что слово "пожирает" не столь уж и подходит "малому". "Малое" не стремится к власти, к обладанию. Оно живет в своем ритме. Со скоростью, достойной философского созерцания. Преобразует мир, будучи хрупким, гибким, вкрадчивым, острым, кристальным, прозрачным...

Примите художника, попробуйте понять, о чем он пытается докричаться или "дошептаться" до мира и до нас.

 Фото к статье

Комментарии к статье


Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

04.07.2020

( )

Подарок для ребятни

В редакцию "ММ" пришла благодарность в адрес депутата Магнитогорского городского Собрания.

16.06.2020

( )

Спасибо за площадку

В редакцию "ММ" пришло письмо от жителей дома № 15/1 по улице Труда.

16.06.2020

( )

см. 5 фото »

Праздник-онлайн в детском саду

Вот пришло долгожданное лето, наполнившее ароматом трав и яркостью красок нашу жизнь, и подошло время прекрасных традиционных праздников.

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2020).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.