Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

16 декабря, воскресенье

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

15.12.2018

Комментарии ( )

Укрепляя сотрудничество

На этой неделе в Магнитогорске с рабочим визитом побывала официальная делегация города Хуайань провинции Цзянсу Китайской Народной Республики.

15.12.2018

Комментарии ( )

Задай вопрос президенту!

В четверг, 20 декабря, состоится традиционная пресс-конференция главы государства, попасть на которую есть возможность не только у журналистов кремлёвского пула, но и у представителей региональных средств массовой информации.

15.12.2018

Комментарии ( )

Уточнить детали

Об изменениях в законе о занятости населения любой желающий может узнать у специалистов.

Опрос

Последние статьи рубрики

«Культура»

13.12.2018

Комментарии ( )

см. 20 фото »

Оперетта, браво!

Второй фестиваль оперетты и мюзиклов в Магнитогорске завершился двумя фееричными гала-концертами.

13.12.2018

Комментарии ( )

см. 11 фото »

Коралловые бусы одиночества

Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина снова обратился к творчеству Цветаевой.

08.12.2018

Комментарии ( )

см. 24 фото »

Бессмертная комедия Шекспира

Спектакль "Двенадцатая ночь" оригинален, авангарден и эксцентричен.

04.12.2018

Комментарии ( )

см. 19 фото »

"Белой акации" звуки волшебные

Во втором спектакле в рамках фестиваля "Оперетта, браво-2018" (12+), проходящего в эти дни в Магнитогорске, приняли участие сразу четыре приглашённых солиста.

29.11.2018

Комментарии ( )

см. 12 фото »

Тысячи ликов стихии

Магнитогорск в очередной раз подтвердил звание города высокой культуры.

22.11.2018

Комментарии ( )

см. 8 фото »

Педагог. Художник. Личность

В картинной галерее проходит выставка памяти заслуженного художника России Рашита Сафиулина.

20.11.2018

Комментарии ( )

см. 26 фото »

Ларинская осень в "Буратино"

Режиссёр, чувствующий душу театра, - настоящий волшебник.

20.11.2018

Комментарии ( )

см. 3 фото »

Джаз на трёх языках

В Центре музыкального образования "Камертон" состоялись творческая встреча и концерт джазовой музыки Мишеля Вебера и швейцарско-российского трио Бернарда Швентера.

Культура

09.07.2011

Текст: Наталья Лазарева, кандидат искусствоведения, доцент Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки

Жизнь, отданная музыке и людям

11 июля исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста России Семена Эйдинова.

В Магнитку Семен Эйдинов приехал в 1938 году свежеиспеченным выпускником Московской консерватории, окончившим с отличием отделение хорового дирижирования по классу профессора Г. Дмитревского.

Город, которому в то время не было и десяти лет, гигантские масштабы строительства, а главное - атмосфера энтузиазма и созидания, оказались созвучны мировосприятию молодого музыканта. Он активно включается в "будни великой стройки". Уже в 1939 году при активном участии Семена Григорьевича открывается музыкальное училище, где во всей полноте раскрылась широта его профессионального диапазона. Здесь он работает как дирижер-хоровик, преподает музыкально-теоретические дисциплины, проявляет себя безупречным концертмейстером. Прекрасная подготовка, полученная в стенах Московской консерватории, сочетавшаяся с колоссальной работоспособностью вскоре сделали Эйдинова безусловным музыкальным лидером Магнитки.

В годы военного лихолетья Семену Григорьевичу удалось не только уберечь от закрытия музыкальную школу и училище, но и совершить почти невозможное: убедить руководство города и металлургического комбината дать "добро" на создание в Магнитке профессионального хорового коллектива. Так на рубеже 1944-45 годов в "военной кузнице страны" формируется хоровая капелла, главным дирижером и художественным руководителем которой Эйдинов был до последнего часа своей жизни.

В послевоенные годы музыкально-созидательная деятельность Эйдинова приобретает еще более внушительные масштабы. Создается стройная система детского музыкального образования и массово-музыкальной работы с детьми-подростками. Открываются десятки музыкальных школ.

В 1958 году создается городское хоровое общество, которое оказывает большую методическую и практическую помощь сотням самодеятельных хоровых коллективов, существующим едва ли не в каждом учебном заведении города, Дворцах культуры, в цехах ММК и других предприятий. 1966 год ознаменовался открытием в Магнитке первого в России Дома музыки. Здесь проходят камерные концерты, действуют музыкальные лектории, работают творческие коллективы, проводятся регулярные семинары для школьных учителей музыки. Позднее по инициативе Эйдинова были открыты еще два Дома музыки и построено помещение хоровой капеллы. Но главным детищем Семена Григорьевича этих лет стало новое здание музыкального училища. И в 1972 году музыкальное училище отпраздновало долгожданное новоселье. Предметом же особой гордости Семена Григорьевича был пристроенный к учебному корпусу концертный зал, которого не предусматривал типовой проект.

Семен Григорьевич обладал редкой способностью сплачивать вокруг себя людей, растить и воспитывать таланты, заражать их своим энтузиазмом музыканта-просветителя.

 - Наши ребята должны быть общественными деятелями, жить этим, стать подвижниками, - утверждал Эйдинов. - С первого курса надо готовить не просто профессионала, хорошо играющего программу, а пропагандиста, просветителя, который захочет и сумеет открыть в поселке, захолустном городке или селе музыкальную школу, стать в центре музыкальной жизни, делать эту жизнь…

 За сорок лет его руководства Магнитогорское музыкальное училище имени М. И. Глинки выпустило 2,5 тысячи молодых специалистов. Многие из них внесли значительный вклад в исполнительское искусство и музыкальную педагогику России, удостоены почетных званий народных и заслуженных артистов. Среди них - главный хормейстер Кишиневского театра оперы и балета Алексей Виноградский; профессор, хормейстер и дирижер Александр Никитин; профессор, заведующий кафедрой оперной подготовки Минской консерватории Юрий Новиков; хормейстер Пермского театра оперы и балета Александра Рогова; профессор Высшей школы изящных искусств, академик Международной академии информатизации Владимир Хабаров; создатель и художественный руководитель ансамбля русской песни "Этнос", директор детской школы искусств № 3 Южно-Сахалинска Наталья Эйдинова.

Сила музыкантского и человеческого притяжения Эйдинова была столь велика, что в далекую Магнитку съезжались выпускники столичных консерваторий, чтобы начать свой исполнительский и педагогический путь под его руководством. Так, именно здесь появились авторитетнейшие в будущем музыканты страны - В. А. Чернушенко, В. Г. Васильев, Л. А. Аншелес, Г. М. Цес. Школа, которую молодые дирижеры прошли под руководством Эйдинова, открыла этим талантливым людям двери в блестящее профессиональное будущее.

Созданная и руководимая Эйдиновым Магнитогорская государственная хоровая капелла достаточно быстро превратилась в высокопрофессиональный коллектив, способный решать сложные задачи художественного порядка. С конца 50-х годов капелла вполне могла конкурировать с ведущими академическими хорами столичных городов страны. Репертуар и исполнительское мастерство коллектива отвечали самым взыскательным вкусам слушательской аудитории. Коллектив с большим успехом концертировал в Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, в зале имени А. К. Глазунова Ленинградской консерватории, в Домском соборе Риги. Высокий профессиональный уровень Магнитогорской капеллы и растущий в музыкальных кругах авторитет ее художественного руководителя привлекают внимание к коллективу многих композиторов, работавших в жанрах хоровой музыки. Устанавливаются прочные творческие контакты с Шостаковичем, Свиридовым, Салмановым, Фридом, Флярковским, Кабалевским, Хачатуряном. В городском архиве хранятся письма многих советских композиторов, адресованные Эйдинову. Сохранилась лаконичная открытка Дмитрия Шостаковича, написанная рукой выдающегося композитора как отклик на исполнение в Москве его Хоровых поэм на стихи революционных поэтов: "Дорогой Семен Григорьевич! Спасибо вам сердечное за ваш подарок, столь дорогой для меня. Шлю вам самые лучшие пожелания. Крепко жму руку".

Начиная со второй половины 40-х годов на базе музыкального училища и хоровой капеллы регулярно проводились музыкальные лектории. А затем начинает работу университет музыкальной культуры, занятия которого длительное время проходили в цехах металлургического комбината. Позднее, в 70 годы, был разработан семилетний цикл бесед-концертов для школьников, основанный на программе музыкального воспитания Кабалевского. Лекции-концерты составляли две трети от общего ежегодного количества концертов хоровой капеллы.

Эйдинов был не только превосходным музыкантом и педагогом, умевшим зажечь искру любви к профессии, он обладал и замечательными человеческими качествами. Доброжелательность, открытость и доступность он сохранил до конца своих дней. Двери его рабочего кабинета и квартиры были всегда открыты для коллеги-педагога, студента, простого любителя музыки. Рабочий день Эйдинова длился обычно с раннего утра до глубокого вечера. При колоссальной загруженности он не имел секретарей-референтов, ограждавших директорские двери от стремящихся к нему людей…

Последний год жизни Семена Григорьевича был поистине трагичен. Чиновники от партийного руководства города, ревниво относящиеся к неуклонно растущему авторитету музыканта, озлобленные его непрогибаемостью и самостоятельностью, нашли повод, чтобы уволить Эйдинова с поста директора музыкального училища. Полный творческих планов и новых идей, Семен Григорьевич остался не у дел. В январе 1983 года во время гастролей Магнитогорской хоровой капеллы он скончался на сцене одного из концертных залов Риги, едва успев довести до конца исполнение хора "Славься" Михаила Глинки…

Дело Семена Григорьевича Эйдинова продолжается. На базе двухступенчатой системы музыкального образования, выстроенной им в городе, появилось третье, высшее звено - Магнитогорская государственная консерватория - академия - имени М. И. Глинки, которая успешно работает уже около 20 лет. Почти столько же лет действует театр оперы и балета. Созданная Эйдиновым Магнитогорская хоровая капелла удостоена академического статуса и почетного имени ее основоположника. На гастрольной карте коллектива значатся не только города России, но и столицы многих европейских стран. В память о выдающемся хормейстере в Магнитогорской консерватории проводится Всероссийский конкурс молодых хоровых дирижеров имени народного артиста России Семена Григорьевича Эйдинова.

 Фото к статье

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


Публикации

13.12.2018

( )

Голубенькая и чёрненькая

Обращаюсь к добрым людям с просьбой взять очаровательных котят, которых я подобрала в мороз и выходила.

05.12.2018

( )

Любимому городу посвящается

В последние дни осени в Центре народного творчества Орджоникидзевского рай-она прошел Городской фестиваль ремесел "Мастера стального города", посвященный 90-летию Магнитогорска.

05.12.2018

( )

Музыкальная перезагрузка в Магнитогорске

Первые зимние дни порадовали жителей Магнитогорска не только хорошей погодой, но и яркими выступлениями самого необычного в России камерного оркестра "Imperialis Orchestra".

    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.